.

Железные Дороги Словакии

Железные дороги и поезда в Словакии. Slovakia.

Подробный отзыв о поездке:
За последний три года я неоднократно бывал в Словакии (в основном с лечебными целями) и надеюсь побывать там еще не раз. При этом весьма активно пользовался железными дорогами.
Не буду спорить с теми, кто утверждает, что Словацкие железные дороги (ZSR – «Железные дороги Словацкой республики», пассажирские перевозки осуществляются государственной компанией ZSSK – «Железнична спольность словенско») — основное средство передвижения в стране. Но автобусная сеть развита ничуть не хуже. Вместе с тем, железнодорожное сообщение в Словакии показалось мне несколько лучше организованным, чем у соседей – в Чехии (впрочем, это субъективное мнение). Железные дороги Чехии и Словакии, как и раньше, на мой взгляд, составляют практически «единый организм» (границу в день пересекают десятки, если не сотни, поездов), поэтому ценовой порядок – один и тот же (примерно). А из любого города (городка) Словакии можно взять билет в Чехию без всяких надбавок и наоборот (это, правда, пробовал пару раз и с относительно крупных станций). Правда, сама железнодорожная инфраструктура (пути и поезда) в Чехии лучше, что позволяет пускать там поезда более высокого класса и скорости.
Поезда по большинству направлений ходят раз в час-полтора, в районах крупных городов – полчаса-час. В выходные дни график движения существенно сокращается, интервалы увеличиваются, а некоторые поезда отменяются. Начинают поезда ходить очень рано (в 3-5 часов), а заканчивают – поздно (в 23-24). Есть и ночные поезда: как правило, идущие через всю страну — Запада на Восток и обратно.
Самые медленные региональные поезда называются Osobni (Os), они останавливаются на всех остановках. Скорые поезда именуются Rychlik (R) и Express (Ex) и каждый имеет свое имя: Liptov, Detvan и др. Самые быстрые – поезда InterCity (IC) – ходят от столицы до Кошице. За IC берется доплата к основному тарифу (с января 2012 года тарифная политика устанавливается отдельной управляющей компанией, и проезд во 2 классе от начала до конца стоит 24 евро). Доплаты на ускоренные поезда — небольшие и практически незаметные, а на некоторых направлениях, как показала практика, – их нет вообще. Резервирование мест обязательно только в наиболее востребованных поездах (их мало, как правило, это из Братиславы на Кошице, а также в некоторые чешские города). Билет на поезд через всю страну от Братиславы Г(Х)уменне стоит в скором поезде (не IC) сейчас 21 евро, до Жилины – 9,5 евро.
Через (в основном) и в Словакию также ходят международные поезда – EC (EuroCity) и EN (EuroNight) – из Чехии, Венгрии, Германии. В 2012 году вновь планируется запустить SC (SuperCity) типа «Пендолино» от Праги до Жилины – подобный раньше до Братиславы ходил, а в декабре 2009 года отменили.
Первый раз я увидел действительно словацкий поезд в апреле 2009 года на станции Врутки (до него я ехал из Остравы чешскими железными дорогами). На пути стояла двухвагонная электричка, вся разрисованная граффити. Но внутри оказалось чисто, даже уютно, и я на ней доехал до места отдыха, коим были Турч(и)анске Теплице, точно и в срок.
Обратно от Врутков до Братиславы ехал уже в нормальном «восточноевропейском» поезде, немного обшарпанном, но чистом и не слишком дорогом (во всяком случае, цена от чешско-германской границы до Берлина в почти в два раза превышала плату за практически аналогичное расстояние от Братиславы до этой самой границы). Вообще сейчас (судя по сайтам, где отражается цена билетов) стоимость проезда на средние расстояния равна где-то 1 евро за 20 км. Соответственно 1 км стоит около 5 центов. Но, как и везде – чем дальше едешь, тем стоимость за 1 км дешевле (до 2 центов).
Второй раз в 2010 году пользовался Словацкими ж/д более активно и ни разу поезда не опаздывали (пару-тройку минут максимум). Сразу же хочу заметить: на сайте Deutche Bahn информация о Словацких ж/д не совсем (мягко сказать) верная.
Все достаточно просто – садишься и едешь (как и по всей Европе), но лучще — с билетом. Если билета нет – надо сразу предупредить контролера – он же кассир. А контроль весьма жесткий – проверяют неоднократно: после каждой «узловой» станции бригада меняется и проверяет всех подряд. Но все очень вежливо, без всякого хамства, но по-русски не говорят – лишь некоторые, прежде всего молодежь, знают английский и немецкий. Однако, лучше не нарываться: был свидетелем в 2011 году, как на перегоне между Тренчином и Нитрой на каком-то полустанке высадили мужика без билета (он не хотел платить штраф).
Еще момент: если едешь ночью, то надеяться надо только на себя (либо соседей по купе, если таковые имеются и могут тебя понять) – кассиры на станциях не будят, проехать нужную – это «на раз-два». В 2010 ехал из Трнавы до Липтовски-Микулаша и проскочил его. Пришлось выйти в Попраде, денег не взяли, да еще как смогли — объяснили как лучше добраться обратно.
Честно говоря, сильно не расстроился и, посмотрев Попрад, поехал на TEZ-TER (Татранские электрические железные дороги – специальные поезда, приспособленные для движения по невысоким горам) оттуда в Штрбске Плесо. Очень красиво, хоть и снега было уже мало. Обратно спускался до станции Штрба на OZ-CR (5-километровая железная дорога с поездами на зубчатой передаче).
Билеты в основном покупаются в кассах. С большими очередями не сталкивался. Автоматов по продаже билетов видел крайне мало, а реально пользовался дважды: в Братиславе и на станции Раец (там вообще кассы нет). В автоматах в Братиславе было английское меню. А в Райце словаки весьма доброжелательно помогли (перевода там не было). Некоторые кассиры (из старшего поколения) чуть-чуть понимают по-русски, а с англоговорящими встретился в Братиславе и Галанте (оба раза – молодые женщины). Впрочем, из-за относительной близости языков названия требуемой станции можно произнести по-русски, если ехать через что-то – сказать «цез», либо «преступ на…» — поймут. Могут переспросить: «кам», т.е. куда. Если надо ещё и обратно – к названию нужной станции добавьте «а спат». А вообще-то поезд по-словацки – «влак».
Что касается международного сообщения, то проще всего уехать в Чехию. Несколько раз в день – в Венгрию, причем не только из Будапешта, но и из Кошице. Практически каждый час-полтора ходят поезда до Вены из Братиславы (ехать чуть больше часа, цена 7-8 евро). До Дрездена-Берлина из Братиславы идут два прямых поезда, но уехать туда (а также в Южную Германию) без проблем с пересадкой в Чехии, либо в Австрии. Через Украину (Чоп) ходит московский поезд, а также один раз в день – местный «подкидыш» (есть ещё несколько автобусов до Ужгорода). Сложнее всего на поезде попасть в Польшу: причины этого неизвестны – они либо инфраструктурные (хотя официально есть три транзитные пассажирские ветки), либо политические. В настоящее время «особни» поезд идет по будням три раза в день (по выходным – два раза) от Жилины до польской пограничной станции Звардон(ь), по остальным переходам пассажирского движения нет. В Южную Польшу (Катовице, Краков) лучше всего двигаться через Чехию (Остраву, Богумин) – проверено лично неоднократно.
Сайт ZSSK для пассажиров http://www.slovakrail.sk/ (есть английская, несколько более «узкая» версия).
Очень удобный словацкий сайт с универсальным расписанием поездов и автобусов (в том числе поездам по ближайшим странам) http://cp.atlas.sk/vlakbus/spojenie/ (некоторые говорят, что он не слишком точен, но за три года ни разу не подводил).
Пожаловаться на отчёт Слайд-шоу Постраничный просмотр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *