.

Воскресенский Собор Тутаев

Тутаев. Собор Воскресения Христова.

Воскресенский собор удивительный Российский православный храм в Тутаеве и прекрасная достопримечательность России. По всей вероятности, до середины XVII века в Борисоглебске (Тутаеве) не было каменного храма, но существовало несколько деревянных. Среди них — теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, Борисоглебская церковь, а также храм с престолами, посвященными Сошествию Святого Духа, Благовещению и все тем же первым канонизированным русским святым Борису и Глебу. Впрочем, история очень туманна, точное время создания этих церквей неизвестно. Не исключено даже, что в слободе имелась всего одна, но при этом довольно вместительная церковь с несколькими престолами. Позднему, XIX столетия, преданию о том, что со времен Ивана Грозного слобода располагала деревянной брусчатой церковью с пятью куполами, доверять вряд ли стоит.

В конце концов, слобожане смогли создать каменный храм, которым стала неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, освященная 24 июля 1652 года. Через двадцать лет она займет место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм.

Сооружение Воскресенского собора происходило в весьма драматическую пору русской духовной истории — начальный период раскола. Соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в это движение, но и некоторое время являлся одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Влияние Лазаря распространялось и на окрестности Романова. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске еще и в середине XIX века.

Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже XVII—XVIII веков. К югу от храма в конце XVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трехъярусные Святые врата, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также и в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до XIX века.

В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и все время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать «звонкую монету», оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе.

Архитектура Воскресенского собора

Исторически Воскресенский собор в Тутаеве представляет собой сложносоставной памятник. По сути, можно говорить о двух разновременных зданиях, объединенных творческим усилием создателей в единое строение. Нижний ярус ныне существующего соборного храма — это церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенная в 1652 году. В первой половине 70-х годов XVII века простоявший двадцать лет храм расширили за счет верхнего яруса и галерей. Чуть позднее рядом появились колокольня и проездные ворота, а в самом соборе был устроен новый придел. Так сложился единый архитектурный комплекс.

Воскресенский собор — образец широко распространенного во второй половине XVII столетия типа каменного храма: главная масса собора — кубическая, двухъярусная, завершенная пятиглавием (большой барабан в центре и четыре меньших по углам постройки), своды поддерживаются за счет четырех столпов. Нижний ярус, ставший после возведения верхнего подклетом, является теплой (зимней) церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя священномученика Харалампия (южный) и Иоанна Предтечи (северный). Летний храм Воскресения Христова располагается в верхнем ярусе; в диаконнике находится придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба; на галерее — приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Четверик храма с трех сторон обнесен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, обрамляющих окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время она остеклена. Центральная часть храма (верхний ярус) освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Окна в стенах, оформленные наличниками, соединяют, помимо прочего, центральную часть и галерею, давая дополнительный свет. Над приделами, располагающимися на галерее, поднимаются маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной сторон храм снабжен крыльцами, ведущими на галерею. Они смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Собор богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами и росписями, причем богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного объема здания (и это довольно нехарактерно для данного типа храмов). Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон с простенками, заполненными пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляют обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей расположен пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами, и их обрамление с декоративной росписью.

Пять луковичных куполов на пяти барабанах возвышаются над «телом» Воскресенского собора Тутаева. Высокие, вытянутые барабаны, удачно сочетаясь с пропорциями четверика, создают впечатление величественности всего здания. Барабаны богато украшены. В верхней части центрального барабана, между куполами и световыми окнами, — четыре декоративных пояса: два ряда поребрика, ряд кокошников и пояс сухариков непосредственно в месте примыкания купола к барабану. Верхние части угловых барабанов украшены двумя поясами: рядом сухариков и рядом поребрика. Окна барабанов обрамлены наличниками с килевидными завершениями и связаны друг с другом узорочьем из поясов поребрика и кокошников. В настоящее время кровля собора — четырехскатная, изначально же покрытия были позакомарными.

Отличительной чертой Воскресенского собора Тутаева является насыщенный и разнообразный мотив декора фасадов. Особенно привлекает взгляд южный фасад, обращенный к площади. Многочисленные профилированные ниши, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, «подвешенные» к многочастному дробному карнизу, — всё пронизано духом роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот храм.

Входы в верхнюю часть Воскресенского собора в Тутаеве довольно необычны. Во-первых, у Воскресенского собора два крыльца, а не три, что подразумевается галереей, окружающей постройку с трех сторон. Во-вторых, они расположены не по осям храма, а с боков, со смещением влево.

Дореволюционный исследователь В. В. Суслов писал об этой особенности: «Крыльца обыкновенно помещались против входов в самую церковь, и так как эти входы закрывались глухими дверями, то внутренность храма для приходящих была всегда скрытой. В данном же случае, вероятно, имелось в виду, чтобы входящим в церковь или проходящим мимо можно было видеть не только чудотворную икону Спасителя, приходящуюся против западного входа, но и саму внутренность церкви. Поэтому строители отодвинули крыльца в сторону от средин храма и против них сделали богатые окна в саму церковь».

Интерьер Воскресенского собора

С художественной точки зрения, главное достояние внутренней части Воскресенского собора Тутаева — иконостас, настенные росписи и росписи галерей летнего храма. Также заслуживают внимания ктиторские места XVII века.

Иконостас летнего храма, созданный в конце XVII — начале XVIII веков, включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисисный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершаются деревянными изображениями ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, символизирующая учение Христово.

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских мастеров в конце 70-х годов XVII века. Новейшие исследования с достаточной долей вероятности позволяют заключить, что руководил артелью изограф Федор Карпов. В центральном объеме храма на южной и северной стенах, в четырех живописных ярусах, подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским Соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд». Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и икона Божией Матери «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — «Воскресение Христово» и чудеса воскрешений, а также Патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Роспись галерей представляет «изложение в красках» ветхозаветной истории, а именно — важнейших сюжетов Книги Бытия. На сводах южной галереи помещаются следующие композиции: «Дни творения», «Грехопадение», «Каин и Авель», «Ной. Потоп». На сводах западной галереи: «Завет. Сыновья Ноя», «Вавилонская башня», «Авраам», «Мельхиседек. Странноприимство Авраама», «Лот. Содом», «Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву». Живопись сводов северной галереи связана с жизнью Иакова и его двенадцати сыновей, среди которых основное внимание, конечно же, уделено Иосифу Прекрасному.

Иконы Воскресенского собора

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.

Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси». Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *