.

Валаамский Монастырь Краткое Описание

  • Описание
  • Паломничества (29)
  • Поездки сюда (257)

Описание Валаамского монастыря

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них — Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб. В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габбро-диабаза — непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, тополь и др.), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные, окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы. Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня, расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский — первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием братии и игумена Дамаскина, 42 года возглавлявшего монастырь, были основаны многие скиты, возведены церкви и часовни, проложены дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были свои конюшня и ферма. Насельники монастыря успешно занимались сельским хозяйством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, с его глубинной благородной красотой, бдения — давали успокоение душе, возводили ум к Богу.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в к. XVIII в. игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Согласно ему, предусматривались три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая. К 1917 г. монастырь имел уже тринадцать скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дар духовного рассуждения, вели учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты. Среди них были живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Великого Княжества Финляндского Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси. Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов, затем дом инвалидов, еще позднее — Музей-заповедник. Так на Валааме сформировался светский поселок.
Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е. находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь насчитывает более 150 человек братии. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен — Епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь. Из тринадцати прежних скитов восстановлены десять. К юбилею крещения Руси в 2008 г. построен новый Свято-Владимирский скит, где расположены резиденция Патриарха, иконописная мастерская и музей.

Действуют монастырские подворья в городах: Москва, Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала, Сочи. Налажена работа молочной фермы, пекарни, форелевого хозяйства, автопарка. Монастырский флот насчитывает семь пассажирских и четыре грузовых теплохода. Приводятся в порядок монастырские сады, пахотные угодья и покосы.

Летом 2010 г. при поддержке благотворителей на Валааме была открыта оснащенная современным оборудованием амбулатория.

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Неизменной остается любовь православных паломников к Валаамской обители. Согласно Уставу монастыря, период приема гостей на Валааме совпадает с навигацией на Ладоге — с мая по ноябрь. Дни своих главных праздников: Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября), Преображения Господня (19 августа), в особенности при посещении обители Святейшим Патриархом, монастырь встречает с наибольшей торжественностью.

С 1991 г приемом всех гостей на Валааме занимается Паломническая служба «Валаамский паломник», созданная по благословению Святейшего патриарха Алексия II.

Ее партнерами являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний. Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

На Валааме Гостей размещают в 3 гостиницах («Зимней» и «Летней», расположенных в зданиях исторических гостиниц обители, и «Игуменской», обустроенной в кельях наружного каре), а также в уютном паломническом общежитии. Летняя гостиница была введена в эксплуатацию в 2011 году, это новая современная гостиница с домовым храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Милостью Божией Валаамская обитель растет и развивается, звучит в храмах теплая молитва, раздается над ладожскими водами звон монастырских колоколов, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

Паломнические поездки к Валаамскому монастырю

  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Винницы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Почаева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Харькова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Белгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Житомира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Армавира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ставрополя в Валаамский монастырь
  • Поездка из Одессы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Саратова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Винницы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Челябинска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Оренбурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Кирова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Твери в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ставрополя в Валаамский монастырь
  • Поездка из Одессы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Астрахани в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калининграда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вышнего Волочка в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Обнинска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Твери в Валаамский монастырь
  • Поездка из Житомира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Тюмени в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Торжка в Валаамский монастырь
  • Поездка из Красноярска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Орла в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь

Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Есть на земле места, словно предназначенные для напоминания о первозданной гармонии бытия. Часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам — архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

Валаам — уникальное сочетание удивительной по красоте природы, сурового северного ландшафта, русской архитектуры, православной монашеской культуры.

Валаам находится на одной параллели с Аляской, в Карелии. За 1000 лет, благодаря монахам, на этой земле было привито около 50 видов сортов растений из разных частей света, всего на Валааме растут 480 видов растений. Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь. Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии. Свое название остров получил от финно-угорского «валам», что значит горная, высокая земля, но не менее вероятен перевод «земля света» или «земля клятвы». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Уникальная природа Валаама вдохновляла на творчество художников, писателей и поэтов, композиторов, учёных и многих других. Всем известны имена таких гениев, как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Д. И. Менделеев и т. д. В XIXвеке остров посетили Александр Дюма-отец, императоры Александр I и Александр II. Паломники называли этот остров уголком “земного рая”, Северным Афоном.

Валаам можно считать уникальным местом на всей территории России и самым красивым островом в своем роде. Удивительная природа сочетается здесь с памятниками мировой культуры, что составляется главную достопримечательность Валаама и всей Карелии.

Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов. Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

Основание обители на Валааме произошло в эпоху Крещения Руси.

Валаам находится на расстоянии двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение. Интересен для осмотра скит Александра Свирского в восьми километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Особая природа наложила отпечаток на жизнь обители. Издавна тут заведен порядок: с ноября по апрель монахи ведут «пустынное житие», а с мая по сентябрь их ждет служение миру и постоянный поток гостей. А гостей тут всегда хватало, исторически зафиксировано, что к концу 50-ых годов ХIХ века на остров приезжали до 6000 человек, а к концу 30-ых годов XX века цифра достигла 30 тысяч человек.

Среди жителей Приладожья существовал обычай: каждый молодой мужчина до женитьбы должен был провести год трудником на Валааме, тем самым испытав себя и получив духовную и физическую закалку.

Немного из истории. Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. . Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В начале 17 века, шведы осадили северо-запад Руси. На их пути оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам. Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.

Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим в монастырь, покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.

Валаамский монастырь стал местом, где просияли многие светлые подвижники нашей Русской Православной Церкви

19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей. После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.

Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия. К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

Возрождение Валаама началось в конце прошлого века. В 1989 году по инициативе нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а тогда митрополита Ленинградского и Новгородского, Спасо-Преображенский собор был передан Ленинградской епархии. С этого момента началась новая история Валаама. В 1991 году Валаамский монастырь обрёл одну из своих святынь – нетленные мощи подвижника Антипы. Находясь уже в преклонном возрасте, он подвизался в обители. Мощи его помещены в церкви во имя преподобных Сергия и Германа. В 1999 произошло ещё одно немаловажное событие в жизни Валаамского монастыря. Было установлено празднование дня Собора Валаамских святых – он отмечается 20 августа. Собор составили святые, приложившие немало трудов, для процветания обители: преподобные Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Корнилий Палеостровский, Арсений Каневский и другие.

В 2004 в обители появилась ещё одна святыня – дубовый крест, с вложенной частицей мощей целителя и великомученика Пантелеймона. Ранее крест принадлежал династии бояр Нащёкиных и до конца XX века находился в одной из частных коллекций. Специалисты, обследовавшие крест, пришли к выводу, что он, скорее всего, был изготовлен в Новгородских землях в далёком XIV веке. Это один из немногих крестов, сохранившихся до нашего времени. Одной из самых главных святынь Валаама являются мощи преподобных Сергия и Германа, основавших монастырь, и Валаамская икона Божьей матери. Они находятся в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 2005 году была завершена реконструкция Спасо-Преображенского монастыря. К настоящему моменту восстановлено несколько скитов. Братия монастыря теперь живёт в отремонтированном Братском корпусе.

Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский. На Валааме свой флот, гараж, ферма, различные мастерские, пекарня и молочный мини-завод.

Валаамский монастырь помимо своего основного монастырского двора имеет несколько скитов

Валаамские скиты — небольшие «кусочки» монастыря, которые находятся в труднодоступных местах. В скитах обычно живет несколько монахов или послушников.

Ильинский скит находится на территории знаменитого Валаамского монастыря, расположенного на Валаамском архипелаге Ладожскго озера. История скита уходит в XIX век, он был основан игуменом Дамаскиным. Скит дал название и острову — Ильинский. В пятидесятые годы XX века скит был полностью уничтожен. В 2006 году полностью скит восстановлен. Новую церковь архитекторы постарались сделать на славу. Она создана в северном чисто-русском стиле с шатровым покрытием.

Игумен Дамаскин в 1870 году основал Коневский скит на месте своего уединения и назвал его так в честь Акафистной (Коневской) иконы. Первоначально в Коневском скиту была построена часовня, которая была в 1858 году перенесена с Предтеченского острова. Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь. Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.

В настоящее время в Коневском скиту находится не больше трех человек. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

Владимирский скит на острове Валаам — относительно новая постройка. Основан скит был в 2002 году, строительство завершено в 2007 году. Проект скита разработала «Мастерская Андрея Анисимова» с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.

При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам. Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.

Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца. У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.

Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше». За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

«Паломники смотрят на Валаам как на духовную лечебницу, как на духовную сокровищницу.»

С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году. Если в 19 веке остров ежегодно посещали около восемь тысяч человек, то ближе к концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч. На территории острова создан музей-заповедник. В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба — даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов. Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря. Самостоятельно так-же можно добраться до острова. В летние месяцы, туда ходит по несколько теплоходов в день, но о билетах, придется позаботиться заранее.

«Дай Вам Бог получить то, за чем приехали… спаси вас Бог, Царица Небесная»,- пожелал когда-то И. С. Шмелеву в Коневском скиту схимник отец Сисой. Ныне на Валаам ежегодно прибывают тысячи людей — туристов, любителей природы, художников, реставраторов и в последние годы, богомольцев, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику Православной Веры. Среди последних и «ищущие жития иноческого». Для паломника небо кажется ближе с валаамских гор. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные, которой удобен переход в обитель уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с рая».

В Карелии, помимо Валаама, можно посмотреть:

  • Гора Воттоваара
  • Мраморный карьер и горный парк Рускеала
  • Онежские петроглифы
  • Водопад Кивач

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *