.

Усадьба Некрасова Карабиха

История

«Донекрасовский» период

  • До начала XVIII века: в окрестностях современной Карабихи располагалось село Богородское.
  • 1711 год: владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных.
  • 40-е года XVIII в.: по заказу Голицына Николая Сергеевича неизвестный архитектор начинает строительство усадьбы на Карабитовой горе. Усадьба получает название «Карабиха», а село становится одноимённым.
  • 1785 год: имение переходит в наследство его сыну Голицыну Михаилу Николаевичу, назначенному в 1801 году ярославским гражданским губернатором, брату Голицына А. Н. известного фаворита Александра I
  • Начало XIX века: Голицын М. Н. начинает реконструкцию родового имения, в результате которой усадебный ансамбль принимает облик парадной резиденции, соответствующий статусу владельца. Практически в этом виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.
  • После смерти М. Н. Голицына усадьба остаётся без хозяина и ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и осуждён на ссылку в Сибирь, затем на службу на Кавказе, а когда вернулся, предпочитал другие усадьбы. После его смерти в 1859 году его жена Дарья Андреевна продала усадьбу.

«Некрасовский» период

  • 1861 год: Н. А. Некрасов приобретает усадьбу для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов.
  • 1861—1875 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос» (поэма посвящённая поэтом своей сестре Анне), «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат» и другие.
  • 1875 год: Некрасов в последний раз посещает свою усадьбу. Навещает могилу матери в Аббакумцево, осматривает основанную им сельскую школу. Побывал в , где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир.

«Посленекрасовский» период

  • 1918 год: усадьба национализирована и отнесена к памятникам истории, но после Гражданской войны здесь размещается совхоз «Бурлаки».
  • 5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Как результат была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея.
  • 1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А. Некрасова преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Аббакумцево и Грешнево.
  • 6 июля 2002 года: в день XXXV Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 10-летней реставрации открывается Большой дом усадьбы.
  • 3 июля 2010 года: в день XXXXIII Всероссийского Некрасовского праздника поэзии после 14 лет реставрации для посетителей открыл двери мемориальный Восточный флигель усадьбы.

Экспозиции

Архитектура

Барский дом в Карабихе

Территория музея включает в себя следующие площади:

  • экспозиционно-выставочная площадь — 401 м²
  • временные выставки — 151 м²
  • фондохранилища — 201 м²
  • парки — 15 га

«Карабиха» — единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик и относящийся к усадьбам дворцового типа, характерного для эпохи классицизма и распространённого, в основном, в окрестностях Москвы. Композиция ансамбля слагается из трёх составляющих: главный дом и два флигеля, ранее соединённых между собой двухэтажными галереями.

Архитектура усадебного комплекса включает в себя следующие объекты:

  • Центральная усадьба: здесь сохранились планировка и элементы оформления интерьеров, относящихся к концу XVIII — началу XIX веков.
  • Здания флигелей: сохранены элементы более раннего периода. Например, фрагменты барочных наличников и оконные проёмы с полуциркульным завершением в Восточном флигеле, характерные для XVII — начала XVIII веков.
  • Верхний парк: расположен перед домом, французского типа: здесь кустарники и деревья аккуратно подстрижены, расположение каждого объекта геометрически чёткое.
  • Нижний парк: расположен за домом, английского типа: создает впечатление «дикорастущести», но каждое дерево растёт на определённом планировщиком месте. На большой поляне этого парка Н. А. Некрасов устраивал чтения.
  • Верхний и нижний Большие пруды.
  • Каскад «Гремиха» — ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды и водопады
  • Хозяйственные постройки (каретник, конный двор, кузница и др.).

Коллекция

Собрание музея насчитывает около 25 тысяч экземпляров, среди которых:

  • предметы интерьера, усадебной обстановки
  • личные вещи жителей усадьбы, портреты
  • значительная коллекция любительских фотографий 1880—1920 годов с видами усадьбы и портретами её владельцев
  • свыше 18 тыс. единиц редких книг и журналов XVIII — начала XX веков (здесь представлены первые издания Н. А. Некрасова, множество прижизненных и посмертных изданий, 10 книг из личной библиотеки поэта, а также журналы, в которых Н. А. Некрасов сотрудничал, и журналы, которые он издавал)
  • коллекция стеклянной и хрустальной посуды XIX века (23 предмета). Этот клад нашли во время реставрации здания в 1996 году
  • письмо А. И. Мусина-Пушкина владельцу усадьбы М. Н. Голицыну (1808 год). Его вместе с другими документами и фрагментами фарфоровой посуды реставраторы нашли в 1997 году.

Усадьба «Карабиха». В гостях у Некрасовых

Летнее путешествие 2017 года охватывало несколько областей России. Планируя прогулки по городам и поездки на автомобиле по областям, выбирала те места, которые, во-первых, вписывались в нашу дорожную карту, и, во-вторых, входили в круг моих «заинтересованностей». Если говорить обо всем путешествии, приоритет был отдан посещению русских усадеб. Осмотрели четыре усадьбы, однозначным фаворитом, лично для меня, стала усадьба семьи Некрасовых в деревне Карабихе.

Небольшое историческое предисловие. До начала XVIII века в окрестностях современной деревни Карабихи располагалось село Богородское. В 1711 году владельцем села Богородское и прилегающих земель становится княжеский род Голицыных. В 40-х годах XVIII века по заказу Голицыных неизвестным архитектором возводится усадьба на Карабитовой горе, само имение получает название – Карабиха, в скором времени, и деревня приобретает одноименное название. В начале XIX века семейство Голицыных осуществляет реконструкцию имения, усадебный ансамбль приобретает более парадный вид. Практически в таком виде усадебный комплекс сохранился до наших дней.

Н.А.Некрасов покупает имение в 1861 году для летнего отдыха. Все хозяйственные хлопоты по управлению имения ложатся на плечи брата поэта – Федора. Карабиха становится для семьи Федора Некрасова постоянным местом жительства, а поэт приезжает только в летнее время на отдых.

Музей-заповедник «Карабиха» располагается на расстоянии 15км от Ярославля. «Птички» мы ранние, поэтому в половине девятого утра были уже на месте. Музейные экспозиции открываются в 10.00, парковая территория с мая по октябрь открыта с 7.00 утра. Поэтому сначала пошли исследовать усадебную территорию. Приглашаю и Вас сориентироваться на местности и прогуляться по парковым аллеям.

Мы попали на территорию усадьбы со стороны Верхнего парка (вход на территорию платный – 50 рублей за взрослого человека). Двигаемся к главному усадебному дому — по правую руку располагается здание Людской, по левую – Верхний парк.

Пройдя несколько метров по дорожке, мы попадаем на «главную площадь имения». Перед нами цветочный партер, на заднем плане – ледник, Восточный флигель, где проживал Н.Некрасов во время своих летних приездов, и Большой усадебный дом.

Напротив Большого дома располагается Верхний парк, который относится к типу регулярных парков. Перспектива центральной аллеи, ведущей от крыльца Большого дома, продолжается центральной аллеей парка и завершается зданием оранжереи. В прежние времена здание оранжереи завершалось бельведером со шпилем, схожим с бельведером Большого дома. Сейчас оранжерея сохранилась в руинированном виде.

В парк обращен один из фасадов «Зеленого домика». Это деревянный дом был построен в 1870-х годах для проживания младшего из братьев Некрасовых – Константина.

Верхний парк небольшой по площади, квадратный по форме, с восьмилучием парковых аллей, исходящих из единого центра.В тени деревьев (а сохранилось несколько 200-летних лип) приятно присесть на уединенную скамейку.

К Верхнему парку примыкает фруктовый сад и винный склад. Здание склада построено в начале XX века в характерном для этого времени «краснокирпичном» стиле. В перспективе предполагается реконструкция объекта и приспособление его под музейный визит-центр. На склоне за Большим усадебным домом разбит Нижний пейзажный парк. К достопримечательностям парка относятся мостики, каскад прудов и извилистые дорожки, которые опутывают парковую территорию словно паутина. Узор парковой паутины замысловат, причем в некоторых местах тропинки словно пропадают и еле читаются среди высокой травы. На протяжении всей прогулки по Нижнему парку меня не покидало ощущение, что гуляешь по лесу. Парковые аллеи и тропинки только слегка оформлены, и то не везде, а только на спусках и подъемах.

А начинается Нижний парк с Большой поляны перед усадебным домом. Чередование открытого и замкнутого пространства – основные черты Нижнего парка. Почувствовать единение с природой, насладиться пением птиц, просто посидеть в тишине и полюбоваться окружающей природой можно на разбросанных по парковой территории скамеечках. А наш путь лежит к Верхнему пруду. На территории Нижнего парка находятся два пруда искусственного происхождения – Верхний и Нижний, соединяет их ручей Гремиха. Посредине Верхнего пруда располагается островок. Берега обсаживались деревьями, со временем, разрастаясь, деревья затеняли водную гладь, а кроны создавали естественную крышу. Получалась живописная беседка посредине водного пространства, что давало дополнительные возможности для отдыха. Вода в Верхний пруд поступает из многочисленных ключей, избыток воды по камням небольшим водопадом спускается на дно оврага, небольшим ручейком бежит в Нижний пруд. Верхний пруд мы нашли по шуму воды. Водопадик небольшой, но в лесной утренней тишине, когда посетителей еще нет, звук подающей воды слышен хорошо. Время в парке пролетает не заметно, стрелки часов приближаются к 10 часам, нас ждет усадебный дом. Возвращаемся на парадный двор усадьбы.Прежде, чем отправиться на осмотр музейной экспозиции, подойдем к бюсту Н.А.Некрасова. Бронзовый бюст поэта работы ленинградского скульптора Л.Ю.Эйдлина появился в 1960 году в преддверии 140-летия со дня рождения Н.А.Некрасова. В 2011 году памятник был обновлен и установлен на площадке у Восточного флигеля, в котором Некрасов жил во время своего пребывания в Карабихе.

В кассе музея предлагают на выбор посещение нескольких экспозиций, можно осматривать самостоятельно, можно оплатить экскурсионное обслуживание (все подробности на сайте музея www.karabiha-museum.ru). Мы остановились на осмотре Большого дома с подъемом на Бельведер и Восточного флигеля.

Большой усадебный дом (сотрудники музея называют его сокращенно – Большой дом) был построен на рубеже XVIII-XIX веков. В первой четверти XIX века окончательно сформировался архитектурный ансамбль Большого дома и двух флигелей, соединенных галереями с главным домом. Большой дом- двухэтажный, с 4-х колонными портиками с южного и северного фасадов, со смотровой башенкой-бельведером на крыше. Во второй половине XIX века соединяющие галереи между домом и флигелями были разобраны. В таком виде усадебный дом предстает и в наше время.

На первом этаже Большого дома посетителей встречает владелец имения — Н.А.Некрасов. А мы поднимаемся на второй этаж, идем в гости к семье Федора Алексеевича Некрасова.Кабинет Ф.А.Некрасова, брата поэта. Сначала Федор Алексеевич был управляющим имения. В 1867 году поэт переписывает купчую на брата, и Федор Алексеевич становится владельцем всей Карабихи и окрестных пустошей. Заслуживает внимание корзина для бумаг, на каждой грани которой вырезаны инициалы «Н.Н.». Корзина принадлежала Н.А.Некрасову, была привезена Федором Алексеевичем из Петербурга после смерти поэта.В этой комнате есть выход на балкон. С балкона открывается прекрасный вид на парадный цветочный партер перед Большим домом. Как утверждают смотрительницы музея, партер восстановлен в том виде, в каком он был во времена Некрасовых. Проходим через кабинет Натальи Павловны Некрасовой, второй жены Федора Алексеевича. Дамский письменный стол (конец XIX века) всегда стоял в этой комнате и принадлежал Н.П.Некрасовой.Спальня Н.П.Некрасовой. Некрасов купил Карабиху у князей Голицыных с частью обстановки, семья Некрасовых всегда бережно эти вещи хранила. Гостиная усадебного дома отвечала своему назначению во все времена существования усадьбы, часть вещей в интерьере гостиной (портреты и рояль) сохранилось со времен прежних владельцев. Из гостиной есть выход на балкон, с которого открывается прекрасный вид на Нижний парк, на Большую поляну.

После осмотра жилых помещений Большого дома мы поднимаемся на чердак, впереди нас ждет Бельведер.

На чердаке стоит задержать и посмотреть изнутри на систему крепления потолочной системы второго этажа. В жаркую погоду долго на чердаке находиться невозможно – чердачное помещение основательно прогревается. Преодолеваем последний маленький пролет лестницы. Перед нами площадка Бельведера.Она небольшая, круглой формы. Вся усадьба, как на ладони, кроме этого можно обозревать и близлежащие окрестности. Нижний парк, парадный партер и Восточный флигель с высоты смотровой площадки. После осмотра усадебной территории с высоты покидаем Большой дом и отправляемся в Восточный флигель. Здесь останавливался поэт во время своих приездов в Карабиху. Сейчас во флигеле расположилась экспозиция «Личные комнаты Н.А.Некрасова».

Поднимаемся по парадной лестнице. Она появилась вследствие приспособления Восточного флигеля для жизни в нем поэта. Ее конструкция сохранилась с конца XIX века.

Первая комната в личных покоях Некрасова – столовая. Такое расположение обусловлено близостью к лестнице, по которой готовые блюда поднимались с кухни на нижнем этаже.Самая большая и светлая комната анфилады жилых покоев- гостиная. Она служила местом литературного творчества, так как была удалена от шумного двора усадьбы. Обстановка гостиной частично сохранилась, на своих местах располагаются камин и зеркало на нем, предкаминное кресло, бюст Вальтера Скотта на тумбе-подставке, пара трюмо, диван-оттоманка. Обстановка гостиной отражала вкус и привычки Николая Алексеевича, сочетая элементы парадного и приватного типа помещений. Из гостиной можно выйти на балкон. Перед нами — усадебный двор и Большой дом с Бельведером. Можно предположить, что и перед Николаем Алексеевичем во времена его летнего отдыха «видовые» картинки открывались те же, что и сейчас перед нами. Продолжает анфиладу жилых помещений кабинет. Он и следующая за ним спальня были недоступны для посторонних. Здесь поэт занимался редакторской работой, деловой перепиской. Спальня завершает череду жилых покоев. Это помещение носило приватный характер. Доступ сюда мало кто имел, поэтому описания спальни в воспоминаниях родственников минимальны. Обстановка спальни не сохранилась.Наше путешествие по усадьбе Некрасовых завершилось, мы провели здесь два с половиной часа. Нас поджимало время, впереди еще была долгая дорога. Усадьба меня очаровала, уезжать не хотелось. Сюда надо приезжать на весь день, спокойно гулять по паркам, исследовать остальные постройки усадьбы, заглянуть и на другие музейные экспозиции. В Большом доме есть буфет, можно и перекусить.

Добро пожаловать в гости к семейству Некрасовых. Гостям здесь рады, я очень душевно пообщалась с музейными смотрительницами – они рассказывают о поэте и семье его брата с большой любовью и воодушевлением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *