.

Тверская Улица Москва Достопримечательности

ГЛАВНОЕ

  • Тверская — самая «парадная» улица Москвы, соединяющая Красную площадь с Триумфальной.
  • На Тверской улице располагается масса магазинов известных брендов и знаковые рестораны Москвы.
  • Здесь сохранилось несколько памятников архитектуры 18 и 19 веков.
  • Особого внимания заслуживают такие сооружения, как гостиница «Националь», Центральный телеграф, подворье Савино-Сторожевского монастыря, здание Мэрии.
  • В доме № 14 расположен знаменитый «Елисеевский» магазин, отличающийся роскошным внутренним убранством и богатой историей.
  • Дом №21 — здание Английского клуба – одного из самых престижных общественных заведений царской России, сегодня – Музей современной истории России.

Тверская — парадная улица Москвы. Она соединяет Красную площадь с Триумфальной, затем переходит в Тверскую-Ямскую улицу, которая после Белорусского вокзала перетекает в Ленинградский проспект. На Тверской сосредоточено множество исторических зданий XIX-XX века, особое место среди которых занимают здания сталинской эпохи, построенные в стиле неоклассицизма. На Тверской и прилегающих переулках находится множество музеев, театров, магазинов, ресторанов и уютных скверов.

Каждый дом на Тверской улице достоин внимательного взгляда. Мемориальные таблички могут многое рассказать об истории зданий и людях, которые в них жили и творили. Здания разных эпох и стилей рисуют общую картину московской архитектуры XIX – XX веков и воссоздают атмосферу торжественной жизни столицы.

Жемчужины Тверской

Тверская улица – единый ансамбль, в котором каждое строение обладает своим характером. Здесь нет ни одного стандартного фасада: каждый дом привлекает внимание. Со стороны Манежной площади особое внимание привлекает гостиница «Националь» (на правой стороне). Она была выстроена в стиле эклектика в начале XX века по проекту Н. Бенуа. Снаружи здание украшает лепнина, внутри – мозаики и витражи. Удачное расположение в самом центре города, прекрасные виды из окон, прекрасные интерьеры делают её одной из самых дорогих в Москве.

Дома № 2, 4 и 6 по правой стороне (архитектор Г. Мордвинов) — прекрасные примеры «сталинского» стиля: арки, оформленные гигантскими колоннами, кессонированные своды, выделенные карнизы, рельефы – все три здания очень похожи между собой. Они формируют непрерывное фасадное обрамление улицы, парадное и торжественное.

Дом №7 по левой стороне – Центральный телеграф, знаковое здание для своего времени. ХХ век – эпоха открытия новых конструкций и стилей. Строгий фасад здания представляет собой неприкрытый железобетонный каркас, главным украшением которого служит большой стеклянный глобус. Авторы проекта – С. Гинсбург и И. Рерберг – работали в конце 20-ых годов, ещё до окончательного утверждения «сталинского» стиля, поэтому здание лишено традиционных портиков, колоннад и арок и выполнено в строгом, конструктивистском духе.

По правой стороне, во дворе дома №6 «спрятано» подворье Савино-Сторожевского монастыря. Это одно из тех зданий, которое были передвинуты при реконструкции улицы, и поскольку сегодня оно закрыто фасадом более нового высотного здания, даже не все коренные жители столицы знают о нём. Построено подворье в начале XX в. по проекту И. Кузнецова, один из лучших образцов московского модерна. Элементы неорусского стиля здесь органично сочетаются с барокко и классицизмом. Очень удачно продумана общая композиция: через арки можно попасть во внутренние дворы, соразмерные как общей композиции здания, так и человеку.

Дом №13 по левой стороне – здание Мэрии (бывший дом генерал-губернатора). Оно построено в конце XVIII в. (предположительно по проекту М. Казакова) и изначально было четырёхэтажным. Во время реконструкции Тверской дом передвинули, а в 40-е к нему пристроили ещё два этажа. Проект поручили выполнить архитектору А. Бурову, но он отказался, не захотел уродовать историческое здание. Это решение стоило ему работы в архитектурном институте и мастерской. В итоге проект был выполнен Д. Чечулиным. Между исторической частью и надстройкой лежит четкая граница, обозначенная большим карнизом.

Тверская площадь

Напротив Мэрии находится Тверская площадь, в центре которой стоит памятник князю Юрию Долгорукому, которого принято считать основателем Москвы. Когда-то, здесь находился памятник полководцу М. Скобелеву. Он был снесён Большевиками как монумент, прославлявший «царского слугу» и это, безусловно, очень печальная потеря для русской культуры. Первоначально его заменили обелиском, на котором были помещены доски с текстом Конституции 1918 года, и только в 1947 году, в честь празднования 800-летия города его заменил памятник князю-основателю, работы С. Орлова.

Дом № 14 по правой стороне (в прошлом доходный дом Е. Козицкой) примечателен знаменитым «Елисеевским» магазином. Изначально это здание было выстроено по проекту М. Казакова в стиле классицизм, но в последствии его облик был значительно изменён. В конце XIX в. купец Г. Елисеев выкупил его и открыл на первом этаже продуктовый магазин. В советское время он был переименован в «Гастроном №1», но в народе сохранилось неофициальное название по имени основателя. Его интерьеры, украшенные зеркалами, фигурными колоннами, декоративными фризами и нарядными люстрами, создают ощущение богатства и роскоши. В этом же доме находится мемориальный музей писателя Н. Островского «Интеграция», автора одного из знаковых романов своего века – «Как закалялась сталь». Сегодня здесь активно ведётся работа по популяризации искусства среди людей с ограниченными возможностями, что имеет связь с биографией писателя, который на протяжении девяти лет был прикован к постели.

Дом №17 (архитектор А. Мордвинов) – пример «сталинского» жилого дома. Он примечателен большой аркой, которая связывает Тверскую с переулком – очень характерный приём для этой улицы, где даже небольшие пересечения получают архитектурное оформление. Вторая интересная деталь – угловая башня. Когда-то на ней стояла большая статуя балерины, поэтому в народе здание называли «дом под юбкой».

Пушкинская площадь

На пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом находится Пушкинская площадь. Когда-то на ней находился Страстной монастырь, который был уничтожен в 1938 г. Памятник поэту Александру Пушкину работы А. Опекушина был перенесён на другую сторону улицы, а сама площадь получила название «Пушкинской». Здесь выделяется дом издательства газеты «Известия» (дом №5), построенный Г. Бархиным в стиле конструктивизм. Ему пришлось решить сложную задачу: вписать здание в узкий, неудобный земельный участок, с чем он успешно справился.

Дом №21 по левой стороне – здание Английского клуба – одного из самых престижных общественных заведений царской России. Прекрасный образец позднего московского классицизма, со строгим дорическим портиком, лаконичным декором и львами на воротах. Сегодня в нём располагается Государственный музей современной истории России. Его посетители смогут не только ознакомиться с экспонатами, иллюстрирующими важнейшие события истории страны, но и увидеть интерьеры, сохранившиеся с XIX в.

Дом №25 по левой стороне – один из наиболее удачных примеров решения жилого дома в сталинское время. Это дом Наркомлеса, выстроенный по проекту А. Бурова. Прекрасный гармоничный фасад, лишённый монотонности, помпезности и неоправданного пафоса. Особого внимания заслуживает его живописное оформление, выполненное художником В. Фаворским.

Триумфальная площадь

Тверская заканчивается Триумфальной площадью – место пересечения улицы с Садовым кольцом. Здесь находится памятник Маяковскому скульптора А. Кибальникова. У его подножия устраивались поэтические чтения – сегодня эта традиция возобновляется, творческие встречи проводятся раз в месяц. Самое заметное здание на площади — гостиница «Пекин», созданная по проекту Д. Чечулина. Его башнеобразное завершение перекликается с одной из сталинских высоток – жилым домом на Кудринской пощади, который хорошо виден с Тверской улицы. На этой же площади находятся концертный зал им. Чайковского, театр Сатиры и театр «Современник» (в народе «Триумфальную» не зря называют «второй Театральной»).

Триумфальная площадь долгое время представляла сложную градостроительную задачу для архитекторов. Место пересечения двух транспортных магистралей, большая, неуютная, шумная, без четких границ – она мало подходила для отдыха. Сегодня эта проблема решается созданием искусственной рекреационной зоны: участок вокруг памятника Маяковского огорожен, внутри него разбиты клумбы, установлены скамейки, размещены несколько небольших магазинчиков и кафе, поставлены качели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *