.

Церковь в Греции

Содержание

История возникновения

Появление старостильных церковных объединений в Греции было связано с расколом православной Церкви Эллады, произошедшем вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции новоюлианского календаря 10 марта (23 марта) 1924.

10 марта 1924 года Архиепископ Афинский Хризостом I (Пападопулос) ввёл в Церкви Греции новоюлианский календарь, очень близкий к григорианскому календарю. По мнению части приверженцев старостильных церквей иерархия Церкви Греции, подчинившаяся этому распоряжению, отпала от Православия в схизму. По мнению других, принявшие новый новоюлианский календарь «лишь» попрали церковные каноны. Хризостом Пападопулос был сподвижником Мелетия Метаксакиса.

Мелетий Метаксакис (1871—1935) был избран Константинопольским патриархом в 1921 году, а затем Александрийским. В 1923 году провёл «Всеправославный конгресс», на котором решено ввести новый календарь. В марте 1924 года новый календарь был введён в Константинопольской и Элладской церквах, 1 октября того же года — в Румынской церкви, а в 1926 году — в Александрийском патриархате.

В первое воскресенье после нововведения многие священники и миряне Греции, не принявшие новшество, собрались и создали представительство Церкви истинно-православных христиан — «Ассоциацию православных», которая в 1926 году была реорганизована под именем «Греческого религиозного общества ИПХ». Движение приобрело много сторонников после знамения Креста на небе, освятившаго храм, праздновавший Крестовоздвижение по юлианскому календарю. Сохранились фотографии, на которых благодаря свету от гигантского Креста в небе видно толпы народа и полицию, приехавшую до того разогнать церковное собрание.

13 мая 1935 года из Элладской церкви в новое образование перешли три епископа: Димитриадский Герман, Флоринский Хризостом (Кавуридис) и Закинфский Хризостом (Димитриу).

11 июня 1935 года три старостильных архиерея были арестованы. Новостильный предстоятель канонической Элладской Православной Церкви Хризостом I (Пападопулос) начал против них судебный процесс.

В 1937 году в ИПЦ произошёл раскол на две ветви: флоринитскую и матфеевскую. Первые воздерживались от категорических суждений о «благодатности»/»безблагодатности» новокалендаристов. Вторые сочли действия «новостильных» иерархов достаточным для отпадения от Православия и не признания всех Таинств Элладской Православной Церкви. Несмотря на ведение переговоров с 1970-х годов эти различия привели к появлению своего священства в матфеевской ветви.

Флоринитские церкви

Основатель ветви — митрополит Флоринский Хризостом (Кавуридис). Ветвь разделена из нескольких Синодов, образовавшихся в разное время.

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)

Собор Св. Маркеллы в Куинс (США)Основная статья: Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома)

Синод Хризостома (греч. Ἐκκλησία Γνησίων Ὀρθοδόξων Χριστιανῶν) — одна из самых многочисленных православных старостильных церквей Греции, объединяющая 15 епископов, 150 священников, 222 прихода и около 60 монастырей и скитов, включая крупный афонский монастырь Эсфигмен, который издаёт свой собственный журнал «Святой Агафангел Эсфигменский».

Синодальная резиденция, а также редакция официального печатного органа — журнала «Φωνή της Ορθοδοξίας» («Голос Православия»), находится в одном из жилых домов Афин (ул. Канингос, 22) в районе Омония.

С 2011 года на территории США начал действовать Православный богословский институт Трех Святителей с очно-заочной формой обучения.

В 1995 году от Синода Хризостома отделился митрополит Фессалоникийский Евфимий (Орфанос).

5 (18) марта 2014 года произошло подписание соглашения об объединении структур ИПЦ Греции с Синодом противостоящих, что было зафиксировано сослужением всех членов Синода за общей литургией 10/23 марта в Никольском монастыре в Пайания (Афины).

Первоиерархи церкви

  • Хризостом I (Кавуридис) (1935—1955), митрополит Флоринский
  • Акакий (Паппас) (1960—1963), архиепископ
  • Авксентий (Пастрас) (1964—1985), архиепископ
  • Геронтий (Мариолис) (1985—1986) митрополит Пирейский — местоблюститель
  • Хризостом II (Киусис) (январь 1986 — 19 сентября 2010)
  • Максим (Цицимбакос) (19 сентября — 5 октября 2010) — местоблюститель
  • Каллиник (Сарандопулос) (с 5 октября 2010)

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)

Основная статья: Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)

Синод Авксентия отделился от Флоринитского синода 22 октября 1985 годав связи с отлучением епископа Авксентия (Пастраса). Сам Авксентий был рукоположен 20 мая 1962 года епископами Акакием и Леонтием (Филипповичем) (РПЦЗ). В 1986 году из юрисдикции РПЦЗ к архиепископу Авксентию перешло 30 приходов и монастырей в США и Франции, при чём в США на основе Преображенского мужского и ряда других монастырей образовался так называемый «Бостонский синод» — автономное подразделение данной религиозной структуры.

Первоиерарх Церкви носит титул Архиепископа Афин и всей Греции, с местопребыванием в Афинах. Главы Церкви:

  • Авксентий (Пастрас) (22 октября 1985 — 4 ноября 1994)
  • Максим (Валлианатос) (1994—2002)
  • Авксентий (Маринес) (с 6 декабря 2002)

«Бостонский» синод

Основная статья: Святая православная церковь Северной Америки

С 1998 года Бостонский синод существует фактически как самостоятельная «Истинно-Православная Церковь Америки», хотя до 2008 года первоиерарх HOCNA митрополит Макарий Торонтский сохранял титул местоблюстителя Афинского престола, принятый им в 1998 году после того, как в «авксентьевском» синоде не осталось ни одного епископа на территории Греции (вследствие распада этого Синода после кончины Архиепископа Авксентия в 1994 году). От этого титула первоиерарх HOCNA отказался после начала переговоров о каноническом общении с греками-старостильниками «хризостомовского» Синода.

  • Ефрем (Спанос), митрополит Бостонский
  • Макарий (Катре), митрополит Торонтский
  • Димитрий (Кириаку), епископ Карлайсльский, викарий Бостонской митрополии
  • Андрей (Хиррон), епископ Маркхамский
  • Григорий (Бабунашвили), викарный епископ Конкорда

бывщие епископы

  • Фотий (Терещенко), епископ Лионский (на покое)

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Калинника) (или Ламийский Синод)

Основная статья: Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Каллиника)

Синод Калинника (или Ламийский Синод) был образован в 1995 году митрополитами Фтиотидским Каллиником (Ханиотисом) и Солунским Евфимием (Орфаносом), отделившимися от «Хризостомовского Синода» — крупнейшего объединения греков-старостильников. Непосредственным поводом для разделения стали обвинения со стороны «Хризостомовского Синода» в адрес митрополита Солунского Евфимия в содомии. Обвинения, неприемлемые канонически и отвергнутые полицией, были переданы хризостомовцами в прессу с целью дискредитации митр. Евфимия, независимо от каких-либо расследований. Но началось разделение раньше, когда группа епископов создала параллельный «синод» по другому адресу, где они и собирались для принятия своих решений отдельно от прочих членов Синода; выдвинутые ими же обвинения против митрополита Евфимия завершили разделение.

К отделившимся иерархам присоединились ещё четыре «хризостомовских» архиерея, двое из которых (митрополит Асторийский Паисий (Лулургас) (США) и епископ Викентий (Маламатениос), местоблюститель Пирейский) в 1997 году перешли в Константинопольский патриархат, а ещё двое (митрополиты Хиосский Стефан и Эввийский Иустин (Колотурос)) в 1998 году вернулись к «хризостомовцам».

Первоиерарх Церкви носит звание Архиепископа Афин и всей Греции, с местопребыванием в Афинах.

Главы Церкви:

  • Каллиник (Ханиотис) Фтиотидский, затем Ламийский (18 июля 1995 — 7 февраля 2004);
  • Макарий (Кавакидис) (с 2004 года)

Члены Синода

  • Архиепископ Афинский и всей Греции Макарий (Кавакидис)
  • митрополит Солунский Евфимий (Орфанос)
  • митрополит Коринфский Панкратий (Ксулогис)
  • митрополит Фтиотидский и Фавмакский Калиник (Ханиотис)
  • митрополит Галльский Филарет (Мотт)
  • митрополит Сиднейский Виссарион
  • епископ Петрский Давид (Макариу-Калфоглу)
  • епископ Рогонский Дорофей (Линкос)
  • епископ Христупольский Иаков (Гиурас)
  • епископ Андрусский Каллистрат (Бергианнис)
  • епископ Перистерийский Макарий (Пунарцоглу)
  • епископ Кикладский Савва (Мастрояннидис)
  • епископ Кесарийский Тимофей (Симеонидис)
  • епископ Лампусийский Хризостом (Аргиридис)
  • Архимандрит Дионисий, викарий

бывшие епископы

  • епископ Олимпийский Нектарий (Яшунский), синодальный представитель в России; в 2017 году сложил с себя сан.
  • митрополит Гардикийский Афанасий (Бафиадис), племянник митрополита Фавмакского Каллиника; в 2011 году оставил свой монастырь, сложил с себя сан и женился.
  • митрополит Месогейский и Островов Христофор (Ангелопулос), бывший Секретарь Синода, 28 октября 2013 года прервал общение с Синодом, протестуя против установления этим Синодом евхаристического общения со Святой православной церковью в Северной Америке (HOCNA, известна также как «Бостонский» Синод) (находится на акефальном положении независимого епископа).
  • епископ Филиппийский Амвросий (Никифоридис) в 2014 году перешёл в юрисдикцию «хризостомовцев».

Священный Митрополичий Синод Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции

Синод Отеческого календаря(de) (греч. Ἡ Ἱερά Μητροπολιτική Σύνοδος Πατρώου Ἑορτολογίου τῆς Ἐκκλησίας ΓΟΧ Ἑλλάδος) образован в 2007 году отделением от калиникитского Синода ИПЦ Греции митрополита Авлоно-Виотийского Ангела (Анастасиу). В декабре 2007 года митрополит Ангел вступил в общение с членами «Миланского Синода», возглавляемого митрополитом Евлогием (Хесслером), а 18 мая 2008 года с участием иерархов Миланского Синода был рукоположен во епископа Мартирупольского Порфирий (Александру).

Члены Синода

  • Ангел (Анастасиу), митрополит Авлонский и Виотийский, председатель Синода
  • Порфирий (Александру), епископ Мартирупольский, викарий Авлонской и Виотийской митрополии
  • Гавриил, епископ Памфлийский, викарий Авлонской митрополии
  • Херувим, епископ Пентапольский
  • Кирилл (Безерра), архиепископ Сеара и Северной Бразилии (de Ceará y Nordeste Brasil)
  • Хризостом (Gonzalo Xavier Celi Almeida), митрополит Еквадора и Латинской Америки (de Ecuador y Toda Latinoamerica)
  • Христофор (Цамалаидзе), митрополит Мцхетско-Тбилисский и Картлинский
  • Агафангел, архимандрит
  • Амфилохий, архимандрит

бывшие епископы

  • Иоатам (Зедгинидзе), митрополит Зугдидский и Абхазский (ранее Абхазский и Скондид-Цаишский), скончался 28 сентября 2017 года.

Митрополия включала (на 2008 год) в свой состав около 20 приходов, четыре женских и один мужской монастырь, в которых проживало 123 монашествующих. Летом 2010 года вступила в евхаристическое общение с неканонической «Болгарской православной церковью» юрисдикции митрополита Неврокопского Гервасия (Патырова), а с 2011 года с российской неканонической Истинно-православной церковью Рафаила (Прокопьева) и с Автономной православной митрополией Северной и Южной Америки и Британских остров.

Греческая православная церковь — Святейший Синод противостоящих

Монастырь свв. Киприана и Иустины в Фили, Аттика — духовный центр Синода Противостоящих Основная статья: Синод противостоящих

Греческая православная церковь — Святейший Синод противостоящих. Была известна достаточно либеральной для старостильных церквей экклезиологией; приверженцы нового стиля принимались через покаяние, признавались все Таинства, совершённые в новостильных церквях, но участвовали в них члены этой юрисдикции лишь в исключительных случаях.

Первоиерархи

  • Киприан I (Куцумбас) (1985—2013)
  • Киприан II (Гиулес) (17 октября 2013 — 18 марта 2014)

На основе взаимности признавалась Болгарской старостильной церковью, Румынской старостильной православной церковью и синодом Агафангела (Пашковского).

С 2008 года велись предварительные консультации об объединительном процессе с самым крупным объединением греков-старостильников — «хризостомовским» Синодом. В конце ноября 2012 года обе структуры завершили подготовительные процедуры для начала переговоров об объединении, что было отражено в совместном коммюнике, а 18 марта 2014 года было заключено соглашение об объединении двух церковных структур.

Матфеевские Церкви

Основатель направления — епископ Матфей Вресфенский. Придерживаются более обособленческих позиций, чем флоринитская ветвь, сразу же отказавшись признавать Таинств поместных Церквей, перешедших на новоюлианский календарь.

Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Матфея)

Первоиерарх церкви носит титул Архиепископ Афинский и всей Греции, с местопребыванием в Афинах. Издаётся журнал «Κήρυξ Γνησίων Ορθοδόξων» («Вестник истинно-православных христиан») и «Πολύτιμος Θησαυρός Μετανοίας» («Драгоценное сокровище Покаяние»).

В конце 2015 года, в ходе визита на Кипр митрополита Оропосского и Филийского Киприана (Гиулеса), было положено начало переговорному процессу с одним из флоринитских синодов, возглавляемом архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).

Первоиерархи

  • Матфей (Карпафакис) (1949—†27 мая 1950)
  • Димитрий (Псарофеодоропулос) (1950—1958), местоблюститель
  • Агафангел (Елевфериу) (1958—1967)
  • Андрей (Анестис) (1967—2003)
  • Николай (Месиакарис) (12 июня 2003 — † 20 октября 2013)
  • Стефан (Цакироглу) (с 23 ноября 2013)

Миссии в Бельгии, в Болгарии, в Канаде, во Франции, в Грузии, в России, на Украине, в США, в Камеруне и Конго.

Состав Синода

  • Архиепископ Афинский и всея Греции Стефан (Цакироглу)
  • Митрополит Арголидский Пахомий (Аргиропулос)
  • Митрополит Перистерийский Галактион
  • Митрополит Верейский и Наусский Тарасий (Карангунис)
  • Митрополит Фивский и Левадийский Андрей (Сирос)
  • Митрополит Филиппский Хризостом
  • Митрополит Пирейский и островов Пантелеимон (Дескас) (в 2015 перешёл в Ламийский синод)
  • Митрополит Ларисский и Тирнавский Игнатий под запретом
  • Митрополит Патрский Евстафий (Турлис) (местоблюститель архиепископской Австралийской кафедры)

Секретарь Синода

  • Митрополит Фтиотидский Пантелеимон (Цалагас)

В общении с Синодом Церкви ИПХ Греции находится Автокефальная церковь ИПХ отеческого предания Кипра.

Иерархи ИПХ Кипра

  • Архиепископ Новой Юстинианы Епифаний
  • Митрополит Китийский Севастиан (Ставру)
  • Епископ Амафунтский Лазарь (Афанасов)

бывшие епископы

  • Митрополит Нью-Йоркский Антоний (Гавалас) (ответственный за миссию въ России) скончался 21 марта 2016 года.

Истинно-православная церковь Греции (Синод Кирика)

Первоиерарх Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Кирик (Кондояннис). Не признав т. н. «переворот» 2003 года, якобы совершенный архиепископом Николаем, митрополитом Пирейским — имеется в виду отставка архиепископа Андрея и показавшиеся некоторым «незаконными» выборы нового архиепископа, митрополит Кирик отложился в 2005 году от Синода митрополита Николая (Месиакариса). В 2008 году совместно с епископами Истинно-Православной Церкви Румынии митрополитами Бакаусским Кассианом (Тимофте) и Вранчским Геронтием (Унгуряну), им были совершены хиротонии новых епископов:

  • для Истинно-православной церкви Кении — митрополита Найроби и всея Кении Матфея (Муроки);
  • для Истинно-православной церкви России — митрополита Киевского Серафима (Бонь);
  • для Автокефальной Истинно-православной церкви Кипра — митрполита Китийского и экзарха всего Кипра Парфения (Комэнеску);

Митрополиты Кассиан и Геронтий имеют переемственность исключительно от Виктора (Леу) — новостильного румынского священника, рукоположенного в епископы после Второй мировой войны в Австрии. Рукоположение совершали епископы РПЦЗ, но не имеется никаких документов даже в архивах РПЦЗ. Иерархи упомянутых Церквей образовали Собор Истинно-православных церквей под председательством митрополита Месогейского и Лавреотикийского Кирика (Кондоянниса). Синод ИПЦ Греции под руководством архиепископа Николая относит «кирикитов» к раскольниками.

25 ноября (8) декабря 2011 года совершена хиротония Амфилохия (Тампураса) (греч. Αμφιλόχιος Ταμπουράς) во епископа Ларисского и Тирнавского.

> См. также

  • Старостильные церкви

отправился в расположенный неподалеку город Филиппы, где обратился с проповедью к местным жителям. В тот же день одна из жительниц Филипп, богатая женщина по имени Лидия, крестилась сама и привела к крещению всех своих домочадцев, став «первой христианкой Европы», чем до сих пор гордятся современные жители этих мест (Деяния Апостолов, глава 16, стихи 9-15).Основав христианские общины в Филиппах, Фессалониках (современное название — Салоники) и Верии, Павел отправился в Ахайю (южную Грецию) и обратил в христианство немалую часть жителей Афин и Коринфа. Впоследствии апостол поддерживал тесную связь с основанными им общинами, регулярно обращаясь к ним с пастырскими наставлениями. В перечень книг Нового Завета включено пять обширных посланий Павла к христианским общинам Греции, два из которых адресованы христианам Коринфа, два – христианам Фессалоник и одно – христианам Филипп.
Наряду с апостолом Павлом на территории современной Греции активно проповедовали апостол Лука (автор Евангелия от Луки, которое нередко называют «Евангелием для эллинов»), окончивший свою жизнь в беотийском городе Фивы, и апостол Андрей Первозванный, скончавшийся в пелопоннесском городе Патры.
Уже к началу II века христианские общины существовали почти во всех крупных городах Греции. Поскольку в те времена территория Греции входила в состав Римской империи, греческие христиане изначально были тесно связаны с епископом столицы империи – Рима. Почти все епархии Греции начиная с IV века входили в состав Фессалоникийского экзархата, который, в свою очередь, подчинялся римскому Папе (вплоть до ΙΧ века Римская Церковь была вполне православной, более того – римские папы первых веков вели активную проповедь и борьбу с расколами и ересями).


Однако уже с начала V века территория Греции, вошедшая в состав Восточной Римской (Византийской) империи, стала и в церковном отношении все более тяготеть к новой, восточной столице – Константинополю. В первой половине VIII века епархии, находившиеся на современной территории Греции, вошли в состав Константинопольского Патриархата, более близкого им как по этническому составу, так и по языку богослужения. Фессалоникийский экзархат был упразднен, но сами Фессалоники по-прежнему оставались вторым по значению городом Византии как в светском, так и в религиозном отношении. Именно из Фессалоник вышли многие величайшие православные святые – например, просветители славян и создатели славянской письменности, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (IX век), или один из наиболее выдающихся отцов Церкви, святитель Григорий Палама (XIV век). Неподалеку от Фессалоник сложился и всемирный центр православного монашества – Святая Гора Афон.
В XIII-XIV веках Православная Церковь в Греции подвергалась жестоким гонениям со стороны крестоносцев (которые вплоть до конца этого периода оккупировали большую часть Центральной и Южной Греции), а с конца XIV – начала XV века для Греции начался период османского ига. После окончательного падения Византийской империи (1453 г.) и воцарения в Константинополе османских султанов для греческой Церкви наступила почти четырехсотлетняя эпоха новомучеников. Десятки и сотни тысяч православных греков приняли за эти столетия мученическую смерть за исповедание Христа.

При этом в страшные годы османского ига Православная Церковь сыграла огромную роль в сохранении не только христианской веры, но и греческого языка и национального самосознания греков. Среди церковных деятелей, с полным самоотречением трудившихся на ниве народного просвещения, были такие выдающиеся личности, как равноапостольный Косьма Этолийский, преподобный Никодим Святогорец, святой Афанасий Паросский и тысячи других именитых и безвестных представителей Церкви. В тех областях, где османские правители запрещали обучать детей вере и языку, в монастырях и храмах стараниями монахов и клириков организовывались так называемые «тайные школы», куда ученики приходили по ночам.
Представители Церкви принимали деятельное участие и в освободительной борьбе греческого народа. Духовным вождем греческого Национального восстания 1821 г. стал архиепископ города Патры Герман, воззвание которого стало сигналом к началу освободительной борьбы.
Во второй четверти XIX века, после освобождения части Греции от османского ига и создания независимого Греческого государства, Элладская Православная Церковь стала автокефальной (то есть независимой от Константинопольского Патриархата). Однако поскольку с тех пор территория Греции увеличилась более чем в три раза, в различных её частях действует различный церковный режим. Критская архиепископия, епархии Додеканесских островов, экзархия острова Патмос, монашеская республика на Святой Горе Афон, а также ряд церковных учреждений в некоторых местах Греции по прежнему подчиняются Константинопольскому Патриархату (в ведении которого находятся также многие православные греки, проживающие за пределами Греции). Восемьдесят епархий, расположенных на остальной территории страны, входят в состав автокефальной Элладской Православной Церкви, первоиерархом которой с 2008 года является Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним.
Ольга Ракитянская-Балытникова. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

Фотографии Романа Симкина. Специально для проекта «Греция от Greek.ru»

Архитектура Древней Греции

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 января 2014 года.

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.

К наиболее древним крито-микенскому, догомеровскому и гомеровскому периодам развития древнегреческой истории и архитектуры относятся развалины Кносса и Феста на Крите, ряда городов кикладской культуры на островах, циклопические мегалитические кладки Тиринфа, стен в Элевсине и Дельфах, так называемые «сокровищницы» Менелая близ Амикл и Мациаса близ Орхомена, упоминаемые еще Павсанием, и др. Развалины древних Микен и относящиеся ко 2-му тысячелетию до н.э. отдельные памятники в Аргосе, Олинфе, Орхомене и в ряде других городов относят обычно к микенскому времени.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (VII в. до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Сокровищница афинян в Дельфах

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм.

Восстановленная сокровищница афинян в Дельфах (англ.)русск. — яркий пример дорического храма «в антах» периода архаики.

Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.)

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии (англ.)русск., храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании. Ионический стиль входит все в большее и большее употребление и, наконец, постепенно начинает использоваться коринфский стиль. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.)

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая Башня Ветров. Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

К эллинистическому периоду относятся также многие театры и общественные здания и сооружения, развалины которых можно наблюдать по всему Средиземноморью. Спортивный стадион на Родосе — единственный из сохранившихся олимпийских стадионов,- представляет особый интерес. Фундаменты большинства зданий первоначального ансамбля Афинской агоры, в том числе Булевтерий, Метроон, строение юго-западного фонтана частично или целиком относятся к этому периоду. Ансамбли площадей Керамика и Улицы треножников, ремесленные кварталы, монументальные надгробные памятники, водопроводы в Афинах построены именно в этот период.

Период Римского владычества (180 до н.э- 90 до н.э)

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства. В Афинах дальнейший римский период строительства отмечен значительной активностью, особенно в районах старой и новой агоры, но это уже римская архитектура.

> См. также

  • Древняя Греция
  • Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Architecti // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Статья об Архитектуре Древней Греции
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка (кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия (σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *