.

Троицкий Собор Сергиевой Лавры

vladimirdar


Всего 44 фото
Сразу, перейдем к осмотру Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Так выглядит Троицкий собор с паперти Трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского.
02.

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена — святая святых монастыря.
03.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами.
Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом. Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.
04.

Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».
Апсида Никоновской церкви, пристроенной к Троицкому собору.
05.

Величайшая святыня лавры — мощи преподобного Сепгия Радонежского. В выходные и праздники к ним выстраивается гигантская очередь для поклонения….
06.

Также следует обязательно и крастко отметить, что иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи.
Фото с официального сайта Троице-Сергиевой Лавры.
07.

08.

Это Лестничная башня с Гостиными палатами (Казначейский корпус братских келий). Трехэтажное здание Казначейского корпуса замыкает собой с запада соборную монастырскую площадь. В настоящее время фасад корпуса ограничен с севера Больничными палатами с церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а с юга – пристроенной к нему трехэтажной Лестничной башней. Левее от Летничной башни — двухэтажное здание монастырской ризницы.

09.
10.
Соборная площадь.
11.
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Как мы видим, Успенский собор сейчас практически полностью скрыт строительными лесами.
12.
Захоронения лаврских метрополитов у Успенского собора.
13.
Храм Всех Святых в земле Российской просиявших. В этом храме под Успенским собором погребены патриархи Алексий I и Пимен.
14.
Памятный обелиск был установлен в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона (Левшина) посреди соборной площади. Сужающийся кверху четырехгранник обелиска поднят на высокий постамент, украшенный четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром.
15.
Это бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на соборной площади, между Надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.
16.
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в. Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства. Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в. 17.
18.
Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г. Мне ее увидеть не удалось из-за ремонта Успенского собора.
19.
Сейчас мы отправимся осматривать Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии), что расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. В. Ухтомского и освящена в 1753 г. Она на втором плане справа. 20.
Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря. 21.

Розоватые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы-всходы. 22.
23.
Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д.В. Ухтомского.
24.
25.
26.
27.
В нише на восточной стене помещена резная каменная икона, копия главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа Одигитрии, находящегося в настоящее время в Художественном музее.
28.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница. Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов, делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее – Троицкого собора. 29.
Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) – главный храм Соловецкого монастыря. В настоящее время в этом комплексе зданий располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры.
30.
Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
31.
Это одна из интереснейших башен Лавры — Каличья.
32.
Каличья башня находится в северной монастырской стене, между угловой Плотничной и Звонковой башнями. Башня была сооружена заново в 1759–1772 гг. по плану архитектора И. Яковлева. Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов.
33.
Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля, в 1793 г. Башня возведена над северными, Каличьими, воротами. Проезд, находящийся в воротах башни, в плане имеет глаголеобразную форму.
34.
35.
Троицкий собор в дальнем поле съемки…
36.
Сейчас мы находимся с юго-восточной стороны Успенского собора.
37.
Прямо перед нами — Царские чертоги и классный корпус (за деревьями), а правее — Инспекторский корпус. Царские чертоги мне сфотографировать не удалось.
38.
39.
Слева — Успенский корпус келий.
40.
Двухэтажное здание Успенского корпуса келлий расположено вдоль восточной монастырской стены, к северу от Успенских ворот. С севера оно ограничено примыкающим к нему Инспекторским корпусом. Здание построено в 1816 г. по проекту архитектора Ф. Соколова. В настоящее время в Успенском корпусе размещается монастырская гостиница и административные помещения.

41.
Успенские ворота, как дополнительные, имевшие хозяйственное назначение, были устроены позднее 1655 г. в восточной монастырской стене, несколько севернее главных, Святых ворот. Небольшой портик перед ними был построен в 1829 г. Свое название ворота получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.
42.
В заключение — еще пара фотографий Троице-Сергиевой Лавры…
43.
44.
Вот, пожалуй и все. Троице-Сергева Лавра, а точнее, Свято-Троицкая Сергева Лавра, как принято в церковном обиходе, по сути неисчерпаема. И это только внешние впечатления. На самом деле, это место очень насыщено духовным подвигом и чудесами, остается лишь сделать один шаг вперед и прикоснуться к Чуду!
Источники: Википедия

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор (1422-23 г.г.)

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола. Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».

Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV вв., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители. Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу. Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского. В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия. Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского. В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе. В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром». В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал… в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682). В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.). До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе).

К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники. Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.). В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом. Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских. Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг. В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами. Реставрация Троицкого собора началась в 1925 г. с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 г. им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма. В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 г. В 1954 г. под руководством архитектора В.И. Балдина возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 г. данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Современное состояние

Собор является действующим. В нем ежедневно совершается Божественная литургия (кроме будних дней Великого поста), а также в течение дня с раннего утра до позднего вечера совершаются молебны с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у раки с его мощами. По пятницам проводятся соборный молебен с акафистом Божией Матери в 17 часов в память о явлении Богородицы Сергию. В Никоновском приделе богослужения совершаются в день памяти преподобного Никона Радонежского.

В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

Троицкий собор, Западная паперть собора, Никоновский придел и Серапионова палата являются памятниками градостроительства и архитектуры Федерального значения и отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации как часть архитектурного ансамбля Троице-Сергиевской лавры. В 1993 году решением 17-й сессии Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) они включены в список объектов Всемирного наследия.

Примечания

  1. Праздник Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт. — 2015. — 6 сентября.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.) // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт.
  3. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623) // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт.
  4. Троицкий собор. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации.
  5. Западная паперть Троицкого собора. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации.
  6. Церковь Никоновского придела. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации.
  7. Серапионовы палаты. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации.

> Ссылки

  • Троицкий собор (1422-23 гг.) // Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *