.

Театр Джалиля Казань

История

До 1917 года

Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 г. (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.

Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 г. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.

Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 г. 26 августа 1874 г. впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

Советский период

В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся оперой Назиба Жиганова «Качкын». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова (по другим данным, главным архитектором был репрессированный в 1937 г. Николай Круглов). В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч». В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в нацистском плену, заведовал в театре литературной частью.

10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.

В июне 1957 г. Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 г. Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.

В 1988 г. театру было присвоено звание «Академический».

По разные стороны от здания театра установлены памятники — Пушкину (по улице Пушкина) и Тукаю (по Театральной улице). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.

Современность

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2005 год

Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С 2001 г. художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.

С 1994 года театр ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.

Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института «главных» (режиссёр, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.

Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с её жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.

Согласно исследованиям журнала «FORBES» (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля — второй по показателю заполняемости зала в России (93 %), он уступает пальму первенства лишь Мариинскому театру Санкт-Петербурга.

Фестивали

ТАГТОиБ им. М. Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982), классического балета им. Р. Нуриева (существует с 1987, с 1993 носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.

Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина

Основная статья: Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина

Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А. Масленников, В.Верестников, В. Пьявко, И. Архипова, Ю. Мазурок, Т. Ерастова, Т. Синявская, А. Ломоносов, В. Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И. Богачёва, Л. Филатова, В. Ванеев, Ю. Шкляр, В. Черноморцев, А. Агади, А. Шагимуратова, зарубежные певцы Рене Папе, Мельба Рамос и др., дирижёры Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Гинтарас Ринкявичус, Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Основная статья: Нуриевский фестиваль

Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В. Васильев, Е.Максимова, Г. Комлева, Н. Долгушин, Н. Грачёва, К. Кырб, Л. Кунакова, Н. Павлова, Т. Чернобровкина, Н. Ледовская, Илзе Лиепа, П. Скирмантас, И.Валекайте, Э. Шпокайте, Т. Кладничкина, В.Григорьев, А. Дорош, Л. Шипулина, Е. Князькова, И. Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т. Голякова, С. Захарова, Н. Цискаридзе и др.

История

История Театра оперы и балета начинается с небольшого деревянного здания, построенного на деньги помещика Петра Васильевича Есипова под Казанью. Спустя десяток лет его разобрали, но первый толчок краевой театральной деятельности был сделан.

Новое каменное здание из красного кирпича было отстроено после большого пожара 1842 года, который уничтожил большинство построек тех лет. Оно располагалось на месте нынешней площади Свободы. Архитектурный ансамбль по проекту Иннокентия Платоновича Безсонова соответствовал передовым технологиям самых современных театров XIX века.

Первый спектакль, который полностью поставила и сыграла казанская труппа, была опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» в 1842 году. Казань стали именовать «Поволжскими Афинами». В 1894 и 1919 году произошли крупные пожары, нанесшие колоссальный ущерб театральному фонду. После чего местная труппа распалась, а театральная деятельность продолжалась только за счет приезжих артистов.

Только в 30х года приняли решение создать новый татарский государственный оперный театр. А строительство нового здания из-за войны закончилось только к 1956 году.

Как добраться

Театр оперы и балета имени Джалиля расположен в самом центре Казани. Примерно в двадцати минутах ходьбы от Казанского Кремля. Добраться сюда легко на общественном транспорте или такси. Центральный вход находится со стороны улицы Карла Маркса.

Метро

Ближайшая станция метро «Кремлёвская» (красная ветка) находится в отдалении от театра. Идти пешком от нее примерно 20 минут. Расстояние около 1,5 километров. Быстрее всего пройти по улицам Кремлевская, Миславского и Карла Маркса.

Автобусы

Удобнее всего использовать наземный транспорт, ведь автобусные остановки находятся практически рядом со зданием театра. Первая остановка — «Площадь Свободы» (улица Карла Маркса). К ней подъезжают рейсы:

  • № 22 (маршрут травмпункт Кировского района — Ферма-2);
  • № 28а (маршрут Короленко); № 70 (маршрут ЦУМ — ЖК «Весна»);
  • № 89 (маршрут Гудованцева — Академика Сахарова).

Другая остановка находится со стороны улицы Пушкина — «Университет». К ней прибывают рейсы:

  • № 10а (маршрут Горьковское шоссе);
  • № 30 (маршрут переулок Дуслык — станция «Лагерная»);
  • № 35 (маршрут Гаврилова — МЖК);
  • № 54 (маршрут Гаврилова — Речной порт);
  • № 63 (маршрут Габишева — Левченко);
  • № 91 (маршрут АРЗ → ЦУМ).

Троллейбус

В том же пункте «Университет» по улице Пушкина останавливаются троллейбусы следующих маршрутов:

  • № 2 (маршрут метро «Площадь Тукая»);
  • № 3 (маршрут Дворец спорта Ак Буре — Речной порт);
  • № 5 (маршрут Академика Глушко — Речной порт); № 7 (маршрут Халитова — Ж/д вокзал);
  • № 8 (маршрут Толстого — Пенсионный фонд).

Такси

По Казани комфортно перемещаться на такси, пользуясь приложениями: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *