.

Спас Дощатый Зарайский Район

История

Погост Спас-Дощатый впервые упоминается в Платёжных книгах 1594 года. По окладным книгам в 1676 г. в погосте Дощатом числилось 182 прихожанина. По описи 1763 г. показано бобылей — 86 душ, земли — 110 четвертей, сенных покосов — 200 копен. В Зарайскую Воеводную канцелярию вносилось в год по 1 рублю. Других платежей не делалось. Однако, на приказные и мирские расходы собиралось по 8 руб. 60 коп. в год. Кроме того, до 1763 г. в пользу причта бобыли убирали хлеб на 6 четвертях и сено 100 копен. Упоминаются также и выводные деньги за баб и девок. Помимо земледелия, которое было не очень выгодно на здешних землях, крестьяне занимались ещё разматыванием бумажной пряжи, ткали миткаль, нанку, плис и т. п., занимались сапожничеством, портняжничеством, работали резчиками на фабриках. В селе Дощатом была школа грамотности. В 1858 году в деревне числилось 54 двора и 326 жителей, в 1884 году — 358 жителей, в 1906 году — 56 дворов и 408 жителей. В 1930 году был образован колхоз «Красная звезда», в 1940 году переименовано в Горное. С 1981 года — в составе совхоза «Вперед к коммунизму», постановлением губернатора Московской области 27 января 2003 года селу вернули историческое название Спас-Дощатый.

Существует предание, что царь Иван IV Грозный, проплывая по р. Осетр на поклонение иконе, св. Николая Чудотворца в Зарайск подарил на исправление ветхого храма в Спасском погосте ту лодку, на которой он совершал путешествие, а причт снабдил землею. Возможно с этим связано второе названия погоста — Дощатый. Также существует версия, что царь называл холм, на котором расположен Спас-Дощатый — «русским Фавором».

Следует отметить, что село Спас-Дощатый довольно удачно расположено с точки зрения оборонительной позиции — на высоком берегу и как-бы на полуострове, образованном изгибом р. Осетр. Название села, престольный праздник Преображение Господне (яблочный Спас) и особая симпатия к нему царя Иоанна Васильевича IV Грозного, возможно связаны с событиями, произошедшими летом 1541 г., когда крымский хан Саип-Гирей, подстрекаемый мятежным князем Семеном Бельским, повел всю свою орду на покорение Московского княжества. 28 июля (по старому стилю) Саип-Гирей атаковал город Осетр (Зарайск) а затем, через 2 дня, встал на высоком берегу Оки под Ростиславлем. Ока имеет особенно высокий и обрывистый берег вблизи русла р. Осетр, в пределах 4-6 км от современного с. Спас-Дощатый. Великая опасность сплотила русских воевод и князей, вышедших к противоположному берегу Оки под Коломной. Саип-Гирей не ожидал увидеть большое и хорошо вооруженное войско, которое, со слов Бельского, должно было уйти на Казань. В результате хан не стал рисковать и отступил в канун Спасова дня. Через несколько лет орда предприняла ещё один аналогичный поход с аналогичным результатом.

Во время секуляризационной реформы 1764 г., земля у Преображенского причта была отобрана а бобыли перешли в ведомство Коллегии экономии. Взамен отобранной собственности церковь получила 33 десятины земли. Упоминается, что один из местных священников — Алексей (Иаков?) Феодоров, успел скупить в полную собственность много поемных лугов и пахотных земель, часть которых перешла по наследству его сыну Василию. Они занялись извозом рыбы из Саратова и Астрахани, откуда и могли «завезти» ересь молокан. Дело в том, что спорное дело с крестьянами из-за церковной земли продолжалось в течение длительного времени и существенно осложняло отношения с прихожанами. Крестьяне уменьшали плату за требы, не позволяли пасти скот церковнослужителей на своем выгоне, травили у них хлеб и т. п. Возможно с этим была связано распространение молоканской ереси среди прихожан, многие из которых уклонялись от исповеди и святого причастия в церкви, были холодны к богослужению.

Деревянная Преображенская церковь в погосте существовала с XVI века. В 1709 году архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий построил каменную церковь в духе московского барокко, которая была освящена в 1713 году. На рубеже XVIII—XIX веков над аркой главной церкви были устроены хоры для певчих, при этом, вероятно, были повреждены несущие элементы стен. В середине XIX в. на юго-западной стене церкви, около арки появилась трещина. В 1858 г. церковь была запечатана. В 1861 г. — 1862 г. был проведен капитальный ремонт. Колокольню, алтарь и два Северо-Восточных плеча выложили заново. Трещину заложили и скрепили железными связями, вокруг стен выложили цоколь из белого камня. Возобновили иконостас (окрасили кармином), так как позолоченный иконостас главной церкви упал в 40-х годах XIX в. и позолота была покрыта краской. В 1898 году сооружена трапезная с Казанским и Никольским приделами, в 1906 году — колокольня, которая не закрывалась, памятник архитектуры местного значения. Также на кладбище в селе имеется небольшая кирпичная часовня в стиле позднего классицизма постройки XIX века. Официально храм был закрыт в апреле 1941 года. В 2007—2008 гг., храм восстановлен на средства благотворителей. 22 июня 2008 г. Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию. 24 апреля 2011 г. состоялось освящение нового иконостаса.

В состав Преображенского прихода входят дер. Аргуново, Шарапово, Власьево, Ильясово, Инякино, Внуково, Круглово, Булгаково.

Известные священнослужители Преображенского прихода:

Севастьян (1629 г.)

Василий (1629 г.)

Григорий (1629 г.)

Василий Филиппов (1671 г.)

Софроний Трифонов (1671 г.)

Давид Васильев

Максим Васильев (1682 г.)

Симеон Трифонов (1699 г.)

Михаил Максимов (1700 г.)

Савва Софрониев (1704—1734 гг.)

Михаил Дмитриев (1734 г.)

Стефан (1740 г.)

Феодор Симеонов (1741 г.)

Трифон Михайлов (1741 г.)

Василий Григорьев (1756 г.)

Иаков Федоров (1760—1784 гг.)

Василий Аннинский (1873−1887 гг.)

Стефан Бобров (1887—1894 гг.)

Сергий Бобров (1898—1914 гг.)

Алексий Никонов (1927—1936 гг.) Решением Священного Синода Русской Православной Церкви иерей Алексий (Никонов) причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Примечания

  1. 1 2 Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013). Проверено 20 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  2. Закон Московской области от 28.02.2005 № 63/2005-ОЗ О статусе и границах Зарайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований (Принят постановлением Мособлдумы от 02.02.2005 № 6/127-П). Проверено 8 февраля 2013. Архивировано 14 февраля 2013 года.
  3. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица № 02c. Численность населения и преобладающая национальность по каждому сельскому населенному пункту. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  4. Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области на 1 января 2006 года (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 4 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.
  5. Карта деревни Спас-Дощатый в Московской области. MapData.ru. Проверено 29 мая 2016.
  6. Спас-Дощатый. Фото-планета. Проверено 29 мая 2016.
  7. 1 2 3 4 5 6 Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов) | История, культура и традиции Рязанского края (Н-Щ). www.history-ryazan.ru. Проверено 18 ноября 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями. — Зарайск, Рязань, 1884−1891. — Т. I, с. 220—222
  9. Полянчев В. И. Зарайская энциклопедия. Горное. zaraisk.net. Проверено 29 мая 2016.
  10. Бельский, Семен Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — , 1908. — Т. 3: Бетанкур — Бякстер. — С. 672—674.
  11. М. М. Щербатов.// Летописец царствования царя Иоанна Васильевича от 7042 до 7061 года / 1769, Типографiя Императорской Академiи Наукъ / Санктпетербургъ / Россия / с. 82 — 91.
  12. Церковь Преображения Господня в Спас-Дощатом на сайте «Храмы России».
  13. Объект культурного наследия № 5000001606№ 5000001606
  14. Часовня в Спас-Дощатом на сайте «Храмы России».
  15. Поляничева О. Зарайские святыни // Благовестник, 2011, № 5
  16. Состав причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 годы. Часть 7-я (П-Р) | История, культура и традиции Рязанского края. www.history-ryazan.ru. Проверено 18 ноября 2017.
  17. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX столетия. / Тверь, 2013, с. 35

Населённые пункты сельского поселения Машоновское (до его упразднения в 2017 году)

  • Административный центр — деревня Мендюкино
  • сёла: Протекино
  • Спас-Дощатый
  • посёлок центральной усадьбы совхоза «40 лет Октября»
  • деревни: Аргуново
  • Баребино
  • Великое Поле
  • Гремячево
  • Дубакино
  • Маркино
  • Машоново
  • Овечкино
  • Потлово
  • Пронюхлово
  • Радушино
  • Ратькино
  • Секирино
  • Солопово
  • Титово
  • Трасна
  • Чернево
  • Шарапово

Московские деревни. Спас

«Нехорошее место»

Село Спас располагалось на высоком левом берегу Москвы-реки, в двух верстах к западу от Тушина, на Волоцкой дороге, которая связывала Москву с Великим Новгородом.

Своим именем село обязано Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. В начале XVII в. (по другим данным — в 1764 г.) монастырь был упразднен — то ли потому, что был в 1608 г. разграблен отрядами «тушинского вора» Лжедмитрия II, то ли из-за оползней. От обители осталась одна-единственная церковь, которая дала название селу, возникшему рядом с ней в начале XVII в.

В 1800 г. в Спасе числилось 24 двора и порядка двухсот жителей. Наряду с земледелием, крестьяне занимались ткачеством и некоторые имели даже небольшие ткацкие фабрики. К концу XIX в. численность населения села выросла вдвое, женщины стали заниматься вязанием и молочной торговлей, а мужчины по большей части становились чернорабочими или ломовиками — то есть перевозили тяжелые грузы, в том числе для пооткрывавшихся в окрестностях фабрик. Кроме того, в Спасе продавали продукты рабочим и сдавали им помещения под жилье.

Плотогоны и рабочие местных фабрик называли район Волоколамского шоссе у сел Тушино и Спас «нехорошим местом» — Москва-река в этом районе довольно мелкая, плоты часто садились на мель, и местные крестьяне тут же разворовывали бревна; иногда они даже специально натягивали через русло тросы. Кроме того, часто случалось, что крестьяне из местных сел грабили рабочих, возвращавшихся с получкой домой из деревенских трактиров.

Впрочем, возможно, что «нехорошим местом» Спас называли вовсе не из-за привычек его жителей, а потому что в этом месте река подмыла стоявший на краю обрывистого берега шатровый Спасский храм XVI в.

Два ряда домов, МКАД и цыгане

В 1962 г. через Спас прошла Московская кольцевая автомобильная дорога. Большая его часть отошла к Москве и быстро исчезла под натиском городской застройки: тут появились НПО «Астрофизика», ОКБ «Гранат» и «Топаз», автобусный парк, пищевой комбинат, автоцентры и гаражи. Единственное, что осталось от села, — темно-красный Спасо-Преображенский храм, построенный в 1886 г.

Но меньшая часть Спаса, оказавшаяся за пределами МКАД (и совпадающая по территории с местом, на котором стоял упраздненный монастырь), вошла в состав Москвы только в 1984 г. и чудом дожила до наших дней — тут сохранился короткий отрезок единственной деревенской улицы и десятка два участков по ее сторонам.

Село со всех сторон отрезано от остального города: с севера — Волоколамской развязкой, с юга — Москвой-рекой (на другом берегу — «Крокус Экспо»), с востока вплотную к Спасу проходит МКАД, а с запада — Спасский (или Калашников) овраг, за которым начинаются кварталы Митина. Овраг упирается в реку, образуя треугольный мыс — именно здесь в прошлом стоял монастырь, а сейчас громоздятся сарайчики, в которых спасовчане держат домашнюю птицу.

Староспасская улица, некогда выходившая на Волоколамское шоссе, сейчас начинается от пустыря у МКАД и заканчивается возле сельского пруда. Вдоль улицы стоят два ряда деревенских домов — частично покосившихся и заброшенных, частично подновленных и свежепокрашенных. Здесь до сих пор живут спасовчане, не пожелавшие в конце 1980-х гг. перебираться в городские квартиры. Почти на каждом дворе — здоровенные цепные собаки. Кое-где стоят автомобили.

Ближе к МКАД улица теряет жилой вид, запертые на замки ворота сменяются пустырями с поваленными заборами. Юго-восточную оконечность села, находящуюся у реки, обжили цыгане.

Обширный кусок земли между Староспасской улицей и Волоколамской развязкой огорожен забором: в 2002 г. некая коммерческая фирма взяла эту землю в аренду, с тем чтобы построить здесь развлекательный комплекс. Пока территория пустует, а забор потихоньку разбирают на части.

Николай, 23 года, живет в доме №14:

«В селе Спас я живу с рождения. Здесь жили мои родители, родители моих родителей и весь наш род на протяжении нескольких веков. Я застал село до сноса: дома были и внутри МКАДа — к Тушино, и снаружи — в сторону Митино. Староспасская улица, на которой мы стоим, начиналась от церкви на краю оврага и заканчивалась у Тушинского аэродрома.

Те дома, что были заброшены, разобрали, а в тех, что остались, продолжают жить люди. Сейчас в Спасе осталось семей десять–двенадцать. Бывшие местные жители, переселенные в другие районы Москвы (в Солнцево, Тушино, Строгино), приезжают сюда в теплое время года — на огороды: у них тут остались маленькие участки, буквально по несколько грядок. Так что земля не пустует. А зимой и в будние дни здесь малолюдно.

Почтовый адрес у нашего дома имеется, как и прописка в паспорте: Староспасская ул., д. 14. Сад и огород на участке, конечно же, есть — куда же без них в деревне! Кроме того, я развожу домашнюю птицу, кур и гусей. И нутрий. А работаю в Москве.

Быт у нас здесь не городской и не деревенский, а сельский. Газ, отопление, водопровод — это не про Спас. Газ возим в баллонах. Туалет типа «сортир». Топим дровами и углем, и они недешево нам обходятся. Водопровод раньше был, но несколько лет назад под МКАД прорвало трубу — так никто ее и не стал чинить и нам не дали. Теперь возим воду из Троице-Лыкова. Для огородов берем воду из пруда и стираем в нем. Периодически чистим. Слава богу, электричество есть, недавно вот столбы новые поставили. И другие городские службы работают нормально — и пожарные, если нужно, приедут, и скорая.

С цыганами уживаемся мирно, они к нам не лазают, мы их не трогаем. Контактируем помаленьку, хотя цыгане, конечно, замкнутый народ. У них там есть барон — любые вопросы к нему.

Что касается будущего Спаса и планов городских властей, тут я вам ничем помочь не могу. Ничего не знаю. Об этом спросите лучше у Александра Николаевича из 23-го дома»

Матвеев Александр Николаевич, 79 лет, живет в доме №23, является председателем общественного совета села:

«Я родился в селе Спас в 1932 году, прожил здесь всю жизнь, и, если начну рассказывать все, что помню, — книги не хватит. Так что обо всем понемногу.

Спас стоит на высоком берегу Москвы-реки, который не раз осыпался. В XX веке крупные оползни случались дважды, в 1928-м и в 1949 году. В 1928 году у нас сарай съехал к самой реке. Монастырь, стоявший на мысу над оврагом, тоже был разрушен в результате оползня. От него остался только пруд, из которого мы берем воду для полива огородов. Все думают: обычный сельский пруд. А он был выкопан в XVI веке.

В Спасе было две улицы — центральная, нынешнее Волоколамское шоссе, и Староспасская, которую неофициально называли «Поповка».

На месте «Крокус Экспо» был заливной Спасский луг, на который крестьяне с этого берега ездили косить сено. Москву-реку в этом месте переходили вброд — летом воды было по щиколотку.

В 1928 году спасские крестьяне мыли в ручье Барышиха гравий, который шел на строительство стадиона «Динамо». За день мой отец успевал отвезти на стройплощадку два воза.

В 1962 году был открыт МКАД, и Спас начал разрушаться. Впрочем, тогда мы так не думали. Помню, как Хрущев сказал на открытии Кольцевой: «Дальше Москва не пойдет. Хватит ей ста девяти километров». Я отсчитал от МКАДа до нашего дома 286 шагов и успокоился.

В начале 1970-х годов сельская застройка внутри Кольцевой была уничтожена. В 1988 году отцу пришла повестка о том, что по эту сторону жителей тоже будут переселять в городские квартиры. Тогда все рванули в Москву, а я остался. Думаю — зачем ехать, куда? Не снесли нас только потому, что тут земля непригодна для строительства, слишком близко к крутому речному берегу. Так до сих пор и живем в собственном доме в черте Москвы.

Дом наш старинный, конца XIX века. На одной половине живем мы с женой и младшим сыном, на второй — старший сын с семьей. Хозяйство — три дойные козы и семеро козлят (родились в начале весны), полсотни кур. Выращиваем саженцы: каштаны, барбарис, жасмин. Забот по хозяйству хватает, но основные мои усилия направлены на то, чтобы сохранить это место.

В 2002 году префектура во главе с префектом Виктором Козловым передала в аренду коммерческой фирме «Золотой ключик» больше 3 га сельской земли, на которой собирались построить развлекательный комплекс. Но 1-е Спас-Тушинское городище, которое находится на территории села, еще в 1994 году было признано археологическим памятником федерального значения, так что тут запрещены любые строительные работы, искажающие исторический природный ландшафт. Мне пришлось властям об этом напомнить, так до сих пор и бодаемся. Я уже ходил и в префектуру, и в генеральную прокуратуру; Москомнаследие вместо того, чтобы помогать, только тормозит наши усилия. До мэра Москвы не достучаться.

Мое предложение — превратить Спас в своеобразный живой музей: разрешить спасовчанам построить на фундаментах старых зданий жилые дома в стиле русской деревни XIX — начала XX века, поселиться в них и вести хозяйство».

Анна Дмитриевна, жена Александра Николаевича:

«Цыгане в Спасе появились в 2005–2006 годах. Приехали откуда ни возьмись и заняли пустующий участок у реки. А затем стали расселяться по селу: притащили откуда-то бытовку, обжили кирпичный гараж возле МКАДа. В итоге сегодня цыганам принадлежит вся юго-восточная оконечность Спаса, участки по южной стороне Староспасской улицы до самой Москвы-реки.

Они говорят, что тут работают, а живут в Астраханской области. Чем, интересно, они в Москве занимаются? Летом к ним приезжают гости, целый цыганский табор, около десяти автомобилей. Народа — тьма, детей видимо-невидимо.

С коренными спасовчанами они, вообще-то, уживаются. Было время, развели вокруг свалку — но мы с ними поговорили, и это возымело действие. Теперь они иногда даже сами организуют вывоз мусора.

А еще с тех пор, как цыгане здесь поселились, у нас перестали пропадать козлята. В теплое время года мы выпускаем их пастись к реке. Раньше что ни лето — одного-двух недосчитаемся, воровали бомжи и случайные прохожие. А теперь вокруг всегда бегают цыганские дети, так что воры к нам не суются».

Как добраться

От м. «Волоколамская»: выход из последнего вагона из центра. От автобусной остановки «1-й мкр. Митина» на любом автобусе или маршрутном такси надо доехать до следующей остановки «Спас» (пешком лучше не идти: на эстакаде нет тротуара), затем спуститься в подземный переход, повернуть направо и идти до конца. У выхода из подземного перехода будет тропинка, ведущая за забор, в сторону села Спас.

От м. «Тушинская»: выход из последнего вагона из центра. Автобусом (их идет довольно много, так что номер маршрута проще уточнить на месте) доезжаете до остановки «Спас». Далее — те же переход и тропинка, что по пути от «Волоколамской».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *