.

Софийский Собор в Киеве

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Софийский собор (Киев)

У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Православный собор
Софийский собор

Вид на Софийский собор
50°27′10″ с. ш. 30°30′52″ в. д.HGЯOL
Страна Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Тип здания Собор
Архитектурный стиль украинское барокко
Строитель Владимир Великий — Ярослав Мудрый
Дата основания 1011 год — 1037 год
Строительство 1037 год — 1740-е
Основные даты
Первая половина XI века — постройка собора
1596 — Переходит к униатам
1633 — Возвращён православной Церкви
Рубеж XVII-XVIII вв. — восстановление и перестройка
в стиле украинского барокко
1934 — обретение музейного статуса
Статус

Охраняется государством

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.
Сайт sophia.sophiakievska.org
Софийский собор на Викискладе

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

К ансамблю Софийского собора относятся включённые вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651)

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.

В 1594 году Эрих Лясота первым описывает в гробницу «исполина Ильи Моровлина» в Софийском соборе.

В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.

Современный вид

На рубеже XVII—XVIII веков при гетмане Иване Мазепе (1687—1709) и митрополите Варлааме (Ясинском) (1690—1707) был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Собор на банкноте в 2 гривны

Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722—1730 годах трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731—1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763—1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 — на северной.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

  • Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

  • Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

  • Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

  • Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя. От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части — 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год). Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Картина Юрия Химича Нерушимая София 1965 года на почтовой марке

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н. Н. Никитенко — как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987—988 гг. династического брака заказчиков фресок — княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Некрополь

Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI—XX веков. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже — ряд митрополитов. В XI—XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы — Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода. Всего в соборе осуществлено 5 княжеских захоронений: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода (1093) и Всеволодовичей — Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154). Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нём останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах).

С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности — она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.

В 1280 год в соборе был похоронен митрополит Кирилл II, в захоронении которого археологи нашли древнейшие уцелевшие фрагменты вышитых золотом тканей (сохраняются в фондах Софийского заповедника). В 1497 годах в Софии были положены мощи убитого татарами Священномученика Макария Киевского. Позже в Софии похоронили много сделавших для неё иерархов: в 1690 году митрополита Гедеона (Четвертинского), а в большом подземном склепе — шесть митрополитов: Рафаила (Заборовского) (1747), Арсения (Могилянского) (1770), Гавриила (Кременецкого) (1783), Самуила (Миславского) (1796), Иерофея (Малицкого) (1799) и Серапиона (Александровского) (1824). В XIX веке здесь упокоились первый соборный протоиерей и знаменитый церковный оратор Иоанн Леванда (1814), а также митрополиты Евгений (Болховитинов) (1837) — зачинатель науки о Софии и Платон (Городецкий) (1891) — деятельный миссионер и церковный ученый.

Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 года, предпринимались лишь отдельные попытки их исследования, но оно так и не было завершено. Согласно одной из версий, в этих подземельях могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Примечания

  1. Національний заповідник «Софія Київська» (недоступная ссылка). Проверено 18 февраля 2013. Архивировано 30 января 2013 года.
  2. Національний заповідник «Софія Київська» | Національний заповідник «Софія Київська». Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  3. Решение Синода УПЦ МП. Проверено 4 марта 2009. Архивировано 4 марта 2009 года.
  4. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999. — С. 66, 204, 482.
  5. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. — М., 2001. — С. 167—168, 362—363.
  6. Полное собрание русских летописей. — Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М., 2000. — С. 15, 180.
  7. Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — К., 1984. — С. 97.
  8. Титмар Мерзебургский. Хроника. В 8 кн. / пер. с лат. И. В. Дьяконова. — М., 2005. — С. 177.
  9. 1 2 Никитенко Н., Корниенко В. Древнейшие граффити Софии Киевской и время её создания. — К., 2012. — 232 с.
  10. Заснування Софійського собору в Києві: проблеми нових датувань. Матеріали Круглого столу. — К.: Інститут історії України НАН України, 2010. (укр.)
  11. Датування Софії Київської у світлі новітніх фактичних даних: наукова концепція | У 2011 році – 1000 річчя заснування Софії Київської (укр.). Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  12. В’ячеслав Корнієнко, дослідник графіті, який допоміг визначити тисячолітній вік Софії Київської, розповів «УМ», як він проводить «графологічні експертизи» підписів князів та п … (укр.). Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  13. Про відзначення 1000-річчя заснування Софійського собору | від 11.06.2010 № 682/2010 (укр.). Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  14. Никитенко Н. Софии Киевской 1000 лет. — К.: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — 36 с.
  15. Гейденштейн Р. Деяния польские по смерти Сигизмунда Августа в двенадцати книгах. Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. — К., 1874.
  16. Дневник Эриха Лясоты (укр. пер.0.
  17. Альфред Тёпфер- знаменитости Гамбурга | Bei uns in Hamburg. Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  18. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С.21.
  19. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С.32
  20. Никитенко Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М., 2008. — С.133 — 153.
  21. Рождественская Т. В. Высоцкий Сергей Александрович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. Т. 1. А—В.— СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 262—263.
  22. Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Киев: Наукова думка, 1989. — С. 113—162
  23. Никитенко Н. Собор Святой Софии в Киеве. — С.187 — 200
  24. Україна Молода :.: Видання | «Тут була Анна». Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  25. Куковальская Н., Марголина И., Никитенко Н. О мощах святого князя Ярослава Мудрого в свете новых исследований// Ростов Великий: имена, события, судьбы. — М.: Паломник, 2012. — С.24 — 34
  26. Лебединцев П. Г. Описание Киево-Софийского кафедрального собора. — Киев,1882. — С.49
  27. Леванда, Иоанн Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  28. Воронцова О., Бобровський Т. Середньовічні підземні споруди у садибі Софії Київської// Софійські читання. — Випуск 1. — Київ, 2003. — С. 62 — 65
  29. «Клад Ярослава Мудрого» (журнал «Вокруг света», № 6 (2657), Июнь 1995)
  30. Граффити Софии Киевской
  31. Бытовая письменность Древней Руси
  32. Новые открытия в «Софии Киевской»: Автограф французской королевы и неопознанная святая
  33. Учёные утверждают, что Софии Киевской 1000 лет
  34. Б. Г. Васильев. Древнерусские настенные рисунки-граффити (к постановке вопроса)
  35. Артамонов Ю. А., Гиппиус А. А. Древнерусские надписи Софии Константинопольской // Славянский альманах 2011. — М.: Индрик, 2012, стр. 41.

Литература

  • Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. — Киев: Будiвельник, 1982. — 160 с.
  • Высоцкий С. А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — Київ: Наукова думка, 1989. — 216 с.
  • Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской. — Київ: Наукова думка, 1976.
  • Комеч А. И. Построение вертикальной композиции Софийского собора в Киеве // Советская археология. М. 1968. № 3. С. 232—238.
  • Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 320 с.
  • Корнієнко В. В. Корпус графіті Софії Київської (ХІ — початок XVIII ст.). Частини 1, 2, 3. — Київ: Горобець, 2010—2011.
  • игогоков В. Н. Мозаики Софии Киевской. — М.: Искусство, 1960. — 213 с.
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 65-115.
  • Логвин Г. Н. Собор Святої Софії в Києві: Книга-альбом. — К.: Мистецтво, 2001. — 352 с.
  • Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — Київ: Наукова думка, 1984. — С.97.
  • Національний заповідник «Софія Київська». — Київ: Балтія-Друк, 2011. — 224 с.
  • Никитенко Н. Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. — Киев: Ин-т украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины, 1999. — 294 с.; 2-е изд. Киев, 2004. — 416 с.
  • Никитенко Н. Н. Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М.: Северный паломник, 2008. — 272 с.
  • Никитенко Н. Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев, 2011. — 96 с.
  • Никитенко Н. Н., Корниенко В. В., Рясная Т. Н. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? — Киев: Ин.-т украинской археографии и источниковедения НАН Украины им. М. С. Грушевского; Национальный заповедник «София Киевская», 2012. — 48 с.
  • Никитенко Н. Н. Софии Киевской 1000 лет. Научно-популярное издание. Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — 36 с.
  • Попова О. С., Сарабьянов В. Д. Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017. — 504 с., 405 ил. ISBN 978-5-9612-0059-1
  • Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве? //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2. С. 17-24
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1986
  • Час заснування Софії Київської: Пристрасті довкола мілленіума. — Київ: Ін.-т української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України; Національний заповідник «Софія Київська», 2010. — 128 с.

Ссылки

Софийский собор (Киев) на Викискладе

Софийский собор (Киев) в Викиновостях

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.

  • Мозаики и фрески Софии Киевской. Фотоальбом. Киев, Мистецтво, 1975.
  • Мозаики и фрески собора святой Софии в Киеве
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской // Византийское и древнерусское искусство / Статьи и материалы. М., Наука, 1978. Стр. 65-115.
  • Софийский собор (София Киевская) в путеводителе по Украине
  • Сравнение высоты колокольни и собора Софии на SkyscraperPage.com
  • Архитектура православных храмов Украины и Росси с IX—XIX столетий.
  • Фрески Святой Софии Киевской

¹ Данный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной.

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор. Открытая древняя кладка.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

Колокольня Софийского собора на Софийской площади.

В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век
Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век
Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…

Макет — реконструкция первоначального облика собора
Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе
За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».
В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651 г.
Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.
Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г
Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Дальние углы собора тонут в полумраке.
Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла… Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор Богоматерь Оранта. Стена Нерушимая Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.
Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг
Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *