.

Скрипучая Беседка в Царском Селе

Китайская (Скрипучая) беседка в Царском Селе

23 января 1778 года вышел Указ о постройке павильона и ассигновании средств на строительные работы по строительству «Китайского дома». В этом указе как автор проекта выступает Ю.М. Фельтен.

Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году, в Санкт-Петербурге в семье эконома Академии наук — Атиаса Фельтена. Учился в гимназии при Академии. В 1744 году уехал в Германию. Учился в Тюбингенском университете. Принимал участие в строительстве резиденции в Штутгарте. В 1749 году вернулся в Россию.
В 1749-1751 годах учился в Санкт-Петербургской Академии Художеств у И.Я. Шумахера. В сентябре 1755 года уже выполнял задания в состоявшей при Санкт-Петербургской Канцелярии от строений команде Ф.Б. Растрелли. 16 октября 1760 года произведенный в архитекторы Ю. Фельтен стал первым помощником Ф.Б. Растрелли. В 1760-1770 годах, после отъезда Растрелли из России, Ю. Фельтен стал главным архитектором Санкт-Петербургской Канцелярии от строений. Придворный архитектор, с 1783 году — корреспондент Французской королевской академии, с 1784 года — статский советник, с 1770 года — академик, в 1772 году — профессор Академии Художеств, в 1785 году — адъюнкт-ректор, в 1789 -1794 годах — директор Академии Художеств, в 1794 году — вышел в отставку. Основные работы в Санкт-Петербурге: Старый Эрмитаж, Чесменский дворец и церковь Иоанна Предтечи (Чесменская), протестантские церкви Св. Екатерины на Васильевском острове и Св. Анны на Кирочной улице, Армяно-грегорианская церковь на Невском проспекте и другие. В Царском Селе при императрице Екатерине II в 1778 году по проекту Юрия Фельтена началось строительство Зубовского флигеля Большого (Екатерининского) дворца. Вместе с Ю. Фельтеном в строительстве флигеля участвовал архитектор Илья Неелов (1780-е гг). В окончательном виде отделка интерьеров флигеля была осуществлена Ч. Камероном. В пейзажной части Екатерининского парка — Башня-руина (1771); проект Скрипучей беседки (1778); проект Готических ворот (1777).

Сооружением Китайской (Скрипучей) беседки «по прожекту Фельтина», исполненному в 1778 году, занимался архитектор Конторы строений Села Царского И.В. Неелов (http://basilius3.livejournal.com/21013.html)

Работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах, павильон возник одновременно с началом возведения Китайской деревни. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли. Так и эта беседка расположена на узком перешейке между двумя прудами и, подобно кораблю, вытянута в продольном направлении.


К центральному овальному Купольному залу примыкают с противоположных сторон два меньших по размерам, почти квадратных в плане помещения. Беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками.
Беседка и террасы увенчаны флюгерами в виде китайских знамен, которые, вращаясь по ветру, протяжно скрипят. Отсюда второе название беседки — Скрипучая.

От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий. Первоначально кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшали ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов, выполненные из дерева мастером П. И. Брюлло.

Работами по «убиранию Китайской беседки под цвет мрамора» в 1780 году руководил лепного дела мастер А. Бернаскони. Ему помогали мастера С. Рихтер и И. Кезберх. В 1782 году Бернаскони вел в павильоне штукатурные работы «на подобие мрамора».

Скрипучая беседка, очень сильно пострадавшая в 1941–45 гг., впервые была полностью восстановлена спустя 10 лет, в 1956 году.
Реставраторы выполнили большой объем работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору, по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, сделаны фигурки драконов по углам и водометы в виде драконьих голов.
Произвольный набор иероглифов на больших входных дверях мастера заменили китайской надписью «Добро пожаловать», тогда как ручки для них изготовили по аналогии с таковыми из Китайского дворца в Ораниенбауме; на кровлях установили железные гребни в точности как на рисунке Неелова.
В 1992 году началась разработка уже нового реставрационного проекта, реализация которого затянулась на долгие годы.
И только в 2003 году Китайская (Скрипучая) беседка была полностью восстановлена.
Информация частично взята с
сайта проекта «Энциклопедия Царского Села»
http://www.tsarselo.ru

История

Скрипучая беседка в 1912 годуСкрипучая беседка в 2004 году до окончания реставрации.

Увлечённость Екатерины II культурой Китая отразилась в архитектуре целого ансамбля парковых построек, одной из которых является Китайская Скрипучая беседка. Подобные беседки в китайских садах использовались как чайные домики, павильоны для наблюдения за восходом солнца или даже для рыбной ловли.

Возведение павильона началось в одно время со строительством Китайской деревни и велось с 1778 по 1786 год. Беседка была сооружена по проекту архитектора Юрий Матвеевич Фельтена (или Антонио Ринальди); работы велись под руководством Ильи Васильевича Неелова.

На рубеже XIX—XX веков беседка утратила красоту расписных стен и некоторые декоративные украшения.

Скрипучая беседка сильно пострадала в годы Второй мировой войны, но к 1956 году была восстановлена. Реставраторы выполнили большой объём работ по деревянной резьбе, граниту, мрамору (А. В. Трескин), по новым эскизам воссоздали многое из утраченного. Заново были написаны плафоны центрального зала и верхних беседок, изготовлены фигурки драконов по углам и водомёты в виде драконьих голов. Произвольный набор иероглифов на входных дверях заменили китайской надписью «Добро пожаловать». Но постепенно беседка снова начала ветшать под воздействием природных факторов.

Работы над новым проектом реставрации начались в 1992 году, к которым приступили лишь в 1997 году из-за финансовых трудностей в бюджете государственном и музейном. Кровлю сменили на новую из оцинкованного железа, а когда дело дошло до восстановления фигурок драконов, устаревший проект 1992 года пришлось пересмотреть. К 300-летию Царского Села Скрипучую беседку полностью реставрировали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *