.

Санта Мария Дельи Анджели

Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri)

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) посвящена Богородице, Семи главным Ангелам и Семи Мученикам. Церковь располагается на площади Республики (Piazza della Repubblica) в Риме, в том самом месте, где некогда действовали роскошные античные термы Диоклетиана. Сами бани строились в период с 298 по 305 годы. Комплекс терм имел площадь более 13 га, а одновременно в нем могли находится более 3 тысяч человек. Здесь были разбиты сады, устроены фонтаны, павильоны для гостей, библиотека и залы для спортивных состязаний.

Над проектом храма и монастыря у церкви работал сам Микеланджело.

В основе плана церкви — равносторонний (греческий) крест.

Основные помещения терм при строительстве церкви были сохранены. Главный зал храма расположен там, где когда-то находился тепидариум (теплая и сухая комната римских бань для разогрева тела). Восемь колонн, которые удерживают строение, как раз из того античного времени. Еще восемь — были добавлены впоследствии.

©tiger rus

Базилика несколько раз перестраивалась. В 1702 году появились большие солнечные часы — на полу была уложена черная мраморная полоса с металлическим лучом. Это были самые точные часы в Риме, сюда приходили сверять время все жители города. До тех самых пор, пока в 1846 году не появилась традиция пушечного выстрела в полдень с башни замка Святого Ангела.

От фасада церкви за авторством Луиджи Ванвителли избавились в самом начале XX века. Сегодня роль фасада выполняет часть экседры кальдария (помещения, где некогда были установлены ванны).

Еще одна реконструкция коснулась пола церкви, который подняли на 2 метра, чтобы обезопасить церковь от подтопления подземными водами.

Внутри базилики можно увидеть античные колонны, невероятные скульптуры, орнаменты, знаменитые картины (большинство из них принадлежат не итальянским, а французским художникам XVII-XVIII веков), В базилике также находятся старинные византийские иконы.

По бокам центрального прохода церкви расположились статуи ангелов, созданные скульптором Джованни Батиста Росси (учеником самого великого Бернини). Над ангелом справа установлена невероятно правдоподобная статуя св. Бруно, созданная французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном.

Длина храма составляет 128 метров. Ширина равняется 105 метрам. Высота центрального нефа храма — 29 метров.

В церкви также можно увидеть капеллу, автором которой стал Клементе Орланди (капелла создана в 1746 году). Она посвящена монаху Альбергати, причисленному к лику святых. Алтарь капеллы создан Эркюлем Грациани. В центральной части сверху расположена картина «Чудо Блаженного Никколо Альбергати».

Внутри базилики располагается могила итальянского художника и поэта Сальватора Розы, а также могила архитектора Карло Маратта, который трудился над реконструкцией здания. Кроме того, тут похоронены генерал Армандо Диаз (воевал во время Первой Мировой войны), великий адмирал Таона ди Ревель и Витторио Эммануэль Орландо, бывший премьер-министр страны.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири — титулярная церковь, кардиналом-священником с титулом церкви на данный момент является шведский кардинал Ларс Арборелиус.

История базилики Санта-Мария-дельи-Анджели в Риме

Эта базилика уникальна, так как была построена на месте гигантских терм, которые, в свою очередь, были возведены силами многочисленных рабов и христианских мучеников — во время строительства погибли сотни, если не тысячи. В названии церкви отражено горе тех людей. По сути — она построена на их костях.

Сама церковь появилась благодаря стараниям и силе воли (и силе веры также) сицилийского монаха Антонио дель Дука, который десятилетиями добивался начала строительства храма на месте древних римских терм.

Однажды монах увидел икону с изображением Семи Ангелов и был поражен силе, исходящей от нее. Дука тут же отправился в Рим, где создал литургию «Мессе Семи Ангелов». Он отправил ее на рассмотрение влиятельному кардиналу дель Монте. Вместе они сумели добиться признания культа «Семи Ангелов» у Ватикана. Однако в 1533 году дель Монте умер, а Дука, лишившись покровителя в Вечном городе, отправился обратно на родную Сицилию.

Но через 8 лет он вернулся и стал капелланом церкви Санта Мария ди Лорето (расположена у форума Траяна, построена в 1507 году) в Риме. В 1541 году Дука увидел чрезвычайно яркий свет, который шёл от терм Диоклетиана. В центре света он различил силуэты Семи Святых. Монах трактовал видение как благословение на создание храма на месте древних римских бань. На семи колоннах тепидариума Дука написал имена самых главных Ангелов. А после начал пытаться получить разрешение на постройку церкви. Однако папа Павел III был против.

©Amphipolis

Лишь через 7 лет, уже после смерти Павла III, при папе Юлие III, Ватикан дал добро на строительство храма. В 1550 году Папа приказывает викарию Рима подписать указ об освещении церкви в честь Богородицы, Семи Ангелов и Семи Мучеников. Впрочем, подписание указа вовсе не означало, что церковь начнут строить тут же. Дело в том, что могущественные родственники предыдущего папы, Павла III, облюбовали места бань Диоклетиана. Здесь они охотились, устраивали верховые прогулки. И совершенно не хотели покидать эти места. Они всячески препятствовали началу строительства.

Папа Юлий III так и не смог добиться начала строительства церкви. Но Дука не собирался отступать. Возведение храма началось только в 1561 году благодаря папе Пию IV, воспользовавшемуся папской буллой.

Разработкой проекта руководил Микеланджело, которому на тот момент было уже 86 лет. Идея встроить церковь в уже имеющийся фасад терм по всей видимости также принадлежит гению. К сожалению, в 1564 году Микеланджело умер. К слову, Антонио дель Дука, который так яростно сражался за церковь и благодаря которому он все же появилась, тоже умер в 1564 году.

Уже в XVIII веке церковью занялся Луиджи Ванвителли, архитектор из Неаполя. Он то и создал пышный фасад, который в XX веке решили разобрать, восстановив первоначальную идею Микеланджело.

Есть в храме и элемент современности. Так, автором бронзовых дверей, ведущих в храм, является знаменитый польский скульптор Игорь Миторай (он умер в 2014 году в возрасте 70 лет). На одной двери можно увидеть сцену Благовещения, а на второй — Воскрешения. Двери установили в 2006 году, заменив ими старые деревянные, находившиеся в плачевном состоянии.

Как добраться до базилики Санта-Мария-дельи-Анджели в Риме

Базилика находится в самом центре Рима, недалеко от центрального железнодорожного вокзала Termini. Те, кто прибывают в Рим на поезде, видят эту площадь в первую очередь. Можно воспользоваться возможностью и сразу зайти в церковь.

Если же вы живете в другом районе Рима, то добраться до церкви не составит труда, как на общественном транспорте, так и на такси или же пешком (наиболее удобный способ).

Недалеко от нее останавливается автобус № 85. Остановка — Vittorio Emanuele Orlando, 95. До церкви можно доехать и на автобусах № 40, 62, 64, 492. До площади Республики ходит большинство автобусов Рима.

Также можно доехать на метро линий MEA и MEB. Ближайшая станция — Reppublica. С картой метро Рима вы можете ознакомиться на официальном сайте метрополитена.

©Luca Alles

Вы также можете доехать до церкви на такси. Можно воспользоваться услугами Uber или Gett, заказав машину через приложение на смартфоне, а можно — заказать машину у одной из частных фирм, работающих в Риме (например, Radio Taxi по телефону 06–3570 или Pronto Taxi по телефону 06–6645). Впрочем, цены на такси в Риме высокие.

Рим — прекрасный город для прогулок пешком. Кроме того, главные достопримечательности расположились довольно компактно. Исторические центр удобно изучать пешком, расстояние небольшие. Кроме того, так вы сможете увидеть больше — в исторической части Вечного города каждое здание имеет свою историю.

Поэтому ниже публикуем карты пешеходных маршрутов от основных достопримечательностей — Колизея, Собора Святого Петра и Фонтана Треви.

Карта пешеходного маршрута от Колизея до базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири:

Карта пешеходного маршрута от Собора Святого Петра до базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири:

Карта пешеходного маршрута от Фонтана Треви до базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири:

Видео:

Отзыв: Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири (Италия, Рим) — Церковь с меридианом

Среди известных церквей и соборов Рима, история, архитектура и интерьеры которых не оставили меня равнодушной, есть храм с труднопроизносимым для многих русскоговорящих людей названием – Базилика Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri). В переводе с итальянского языка оно означает «Базилика Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников».
Одной из причин, по которым мне очень хотелось увидеть Базилику Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников своими глазами, была история ее постройки. За эту историю она может претендовать если не на победу, то на одно из призовых мест в конкурсе «Римская церковь с самым необычным прошлым». И именно уникальное архитектурное прошлое обусловило попадание данного храма на страницы путеводителей по Вечному городу.

Для знакомства с базиликой я вместе с супругом направилась на площадь Республики, расположенную неподалеку от вокзала Термини. И, конечно же, перед визитом в базилику, мы остановились у главного украшения этой площади — фонтана Наяд:

Квартет бронзовых водных нимф, сделавший его одним из самых интересных фонтанов города, «придумал» скульптор Марио Рутелли в самом начале ХХ века, а сам фонтан появился значительно раньше — в 70-х годах XIX столетия.
Вот и она, та самая Базилика Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников. Что же особенного в ее истории? Понятно, что здания, построенные на античных руинах или «интегрированные» с такими руинами, для Рима — дело обычное. Но в случае с данной базиликой неординарны и сами руины, и та новая жизнь, которую они обрели.

Так вот, Базилика является частью знаменитых римских терм, построенных в IV веке и носящих имя императора Диоклетиана. Назвать это сооружение просто банями — непочтительно и даже кощунственно.
Размаху, с которым создавались термы Диоклетиана (и вообще римские термы!), могли бы позавидовать многие современные оздоровительные центры. Судите сами: проект был рассчитан на три с лишним тысячи посетителей. Бассейны с холодной водой, теплые бани, залы для собраний и спортивных занятий, библиотека (где у нас сейчас существуют библиотеки в таких заведениях?), сады с экзотическими растениями, фонтаны…И адски тяжелый труд тысяч рабов и христианских мучеников, погибавших на этой мега-стройке. Поэтому в названии базилики и фигурирует слово «мученики».
И кажущаяся «непрезентабельной» незнающим людям внешность Базилики – не что иное, как вход в бывший кальдариум (помещение с горячей ванной). А ее центральная часть, которая находится за кальдариумом представляет собой бывший тепидариум, т. е. помещение с сухим горячим воздухом.
Я специально публикую данную фотографию для того, чтобы показать кладку стен в бывших термах:

Идея «встраивания» базилики в уцелевшие фрагменты терм принадлежала великому Микеланджело Буонарроти, однако из-за кончины великий мастер не довел проект до конца. А точка в строительстве Базилики была поставлена лишь в первой половине XVIII столетия, когда ее архитектором был Ванвителли.
Не сомневаюсь, что большинству туристов, бывавших в Кракове, запомнилось огромное «скульптурное чудо», стоящее, точнее, лежащее боком на Рыночной площади. Отрубленная перебинтованная голова с пустыми глазницами под названием «Связанный Эрос». Почему я так заостряю внимание на достопримечательности другого города? Очень просто: двери, ведущие в церковь — работа того же самого польского скульптора, Игоря Миторая. Забегая вперед, скажу, что Миторай одарил базилику не только дверями.
С осмотром дверей у нас получилась накладка. Из-за цыганки, сидевшей у самого входа и агрессивно требовавшей с каждого входящего подаяние, мы были вынуждены сразу же пройти внутрь. Но я не могу сказать, что сильно огорчена случившимся, т. к. даже с расстояния в несколько метров было понятно, что рельефы «Благовещение» и «Воскресение», которые Миторай выполнил на дверях Базилики, несколько авангардны по отношению к «возрасту» этого храма.
Направляясь к центральному нефу, мы остановились у прелестного мраморного ангела, держащего чашу со святой водой:

Очаровавшего нас ангела, как и его близнеца-визави, создал ученик легендарного Бернини — Д. Б. Росси. Замечу, что часть колонн, на которые опираются своды базилики — «родом» из терм. Из тех самых терм Диоклетиана…

Есть храмы, при входе в которые внимание пришедших автоматически приковывается к потолку. Есть храмы, где взгляд не может оторваться от стен. А вот в Базилике Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников внимательно разглядываешь…пол!

Мраморный пол базилики, созданный Франческо Барбьери, безусловно, роскошен, но он интересен не только выполненными на нем орнаментами. Базилика необычна тем, что по ее полу проходит ЛИНИЯ МЕРИДИАНА.
И я до сих пор удивляюсь, почему до этого храма не «добрался» Дэн Браун и не нашел ему места в романе «Ангелы и демоны»? Хотя, быть может, это и к лучшему:) В противном случае здесь от потока туристов было бы точно «дышать темно». Но, кстати, Браун не обделил вниманием другую церковь «с меридианом» — парижскую Сен-Сюльпис, описав ее в «Коде да Винчи».
Меридиан в базилике появился в XVIII веке — во времена правления Папы Римского Климента XI. Работами по «прокладке» меридиана руководил астроном, математик, философ и археолог Франческо Бьянкини. Меридиан использовался как солнечные часы, позволял проверять точность Григорианского календаря и определять дату Пасхи. В числе причин для «прокладки» меридиана было и банальное тщеславие: а чем это Рим хуже Болоньи? Почему в Болонье, в Базилике Сан Петронио меридиан существует, а в Риме нет?
Если не вдаваться в астрономические подробности, нанесенный меридиан, я думаю, вполне заслуживает того, чтобы его называли произведением искусства — настолько хороши выполненные на нем инкрустации знаков зодиака.
Кроме меридианной линии, на полу нанесена серия эллипсов с гербом Климента XI в середине. Это орбита движения Полярной звезды, рассчитанная Бьянкини на 800 лет вперед (!) от момента начала работ по разметке меридиана, т. е. от 1700 г.
Схема, полученная Бьянкини, использовалась в богослужебных целях: в частности, чтобы точно определить время наступления полуночи.
В оформлении пола также привлекает внимание и герб монашеского ордена картезианцев, которому в свое время принадлежала базилика:
Одним из наиболее впечатляющих элементов внутреннего убранства этой церкви я считаю представленную в ней живопись. С живописью ей фантастически повезло. Она, можно сказать, вытянула счастливый лотерейный билет.
Дело в том, что ряд полотен, имеющихся в базилике, изначально заказывались для Собора Святого Петра в Ватикане. Причиной «переселения» данных творений из Ватикана стала угроза их порчи из-за повышенной влажности. В итоге в базилике Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников появился весьма интересный набор картин, созданных замечательными художниками.
Из работ, от которых я получила самое большое эстетическое удовольствие, в первую очередь отмечу картину Джованни Одацци «Явление Девы Марии Святому Бруно» (начало XVIII в.). Картина находится в алтаре капеллы, посвященной основателю монашеского ордена картезианцев — Бруно Кельнскому.
Не менее прекрасна и отделка самой капеллы. Чудесная потолочная роспись с изображением четырех евангелистов, колонны цвета морской волны и пара прекрасных статуй, созданных в XVIII в., если не ошибаюсь, скульптором по фамилии Фабриано. Одна из них называется «Медитация», а другая — «Молитва».

В аналогичном стиле декорирована и капелла, посвященная монаху-картезианцу Никколо Альбергати. Слева и справа от ее алтаря, как часовые, застыли два ангела работы немецкого скульптора Ф. Петтриха: Ангел Мира и Ангел Справедливости:
Но продолжу разговор о живописи. Над захоронением генерала, министра обороны и маршала Италии Армандо Диаса, воевавшего в Первую Мировую войну, можно увидеть картину «Чудо Святого Петра», написанную Ф. Манчини в XVII веке, где изображен Святой Петр, исцеляющий паралитика. На основе этой картины была создана соответствующая мозаика в Соборе Святого Петра.
Слева от нее — последняя работа художника Дж. Муциано «Проповедь Святого Иеронима» (XVI в.). Это одна из работ, предназначавшихся для Ватикана. К сожалению, художник скончался, оставив ее неоконченной, и ее завершал другой мастер — П. Брилль.
Две работы над входом в сакристию (т. е. в ризницу) также были написаны для ватиканского Собора Святого Петра:
Если сюжет картины, расположенной справа, легко узнаваем — «Вознесение Девы Марии» (автор — П. Бьянки, XVIII в.), то тема соседствующей с ней картины, написанной П. Костанци, не идентифицируется без разъяснения гида или изучения «матчасти» 🙂 Это воскрешение Апостолом Петром праведницы Тавифы, описанное в новозаветной книге «Деяния Святых Апостолов».
Спорным моментом во внутреннем убранстве базилики я считаю наличие этого «Ангела света» работы мастера Эрнесто Ламаньи. Если сравнить его с ангелом, выполненным учеником Бернини, фото которого вы видели в начале рассказа, то счет, на мой взгляд, 1:0 — в пользу скульптора «старой формации»:
Увидев знакомую по любимому городу Кракову обвязанную голову-маску, я сначала подумала, что передо мной уменьшенная копия «Связанного Эроса» Игоря Миторая. А вот и не угадала! Штраф за невнимательность:) Скульптор (ну кто бы сомневался!) действительно Миторай, но это не «Эрос», а «Иоанн Креститель»:
В Базилике Святой Девы Марии, Ангелов и Мучеников нам очень понравился внутренний дворик с древнеримскими артефактами:
Во дворике отлично просматриваются руины античных терм:
В углу этого же дворика разместилась трогательная скульптурная композиция: Святой Иосиф и Мария с младенцем Иисусом на коленях. К стене за спиной у Марии прикреплена мемориальная доска, напоминающая о мученическом подвиге священника-францисканца Максимилиана Кольбе, погибшего в Освенциме:
У входа во дворик установлена обращающая на себя внимание статуя Галилео Галилея, выполненная скульптором Тсунг Дао Ли. Галилей у него получился брутальным, я бы даже сказала — почти хтоническим персонажем:
Сама же статуя Галилея — наглядный пример того, как изменились взгляды церкви на науку. Как известно, жизнь этого выдающегося ученого в свое время находилась в руках суда инквизиции. В расположенной неподалеку от Пантеона церкви Санта-Мария-сопра-Минерва — в той самой, напротив которой стоит знаменитый слоник работы Бернини, Галилей был вынужден публично покаяться в своих заблуждениях. В противном случае его ожидал бы костер — как в ситуации с Джордано Бруно. А теперь, как видите, ему поставили памятник — и непосредственно в храме.

В Базилике также установлены два бюста — в знак глубокого уважения к людям, благодаря которым она появилась в Риме: Микеланджело — как первому ее архитектору и монаху Антонио дель Дука, который не один десяток лет (!!!) добивался ее постройки.

Вот такой оказалась судьба одного из грандиозных сооружений Древнего Рима.

История базилики

По указу папы Пия V, в 1569 году было начато строительство грандиозной на то время церкви Санта-Мария-дельи-Анджели. Необходимость новой церкви была обусловлена большим количеством паломников, прибывающих в Ассизи, и площадь Порциунколы не умещала всех желающих. Было принято решение построить церковь над часовней, таким образом Порциункола и часовня Трансито, в которой умер святой Франциск, оказалась внутри церкви.

Разработкой проекта церкви занимался известный на то время архитектор Галеаццо Алесси. Его работа в стиле маньеризма характеризуется строгой простотой, находящейся в согласии с францисканскими идеалами нищеты и покаяния.

Постоянная нехватка денег сильно затянула возведение церкви, поскольку стройка финансировалась за счет пожертвований. Работы были завершены спустя сто лет, в 1679 году. Позже, в 1684 году, была добавлена колокольня.

15 марта 1832 года во время сильного землетрясения произошли частичные разрушения церкви, в том числе на куполе образовалась широкая трещина. Восстановление церкви длилось с 1836 года по 1840 год под руководством архитектора Луиджи Полетти. Он преобразил фасад, переделав его в неоклассическом стиле.

В 1924–1930 годах прошла еще одна реконструкция, придавшая собору окончательный внешний вид. В это же время на верхней части фасада церкви установили статую «Мадонна ангелов» в позолоченной бронзе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *