.

Ростовский Собор Рождества Пресвятой Богородицы

История храма

Вскоре после заселения Солдатской Слободы было принято решение о демонтаже и переносе деревянной церкви во имя Рождества Богородицы, возведенной в границах Ростовской крепости, учрежденной в 1761 году императрицей Елизаветой Петровной. Строение достаточно быстро переместили на новое место рядом с торговой площадью. В феврале 1781 года храм был заложен, а уже через полгода — освящен.

Главный фасад, © Валерия Белоусова

Здание простояло чуть более десяти лет, пока во время грозы в него не попала молния. Пожар произошел 27 декабря 1791-го, но по прошествии четырех лет здесь же был возведен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы с каменными стенами и деревянными куполами.

Статус соборной церковь получила в 1822 году согласно указу Святейшего Синода. До этого она была купеческой.

Город быстро разрастался, поэтому собор к середине XIX столетия уже перестал вмещать верующих. Два ростовских купца по благословению архиерея обратились в Святейший Синод за разрешением на строительство нового, более просторного и величественного храма. При этом они обязались взять на себя все текущие расходы.

Каменное здание было возведено в период с 1854 по 1860 г. Сразу же после окончания строительства собор освятили. В 1887 году рядом с ним соорудили четырехъярусную колокольню.

Золотые купола, ©александр-161

После 1917-го Кафедральный собор Ростова постигла участь большинства религиозных объектов того времени. Нападки на него начались уже с 20-х годов прошлого века. Тогда величественные мраморные паперти были разобраны, территория — обнесена кирпичным забором, а разграбление церковной утвари стало обычным делом. Последнюю икону сняли в 1929 году, а в 1932-м окончательно запретили богослужения. Церковь закрыли, внутри организовали зерновой склад, а на подворье устроили зоопарк. Верхняя часть колокольни была наполовину разрушена в начале сороковых, так как ее посчитали прекрасным ориентиром для вражеской артиллерии.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы открыл свои двери для прихожан в годы немецкой оккупации. Через пять лет после окончания ВОВ был произведен ремонт и частично восстановлены настенные росписи. Более капитальная реконструкция состоялась в конце 80-х годов прошлого века, а к 250-летию города по чертежам и старым снимкам восстановили колокольню.

Верхние ярусы колокольни, © АЛЕКСАНДР

Описание и архитектура

Каменное здание собора было возведено в 1860 году на основе типового проекта Константина Тона — талантливого зодчего, являющегося, по сути, создателем русско-византийского храмового стиля. Это отразилось на внешнем сходстве Собора с другими аналогичными объектами, созданными архитектором. Самым ярким тому подтверждением является храм Христа Спасителя в Москве, заложенный в 1839 году, освященный в 1883-м, разрушенный в 1931-м и воссозданный в конце 1990-х.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, © Алексей Привязка типового проекта собора по месту была поручена архитектору и, как его называли современники, рисовальщику А. Кутепову, ранее принимавшему участие в конкурсе проектов храма Христа Спасителя.

Изначально главный вход располагался с южной стороны здания — для удобства верующих, приплывавших по Дону из других станиц. Поднимаясь с набережной по Соборному переулку, они оказывались непосредственно у храма. Со временем главным стал вход со стороны Соборной площади.

В плане величественное сооружение выглядит как равноконечный крест. Белоснежный фасад украшен килевидными закомарами, подчеркнутыми кровельным покрытием лазурного цвета. Над храмом возвышается пять куполов, установленных на световых барабанах разного диаметра. Центральный имеет 12 щелевых проемов, сочетающихся по форме с фасадными окнами. В четырех крайних барабанах каждый второй просвет наглухо заложен. Перспективные порталы завершают массивные кованые двери.

Вид на собор и колокольню со стороны Центрального рынка, © Алексей

Колокольня расположена справа от главного входа в собор. Авторами проекта являются военный инженер А. Кампиони и архитектор Д. Лебедев. Деньги на строительство и заказ главного колокола взяли на себя известные в те времена ростовские меценаты и церковный староста. Четыре яруса изначально венчал купол синего цвета, украшенный звездами. Под ним установили огромные часы с боем. Средние уровни предназначались для колоколов, а в нижнем ярусе была организована часовня-крестильня, освященная в честь св. Николая Чудотворца.

После восстановления колокольни в 1999 году, были установлены вновь отлитые колокола. Каждый из них носит свое имя, связанное с небесным покровителем — святыми Пантелеимоном и Сергием Радонежским, князем Владимиром, Архангелом Михаилом. Один из колоколов назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Колокола, © АЛЕКСАНДР

На подворье, кроме собора с одноэтажным притвором и колокольни с часовней, располагается ряд строений. Среди них:

  • резиденция владыки Ростовской епархии;
  • малый храм Иоанна Предтечи;
  • служебные постройки;
  • епархиальное управление;
  • типография;
  • духовно-просветительный центр;
  • церковные лавки.

Внутреннее убранство

После строительства в 1860 году нового каменного храма ростовчанин И. Панченко, носивший потомственное звание почетного гражданина города, выделил немалую сумму на роспись стен, приобретение икон и купольных крестов, а также на установку дорогостоящей церковной ограды.

В процессе ремонта храма в середине прошлого века были восстановлены настенные росписи и внутреннее убранство. В 1951 году из Москвы прибыл четырехъярусный иконостас необычной формы. Он выполнен в виде часовни, накрытой шатром, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Через четыре года убранство собора пополнилось еще двумя подобными иконостасами. Один из них находится в Преображенском (левом) приделе, второй — украшает Петро-Павловский (правый) придел.

Четырехъярусный иконостас, © StachBpl

Живописные росписи на стенах и сводах выполнены по библейским сюжетам. Они расположены в обрамлении ниш и орнаментальных рисунков. Окраска пилонов и пилястр имитирует срез мрамора, а свободные поверхности украшены фризами с растительным орнаментом.

Сегодня масляная роспись стен требует реставрации. На темнеющей от времени и загрязнений поверхности видны трещины, шелушения и отслоения. Кресты для куполов, © АЛЕКСАНДР

Святыни

В Кафедральном соборе Ростова-на Дону хранится точный список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Оригинал, датируемый концом XIV века, находится в Третьяковской галерее. В соборе имеются и другие списки — с почитаемых икон Казанской и Владимирской Божией Матери, а также Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба. Кроме того, здесь имеется несколько икон с частицами мощей великомучеников, святителей и преподобных, в том числе:

  • Сергия Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Георгия Победоносца;
  • Николая Чудотворца.

Соборный ковчег хранит частицы мощей святых пророков и князей, апостолов, великомучеников, преподобных и святителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *