.

Подводная Лодка К 21

masterok

Это был первый раз, когда я оказался внутри настоящей боевой подводной лодки. Пусть это лодка — музей. Пусть эта лодка — участник боевых действий времен Великой Отечественной войны. Но факт есть факт.

Если вы погуглите название этой подводной лодки «К-21», то сразу наткнетесь на спор историков и на загадку, которую не могут решить и определиться с ответом до сих пор.

Но давайте сначала про подводный крейсер …

Фото 2.
По традиции вначале предлагаю видеоматериал. Он не такой информативный, больше для атмосферы происходящего:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе — https://www.youtube.com/c/MasterokST

А теперь фоторепортаж и немного истории.

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Сейчас она находится на вечной стоянке в закрытом городе Североморск и работает как музей. Отдельно хочу высказать такое мнение как не специалиста, а как туриста и посетителя музея — все же мало оставляют реального объекта зачастую.

Все же очень много переоборудуют в стенды, стенды, стенды. Это уже несколько устаревший подход. Сейчас музей может заинтересовать либо полной НАТУРОЙ и идентичностью, чтобы прямо потрогать историю руками. Либо сделать полный интерактив, чтобы посетители участвовали в экскурсии и получали информацию в привычном для себя виде.

Это был «лирическое отступление» и частное мнение, а теперь собственно про подводную лодку.

Фото 3.

Экскурсия началась с информации о зарождении вообще подводного флота в России и вот как иллюстрация этого — Император Николай II принимает доклад от командира первой военной подводной лодки в России — «Дельфин».

Фото 4.

Подводные лодки типа «К» — эти крупные подводные крейсеры, сопоставимые по тоннажу с большими подводными лодками Франции, Германии, Англии и США, получили у наших подводников ласковое название «катюши».

Утвержденный к постройке проект в апреле 1935 года изначально носил название КР-Крейсер Рудницкого. Подводные лодки типа «К» по ряду показателей, таких как вооружение и скорость, превосходили многие иностранные аналоги. Несмотря на солидные размеры, подводные крейсера этого типа отлично управлялись в положении под водой.

При проектировании подлодок типа «К» рассматривалось несколько довольно необычных для подводного судна решений. К примеру, одна из модификаций предполагала установку на палубе ангара для разведывательного самолета, но, к сожалению, этот проект так и остался на бумаге.

Фото 6.

При сборке наружного корпуса применялась электросварка, это являлось новым технологическим приемом для того времени, тем самым вес был существенно снижен и увеличена живучесть лодки.

На подводной лодке было установлено два перископа повышенной светосилы, которые были приспособлены для фотосъемки. Мошные коротковолновые радиостанции обеспечивали двустороннюю устойчивую радиосвязь на самых больших дистанциях.

Кроме главного оружия – десяти торпедных аппаратов (шести носовых и четырех кормовых) с общим боезапасом в 24 торпеды, подводная лодка несла 20 мин заграждения. Лодка обладала и весьма мощным артиллерийским вооружением — 2 орудия калибра 100 мм и 2 — 45 мм.

Максимальная автономность плавания достигала пятидесяти суток.

Фото 7.

На северный флот СССР К-21попала осенью 1941 года. В первом боевом походе, находясь в трудных для выполнения задания условиях, ночью, подводная лодка К-21 поставила минное заграждение в проливе Бестсунн. Подводники справились с заданием на отлично, утром на установленных минах подорвался и пошел ко дну транспорт противника.

Буквально через несколько дней К-21 отправляет на дно ещё два корабля неприятеля. В следующем походе в результате надводной торпедной атаки К-21 топит еще один транспорт и, мало того, отправляет на дно артиллерийским огнем противолодочный катер противника.

Фото 8.

Фото 9.

В 1943 году был случай доставки топлива с одной субмарины на другую. Подводная лодка типа Щ после успешного нападения на вражеский конвой находилась под пристальным вниманием вражеских кораблей. В результате разрыва глубинной бомбы через трещину, образовавшуюся в топливной цистерне, было потеряно всё топливо. На помощь была направлена лодка К-21. Передача топлива с лодки на лодку в боевых условиях до этого не отрабатывалась, соответственно и не имелось для этого каких-либо специальных средств. Благодаря умелым действиям подводников, и, несмотря на сильную зыбь на поверхности, лодки пришвартовались друг к другу. Через люк рубки К-21 был выведен шланг и подключен к топливной системе подлодки Щ-402. К-21 передала 15 тонн топлива. Обе подлодки успешно прибыли в Полярное.

Фото 10.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов.

9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.

Фото 11.

С 6 по 14 апреля 1949 года лодка принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля.

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.

Фото 12.

Весной 1981 года была поставлена в плавдок «ТПД-12» на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х годов был проведен ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции

Фото 13.

Так, а что же за загадка?

Один эпизод боевого пути стал действительно легендарным и спорным до сих пор. Летом 1942 года немецкое командование отправило на уничтожение союзного конвоя PQ-17 эскадру, в которую входил новейший и мощнейший корабль немецкого флота – «Тирпиц». В результате ошибки, допущенной британским командованием, союзный конвой, состоящий из 34 транспортов, остался без охраны. Транспортам пришлось прорываться самостоятельно. Беззащитные суда постоянно находились под атаками самолётов и подводных лодок противника, и, если бы немецкая эскадра достигла конвоя, это означало бы полный крах операции по его проводке.

Чтобы предотвратить атаку немецкой эскадры на союзный конвой, командованием Северного флота на перехват была выслана группа подводных лодок. В состав группы входила и К-21.

Немецкая эскадра была обнаружена. Несмотря на маневры кораблей противника, которые всё время шли противолодочным зигзагом, К-21 атаковала головной корабль немецкой эскадры кормовыми аппаратами четырехторпедным залпом. Две торпеды достигли цели и разорвались, К-21 погрузилась, предварительно передав по радиосвязи координаты немецкой эскадры, и стала ждать ответного удара, но его не последовало.

Линейный корабль «Тирпиц» из-за нанесенных повреждений был вынужден вернуться вместе со всей эскадрой во фьорды Норвегии и больше не принимал участия в военных действиях.

Фото 14.

Вот как рассказывает об этом бое Владимир Ужаровский. Фамилия контр-адмирала Владимира Леонардовича Ужаровского известна большинству советских подводников. В годы войны он служил старшим помощником командира подводной лодки К-21 Северного флота, уничтожившей 17 кораблей и судов противника

— 4 июля мы заняли назначенный район патрулирования. 5 июля в 16.00 я заступил вахтенным офицером и находился в боевой рубке. В 16.33 получил доклад акустика: «Левый борт… неясный шум». Подвсплыл, поднял перископ, но ничего не обнаружил. Через несколько минут новый доклад акустика: «Пеленг на шум…». Скомандовал: «Лево на борт», лег на курс сближения с источником шума. Одновременно приказал вахтенному центрального поста передать командиру: «Просьба прибыть в боевую рубку». Командир Николай Лунин прибыл, поднял перископ, ничего не обнаружил, но приказал объявить боевую тревогу. Акустик, продолжая доклад, разобрал, что это шумы надводных кораблей, и уточнил пеленг. Наконец командир, подняв в очередной раз перископ, вроде бы обнаружил рубку подводной лодки. «Ага, — сказал командир, — только тебя, голубушка, и не хватает в нашей коллекции — у нас только надводные корабли». Далее скомандовал: «Торпедная атака подводной лодки! Глубина хода торпед — 4 метра».

По этой команде торпедисты первого отсека должны как можно быстрее выполнить довольно трудоемкую операцию по установке заданной глубины хода на всех шести торпедах носовых аппаратов. На четырех кормовых аппаратах такую операцию можно выполнить только в надводном положении лодки. На торпедах в этих аппаратах глубина хода была установлена на 1,5-2 м, потому что их основное предназначение — самооборона от противолодочных кораблей. Это обстоятельство снизило эффективность последующей атаки линкора.

Фото 15.

Командир начал выход в атаку. И вдруг, подняв перископ, обнаружил, что это не лодка, а командно-дальномерный пост (КДП) эсминца, за которым появился и второй (КДП, когда он показывается из-за горизонта, по силуэту схож с очертаниями рубки подводной лодки). «Отставить атаку подводной лодки! Торпедная атака эсминцев!» — скомандовал Лунин. Когда лодка вышла на расчетный пеленг залпа по одному из эсминцев, командир снова поднял перископ и с удивлением обнаружил показавшиеся из-за горизонта мачты больших кораблей. Он понял, что видит мачты линкоров и крейсеров немецкого соединения, о возможном выходе которого его оповестил штаб флота. Лунин, ругнувшись, скомандовал: «Отставить атаку эсминцев! Атака линкора! Приготовить шеститорпедный носовой залп! Глубина хода торпед 9 метров!»

Фото 16.

Маневрируя на сближение с главными кораблями соединения противника, командир удачно проскочил барьер эсминцев, прошел внутрь ордера и определил состав сил противника: линкор «Тирпиц», два крейсера в круговом охранении восьми эсминцев. Центральный пост определил элементы движения соединения: скорость — 22 узла, генеральный курс такой-то, маневрируют на противолодочном зигзаге. Командир начал сближение с линкором, уточняя его положение периодическими подъемами перископа. Это было очень опасно: мы находились внутри ордера противника, поэтому, заметив перископ, эсминцы (аж восемь единиц) сразу же забросали бы лодку глубинными бомбами. Выручили мастерство командира и выучка экипажа — все замерли, внимательно слушали распоряжения и четко отрабатывали их на обслуживаемых механизмах. Помогло и неспокойное Норвежское море. При волнении в 4-5 баллов в пенных гребнях волн перископ не так просто было заметить, тем более что Лунин поднимал его на 3-4 секунды. Надо сказать, что его мастерство как командира было позднее высоко оценено специалистами-подводниками.

Фото 17.

Выход в атаку завершался. Еще чуть-чуть, и линкор был бы на расчетном пеленге залпа. И вдруг случилось непредвиденное. Когда до залпа оставались буквально секунды, Лунин еще раз поднял перископ и с изумлением обнаружил, что немецкие корабли вдруг повернули влево, линкор и крейсера оказались в строю фронта и мчатся прямо на лодку. Мгновенно оценив обстановку, командир понял, что теперь атаковать линкор можно будет (если это получится) только из кормовых аппаратов. Лунин скомандовал: «Лево на борт! Самый полный! Кормовые аппараты товсь!» Мы успели отскочить на 13-15 кабельтовых от линии курса линкора, и когда «Тирпиц» пришел на расчетный пеленг стрельбы, Лунин для надежности еще раз поднял перископ. То, что он увидел, привело командира в ярость. На том же пеленге, прикрывая собой линкор, находился эсминец. А ведь глубина хода торпед кормовых аппаратов, как уже говорилось, была установлена всего на 1,5-2 м. Лунин скомандовал: «Аппараты, пли!».

Залп был выполнен. Торпеды вышли, лодка нырнула на глубину. Все замерли и стали внимательно вслушиваться. Раздался первый взрыв, секунд через 20-30 после него — второй. Потом пауза и еще три раскатистых взрыва. Как было установлено впоследствии, первым взорвался эсминец, который сразу же и затонул. Второй взрыв — попадание торпеды в линкор, в результате чего была выведена из строя одна из его трех машин. Этого, конечно, для такого мощного корабля было слишком мало. Чтобы утопить однотипный с «Тирпицем» линкор «Бисмарк», уже потерявший ход, разбитый бомбами палубной авиации и снарядами артиллерии линкоров, англичане были вынуждены выпустить по нему 12 торпед. Только после этого он затонул. Ну, а три последних взрыва оказались разрывами снаряженных глубинных бомб тонущего эсминца — сначала рвались бомбы первого пояса глубины бомбометания, потом второго, затем третьего. Две торпеды залпа, как оказалось, прошли мимо линкора.

Фото 18.

Через 14 минут лодка подвсплыла. Лунин перешел в боевую рубку, поднял перископ, но ничего не обнаружил. Радисты сразу же «выстрелили» в эфир шифровку: «Внеочередная, по флоту. Широта… долгота…, линкор «Тирпиц», два крейсера, охранение 8 эсминцев, курс…, скорость…, атаковал, слышал два взрыва. Командир». Мы считали, что две торпеды попали в линкор, и не предполагали, что потоплен эсминец. О других взрывах командир не доносил: надо было самим разобраться.

Немецкие корабли при возвращении в базу прошли через район патрулирования английской подводной лодки (он находился рядом с нашим). Она противника не атаковала: или не получилось, или командир не рискнул, опасаясь такого сильного охранения. Но лодка донесла, что эсминцев не восемь, а только семь. То есть косвенно подтвердила, что один корабль мы потопили.

Фото 19.

9 июля мы возвратились в базу. После прибытия мне и старпому Федору Лукьянову как исполнителям отчетных документов по атаке (график стрельбы, схема маневрирования, пояснительная записка и пр.), но больше всего самому командиру пришлось выходить в другие «атаки» и «контратаки». Нас усиленно «пытали» представители соответствующих органов: почему не потопили линкор, почему не атаковали повторно, не струсил ли командир и пр. И что можно было ответить на такие идиотские вопросы и придирки? Помню, как один такой «исследователь» пулей вылетел из каюты Лунина на плавбазе, вытирая разбитый нос. Напялив фуражку козырьком назад, он долго не мог найти выход на трап из коридора.

Командующий флотом адмирал Головко разобрался быстро. Тем более что разведка доложила: «Тирпиц» ремонтируется, под корму заведен кессон». Комфлот разогнал «следователей». Экипаж наградили орденами и медалями, а командир в конце года был удостоен звания Героя Советского Союза за боевые действия в 1941-1942 гг.

Фото 20.

Справедливости ради конечно нужно сказать, что есть другая точка зрения историков и исследователей. Она строится на том, что технические показатели и цифры говорят о том, что торпеды не могли никак попасть в «Тирпиц»

Подробнее об этом можно почитать тут — https://flot.com/history/events/tirpitz.htm или тут — https://topwar.ru/36127-ataka-na-tirpic-obstoyatelstva-podviga-k-21.html

Фото 21.

Но при все при этом все признают, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль кригсмарине, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.

Фото 22.

Хочется упомянуть и о командире подводной лодки, который осуществлял эту атаку на «Тирпиц».

унин Николай Александрович — командир подводной лодки (ПЛ) Щ-421 2-го дивизиона отдельной бригады ПЛ Северного флота, капитан 3-го ранга.

Родился 21 августа 1907 года в городе Одессе (ныне Украина) в семье служащего. Русский.

Окончил среднюю школу и в 1921 году поступил в школу водников в городе Мариуполе. После её окончания учился в Политехническом техникуме водных путей сообщения в Ростове-на-Дону, который окончил в 1929 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года.

В августе 1930 — ноябре 1931 годов служил на срочной службе в РККА, шифровальщик 8-го отдела штаба Северо-Кавказского военного округа. С 1931 года трудился деканом Одесского института инженеров водного транспорта, с 1933 года — на учебном парусном судне «Вега» на Чёрном море, был там вторым помощником, старшим помощником и капитаном судна.

В октябре 1935 года Н.А. Лунин, имевший опыт командования учебным парусником, направляется в ряды Военно-Морского флота. В 1937 году он оканчивает командирские классы Учебного отряда подводного плавания ВМС имени С.М. Кирова. С апреля 1937 года по март 1938 года — помощник командира ПЛ Щ-314 Краснознамённого Балтийского флота, а затем по октябрь 1938 года — командир ПЛ Щ-404 Северного флота.

В октябре 1938 года Н.А. Лунин необоснованно арестован и 2 ноября того же года уволен из кадров ВМФ. 27 ноября 1939 года реабилитирован, а 9 декабря 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ с одновременным присвоением воинского звания «капитан-лейтенант». До апреля 1940 года находился в распоряжении командующего Северным флотом.

В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё командование новую ПЛ Щ-421 с молодым экипажем (многие из матросов служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на «юный» возраст, проходит полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличается на учениях Северного флота.

В первый же день войны, 22 июня 1941 года Н.А. Лунин выводит свою «щуку» на морские коммуникации противника. Уже в первые месяцы войны капитан-лейтенант Н.А. Лунин проявил себя зрелым тактиком, незаурядным командиром-подводником.

Только за один боевой поход в ноябре 1941 года подводная лодка Щ-421 (бригада подводных лодок Северного флота), которой командовал Н.А. Лунин, потопила по докладу командира 3 транспорта противника.

К февралю 1942 года подводная лодка Щ-421 под командованием капитана 3-го ранга Н.А. Лунина, активно действуя на вражеских коммуникациях, совершила 5 боевых походов и потопила по донесениям командира 7 транспортов противника общим водоизмещением 49 тысяч тонн (фактически подтверждается 1 потопленный транспорт).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка Щ-421 награждена орденом Красного Знамени.

Фото 23.

С 4 марта 1942 года Н.А. Лунин командует крейсерской подводной лодкой «К-21» Северного флота. Экипаж подводной лодки произвел ряд минных постановок у берегов противника, высадку диверсионной группы в тыл врага, выходил в Карское море на поиск германского рейдера «Адмирал Шеер». В апреле 1942 года экипаж «К-21» обнаружил и оказал помощь подводной лодке «Щ-402», которая терпела бедствие.

5 июля 1942 года «К-21» под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Лунина, прикрывая конвой союзников, атаковала вражеский линкор «Тирпиц», который шел в охранении 12 боевых кораблей.

Всего в качестве командиров двух ПЛ Н.А. Лунин совершил 12 боевых походов, провёл в море 181 сутки, выполнил 13 торпедных атак (израсходовано 47 торпед) и 4 минные постановки (выставлено 80 мин). Им было заявлено о потоплении 17 кораблей противника, из которых подтверждены противной стороной потопление двух транспортов торпедами и одного мотобота — орудийным огнём.

Фото 24.

С ноября 1943 года капитан 1-го ранга Н.А. Лунин командует 1-м дивизионом подводных лодок Северного флота, а в марте 1944 года становится слушателем Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, которую успешно оканчивает в 1946 году.

С ноября 1946 года был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, с июня 1947 — командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ (Балтика), с июня 1949 года — командиром 2-й бригады ПЛ 8-го ВМФ. Затем проходил службу в госприемке: с октября 1950 года – уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприемки в Ленинграде, с октября 1951 года – уполномоченным Балтийской группы Управления госприемки кораблей ВМФ. С мая 1956 года по январь 1957 года Н.А. Лунин – командир 22-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота в губе Ягельная.

Фото 31.

С января 1957 года — начальник 11-го отдела ВМФ СССР. С апреля 1958 года занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, с марта 1961 года — начальника 9-го управления этого института. С июля 1961 года — начальник Центральной научно-исследовательской лаборатории аварийно-спасательного дела, с сентября 1961 года — начальник 228-й лаборатории Министерства обороны СССР. С апреля 1962 года контр-адмирал Н.А. Лунин — в отставке.

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950).

Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1962-1964 годах — дублер капитана дизель-электрохода «Обь», совершил на нём рейс к берегам Антарктиды. Затем плавал на пароходе «Селенга». Скончался 17 ноября 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Фото 25.

Герой Советского Союза Н.А. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Краснознамённого Северного флота. В память о нём установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах Полярном, Мариуполе и Ростове-на-Дону, в городе-герое Одессе, школа № 48 города-героя Мурманска.

31 июля 1983 года в городе Североморске (ЗАТО Североморск Мурманской области) на площади Мужества открыт памятник-мемориал «Подводная лодка К-21», посвящённый героическому экипажу краснознамённой подлодки и её командиру Н.А. Лунину. В 2011 году в городе Мариуполь установлен бюст Героя.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 35.

В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота.

Фото 36.

Североморск город военный и закрытый. Попасть сюда можно только по приглашению тех, кто тут живет, работает, служит.

Фото 37.

Монумент на центральной площади Североморска.

Фото 38.

Фото 39.

А вот еще из той же поездки посещение Атомного ледокола «Ленин» и как мы изучали Кольскую Атомную станцию

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=5402.Tags: Война, Корабли, Мое видео, Мои путешествия, Мои фото Subscribe to masterok

К-21

К-21


К-21 в качестве музейного корабля

История корабля

Государство флага

СССР СССР

Порт приписки

Полярный

Спуск на воду

16 августа 1939

Выведен из состава флота

11 сентября 1954

Современный статус

установлена в Североморске в качестве мемориала

Награды и почести

Основные характеристики

Тип корабля

Подводный крейсер

Обозначение проекта

серия XIV, тип «К — Крейсерская»

Скорость (надводная)

22,5 узла

Скорость (подводная)

10,2 узла

Рабочая глубина погружения

80 м

Предельная глубина погружения

100 м

Автономность плавания

50 суток,
7 500 км при 10,3 узлах,
176 км подводная на 3 узлах

Экипаж

67 человек, в том числе
10 офицеров

Стоимость

18 млн рублей

Размеры

Водоизмещение надводное

1490 т

Водоизмещение подводное

2104 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

97,7 м

Ширина корпуса наиб.

7,4 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

4,04 м

Силовая установка

Дизель-электрическая,
2 дизеля 9ДКР, 2×4200 л. с.
дизель-генератор 38К8, 800 л. с.
2 электродвигателя ПГ11, 2×1200 л. с.

Вооружение

Артиллерия

2×100-мм/51 Б-24ПЛ
2×45-мм/46 21-К
2 × 7,62-мм пулемёта

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых 533-мм ТА
4 кормовых 533-мм ТА,
24 торпеды
20 мин заграждения

Категория на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. К-21 (значения).

К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.

История службы

В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт).

Лунин атакует «Тирпиц»

Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.

27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», и нескольких эсминцев.

Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты Arado Ar 196.

Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, немцы не зафиксировали даже самого факта атаки. Историк М. Э. Морозов выдвинул гипотезу о невозможности попадания торпед в линкор, объясняя это слишком большим расстоянием, а происхождение взрывов он объяснил подрывом торпед после удара о дно. В документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» по-прежнему имеет сторонников.

Награды и достижения

23 октября 1942 года подводная лодка «К-21» была награждена орденом Красного Знамени.

Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов.

9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.

Послевоенная служба

С 6 по 14 апреля 1949 года лодка принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля.

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.

Весной 1981 года была поставлена в плавдок «ТПД-12» на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х годов был проведен ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции.

В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота.

> Командиры

  • Потапов Л. С.
  • Жуков А. А.
  • Лунин Н. А.
  • Арванов З. М.
  • Богуш В. Н.

Подводная лодка К-21

Подводные лодки типа «К» участвовали в сражениях Второй Мировой войны в составе Советского флота. Эти крупные подводные крейсеры, сопоставимые по тоннажу с большими подводными лодками Франции, Германии, Англии и США, получили у наших подводников ласковое название «катюши».

Подводная лодка К-21

Утвержденный к постройке проект в апреле 1935 года изначально носил название КР-Крейсер Рудницкого. Подводные лодки типа «К» по ряду показателей, таких как вооружение и скорость, превосходили многие иностранные аналоги. Несмотря на солидные размеры, подводные крейсера этого типа отлично управлялись в положении под водой.

При проектировании подлодок типа «К» рассматривалось несколько довольно необычных для подводного судна решений. К примеру, одна из модификаций предполагала установку на палубе ангара для разведывательного самолета, но, к сожалению, этот проект так и остался на бумаге.

При сборке наружного корпуса применялась электросварка, это являлось новым технологическим приемом для того времени, тем самым вес был существенно снижен и увеличена живучесть лодки.

На подводной лодке было установлено два перископа повышенной светосилы, которые были приспособлены для фотосъемки. Мошные коротковолновые радиостанции обеспечивали двустороннюю устойчивую радиосвязь на самых больших дистанциях.

Кроме главного оружия – десяти торпедных аппаратов (шести носовых и четырех кормовых) с общим боезапасом в 24 торпеды, подводная лодка несла 20 мин заграждения. Лодка обладала и весьма мощным артиллерийским вооружением — 2 орудия калибра 100 мм и 2 — 45 мм.

Максимальная автономность плавания достигала пятидесяти суток.

На северный флот СССР К-21попала осенью 1941 года. В первом боевом походе, находясь в трудных для выполнения задания условиях, ночью, подводная лодка К-21 поставила минное заграждение в проливе Бестсунн. Подводники справились с заданием на отлично, утром на установленных минах подорвался и пошел ко дну транспорт противника.

Буквально через несколько дней К-21 отправляет на дно ещё два корабля неприятеля. В следующем походе в результате надводной торпедной атаки К-21 топит еще один транспорт и, мало того, отправляет на дно артиллерийским огнем противолодочный катер противника.

Один эпизод боевого пути стал действительно легендарным. Летом 1942 года немецкое командование отправило на уничтожение союзного конвоя PQ-17 эскадру, в которую входил новейший и мощнейший корабль немецкого флота – «Тирпиц». В результате ошибки, допущенной британским командованием, союзный конвой, состоящий из 34 транспортов, остался без охраны. Транспортам пришлось прорываться самостоятельно. Беззащитные суда постоянно находились под атаками самолётов и подводных лодок противника, и, если бы немецкая эскадра достигла конвоя, это означало бы полный крах операции по его проводке.

Чтобы предотвратить атаку немецкой эскадры на союзный конвой, командованием Северного флота на перехват была выслана группа подводных лодок. В состав группы входила и К-21.

Немецкая эскадра была обнаружена. Несмотря на маневры кораблей противника, которые всё время шли противолодочным зигзагом, К-21 атаковала головной корабль немецкой эскадры кормовыми аппаратами четырехторпедным залпом. Две торпеды достигли цели и разорвались, К-21 погрузилась, предварительно передав по радиосвязи координаты немецкой эскадры, и стала ждать ответного удара, но его не последовало.

Линейный корабль «Тирпиц» из-за нанесенных повреждений был вынужден вернуться вместе со всей эскадрой во фьорды Норвегии и больше не принимал участия в военных действиях.

(Справедливости ради отметим, что существует и другая версия атаки Лунина — торпеды не достигли цели, Тирпиц ушёл обратно, т.к. его положение было рассекречено.)

Есть в истории К-21 и такой эпизод. В 1943 году был случай доставки топлива с одной субмарины на другую. Подводная лодка типа Щ после успешного нападения на вражеский конвой находилась под пристальным вниманием вражеских кораблей. В результате разрыва глубинной бомбы через трещину, образовавшуюся в топливной цистерне, было потеряно всё топливо. На помощь была направлена лодка К-21. Передача топлива с лодки на лодку в боевых условиях до этого не отрабатывалась, соответственно и не имелось для этого каких-либо специальных средств. Благодаря умелым действиям подводников, и, несмотря на сильную зыбь на поверхности, лодки пришвартовались друг к другу. Через люк рубки К-21 был выведен шланг и подключен к топливной системе подлодки Щ-402. К-21 передала 15 тонн топлива. Обе подлодки успешно прибыли в Полярное.

После своей боевой службы К-21 служила в качестве тренировочной базы. В 1983 году на лодке был открыт музей.

Музей «Подводная лодка К-21» на карте.

Характеристики подводной лодки К-21:

Длина: 97,7 м;

Ширина: 7,4 м;

Осадка: 4,1 м;

Максимальная скорость

надводная: 22 узла;

подводная: 10,3 узла;

Максимальная дальность плавания: 16500 миль;

Глубина погружения

нормальная: 80 м;

максимальная: 100 м;

Экипаж: 64 человека;

Максимальная продолжительность плавания: 50 суток.

Ramm178 ›
Блог ›
3. Кольский п-ов 2016. Североморск. Подводная лодка К-21.

Кольский п-ов 2016. АНОНС.
Кольский п-ов 2016. Вступление.
1. Кольский п-ов 2016. Музей авиации Северного Флота. Часть первая.
2. Кольский п-ов 2016. Музей авиации Северного Флота. Часть вторая.

Не скрою, что пока мы ехали из Сафоново до Североморска, я испытывал некоторое волнение. Мне до сих пор не верилось, что у нас получилось попасть сюда. Тем более, не в составе каких-то экскурсионных групп, а всего лишь втроём, да ещё и на своей машине…

Каждый поворот дороги и пройденный километр пути приближал мою встречу с легендой. О том самом эпизоде, который прославил К-21, я узнал ещё в начальной школе. Информации было немного, но уже тогда я знал, что именно эта лодка 5 июля 1942 года атаковала немецкий линкор «Тирпиц».

Возможно, что кто-то из читателей до сего момента ничего и не знал об этом немецком линкоре. Чтобы вы понимали каким чудовищем был «Тирпиц» я приведу его технические характеристики:

«Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение в 53 500 т, общую длину — 253,6 метра и ширину – 36 метров. Корабль был прекрасно защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщина брони составляла от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту – 360 мм.

Силовая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс. л. с., что позволяло кораблю иметь скорость хода выше 30 узлов.

Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8 870 морских миль.

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если «Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?»»

Вот он, 250-ти метровый стальной монстр. Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Если присмотреться к фотографии, то на палубе в носовой части корабля можно разглядеть крошечные фигурки людей. Так сказать, для понимания масштаба.

«Он был сильнейшим кораблем на театре военных действий. Одинокий призрак северных морей, чье имя наводило ужас на противников: всего за годы войны советские и британские летчики совершили 700 боевых вылетов к местам стоянки «Тирпица». Немецкий линкор на три года сковал флот метрополии в Северной Атлантике, заставив британцев гонять эскадры линкоров, авианосцев и крейсеров вдоль норвежских фьордов. Его искали соединения подлодок, за ним охотилась авиация и силы специальных операций. Из-за него распустили конвой PQ-17. Немецкий монстр пережил атаку мини-субмарин, и, наконец, был добит 5-тонными бомбами на стоянки в Тромсё в ноябре 1944 года.»

На этой фотографии представлена одна из тех самых английских 5-ти тонных бомб «Tallboy».

В общем, на тот момент «Тирпиц» являлся самым крупным кораблём германского военного флота. Был у него и старший «брат-близнец» — линкор «Бисмарк», но он погиб в бою с англичанами в мае 1941 года.

«Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» — наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» — однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood.»

На фотографии ниже — линейный крейсер «HMS Hood» британского флота. Длина — 267,5 метров. Ширина — 31,7 метра. Немецкому линкору «Бисмарк» хватило 8 минут, чтобы его уничтожить.

Британский линейный крейсер HMS Hood

«Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, чтобы разделаться с британским «джентльменом».

А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!»

Затонул «Бисмарк» только после того, как команда корабля открыла кингстоны…

Надеюсь, что теперь у вас сложилось впечатление о том, насколько мощного и опасного противника решил атаковать командир советской подводной лодки К-21.

Лодка типа «Крейсерская» серии XIV.

«На северный флот СССР К-21попала осенью 1941 года. В первом боевом походе, находясь в трудных для выполнения задания условиях, ночью, подводная лодка К-21 поставила минное заграждение в проливе Бестсунн. Подводники справились с заданием на отлично, утром на установленных минах подорвался и пошел ко дну транспорт противника.

Буквально через несколько дней К-21 отправляет на дно ещё два корабля неприятеля. В следующем походе в результате надводной торпедной атаки К-21 топит еще один транспорт и, мало того, отправляет на дно артиллерийским огнем противолодочный катер противника.»

Советская подводная лодка К-21 подходит к пирсу №1 в Полярном после шестого боевого похода

«Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз…»

Характеристики подводной лодки К-21:

длина — 97,7 м;
ширина — 7,4 м;
осадка — 4,1 м;
максимальная скорость
надводная — 22 узла;
подводная — 10,3 узла;
максимальная дальность плавания в надводном положении — 16500 миль (9 узлов)
дальность плавания в подводном положении — 175 миль (3 узла)
глубина погружения
нормальная — 80 м;
максимальная — 100 м;
экипаж — 64 человека;
максимальная продолжительность плавания — 50 суток

Итак, вернёмся к истории.

«Один эпизод боевого пути стал действительно легендарным. Летом 1942 года немецкое командование отправило на уничтожение союзного конвоя PQ-17 эскадру, в которую входил новейший и мощнейший корабль немецкого флота – «Тирпиц». В результате ошибки, допущенной британским командованием, союзный конвой, состоящий из 34 транспортов, остался без охраны. Транспортам пришлось прорываться самостоятельно. Беззащитные суда постоянно находились под атаками самолётов и подводных лодок противника, и, если бы немецкая эскадра достигла конвоя, это означало бы полный крах операции по его проводке.

Чтобы предотвратить атаку немецкой эскадры на союзный конвой, командованием Северного флота на перехват была выслана группа подводных лодок. В состав группы входила и К-21.

Немецкая эскадра была обнаружена. Несмотря на маневры кораблей противника, которые всё время шли противолодочным зигзагом, К-21 атаковала головной корабль немецкой эскадры кормовыми аппаратами четырехторпедным залпом. Две торпеды достигли цели и разорвались, К-21 погрузилась, предварительно передав по радиосвязи координаты немецкой эскадры, и стала ждать ответного удара, но его не последовало.

Линейный корабль «Тирпиц» из-за нанесенных повреждений был вынужден вернуться вместе со всей эскадрой во фьорды Норвегии и больше не принимал участия в военных действиях.»

Полный размер

Командир подводной лодки К-21 Николай Александрович Лунин

Выдержка из вахтенного журнала подводной лодки К-21 за 5 июля 1942 года:

«…
16.05. Произведено срочное погружение в целях скрытного подхода к берегу противника. Задраен люк. Открыта вахта ШП. Начата дифферентовка.
16.22. Удифферентована лодка. Глубина 20 м. По курсовому углу 30° правого борта слышен неясный шум.
16.35. Шум по КУ 30° п.б. усиливается.
16.40. Всплыли под перископ, ничего не обнаружено.
16.56. По КУ 30° п.б. шум усиливается.
17.00. Легли на курс 212° (на шумы). Поднят перископ. Прямо по носу силуэт ПЛ противника. Ее КУ 3-4° п.б. Дистанция 40-50 каб. Погода в момент обнаружения видимость хорошая. Сплошная облачность. На фоне берега светлый просвет неба. Ветер 3-4 балла. Море 2 балла.
17.00. Торпедная атака! Приготовить носовые и кормовые торпедные аппараты к выстрелу.
17.02. Шум усиливается.
17.12, Перископная глубина. По КУ 110° п.б. силуэты двух миноносцев Их КУ 5-10° п.б. Дистанция до головного 65 каб. и до второго 70-75 каб. Атака по заднему миноносцу. Закрыть передние крышки ТА № 1 и № 2 с установкой глубины 5 м.
17.18. Перископная глубина. По КУ п.б. верхушки мачт больших кораблей в охранении нескольких ММ, идущих строем фронта на ПЛ. Дистанция до кораблей 100-120 каб. Атака на большие корабли!
17.23 Перископная глубина. На ПЛ идет эскадра противника в составе ЛК «Тирпиц», ЛК «Шеер», в охранении 8 ММ. Над кораблями барражирует самолет типа «Арадо». ММ ходят на зигзаге произвольными курсами. Атака на ЛК «Тирпиц»! Его КУ 35-40° л.б. Пеленг 227°. Дистанция 90-95 каб.
17.25. Легли на курс атаки 137°.
17.29. КУ ЛК «Тирпиц» 30°. Головной ММ, идущий впереди охранения ЛК «Шеер», идет на ПЛ.
17.34. Шум приближающегося ММ усиливается и отходит на корму
17.36. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» повернул влево на 90-100°. Эскадра идет строем кильватера. Головной ЛК «Шеер». Дистанция между ними 20-25 каб.
17.46. Перископная глубина. ЛК «Тирпиц» по пеленгу 212°, дистанция до него 40-45 каб. Ход 22 уз. КУ = 50-55° п.б. ММ с правого борта зигзагируют в дистанции 25-30 каб. На обоих ММ видны флаги сигналов.
17.50. Перископная глубина. Эскадра повернула «все вдруг» вправо. КУ ЛК «Тирпиц» 57° л.б. (Здесь Лунин лично красным карандашом внес поправку «5-7°» и заверил ее своей подписью). ММ по носу ПЛ в расстоянии 10-12 каб.
17.54. Легли на боевой курс. Акустик докладывает о шумах со всех направлений. Доклады из отсеков о работе винтов, слышимых через корпус со всех направлений.
17.57. ЛК «Тирпиц» подходит к углу упреждения. ПЛ находится в середине охранения эскадры, ММ видны на всех направлениях. С левого борта ЛК «Тирпиц» в дистанции 4-6 каб. на его кормовых и носовых КУ два ММ. По носу ПЛ в расстоянии 10 — 15 каб. миноносец.
18.01. «Аппараты!..»
18.01.30. «Пли!» Ш = 71° 22′ 2», Д = 24° 34′ 3». Залп произведен четырьмя кормовыми торпедами с установкой глубины 2 м с интервалом 4 секунды. Дистанция залповая 18-20 каб., угол упреждения = 28°, угол встречи = 100°. Скорость цели Vц = 22 уз; скорость ПЛ 3,5 уз.
18.02. Головной миноносец резко ворочает на ПЛ. Из VII отсека доложили: «Торпеды вышли из аппаратов». «Погружайся на глубину 30м».
18.04. Доклады из отсеков через 2 минуты 15 секунд по секундомеру после выхода торпед: «Слышали 2 взрыва». Акустик также доложил: «Слышал 2 взрыва». В момент залпа ПЛ находилась между двумя ЛК, идущими строем фронта в расстоянии друг от друга 25-30 каб. ЛК «Тирпиц» камуфлирован шаровой и коричневой красками.
«В момент торпедного залпа головной миноносец резко ворочает на ПЛ, затем контркурсом навстречу ЛК — полагаю возможным маневр миноносца с целью перехвата торпеды на себя и гибелью, что подтверждается последующими тремя взрывами поясов глубинных бомб. Командир ПЛ Н. Лунин.» (записано в вахтенный журнал красным карандашом на стр.36 лично Луниным).
18.04. Слева и справа резко усилились шумы ММ. Глубина 40 м.
18.10. Слышны шумы ММ справа, слева и прямо по носу.
18.31. Шумы перешли на кормовые КУ. Лодка подвсплыла под перископ. Видны дымы и верхушки мачт удаляющихся кораблей эскадры на норд-ост.
18.31. По корме слышен глухой раскатистый взрыв продолжительностью 20 с.
18.32. Второй раскатистый взрыв.
18.38. Третий раскатистый взрыв.
19.05. Всплыли под перископ. Ничего не обнаружено.
19.09. Всплыли под среднюю. Ш = 71° 25′, Д = 24° 26′. Начали передачу радиограммы об атаке ЛК «Тирпиц». Шумы прекратились, состояние погоды прежнее. «

Схема атаки К-21 на «Тирпиц».

Справедливости ради, наверное, стоит отметить тот факт, что в этой истории всё не так однозначно. Споры среди историков не утихают до сих пор. Ведь существует и другая версия атаки Лунина — торпеды не достигли цели, а «Тирпиц» ушёл обратно в норвежские фьорды только из-за того, что его местоположение было рассекречено.

Ссылка для желающих ознакомиться с другой версией событий — «Атака на «Тирпиц». Обстоятельства подвига К-21″.

Североморск. Площадь Мужества.

Сейчас мне было неважно достигли торпеды своей цели, или нет. Меня переполняли эмоции от того, что я стоял перед легендарной подводной лодкой, о подвиге которой слышал ещё в детстве.

Да, именно подвиге. Потому, что в моём детстве по-другому быть не могло. Каждый участник Великой Отечественной войны был для меня Героем. Тогда я, ещё совсем «сопливый» мальчишка, старался не пропустить ни одного фильма о войне, мечтал увидеть Мамаев курган и Брестскую крепость, а самыми популярными играми в моём дворе были «прятки» и «в войнушку»…

Много лет спустя у меня всё же получилось побывать и в Волгограде, и в Бресте, и даже «дойти до Рейхстага», а теперь сбылась и ещё одна мечта из моего детства — увидеть живьём К-21. Прошу извинить меня за это небольшое лирическое отступление, но вот такими были мои детские мечты…

Вернёмся к дальнейшей, уже послевоенной судьбе подлодки.

» 9 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-4». 11 сентября 1954 года субмарина выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-51», 17 августа 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-5″.»

Далее, если говорить простым языком, лодка использовалась в качестве тренажёра, на котором моряки-подводники отрабатывали различные навыки, в том числе и борьбы за живучесть.

Полный размер

«УТС-5», бывшая «К-21» у причала в Полярном, 1962 г. Рядом подводные лодки «Б-37» и «С-350», которые пострадали от взрыва торпед 11 января 1962 г

«Летом 1983 года после восстановительного ремонта подводная лодка установлена в качестве мемориального корабля и филиала музея Северного флота на площади Мужества в городе Североморске.»

Полный размер

Ветераны — члены экипажа «К-21» на борту подводной лодки-музея, 30 августа 1988 г

На экскурсию по музею «Подводная лодка К-21» наш экипаж прибыл ровно к назначенному времени. Посещение лодки согласовали заранее, поэтому в музее кроме нас и экскурсовода больше никого не было. Конечно, внутри мало чего осталось от той боевой подлодки. После того, как она побывала учебно-тренировочной станцией, лодку перестроили под музей и внутренние помещения подверглись перепланировке.

Начинается экскурсия с рассказа об истории зарождения подводного флота Российской Империи, потом переходит к периоду становления Советского Союза и продолжается повествованием о традициях, боевых походах, судьбах командиров и экипажей подводных лодок Северного Флота в годы Великой Отечественной войны.

На этой фотографии я запечатлел нашу экскурсионную группу.

Отдельным эпизодом был выделен рассказ об атаке на «Тирпиц». Экскурсовод поведала нам, что выпущенные торпеды всё-таки достигли цели и немецкий линкор был вынужден вернуться на базу из-за полученных повреждений.

Вход на лодку расположен в корме и получается, что внутреннее пространство лодки как бы разделено на две части. В первой широкий коридор и витрины с экспонатами, а во второй части, которая располагается ближе к носу сохранена, насколько было возможно, историческая достоверность.

На фотографии ниже — торпедный автомат стрельбы «ТАС-Л»

Вот так выглядела каюта командира К-21.

Закончилась наша экскурсия осмотром носового отсека. На заднем плане — носовые торпедные аппараты.

А тем временем, на улице нас ждал новый знакомый — североморец Дмитрий. Познакомились мы здесь же, на просторах Drive2 и незадолго до нашего отъезда из Питера договорились о встрече. Вообще, интересно получилось. Сначала ты списываешься с абсолютно незнакомым человеком, после начинаешь читать его блог, или БЖ и у тебя начинает складываться своё представление о нём… Потом, при личной встрече ты понимаешь, что этот человек совсем не такой, каким ты его себе представлял — он гораздо лучше ))

В общем, после личного знакомства и недолгих уговоров, Дмитрий согласился составить нам компанию и мы дружно зашагали к машине, чтобы отправиться к следующему пункту нашей экскурсионной программы.

В завершении этой записи хочу сказать, что в истории службы К-21 случались разные события и эпизоды. Желающие ознакомиться с подробностями боевого пути подлодки могут перейти по .

Продолжение >>> 4. Кольский п-ов 2016. Североморск. Столица Северного Флота.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *