.

Памятник Пушкину в Москве

Памятник А.С.Пушкину

6 июня 1880 года в Москве в день рождения Александра Сергеевича Пушкина был установлен памятник в его честь.

Открытие памятника, сооруженного по всенародной подписке (то есть, деньги на него собирали буквально «всем миром»), стало событием в жизни не только Москвы, но и всей страны. По воспоминаниям очевидцев, в день открытия, с самого утра, толпы простых обывателей и многочисленные экипажи почетных гостей стали стекаться к площади Страстного монастыря (нынешней Пушкинской).

В этот день вокруг площадки памятника на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар украшали гирлянды живой зелени, перекинутые над дорожками. Народ скупал у торговцев несметное количество ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал.

Среди почетных гостей можно было встретить Ивана Тургенева, Якова Полонского, Аполлона Майкова, Алексея Плещеева, Федора Достоевского, стоящих у подножия еще закрытого полотном памятника.

Памятник Александру Пушкину стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Скульптор представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за лацкан фрака, медленный, словно застывший шаг — вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности.

Первоначально поставленный в некотором удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств.

В 1950 году было принято решение о переносе памятника. Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе.

Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов.

Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники.

Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года.

В 2016–2017 годы были отреставрированы: бронзовая скульптура и гирлянды постамента, бронзовые цепи ограждения, постамент и стилобат памятника, отмостка из гранитных плит и столбики ограждения, фонари. Вместо цветника выполнено мощение из гранитной брусчатки. В 2017 году памятник А.С.Пушкину стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «лучший проект реставрации и приспособления» и «высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Памятник Пушкину на Пушкинской площади

Идея памятника Пушкину появилась еще в 1860 году, но тогда она не нашла поддержки властей. Через 10 лет к замыслу вернулись, и начался сбор средств.

На 1 января 1873 года на банковских счетах лежало уже более 70 000 рублей. Настало время выбирать проект. Для этого прошло три конкурса — в 1873, 1874 и 1875 годах. Они собрали весь цвет тогдашней отечественной скульптуры, но ни одна из работ не впечатлила жюри. В итоге остановились на проекте А.М. Опекушина.

На открытии монумента, которое несколько раз по разным причинам откладывали, собралась вся Москва, и даже приезжали делегаты из других городов. Их расставили под транспарантами с названиями пушкинских произведений. Ученые и литераторы оказались под надписью «Братья-разбойники», Общество литературного фонда — под надписью «Скупой рыцарь», Катковский лицей — под вывеской «Кавказский пленник». Но этого казуса тогда никто не заметил.

Памятник А.С. Пушкину пришелся москвичам по вкусу. Непринужденная поза и задумчивый взгляд — именно таким его привыкли видеть. А для большего портретного сходства Опекушин даже воспользовался посмертной маской, снятой с лица поэта в день его кончины.

На памятнике Пушкину высечено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Но эти строки оказались довольно спорными.

При публикации стихотворения в первом посмертном собрании сочинений поэта, Жуковский из соображений цензуры заменил опасные слова Что в мой жестокий век восславил я Свободу на безобидные Что прелестью живой стихов я был полезен.

В 1880 году царская цензура не пропустила строку Что в мой жестокий век восславил я свободу и до 1937 года на памятнике была цитата в переделке Жуковского:
И долго буду темъ народу я любезенъ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ

В 1936 году при подготовке к 100-летию со дня смерти Пушкина на постаменте разместили оригинальный текст, а также заменили старую орфографию на современную, а двустишия — на полные четверостишия. При этом текст на обратной стороне пьедестала сохранился в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

В 1950 году по личному указанию Сталина памятник Пушкину перенесли на другую сторону Тверской.

Передвижка началась 13 августа в 8 часов вечера. Памятник вместе с постаментом поставили на специальные рельсы и с помощью двух десятитонных дорожных катков передвинули на 104 метра. Скорость движения составила около метра в минуту. Затем Пушкина развернули на 156 градусов. А люди всю ночь наблюдали за движением одиннадцатиметровой статуи. И хотя не все одобрили эти перемены, вскоре к ним привыкли. И если раньше Пушкин стоял, сняв шляпу и преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сейчас он просто задумчиво смотрит вдаль.

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак. Говорят, что… …народ шутил, что если бы Пушкин жил в XX веке, он все равно погиб бы в 37 году.

…в 1920-х было принято назначать свидания так «Твербуль, Пампуш».
…по Москве ходил анекдот: «Учитель законоведения говорит бухгалтеру:
— Вычтите из моего жалования 10 копеек на Пушкина… Пусть больше жертвует учитель словесности — это по его части».
…при повороте на Тверскую ломовики, везущие постамент памятника Пушкину, встретили похоронную процессию со старушкой Керн в гробу. Постамент по-джентельменски уступил ей дорогу.
И хотя старушка Керн скончалась через год после приезда постамента в Москву, это не мешало романтичным москвичам верить легенде.
«Во блаженном успении вечный покой ей!»
Что в сравненье с этим счастье мирское!
Ничего не слыша, спала, бездыханна,
Раскрасавица Керн, боярыня Анна.
Отслужили службу, панихиду отпели.
По Тверскому тракту полозья скрипели.
И брели за гробом, колыхались в поле
Из родни и знакомцев десяток — не боле,
Не сановный люд, не знатные гости,
Поспешали зарыть ее на погосте.
Да лошадка по грудь в сугробе завязла.
Да крещенский мороз крепчал как назло.
Но пришлось процессии той сторониться.
Осадил, придержал правее возница,
Потому что в Москву, по воле народа,
Возвращался путник особого рода…
Вот он — отлит на диво из гулкой бронзы,
Шляпу снял, загляделся на день морозный.
Вот в крылатом плаще, в гражданской одежде,
Он стоит, кудрявый и смелый, как прежде…
Так метель обвенчала нежно и грозно
Смертный прах старухи с бессмертной бронзой,
Двух любовников страстных, отпылавших розно,
Что простились рано, а встретились поздно. …когда на доме под юбкой» стояла скульптура балерины, по Москве ходил анекдот:
— Почему Пушкин голову вниз опустил?
— Чтобы на срам не смотреть.

Памятник А.С. Пушкину на фотографиях разных лет:

А что бы вы добавили в рассказ о памятнике Пушкину?

Узнай Москву в событиях

Памятник А.С. Пушкину
на Пушкинской площади в Москве
Памятник поэту А.С. Пушкину торжественно открыли в Москве в 1880 году. Это произошло 6 июня. Автором проекта стал известный скульптор Александр Опекушин.
Первоначально памятник установили в месте примыкания Тверского бульвара к Страстной площади (ныне — Пушкинская площадь). Лишь в 1950 году он занял нынешнее место.
Скульптура поэта, представленного во весь рост, отлита из бронзы. Композиция выполнена весьма эффектно: непринужденная поза с выдвинутой вперед левой ногой; на плече поэта широкий плащ; правая рука за лацканом пиджака, а в левой руке зажата шляпа; задумчивый взгляд в глазах; голова слегка наклонена.
Скульптор Александр Опекушин постарался достоверно воспроизвести лицо Пушкина. И это получилось, так как соответствует удачному прижизненному художественному портрету, а также посмертной маске поэта.
Памятник окружают по всему периметру 20 тумб, украшенных бронзовыми венками и соединенных витой бронзовой цепью. В углах квадратной площадки установили по фонарю, отлитым из чугуна, с четырьмя светильниками.
История создания памятника Пушкину
Инициатива о возведении памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге исходит от бывших выпускников Царскосельского лицея, который заканчивал и сам поэт. Сбор средств начали в 1860 году и собрали порядка 13 тысяч рублей. Дополнительную подписку организовал тоже лицеист Яков Грот, что позволило привлечь к 1880 году значительные средства — 106 тысяч. Новым городом для установки монумента, к тому времени, избрали Москву.
В 1875 году скульптор Александр Опекушин получает первую премию открытого конкурса по разработке проекта памятника великому поэту. В помощники он приглашает архитектора Ивана Богомолова.
Памятник Пушкину отливали на бронзолитейном заводе города Петербурга, пьедестал изготовили из сердобольского гранита, который имел темно-красный оттенок. Открытие назначили на 1879 год и приурочили к годовщине открытия Царкосельского лицея — 19 октября.
К сожалению, при монтаже был поврежден один из угловых монолитов, который пришлось менять на два новых. Восстановительные работы завершили лишь к весне 1880.
Новым днем открытия должно было стать 26 мая 1880 года, но торжества пришлось отложить по случаю траура в России по императрице Марии Александровне.
6 июня 1880 года Тверском бульваре, со стороны Страстной площади, при скоплении огромного количества народа, памятник поэту Александру Пушкину, наконец-то, открыли.
В 1950 году, при реконструкции Пушкинской площади, памятник переместили на место, где некогда находилась колокольня Страстного монастыря, и развернули на 180 градусов.
На пьедестале памятника Пушкину в Москве на Пушкинской площади выбиты строки из стихотворения поэта «Памятник». История памятника Пушкину на Пушкинской площади связана с прекрасной традицией – это место встречи влюбленных.
Работу хочется закончить стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта».
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
……………………
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Автор статьи Савченко Дарья Александровна, ГБОУ Школа № 236, 7Ж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *