.

Памятник Карамзину в Ульяновске

Тихонова А. Ю.: Памятные места в Ульяновске, посвященные Н. М. Карамзину

Памятные места в Ульяновске,

посвященные Н. М. Карамзину

В нашем городе существует несколько памятников, которые посвящены великому историографу Николаю Михайловичу Карамзину. Один из них расположился на улице Спасской, рядом с музеем «Симбирская классическая гимназия».

В карамзинском сквере располагается памятник, главными жертвователями денег на который, были: П. Н. Ивашев дал 300 рублей, трое Языковых-1250. Сделали взносы и П. Бестужев- 200 рублей и А. Валуев-50 рублей. Из других там были Г. М. Толстой -105 рубле, штаб-ротмистр П. Бабкин- 500 рублей, действительный студент Н. Мотовилов- 400 рублей. Так же пожертвовали и остальные чиновники А. Столыпин-300, А. Татаринов- 200, П. Пазухин -200. Так же были включены взносы других представителей знатного рода — Киндяковых, Соковниных, Анненковых, Юрловых- взносы были значительно меньше, но они так же были существенны. С середины 1933 года начался официальный сбор пожертвований в Симбирске и в других местах России, создали комитет для » первоначальных… распоряжений и приема сумм», так же обсуждался вопрос о том, где будет воздвигнута библиотека и монумент Николаю Михайловичу Карамзину. Автором проекта являлся губернский архитектор И. И. Лизогуб, один из первых инициаторов увековечения памяти Николая Михайловича Карамзина на его малой родине. Лизогуб составил оригинальный проект, который должен был состоять из трех зданий. «Левое- гимназический пансион, правое — помещение для смотрителей — скромные двухэтажные кирпичные дома. Центральное же двухэтажное и спроектированное под стать лучшим постройкам Симбирска». Предполагалось, что в верхнем этаже будет располагаться книгохранилище, читальные комнаты, а в центральном зале должен был быть монумент Николаю Михайловичу Карамзину. Так же был объявлен конкурс на план-проект увековечения памяти Николая Михайловича, но к сожалению конкурс не имел особой честности. Из представленных девяти проектов на рассмотрение приняли лишь три- А. Тона, К. Мейера и А. Брюллова, по каждому из них министр внутренних дел дал указания для переработки и дополнения. Наиболее трудная работа предполагалась над барельефами, которые собой должны были нести и показывать, как милостиво Александр I и Николай I относились к Николаю Михайловичу Карамзину. Большой вопрос вставал при решении какая же надпись будет располагаться на памятнике. Гальберг представлял проект в котором была должна быть надпись «Н. М. Карамзину, словесности и истории великие услуги оказавшему», но в последствии уже на памятники появилась надпись: «Н. М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 года»]. И так, с Гальбергом был заключен контракт на установление памятника Николаю Михайловичу Карамзину за 918001 рублей. Летом 1843 в Симбирск была доставлена статую музы истории «Клио». И так стоит пояснить символизм всего изображенного на памятники. Как считалось в то время нельзя на пьедестал устанавливать великих деятелей, а только лишь богов и муз, поэтому на прекраснейшем пьедестале мы видим музу истории «Клио».

В одной руке «Клио» держит скрижали знаний, которые она приносит на жертвенник бессмертия, тем самым пытаясь увековечить историю. Во второй руке у нее находится «горн», через который она вещает всему миру знания истории. В центре монумента мы расположен бюст Николая Михайловича Карамзина, который выполнен в прекрасном качестве и передает серьезность и черты ответственности писателя. По бокам монумента расположенным два барельефа, которые несут в себе истории из жизни великого историка. На одной из них Николай Михайлович изображен в символичном образе младенца, а рядом с ним фортуна «Радости», которая сыплет из рога изобилия монеты, которые как бы становятся достоянием младенца. Этот барельеф символизирует достоверный факт из последних месяцев жизни Николая Михайловича Карамзина. В последние дни жизни историка ему было пожертвовано 50000 рублей на лечение в Италии, но к сожалению Николай Михайлович Карамзин так и не успел воспользоваться данными в дар деньгами, а пожертвованные деньги были пожертвованы в ежемесячную пенсию семье великого историка.

На втором барельефе так же представлена история из жизни Николая Михайловича Карамзина, тут изображено, как великий историк показывается черновики на которых написаны первые тома «Истории Государства Российского» Александру I и его сестре.

Памятник Н. М. Карамзину

Как известно наш город, так как был деревянным очень часто страдал от пожаров, одним из самых известных является пожар 1864 года, как раз после него начались работы по благоустройству и улучшению центра нашего города. И в 1866 году по проекту симбирского архитектора Н. А. Любимова была произведена детальная планировка аллей и клумб сквера, а в на следующий год вокруг сквера была установлена чугунная решетка(стоимостью 4000 рублей), отлитая по рисункам того же Любимова в мастерской симбирского мещанина И. В. Голубкова. Через несколько лет уже вокруг чудесной решетки можно было наблюдать кусты пышной акации и сирени, стоит заметить, что и сейчас весной мы можем лицезреть великолепное цветение сирени и восхищаться приятным запахом, который окружает центр нашего города благодаря Скверу Карамзина.

Карамзинская общественная библиотека

Еще одним достоверным фактом наследия Николая Михайловича Карамзина является Карамзинская библиотека, которая сейчас носит название «Ульяновская библиотека В. И. Ленина».

Библиотека Карамзина была открыта в 1848 году по инициативе дворян П. М. Языкова и П. Н. Ивашева, это была первая публичная библиотека в городе. Каждый книжный фонд состоял обычно из пожертвованных книг частными лицами или учреждениями, книги для Карамзинской библиотеки присылались из различных уголков нашей страны. Книжные собрания Гончарова, Минаева вошли в фонды библиотеки. Так же стоит заметить, что в библиотеку были переданы книги из фондов Александра III.

Список литературы:

1)Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину известное и неизвестное: -М: ИИ «Россия Молодая», 1992-11 С.

2)Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину известное и неизвестное: -М: ИИ «Россия Молодая», 1992-39 С.

3)Маркина Е. Е. Личность и литературное творчество Н. М. Карамзина в оценке Ю. Айхтенвальда и Г. Поспелова/ Е. Е. Маркина, И. В. Романычева//Карамзинский сборник: наследие Н. М. Карамзина и современное развитие российского общества- Ульяновск: УлГПУ, 2014: -с. 111-113;

История создания монумента

13 июня 1833 года симбирский губернатор А. М. Загряжский от имени 38 симбирских дворян подал прошение императору Николаю I о создании в Симбирске памятника Н. М. Карамзину с открытием общеимперской подписки по сбору средств на его сооружение. Вскоре согласие было получено, были собраны значительные средства, но решение, каким быть памятнику, затянулось.

Император Николай I, побывавший 22 августа 1836 года в Симбирске самолично указал местонахождение памятника и повелел: «Заключить с профессором Академии художеств Гальбергом контракт на сделание в течение трех лет…. означенный памятник с барельефами, за выпрошенную им цену в 91800 рублей…» 550 пудов меди, нужных на сооружение памятника, отпускалось от казны.

Лишь через два года профессор Гальберг приступил к работе, но, 10 мая 1839 года, Самуил Иванович Гальберг скончался, успев разработать проект памятника. Завершили дело профессора его ученики — выпускники Академии художеств: Н. А. Ромазанов, А. А. Иванов, П. А. Ставассер и К. М. Климченко. Статую музы Клио, покровительницы истории, выполнили А. А. Иванов и П. А. Ставассер. Один из горельефов и бюст Н. М. Карамзина, вылепил Н. А. Ромазанов, другой горельеф — К. М. Климченко. Пьедестал красного гранита из Финляндии был изготовлен в Петербурге мастером С. Л. Анисимовым. Статуя Клио, бюст историографа и горельефы отливались в бронзе в литейной мастерской Академии художеств под руководством профессора барона П. К. Клодта. Все детали памятника были доставлены в Симбирск в навигацию 1844 года, а следующей весной и летом были проведены работы по подготовке места и установке пьедестала.

Памятник был торжественно открыт 22 августа 1845 года (по старому стилю).

Размеры и композиция памятника

Северный горельеф. Скульптор Н. А. РомазановЮжный горельеф. Скульптор К. М. Климченко

Памятник был создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Н. М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К. М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей «Истории» Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах.

Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила:

Н. М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ.

Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра, статуи Клио — 3,55 метра.

Дальнейшая история памятника

Первоначально памятник обнесли деревянной решеткой, а в 1855 году, Аврора Карловна Карамзина, вдова старшего сына историографа, Андрея Николаевича, погибшего в Крымской войне, в его память, устроила богатую металлическую решетку с медными вызолоченными навершиями. После грандиозного пожара Симбирска площадь вокруг памятника, в 1866 году была окружена сквером, огражденным, в свою очередь, чугунной решеткой на каменном фундаменте.

В 1931 году возникла опасность сноса памятника. К этому времени были сбиты верхние позолоченные медные окончания оград, сделано несколько выколов гранита, уничтожена надпись пьедестала и свинцовая расчеканка гранитных швов. Один из граждан, в городской газете писал: «имею указать на крупный кусок металла в „бросовом состоянии“ в Ульяновске. Это статуя из меди в Карамзинском саду… Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники…» Памятник удалось отстоять благодаря принципиальной позиции, занятой директором Естественно-исторического музея П. Я. Гречкиным и городским архитектором Ф. Е. Вольсовым.

В 1944 году на пьедестал вернули заново отлитые на одном из местных заводов медные буквы текста надписи, а в 1967 году памятник капитально отреставрировали. К сожалению, со времен реставрации окончание текста, «1844 годъ», было представлен как «1844 года». В этом искаженном виде мы видим надпись и поныне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *