.

Особняк Кочубея в Пушкине

Радищева 4. Особняк Кочубея (Учебный центр подготовки руководителей)

Радищева 4. Особняк Кочубея (фотоальбом)

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб признан памятником архитектуры федерального значения. Историческое название — дача В.П.Кочубея в Царском Селе.

Усадьба А.А. Половцева

Композиционным ядром обывательской застройки 3-й городской части Царского Села была усадьба А.А. Половцева на Велиовской улице, приобретенная впоследствии Василием Петровичем Кочубеем — петебургским аристократом, действительным статским советником и церемониймейстером двора Его Императорского Величества. В 5 минутах ходьбы находится дом другого представителя этого славного рода — графа Виктора Павловича Кочубея, государственного канцлера и друга императора Александра I — Запасной (Владимирский) дворец.

Первое упоминание об имении. стоявшем на этом месте, относится 1835 году. деревянный дом, построенн архитектором С.И. Черфолио для первого владельца участка — коллежского асессора Александра Андреевича Половцева (подлинное написание фамилии в архивных документах, ныне предпочитают писать «Половцов».

После это дом в 1830-1850 гг. перестраивал инженер Н.С. Никитин3

В 1858 году, в соответствии с данными Атласа Цылова на Велиовской (Радищева) улице на центральном участке между Волконской и Стесельской улицей мы видим участок действительного статского советника Александра Андреевича Половцева, видимо это тот же владелец, получивший повышение по чину. На участке стояли три деревянных здания, причем центральное- со значительном отступом от красной линии улицы, на котором был разбит сад. Центральный дом усадьбы был с мезонином, на каменном подвале.

В феврале 1858 года был переведен из Санкт-Петербурга на постоянные квартиры в Царское Село Кавказский эскадрон, составлявший вместе с командой линейных казаков Собственный Его Императорского величества конвой. Эскадрон был укомплектован представителями феодальной знати кавказских народов. Взводы разместились в частных домах Софии: 2-й взод был размещен в доме вдовы статского советника Половцова. Александр Андреевич, стало быть к этому времени скончался.

В последствии дом перешел в наследство к внуку — Петру Александровичу Половцеву, сыну Александра Андреевича — Половцова Александра Александровича, так же владевшего в Царском Селе домом.

Десятью годами спустя, в Олонецких ведомостях, мы встречаем следующее упоминание об интересующем нас имении :

«Судебный пристав С.-Петербургского окружного суда Матусевич,…, объвляет, что на удовлетворение претензии мещанина Михаила Иванова Иванова, по закладной в 15000 руб. с % с 21 октября 1868 года, будет проводиться 13 февраля 1871 г., с 10 часов утра, в зале заседаний.., публичная продажа недвижемого имения, принадлежащего графине Елене Михайловне Заводовской, заключающегося в

  • деревянном 2-х этажном доме,
  • 2-х деревянных 2-х этажных флигелях,
  • сараях, ледниках и прочих службах, а также оранжереи и саде,

приносящего дохода до 2000 руб., и состоящего в Царском Селе, 3-я часть в Софии, по Велиовскй улице под № 20. Имение заложено мещанину Михаилу Иванову Иванову в 15000 руб., и будет продоваться в полном составе. Торг начинается с оценочной суммы 17000 руб. …»

Судя по всему Иванов торг выиграл и приобрел имение. Тридцать лет спустя этот участок в Справочнике царскосельских дач за 1888 указан, как еще принадлежащий Иванову, за № 3. Из описания сдающихся в найм помещений, можно судить о размере усадьбы:

1-я кварт.: Домъ деревянный. Въ нижнемъ этажъ — 8 комнатъ съ мебелью, 2 кухни, ледникъ, каретный сарай, конюшни, две комнаты людскихъ, большой балконъ в садъ, 1,000 руб.
2-я кварт.: верхний этажъ 8 комнатъ съ мебелью, 2 кухни, 2 людскихъ и большой балконъ, 700 р.

Усадьба В.П. Кочубея

Василий Петрович Кочубей в те времена являлся действительным статским советником и церемониймейстером при дворе Николая II. Будучи приближенным к Императорскому двору и се­мье последнего российского монарха, которая постоянно проживала в Александровском дворце, В. П. Кочубей решил приобрести земельный участок для постройки дома в Цар­ском Селе, и в 1911 г. стал владельцем ветхого деревянно­го строения, возведенного архитектором С. И.Черфолио для коллежского асессора А. А. Половцева.

Проект каменного особняка, выполненного молодым талантливым архитектором А. И. Таманяном (Тамановым) был утвержден министром Двора бароном В. Б. Фредериксом 3 июня 1911 г. На месте старого дома Половцева по утчержденному проекту возвели новый каменный, частью двухэтажный и частью трехэтажный на высоком подвале дом.

1911. Проект парадного фасада особняка Кочубея, ГМЗ Царское Село14

Вдохновленный итальянским зодчеством, поклонник русского классицизма, влюбленный в творчество Ч. Камерона. Таманов создал проект изящного и ком­фортабельного дома-особняка для небольшой семьи, глава которой обладал неограниченными средствами. Это был настоящий дворец в миниатюре — с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма, роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. Его часто называют также особняком, следуя определению О. Мандельштама, считавшего, что жилые здания в Царском Селе —»особняки, а не дома».

Особняк построен в стиле неоклассицизма. Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности.

Дом В. П Кочубея, выполненный в формах русской архитектуры начала XIX в., пред­ставляет собой двухкорпусное здание с двухэтажной длинной частью и трехэтажной короткой, соединенными в плане в виде буквы «Г». Выступающий портик из шести каннелированных дорических колонн, сдвоенных по краям, позволил создать перед ломом пандус. Колонны портика поддерживают балкон, огражденный балюстрадой. Центр фасада завершен ступенчатым аттиком. Гладь стен оживлена красивыми по рисунку тройными палладианскими окнами.

В архитектуре паркового фасада основное внимание уделено полуротонде, застеклен­ной в первом этаже и открытой, украшенной шестью дорическими колоннами во вто­ром. Ротонда, увенчанная куполом, придает интимность дому и связывает его с парком.

Будучи достойным потомком прославленного Пушкиным героя, Кочубей отличался если не скупостью, но бережливостью, и был чрезвычайно расчетлив. Сохранившиеся документы рисуют картину многоступенчатого контроля домовладельца и его доверенных лиц над строителями за соблюдением сроков, качеством работы, расходованием средств. Неоднократно по требованию заказчика вносились изменения в первоначально задуманный архитектором замысел.

По словам Кочубея, «почти везде и у всех, в том числе и у многих петербургских домовладельцев, имеются управляющие гражданские инженеры и архитекторы, однако это не мешает этим владельцам пользоваться советами и иметь в качестве строителей домов других архитекторов и гражданских инженеров». Каменные, кирпичные и печные работы доверили царскосельскому подрядчику С.З. Левину за оптовую цену в 135 тыс. рублей в итоге трехдневных переговоров («приходилось возиться по 5-6 часов подряд»).

Строительство дома вчерне осуществили довольно быстро, к лету 1912 г. Кочубей заложил его в Санкт-Петербургском кредитном обществе, получив кредит на производство отделочных работ. За досрочное выполнение контрактов основным подрядчикам назначили премии, что вызвало напряжение между смежниками. В ноябре 1913 г. архитектор отошел от руководства строительством особняка, будучи категорически против надзора за своей работой со стороны инженера В.Я. Лангвагена, которого Кочубей назначил поверенным. Заказчик не сильно сокрушался — его интересовал не столько архитектор, сколько его чертежи, которые к тому времени были готовы. Кроме того, Кочубей считал, что работы при Таманове «идут черепашьим шагом». .

Оформление интерьеров продолжил.друг А.И. Таманова архитектор-художник Н. Е. Лансере. «Дорогой Коля, — писал Таманов. — Если тебе эта работа улыбается — принимай; я никаких претензий не имею ни к тебе, ни к другим архитекторам, кто бы ни взялся за эту работу». В 1913 г. Лансере приступает к работе над интерьерами особняка вместе с архитекторами В.И. Романовым и В. И. Яковлевым и завершает их оформление в 1914 г., не отступив от первоначального замысла Таманова.

Столярными работами (изготовлением оконных рам, дверей и паркетов) занималась фирма Товарищество П.Беляев — Наследники. Смета на исполнение наборных паркетов была утверждена 22 мая 1912. В ней рукой Таманяна были сделаны следующие указания, имеющие отношение к рисункам паркетов и их композиции:

  • Паркет в зале № 3, Аванзала фриз имеется, середина — паркет Михайловского дворца empire. В смете было отмечено: Зал № 3 и Аванзал № 3. Паркет по рис. арх. А.И.Таманян.
  • в гостиной № 5 «паркет Растрелли»,
  • в Ротонде (Проходной) — паркет по рис. Германского посольства,
  • зал и Аванзал -фриз «а-ля-грек».
  • Малая гостиная паркет розетка — фриз Растрелли,
  • Большая гостиная — паркет кирпичик, розетка, углов — 4, фриз.
  • Для Белого зала шаблоны паркета делали Лансере и Романов. Геометрический рисунок паркета Белою зала имеет большое сходство с паркетом одной из бывших гостиных Михайловского дворца.

Цену заявим по получении рисунка. Настилка наборных полов началась 25 июня 1913. Все работы «Товарищество П.Беляев — Наследники» закончило в октябре 1913. Причитавшаяся сумма в 18 270 руб. была ему выплачена I сентября 1914 после чистки и починки треснувшего паркета, а также мелкого ремонта оконных рам и дверей.» Имеющиеся на сметах замечания указывают на то, что общий замысел паркетов каждого зала принадлежал Таманяну, а их изготовление производилось Товариществом П.Беляев — Наследники по шаблонам Лансере.

Осенью 1913 г. семейство Кочубеев переехало в новый дом, где в январе 1914 г. состоялся бал-новоселье. Гости были поражены убранством особняка. Парадный вход в загородный дом и сегодня украша­ет шестиколонный дорический портик.

Интерьеры особняка (для ознакомления с описанием конкретного интерьера, перейдите по ссылке на его названии)

Интерьеры царскосельского особняка были велико­лепны. Парадные залы дома располагались на первом эта­же и состояли из Белого зала с Аванзалом (Большая зала), Охотничьего зала (Столовая), Розовой (Малой) гостиной, Кабинета, Золотой (Большой) гостиной — самой яркой жемчужиной парадной анфилады, Коллекционной, Библиотеки.

План 1 этажа особянка В.П. Кочубея, 191115

Парадные интерьеры особняка по желанию заказчика были выполнены в различных стилях: от строгого классического решения Парадного вестибюля и Большой залы до насыщенной пластики Большой гостиной, декорированной в стилистике рококо.

Тяжелые дубовые двери, облицованные темным мореным дубом, сохранив­шие на полотнищах декоративные фигурные резные ор­наменты, медленно открывают тайны внутренних покоев особняка. Приемы начинались в Парадном вестибюле. Отсюда во время приемов и балов появлялся хозяин, и начиналась оригинальная церемония, которая получила название «Встреча последнего гостя».

Беломраморная лестница ведет в галерею, три двери из которой открываются в Белый зал с полуротондой (Большую залу с Аванзалом) — наиболее обширное и самое эффектное по архитектурному реше­нию помещение особняка, из которого, в свою очередь, можно было выходить в сад.

Дверь из Большого зала ведет в камерную Розовую гостиную. В этом небольшом уютном помещении обычно накрывались столы для семьи Кочубеев в отсутствие гостей.

Для Парадного кабинета хозяина Таманян избрал стиль, который обозначил как «Ренессанс, скорее — ранний».

Большая (Золотая) гостиная, примыкающая к главному вестибюлю — подарок В.П.Кочубея жене Варваре Васильевне, жемчужина особняка.

В Столовой (Охотничий Зал) можно было удобно расположиться с десертом, выкурить сигару или трубку и, конечно, послушать «охотничьи байки» хозяина особняка.

В Жёлтом зале, ныне так же, как и Охотничий зал, используемым под ресторанный зал, сохранилась изящная посудная стойка в стиле модерн.

Достопримечательностью здания были Коллекционная и особая бронированная комната-сейф, «безопасная кладовая» для хранения драгоценностей.

Во время оккупации г. Пушкина в особняке Кочубея размещалось одно из отделений гестапо — тайная канцелярия, и отделка этих двух за­лов была полностью утрачена (после окончания войны не восстановлена).

Историческая Дубовая лестница сохранилась в угловой части особняка, она сейчас используется, в основном, для служебных целей.

Во вто­ром этаже раполагались спальни, уборные, гардеробные, классные комнаты. В третьем этаже — кухня, буфет, моечная, столовая для служащих и ряд людских.

Особенностью дома являлось расположение в подвальном этаже ряда подсобных помещений котельной, душевой, или «гидротерапевтического кабинета» с ду­шем Шарко, комнаты с аппаратом для подогрева постельного белья, складов и вин­ных погребов. Усадь­ба была снабжена канализацией и отоплением, была полностью электрифицирована. Даже въездные ворота и все массивные двери открывались при помощи электричества.

Интерьеры со стильным убранством и уникальной ме­белью В. П. Кочубей увековечил на многочисленных фо­тоснимках, устроив с этой целью специальную комнату-фотоателье. Многие фотографии, сделанные хозяином дома и профессиональными фотографами по его заказу, сохранились и в настоящее время хранятся в российских государственных архивах.

Перебравшись в новый дом, в январе 1914-го князь устроил бал-новоселье. Жизнь особняка ничем не отличалась от жизни многих других дворянских особняков, расположенных на территории Царского Села: приемы большие и малые, балы и маскерады, музыкальные собрания, в которых принимала участие музыкальная и литературная элета не только Царского Села, но и Санкт-Петербурга.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 года помешала стать дворцу Кочубеев его одним из центров светской жизни Царского Села. Семейство Кочубеев проживало в особняке до 1917 г.

После октябрьского переворота вся семья Кочубеев эмигрирует в Бельгию. Василий Петрович закрыл свой особняк, оставил все ключи от его комнат и кладовых. Существует предание, что после отъезда хозяина в вестибюле обнаружили сложенный вдвое лист бумаги, на котором было написано 5 слов: «От России получил — России возвращаю».

После 1917

В сентябре 1917 года дом, уже после февральской революции, но еще до октябрьской, предоставлялся для «расквартирования» войск. По документам, предоставляемым Управлением Гражданской милиции, которое направляло списки в Царскосельскую Временную Управу, значилось: Велиовская, дома 4,6,8 (В.П. Кочубея).

Василий Петрович покинул свой царскосельский дом в конце 1918 г., и после его отъезда особняк был нацио­нализирован.

В 1918 г. дом Кочубея национализирован и передан в Наркомпрос для устройства детского приюта. Уникальные коллекции помещены в музейное хранилище во дворце Палей, где они находились до середины 1920-х гг., а далее следы их теряются.

Здание, по всей видимости, было слишком роскошно для приюта и в 1926 году по указанию СМ. Кирова в этом особняке был организован отлично оборудованный санаторий для старых большевиков; здесь отдыхали также зарубежные гости.

В 1927 г. здание занял Дом ветеранов рево­люции 1905 г. К этому времени лучшие образцы убранства интерьеров были перевезены во дворец княгини Палей, где в это время сосредоточили национализированное имуще­ство царскосельских особняков.

1941-1945

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был оккупирован немецкими войсками. В особняке Кочу­бея находилось гестапо. В результате военных действий, прямым попаданием снаряда была повреждена кровля Аванзала.

Из воспоминаний очевидца: «Оставшиеся к осени 1942 г. в городе около 300 жителей были согнаны в рабочий лагерь, своеобразное «гетто». Жить разрешали только в нескольких домах: в доме на углу улиц Коммунаров и Пролетарской, двух домах в Софии и на верхних этажах дворца Кочубея на улице Радищева. Город стал полностью запретной зоной. По нему могли ходить только те, у кого был пропуск гестапо. На работы водили под конвоем. Людей заставляли работать по 7 часов, кормили плохо и наказывали за любую провинность. Руководил лагерем Селезнев.»

31 октября. Утварь Знаменской церкви перенесена во дворец Кочубея (в котором располагался немецкий госпиталь), где с этого времени стала совершаться Божественная литургия.

Подвергнувшееся разграблению и поврежденное здание восстановлено в 1947-1948 гг., а затем передано Школе подготовки колхозных кадров.

В начале 1950-х гг. парадные помещения особняка реставрировали с реконструкцией, приспособив для размещения дома отдыха «Пушкино» на 100 человек (для партработников обкома КПСС). Комнаты второго этажа и кухонный трехэтажный флигель, а также служебные корпуса в саду были приспособлены для новых жильцов, но парадные интерьеры бережно сохраняли и реставрировали. Мебель для них собирали по антикварным магазинам и разным учреждениям, при этом подбор и расстановка предметов осуществлялась по старым фотоснимкам.

Долгие годы он стоял закрытым, в идеальном порядке, с охраной. Вокруг тишина и спокойствие. Его держали на тот редкий случай, когда какой-нибудь высокопоставленный советский чиновник вдруг захочет провести день-два в Пушкине.

Рассказывают, что в апартаментах «люкс» в середине 1960-х гг. останавливался А.Н. Косыгин.

1986 год. В особняке разместился ФГОУ Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей»

Осуществленная в 1987—1989 годах пристройка, которая по объему больше дворца, совершенно исказила замысел этого замечательного памятника архитектуры начала XX века. Нарушены пропорции, искажен облик усадьбы, ее целостность.

В 1991 году Комиссия по инвентаризации имущества и денежных средств Ленинградской партийной организации КПСС в Приложении к распоряжению мэра СПб от 15.10.91 N 523-р рекомендовала: «… По зданию-памятнику б.особняк Кочубея (г.Пушкин, ул.Радищева, 4) считать необходимым изъять с баланса Учебного центра Ленинградского политехнического университета им.М.И.Калинина и передать на баланс в городской Комитет по управлению имуществом…»

В 2009 году к Центру пристроили новый гостиничный корпус, который лицевым фасадом выходит на Парковую улицу

Сохраняя наследие

Совместная история аристократичного особняка Кочубеев на Велиовской улице в Царском Селе (н. Радищева, 4) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) началась в 2012 г. В тот год здание и расположенный в нем Учебный центр подготовки руководителей вошли в состав университета.

Для особняка это стало очередной сменой хозяина, уже привычной за долгие годы его суще­ствования с октября 1913 г. Построенный с любовью и с использованием самых передовых тех­нологических решений дом прослужил семье Василия Петровича Кочубея до револю­ции 1917 г. В 1918 г. семья Кочубеев была вынуждена эмигрировать за границу, а особняк был национализирован. В разное время здесь находились Дом старых большевиков и ветеранов революционного дви­жения, военный госпиталь, дом отдыха работников Ленинградского обкома КПСС, и, нако­нец, Учебный центр подготовки руководителей НИУ ВШЭ (УЦПР НИУ ВШЭ).

Для Санкт-Петебургского филиала НИУ ВШЭ ценность исторического объекта и собранной в нем коллекции уникальных произведений декоративно-прикладного искусства и живописи была очевидна сразу. Долгое время это наследие демонстрировалось участникам образова­тельных программ и мероприятий, организуемых УЦПР НИУ ВШЭ.

Однако, развивая уже сложившуюся традицию информационно-просветительских проек­тов, сегодня НИУ ВШЭ видит своей задачей не только сохранение культурных ценностей, но и знакомство с ними широких кругов людей, интересующихся российской историей. Ведь прикосновение к прошлому через наследие известных дворянских родов — это всегда возможность обогатить свой культурный мир и глубже понять суть современности.

Для студентов магистерской программы «Прикладная и междисциплинарная история» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в особняке Кочубеев была открыта возможность прохождения практики. Итоговыми работами ее первых выпускников стали собственные дизайн-макеты к выставке «Особняк Кочубеев. „Дворянское гнездо» в Царском Селе».

Встречный интерес к проекту выставки со стороны Государственного музея-заповедника «Царское Село» позволил организовать экспозицию в Зубовском флигеле знаменитого Екатерининского дворца и приоткрыть тем самым двери в дом одного из интереснейших дворянских родов для широкой общественности.

Нам же (составит.), выставка и выпущенный к её открытию каталог, позволили обновить альбомы и статьи нашего сайта, рассказывающие об особняке Кочубеев.

  1. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  2. Семенова Г.В. За забором / Дворец Кочубея. Адреса Петербурга, №22/34, 2006 г.
  3. Проект перестройки дома Половцева на Велиовской ул. в ЦС. Фасады и планы дома. Арх. Н.С. Никитин. подл. тушь, акв. бум. 55Х46, 45*38. 1830-1850 гг. ЦГИА СССР. Ф.485. оп.3. д.1017. л.1-3.;
  4. Цылов Н. И. Атлас города Царского Села. СПб., 1858
  5. Справочная книжка, содержащая в себе список дач, отдающихся на лето, и необходимые сведения по царскосельской железной дороге и по Царскому Селу.- СПб, 1888
  6. РГИА. Фонд 971, опись1, ед.хран.71. Год: 1911—1915.Письма инженера Р. Эрихсона В. П. Кочубею и инженеру В. Я. Лангвагену об устройстве отопления и вентиляции в доме Кочубея в Царском Селе, с приложением сметы и планов частей дома
  7. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  8. Новиков Ю. Богат и славен Кочубей… // Смена. 1990, 07 апреля.
  9. Олонецкие ведомости, 1871 год
  10. Божьей милостью зодчий
  11. Экскурсия методиста «Учебного центра подготовки руководителей» Усачёвой (Бантиковой) Л.В.
  12. Сайт Учебного центра, расположенного в б.особняке
  13. Рощинский паркетный завод
  14. Каталог выставки ГМЗ Царское Село «Дворянское гнездо» в Царском Селе, 2016
  15. Выставка ГМЗ Царское Село «Дворянское гнездо» в Царском Селе, 2016

История

В 1816 году земельный надел в Царском Селе в подарок от императора Александра I получила статс-дама М. В. Кочубей (Васильчикова). Для неё и супруга, виднейшего государственного деятеля при дворах Павла I, Александра I и Николая I — графа (с 1831 года — князя) В. П. Кочубея, в 1817—1824 годах был построен загородный дворец, долгое время называемый по их фамилии. Основной стиль постройки — классицизм. Внешне здание похоже на итальянские виллы XIX века, с прилегающим пейзажным парком.

Полагают, что Александр I лично следил за проектированием дворца (оставив свои пометки на многих чертежах), последовательно привлекая к строительству архитекторов П. В. Неелова и А. А. Менеласа, а позднее В. П. Стасова.

Через год после кончины князя Кочубея, в 1835 году, здание у его вдовы выкупил Департамент уделов для третьего сына императора Николая I — четырёхлетнего Великого князя Николая Николаевича. В этот период дворец именовался Николаевским, а комплекс построек был дополнен служебными флигелями, однако вскоре после женитьбы владелец продал его (в 1858 году) обратно Министерству Императорского Двора и уделов, после чего дворец официально (с 1859 года) стал называться Царскосельским Запасным. В 1867 году дворец пострадал от пожара.

С 1875 года Запасной дворец был передан во владение только что женившемуся Великому князю Владимиру Александровичу, военачальнику и известному меценату, коллекционеру, попечителю Румянцевского музея, а с 1876 года президенту Императорской Академии художеств (затем этот пост был унаследован его вдовой). Дворец был отреставрирован архитектором А. Ф. Видовым, потом продолжилось возведение хозяйственных пристроек (Унтер-шталмейстерский флигель, Экипажный сарай, Кавалерский дом и пр.). После смерти Владимира Александровича — с 1910 года перед дворцом был установлен его бронзовый бюст (сохранился лишь постамент) и дано высочайшее разрешение на переименование Запасного дворца во Владимирский, вдова продолжила распоряжаться дворцом до революционного 1917 года.

В период Февральской революции и двоевластия здание дворца занял Царскосельский Совет рабочих и солдатских депутатов. Исполком объединенного совета (см. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов) располагался здесь и после Октябрьских событий, а с 1926 года ансамбль зданий Запасного дворца был передан Дому партийного просвещения.

Во время Великой Отечественной войны Запасной дворец подвергся разрушению: уцелели почти только стены. В 1950-е годы его фактически заново отстроили при участии молодёжи города Пушкина, и с 1958 по 1976 год разместили в его стенах пушкинский Дом пионеров.

После этого здесь несколько лет находилась краеведческая экспозиция, переехавшая в конце 1970-х годов в новое музейное здание.

В 1990-х годах Запасной дворец вошел в состав Государственного музея-заповедника «Царское Село».

С 1990 по 2002 год в здании Запасного дворца разместился Царскосельский филиал Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: Международная Мастерская Театра Синтеза и Анимации Интерстудио под руководством Д. С. Бурмана. Она включала в себя мастерскую кукольного и синтетического театра (мастер — М. Хусид), мастерскую паратеатральных форм (мастер — Ю. Соболев) и иные художественные и актёрско-режиссёрские курсы-мастерские СПбГАТИ (мастеров А. Севбо, Л. Эренбурга и др.). Территория дворцового ансамбля стала домом и творческой базой для молодых художников, режиссёров, актёров, здесь регулярно проводились: Международный фестиваль КУKART (каждые 2 года), открытые (международные и российские) творческие мастерские и мастер-классы, выставки современного искусства (проект «Запасная галерея»), сформировались: арт-группа «Запасный выход» (Царское Село — Москва, 1995—2002 годы), Небольшой Драматический Театр Льва Эренбурга (1999, с 2009 года — переехал в Санкт-Петербург).

С 1996 года на территории дворцовой усадьбы — в её бывших хозяйственных постройках — расположился также Первый пограничный кадетский корпус ФСБ России.

В 2009 году стало известно, что в Запасной дворец переедет отдел ЗАГС администрации Пушкинского района, располагавшийся на Средней улице, 4/2 (угол с Церковной). 24 июня 2010 года в рамках празднования 300-летия Царского Села Дворец бракосочетания был торжественно открыт.

  1. 1 2 Кючарианц Д., Раскин А. Пригороды Ленинграда. — Искусство, 1985. — С. 240.
  2. 1 2 3 Объект культурного наследия 7810484000 (недоступная ссылка)
  3. Дворец бракосочетания №3
  4. Сектор ЗАГС Пушкинского района
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Статья об истории Запасного дворца на портале gorod-pushkin.info
  6. ДЕПАРТАМЕНТ УДЕЛОВ — статья из Советской Исторической Энциклопедии
  7. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Официальный сайт
  8. В Запасном дворце Пушкина будет Дворец бракосочетаний // Карповка.нет. — 2009. — 17 января.
  9. На пушкинской даче Кочубей открыли Дворец бракосочетания // Карповка.нет. — 2010. — 24 июня.

Особняк В.П. Кочубея


Учебный центр подготовки руководителей НИУ ВШЭ располагается в Царском Селе на улице Радищева, 4 (бывшая Велиовская ул.) в небольшом каменном особняке – бывшей царскосельской даче петербургского аристократа, действительного статского советника и церемониймейстера двора Его Императорского Величества Василия Петровича Кочубея (1868-1940).

Строительство дома велось с 1911 г. по проекту архитекторов А.И.Таманяна и Н.Е.Лансере. Авторы использовали лучшие композиционные решения конца 18-го начала 19-го в.в., разработанные зодчими классицизма. В октябре 1913 г. особняк был заселен, а зимой 1914 г. в нем был дан первый бал.

Это был настоящий дворец в миниатюре – с великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма и роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. Участвовавшие в строительстве дома известные в то время строительные компании Санкт-Петербурга, использовали в работе передовые технические достижения.

Парадный вход в особняк украшен шестиколонным греко-дорическим портиком. Тяжёлые дубовые двери, облицованные пластинами тёмного морёного дуба и сохранившие на полотнищах декоративные фигурные резные орнаменты, открывают тайны внутренних интерьеров особняка.

Парадный вестибюль оформлен в неороманском стиле. Густой тёмно-розовый цвет штукатурок на стенах. Стены украшены каннелированными плоскими пилястрами искусственных мраморов лёгкого жёлтого цвета, лепной белого прозрачного гипса многофигурный фриз – вазы-курильницы Камероновы в окружении крылатых грифонов, а дверные фигурные резные орнаменты выполнены античными розетками и стилизованными виноградными листьями. Здесь всё напоминает интерьер, традиционный для дворцов богатых горожан Древнего Рима – сочетание цветов отделочных материалов, символическое значение декоративных орнаментов. Пол выложен чёрными и белыми мраморными плитами, расположенными в центральном круге в шахматном порядке. Здесь по ночам царствует тишина. И только фигура бронзовой позолоченной Богини с лампой в высоко поднятой руке освещает призрачным светом небольшое пространство вестибюля. Древние говорили: «Когда сумерки спускаются на землю прозрачным волшебным покрывалом, тогда начинается другая жизнь – жизнь камня».

В.П.Кочубей получил прекрасное образование в Санкт-Петербургском университете и и был страстным коллекциониром произведений искусства русских и западноевропейских мастеров, минералов и книг. Его библиотека представляла уникальное собрание работ по истории Древней Руси и Раннего Средневековья, по истории архитектуры, редкие рукописи и манускрипты.

В Коллекционной и особой бронированной комнате-сейфе хранились многочисленные предметы искусства, перевезенные из его петербургского дома на наб. Мойки, 69. Многие предметы мебели, картины, скульптура, рукописи, книги из коллекции В.П.Кочубея экспонировались на выставках, устраивавшихся в Санкт-Петербурге. Так, в 1914 г. на выставке русской и иностранной книги XV–XIX в.в. демонстрировался редчайший французский манускрипт, украшенный красочными миниатюрами, а также издания XVI в. из его библиотеки. Интерьеры со стильным убранством и уникальной мебелью В.П.Кочубей увековечил на многочисленных фотоснимках, устроив с этой целью специальную комнату – фотоателье. Многие из фотографий интерьеров особняка сохранились в фондах семьи Кочубеев, находящихся на хранении Государственных архивах РФ.

Белый Мраморный зал особняка служил для парадных приёмов. Его интерьер построен на античных мотивах. Площадь зала делится мраморными колоннами на три отдельных и в то же время связанных друг с другом пространства – так начинали делить колоннами пространство зала в Древнем Риме для того, чтобы во время приёма создать атмосферу «по интересам».

Охотничий зал был оформлен Н.Е. Лансере с включением мотивов Раннего Средневековья. Потолок перекрыт декоративными балками, изготовленными из железобетонных конструкций, облицованными на специальных мастиках пластинами тёмного морёного дуба. Такими же пластинами были облицованы панели зала. Мебель изготовлена из дубового дерева и инкрустирована ореховыми пластинами мастерами Императорских мебельных мануфактур в Хельсингфорсе по рисункам Н.Е.Лансере. В буфетах, шкафах и горках за толстыми хрустальными стёклами хранятся Майсенские, Севрские и китайские фарфоры. Тем не менее, гостей во времена В.П.Кочубея в доме принимали только на своих российских императорских фарфорах, расписанных сценами охоты. Отечественным производителем гордились и не один раз часть большого капитала семьи направлялась на развитие императорских фарфоровых производств.

Розовая гостиная – небольшой и уютный зал, стены которого декорированы лёгкими гипсовыми белыми орнаментами, поддерживаемыми резными фигурными композициями. Полотнища дверей украшены цветочными гирляндами, подвешенными на бантах, с включёнными в эти гирлянды музыкальными инструментами. Интерьер звучит музыкой, которую источает камень, а сочетание розового и белого рождает иллюзию молодости и весны. Это была гостиная для дам, блистающих красотой и весельем, редко грустных и печальных, но всегда окутанных дымкой загадочного романтизма.

Парадный кабинет по-деловому строг и лаконичен. Потолок отделан железо-бетонными конструкциями, стены в зеленоватых штукатурках и мебель с бархатными зелёными материями – небольшие стулья, кресла, диван. Когда-то главное место занимал письменный стол, обитый зелёным сукном, тяжёлый, дубового дерева и такая же тяжёлая кабинетная мебель в манере раннего модерна с кожаными покрытиями.Парадные фасады фамильного родового камина украшены загадочными рельефными орнаментами. У подножия камина – гранитная плита с датой и фамильной символикой, которая, как это ни загадочно, не соотносится с общепринятой исторической родословной дворян и князей Кочубеев как потомков Крымских татар из рода Кучук-беев. В кабинете беседовали о делах государственных и играли в биллиард. Биллиардные столы, к слову, у В.П.Кочубея были отменные: русские, с шестью лузами, изготовлены в Санкт-Петербурге мастерами известной фабрики братьев Брыкаловых. Столы – раритеты: основания и коробки из морёного дуба, настольные покрытия выложены огромными гранитными плитами толщиной в 4 см, привезенными из Равенны.

Золотая гостиная – жемчужина особняка. Подарок Князя прекрасной Княгине. Интерьер создан Н.Е.Лансере в стиле вычурного неорегентства. В этом интерьере каждый элемент отделки музыкален — это «музыка, застывшая в кокетливых изогнутых золочёных гипсовых линиях медальонов в углах пагоды, лёгкой волной переходящей в гладкую плоскость стен с чётко очерченными золочёным гипсом прямоугольными рамами; это игривая прозрачная музыка барокко звучит в разбросанных на белоснежном потолке ярких золотых раковинах; это музыка диких степей несётся по стенам гостиной в золочёных колчанах и стрелах, а золотые маски напоминают о музыке древнеримских сатурналий».

После революции дом В.П.Кочубея был национализирован. Уникальная художественная коллекция была передана на хранение во дворец Палей, где хранились и другие национализированные частные коллекции, разошедшиеся после 30-х годов по разным музеям и хранилищам страны. В 1918 году особняк был передан в ведение Наркомпроса, а в 1926 году – в ведение Наркомата социального обеспечения. В 1927 году в нем был открыт Дом старых большевиков и ветеранов Российского революционного движения, просуществовавший до 1940 года. В 1940 году здесь разместился военный госпиталь. В период оккупации города Пушкина фашистами в особняке размещалась комендатура гестапо. После освобождения города здание использовалось как дом отдыха работников Ленинградского обкома КПСС. Для его обстановки были подобраны музейные предметы, соответствующие стилю помещений, находящиеся здесь и сейчас.

В 1987 г. было принято решение о размещении в особняке Кочубея в Царском селе Учебного центра подготовки руководителей, переименованного в 2004 г. в государственное образовательное учреждение «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей».

В 2012 г. Учебный центр подготовки руководителей вошел в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *