.

Новомосковская Детская Железная Дорога

В выходные ездили с женой к родственникам в Новомосковск и решили заодно посетить местную детскую железную дорогу. О таких предприятиях я раньше только читал да фотки смотрел, и, честно говоря, если бы меня туда привезли в детстве — наверное, умер бы от счастья. Тем не менее, и сейчас я был удивлён, насколько там всё облагорожено.

Детская железная дорога Новомосковска расположена в Детском парке, недалеко от железнодорожной станции Новомосковск-1, Макдональдса и Истока Дона. Она проходит по периметру парка — вот, на карте я отметил её красным:

Протяжённость железной дороги чуть более 2 км, она в-основном однопутная, но на главной станции — “Берёзки” — имеет второй путь, а после станции — депо.

Возле станции “Берёзки”Поезд стоит на станции “Берёзки”

У детской железной дороги Новомосковска две особенности. Первая — это узкоколейная железная дорога, ширина колеи здесь составляет 750 мм, что в два раза меньше, чем у сети обычных российских железных дорог (1520–1524 мм).

Возле депо. Наглядное сравнение вагонной тележки у железной дороги 1520 мм (сзади) и 750 мм (спереди)Станция “Исток Дона”

Вторая особенность — железную дорогу полностью обслуживают дети. Да, взрослые здесь помогают и наблюдают, но проводники, путевые смотрители, иногда даже кассиры, ну а главное — машинисты, именно дети.

Тепловоз ТУ10 — управляется детьми

Поезд идёт медленно, в основном, по ощущениям, это около 20 км/ч, но на одном участке разгоняется до 30-40 км/ч.

Весь состав — полностью новый. В нём сиденья как в современных электричках РЖД:

Тепловоз тоже новый — ТУ10, его вы могли видеть на фотографии выше. Старый тепловоз, ТУ2, стоит возле депо в качестве музейного экспоната:

Тепловоз ТУ2

Интересно, что строительство детских железных дорог началось аж в 1930 году. Правда, ту дорогу, в Москве, вскоре закрыли. Хотя, вообще предшественником ДЖД была частная дорога, построенная в середине 1890-х годов для великого князя Михаила Александровича (сына Александра III) в Гатчине. Новомосковская дорога открыта в 1953 году, тогда город носил имя “Сталиногорск”.

На сегодняшний день цена билета для взрослого составляет 55 рублей, для ребёнка — 35 рублей. Маршрут, как вы уже заметили, кольцевой. Начальной станцией считается станция “Берёзки”. Всего на дороге три станции, хотя когда мы по ней катались, поезд останавливался только на двух: “Берёзки” и “Исток Дона”.

При этом, станция “Берёзки” оборудована даже электронным табло с расписанием.

Станция “Берёзки”

Говорят, что поезд ездит не каждый день, тут не могу точнее ничего сказать. Мы катались в субботу, наш поезд отходил от станции “Берёзки” в 16:50. В любом случае, здесь наверняка ещё есть ограничения по расписанию — то есть, поезда могут ходить не весь день.

Что касается личных впечатлений, то меня больше всего поразило состояние железной дороги — там реально всё новое: станции, пути, подвижной состав, депо. Мы нигде не нашли ни намёка на разруху. Хотя, признаюсь, в депо не ходили — может, там? Но в субботу, 16 июня 2018 года, детская железная дорога города Новомосковск выглядела и работала так, будто была открыта именно в этот день.

Разве что, к нашему приходу закончились билеты на станции “Исток Дона” (мы пришли сначала на неё), но нам сказали, это не страшно — доедете до “Берёзок”, купите там (только наличные, карты не принимают, но чек дают как полагается). Хотя, и пешком было недолго идти. Всё же, у этой железной дороги функция не транспортная, а развлекательная и образовательная. Катаются на ней и дети и взрослые, а вот азы железнодорожных профессий постигают именно дети. Говорят, за сезон здесь работает до 1000 детей.

>Детские железные дороги СССР – История и современность

Новомосковск

Тульская детская железная дорога, г.Новомосковск
Открыта 21 декабря 1953 года / 26 мая 1955 года
Протяжённость: 1,94 км (кольцевая, полная эксплуатационная длина 2,3 км)
Остановочные пункты: Берёзки, Парковая, Исток Дона
Ранее были: 1 станция (Берёзки), 2 платформы (Пионерская, Юннатская)
СЦБ: автоблокировка
Подвижной состав: тепловозы ТУ10-002, ТУ10-018, ТУ2-126, 8 вагонов ВП750
Ранее были: паровозы 159-121, 159-556, Гр-211, тепловоз ТУ3-003, ТУ2-241, вагоны PAFAWAG, вагоны ПВ40, 1 грузовая платформа
Адрес: 301670, Россия, Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Бережного, 1А
Телефон: (48762) 3-96-50
Начальник: ВАСИЛЬЕВА Вера Васильевна
Cправочная информация: режим работы, цены, проезд

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске Тульской области выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» (позже – заместитель министра угольной промышленности СССР) Дмитрий Георгиевич Оника – человек, сделавший как никто много для развития города.

В мае 1953 года в Сталиногорск по распределению был направлен выпускник Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Павел Усков. Он и был назначен главным инженером проекта ДЖД. В помощь ему были приданы ещё два недавних выпускника – Олег Семёнов и Тамара Решетникова. Для всех троих детская железная дорога стала первой серьёзной самостоятельной работой. Вначале их фантазии не было предела: на дороге хотелось построить все сооружения, какие только встречаются на «большой» железной дороге. Но после ознакомления с местностью от этого прожекта пришлось отказаться – надо было вписаться в территорию парка, с трёх сторон ограниченную существующей застройкой, а с четвёртой – железнодорожной линией. В итоге проект ДЖД упростился до кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями – Берёзки и Дубки. (Свои незатейливые названия станции получили оттого, что рядом с одной из них находилась берёзовая роща, а с противоположной стороны кольца, у второй станции – дубрава.)

15 июня 1953 года директором комбината «Москвауголь» был издан приказ о начале строительства ДЖД. Все работы поручалось выполнить строительным подразделениям комбината, а начальником строительства был назначен Л. Мисропов. К концу года стройка была завершена, и 21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Провели его взрослый машинист Александр Коновалов и юный машинист Миша (к сожалению, его фамилию история до нас не донесла).

Немного поработав, детская железная дорога закрылась до весны. Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, устранены просадки насыпи, и дорога снова заработала. Но, к сожалению, собственное детище стало обузой для комбината, а передать объект из одного министерства в другое в те годы было непросто. Вопрос решался на самом высоком уровне. 17 декабря 1954 года Председателем Совета министров СССР было подписано распоряжение о передаче находящейся на балансе Министерства угольной промышленности СССР детской железной дороги в подчинение Министерства путей сообщения СССР. Уже на следующий день министр путей сообщения издал приказ о приёме дороги и назначении её начальником Марии Петровны Казаковой. С этого дня Сталиногорская ДЖД получила новое, несколько корявое, название – Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, но уже в подчинении МПС. И, как ни странно, именно этот день официально считается теперь днём рождения Новомосковской ДЖД. Предыдущие полтора года существования дороги в подчинении другого министерства как бы вычеркнуты из официальной истории (хотя сами её сотрудники об этом периоде, к счастью, не забывают). Но именно поэтому мы не располагаем никакими данными о технической оснащённости ДЖД в 1953–1954 годах.

В 1955 году дорога располагала двумя паровозами 159-121 и 159-556 (оба построены Подольским заводом в 1935 и 1938 году, соответственно) и тремя-четырьмя деревянными 4-осными пассажирскими вагонами. Движение поездов регулировалось электрожезловой системой, в качестве сигнальных устройств использовались семафоры.


Паровоз 159-556.
Фото 1950-х годов из коллекции Мехиса Хельме.

В том же 1955 году началось благоустройство территории, по которой проходит ДЖД. На месте находившегося в центре парка оврага были созданы каскадные пруды и плавательный бассейн с вышками для прыжков в воду. С тех пор детский парк стал излюбленным местом отдыха горожан. Но главной достопримечательностью парка является находящийся в нём ручеёк – исток великой русской реки Дон.

В 1960 году началось переоснащение парка подвижного состава детской дороги. На смену устаревшим паровозам серии 159 пришёл паровоз Гр-211, полученный из Эстонии. Вместо старых пассажирских вагонов поступило семь вагонов PAFAWAG и одна грузовая платформа. Что стало со старым подвижным составом – выяснить пока не удалось, но есть все основания полагать, что он был списан и сдан в металлолом почти сразу после получения нового.


Поезд с паровозом Гр-211 во главе на станции Берёзки.
Фото 1960-х годов из коллекции Мехиса Хельме.

В 1961 году после развенчания культа личности Сталина в стране начали менять все названия, связанные с его именем. Город Сталиногорск был переименован в Новомосковск (хотя город с таким названием уже был на Украине). С этого момента ДЖД стала именоваться просто – Новомосковской детской железной дорогой. Возможно, некоторое время до этого она именовалась Сталиногорской ДЖД, поскольку в 1959 году Московско-Курско-Донбасская железная дорога вошла в состав вновь образованной Московской железной дороги, а название Малая Московская было уже присвоено Кратовской ДЖД.

1970 год ознаменовался переходом Новомосковской с паровой тяги на тепловозную. Паровоз Гр-211 был списан, а взамен дорога получила тепловоз ТУ2-241 с Тула-Лихвинской узкоколейки и тепловоз ТУ3-003 из Паневежиса. (Здесь следует сделать маленькое отступление. Нам встречалось упоминание о передаче на Новомосковскую ДЖД тепловоза ТУ3-034, а не ТУ3-003. Но поскольку никаких подтверждений этому факту в других источниках нам найти не удалось, мы оставляем его под большим сомнением.)

Год спустя, после окончания сезона 1971 года, тепловоз ТУ3-003 был передан на Ярославскую ДЖД, а вместо него поступил тепловоз ТУ2-126. Этим обеспечивалось единообразие типов подвижного состава как на Ярославской, уже имевшей к тому времени один тепловоз ТУ3, так и на Новомосковской ДЖД.


Поезд с тепловозом ТУ2-126 во главе прибывает на ст. Берёзки.
Фото 1970-х годов из коллекции Мехиса Хельме.

В 1972 году детская железная дорога была оборудована односторонней автоблокировкой постоянного тока, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. При этом от внедрения электрической централизации на станции Берёзки решили отказаться, и стрелки на ней до сих пор переводятся вручную. В качестве сигнальных устройств стали использоваться светофоры, причём как линзовые (на станции Берёзки), так и прожекторные.

Вероятно, в это же время было изменено и направление движения поездов по кольцу. Если в прежние годы поезд шёл по часовой стрелке, то теперь поезда стали ходить в обратную сторону. Благодаря этому повысилась безопасность при проследовании поездом одного из переездов, ранее плохо просматривавшегося из кабины локомотива, при этом сам переезд стало возможным сделать неохраняемым.

В том же году платформа Дубки в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации была переименована в Пионерскую.

В 1974 году на станции Берёзки был построен новый учебно-производственный корпус.

Через пять лет, в 1979 году, на юго-востоке дороги был организован новый раздельный пункт – платформа Юннатская. Своё название она получила из-за расположенного неподалёку сада и дендрария. В настоящее время эта платформа не используется, поезда на ней не останавливаются. Кстати, в организации движения поездов Новомосковской ДЖД есть ещё одна необычная для современных детских дорог особенность – в расписании фигурируют скорые поезда. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская.

В 1985 году выработавшие свой ресурс вагоны PAFAWAG были заменены четырьмя вагонами ПВ51 Демиховского завода, выпущенными в 1979 году. В дополнение к носившим имена собственные тепловозам (ТУ2-126 – «Быстрый», ТУ2-241 – «Ветерок») именными стали и вагоны. Причём, название было присвоено не поезду в целом, а каждому вагону в отдельности. Первый вагон поезда названия не имеет, второй – «Орлёнок», третий – «Чебурашка», четвёртый – «Экскурсионный». Насколько нам известно, это единственный в своём роде случай.

Кстати, процесс доставки подвижного состава на Новомосковскую ДЖД весьма интересен сам по себе. Железнодорожные платформы колеи 1520 мм с погруженным на них узкоколейным подвижным составом выводятся на перегон между станцией Урванка и платформой Московская. На участке, где путь детской железной дороги проходит параллельно пути колеи 1520 мм, подвижной состав с помощью железнодорожного крана перегружается с платформ прямо на ДЖД. Расстояние между путями узкой и широкой колеи в этом месте всего несколько метров, и с технической точки зрения такая операция не представляет особой сложности. Но, обратите внимание – происходит всё это не на подъездном пути, а прямо на электрифицированном перегоне!


Слева поезд детской дороги, справа – взрослой.
Фото 1950-х годов из архива Новомосковской ДЖД.

А вообще, этот участок, где можно увидеть идущие по соседним путям поезда – детский и взрослый, придаёт особый колорит Новомосковской ДЖД. Такое можно было встретить лишь здесь, да на Малой Октябрьской. Но после закрытия движения по северному участку МОЖД – теперь только в Новомосковске.


Поезд на первом километре ДЖД. Слева – путь колеи 1520 мм.
фото Эдуарда Грачёва, май 2000 года.

Весной 2005 года, в рамках подготовки к празднованию 50-летия дороги, рассматривался, в частности, и вопрос обновления подвижного состава. Так, например, планировался обмен тепловозами с Кратовской ДЖД: только что отремонтированный кратовский тепловоз ТУ2-129 должен был поступить на Новомосковскую ДЖД, а ТУ2-126 – отправиться на капитальный ремонт, после которого – на Кратовскую ДЖД. Но ТУ2-129 в Новомосковск так и не поступил (осенью 2005 года он вернулся на Кратовскую ДЖД).

В то же время, вагонный парк Новомосковской ДЖД был обновлён за счет старых вагонов Кратовской ДЖД, ставших ненужными после получения новых. Вагоны прошли капитальный ремонт в вагонном депо Орехово-Зуево по проекту НПО «Полёт» (г. Обнинск), после чего поступили в Новомосковск. В ходе ремонта в вагонах были установлены герметичные стеклопакеты в окнах, современная светотехника «световая линия». Старые деревянные лавки заменены сиденьями, отформованными из пластика.

В сентябре 2010 году Новомосковская ДЖД получила тепловоз ТУ10-002 и несколько пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода. Вскоре тепловоз ТУ2-126 был отставлен от работы. После косметического ремонта он должен стать памятником на территории ДЖД. 7 ноября 2012 года на дорогу прибыл ещё один ТУ10 – с номером 018. По некоторым данным, ТУ2-241 в тот же день был отправлен на Кратовскую ДЖД.

В 2011 году на ДЖД прошла большая реконструкция, в ходе которой появился новый остановочный пункт Исток Дона, капитально отремонтированы депо и станция Берёзки.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • Детские железные дороги Советского Союза, М., ЦНИИТЭИ МПС, 1986
  • Новомосковская детская железная дорога, буклет, 1999
  • Детские железные дороги МПС России, М., ЦДДЖ, 1999
  • Детские железные дороги, М., ВОЛЖД, 2000
  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)
  • материалы, предоставленные Эдуардом Грачёвым
  • Ссылки по теме:

  • Новомосковская ДЖД на сайте «Новомсковский железнодорожный узел»
  • Новомосковская ДЖД на сайте Дмитрия Зиновьева «Младший брат»
  • Новомосковская ДЖД на «Сайте о железной дороге» Сергея Болашенко
  • Новомосковская ДЖД на OpenStreetMap
  • последнее обновление страницы: 21.11.2012 Поделиться:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *