.

Нантский Собор Франция

Собор Святых Петра и Павла (Нант)

Субтитры

Перспектива провести вечность в аду не может не пугать, даже если рассматривать её абстрактно, но изображения на эту тему, должно быть, приводили в ужас сознание средневековых людей. Мы стоим у входа в кафедральный собор святого Лазаря в городе Отён. Здесь, полагаю, находится самое сильное изображение Страшного суда и участи грешников в аду, которому нет равных в истории искусства. Конечно, здесь есть и Царствие Небесное, но я думаю, людей больше волновали мысли и изображения, связанные с угрозой попасть в ад. Эта скульптура — один из первых образцов монументального искусства средневекового периода. Разумеется, монументальная скульптура существовала в Древней Греции и в Древнем Риме, но приблизительно с конца V века монументальная скульптура увядает. Отчасти это было связано с экономическими и политическими проблемами раннего Средневековья. Приблизительно с конца Х века положение дел постепенно стабилизируется. В это время в Европе начинается интенсивное строительство церквей и возрождение монументальной скульптуры для украшения порталов и капителей колонн внутри храмов. До наших дней сохранился величественный собор в Отёне, и во многом это произошло потому, что здесь покоились мощи святого Лазаря. В это время паломники путешествовали по всей Европе, чтобы поклониться мощам святых. Так было и здесь, в Отёне, где находились мощи святого Лазаря. Мощи святых были в каждой церкви. Мощи имели очень большое значение. Считалось, что они способны исцелять больных, источать благодать, которая могла даже сократить время пребывания в чистилище. Надо было лишь поклониться и помолиться им. Нередко церкви реконструировались, а также создавались ковчеги и раки специально для хранения мощей. Так было в Отёне, где построили церковь для хранения мощей святого Лазаря. Церковь была возведена специально для них. И здесь важна не только духовная сторона, но и экономический аспект: мощи святых были своего рода экономическими двигателями развития населённых пунктов, поскольку паломников было много, и им нужно было где-то останавливаться и питаться. Там, где находились мощи известных святых, экономика процветала. Именно так случилось и в Отёне. Что касается Лазаря, чьи мощи находятся в этой церкви, он был братом Марии Магдалины. Христос воскресил его, как повествуется в Новом Завете. Это символ возрождения, дающего надежду после смерти. И, конечно же, всё это связано с темой Страшного суда. Итак, представим себе верующих, которые стоят здесь, внимая этой немой проповеди в камне и слушая слова Бернара Клервоского о Страшном суде. Люди были неграмотны и могли получать знания только так. Изображения заменяли собой текст, который нужно было прочитать. Итак, давайте попробуем это сделать. В центре композиции находится самая крупная фигура — это Христос. Он больше всех остальных. Это отражение иерархии: наиболее важные фигуры являются самыми крупными. Фигура Христа выглядит очень плоской и вытянутой. Пропорции тела нарушены. Образ получился вытянутым, и мы видим повторяющиеся линии, высеченные в камне, Это складки одежды. Это говорит о внимании к декоративным элементам. Фигура обращена к зрителю и симметрична. Это Бог, совершающий Суд. Он смотрит сквозь нас, словно Его намерения не имеют ничего общего с нашими. Он восседает на престоле, который представляет собой небесный город. Здесь можно разглядеть маленькие арочные окна под Его ногами, словно это мебель, на которой Он сидит. Разумеется, это буквальное прочтение. Но здесь важно метафорическое толкование. Его руки, нимб и ноги выступают за пределы мандорлы. Это миндалевидная фигура, которая окружает Христа и знаменует собой своего рода нимб вокруг всего тела. Это свидетельство Его божественности. Христа окружают 4 ангела, которые сопровождают Его. Они в буквальном смысле поддерживают мандорлу, как будто божественный свет, окружающий Христа, имеет вес. Подобно Христу, тела этих ангелов также выглядят удлинёнными. Их движения и позы удивительны. В этом заключена невероятная выразительность. Читая изображения Страшного суда, нельзя не вспомнить о тех, кто находится слева и справа от Христа. По левую сторону от Него — грешники, идущие в ад, а по правую — праведники, избранные для Царствия Небесного. Справа от Христа, в верхней части, мы видим Деву Марию на троне в Царствии Небесном. Рядом с ней ангел. Он трубит, чтобы пробудить мёртвых и возвестить о пришествии Христа. Мы видим архитектуру Небесного Царства, а также души некоторых праведников. Мы видим, как ангелы помогают праведным подняться на Небеса. Интересно отметить, что души изображены в виде обнажённых фигур. Одним из самых известных элементов этого тимпана является фигура архангела Михаила, который взвешивает души, а бесы пытаются склонить чашу весов в свою пользу и пополнить число грешников, которым уготован ад. Очень интересно поразмыслить над изображением душ на весах. Его буквальное прочтение говорит, что нравственность в некотором роде обладает весом. Взгляните на фигуру, которая прячется за одеянием, присборенным в складки и удивительные завитки. Это одеяние архангела Михаила. Данная фигура разительно отличается от фигур справа, которых бес удерживает на крючке и собирается бросить в огонь ада. Они понимают, что обречены провести вечность в адских мучениях. Это довольно страшно. Это чудовищно. Изображения бесов кажутся особенно интересными. Их пасти открыты, они похожи на хищников, жаждущих поглотить эти души. У них есть когти, а у ноги одного из бесов извивается трёхглавый змей. Это поистине царство ужаса и страха. Внизу есть надпись, которая подчёркивает это с особой силой. Она гласит: «Пусть этот страх преследует тех, кто порабощён грехами мира сего, ибо изображённый здесь ужас показывает подлинно, какая участь их ждёт». В сознании средневековых людей не было сомнений что это произойдёт, они даже знали где и когда это их застанет. И бесполезно взывать ко Христу: Он смотрит сквозь нас. Уже слишком поздно. А теперь давайте затронем вопрос, который касается каждого из нас: на какой стороне окажемся мы? Сам тимпан представляет собой люнет, т. е. арочный проём, опирающийся на длинную поперечную балку, называемую перемычкой. Здесь изображён момент, когда мёртвые поднимаются из своих могил, чтобы по воскресении явиться на Суд. То есть все эти люди ожидают Суда над собой. Здесь они буквально восстают из могил. У их ног видны саркофаги. Здесь изображён ангел, который помогает одной душе, а с двух сторон за него ухватились две другие души, которые, похоже, в отчаянии надеются, что он также возьмёт их с собой. По мере приближения к центру, всё представляется уже менее определённым. Мы видим двух человек с сумочками, на одной из которых крест, а на другой раковина. Они символизируют паломников, которые, возможно, посещали Иерусалим или бывали в Испании, чтобы поклониться мощам святых и оказаться в числе спасённых. Верно, чтобы повысить шанс на спасение и обрести место в раю. В противном случае всё может обернуться не самым лучшим образом. Как раз это мы и видим. Прямо под фигурой Христа изображён ангел с мечом, направленным на испуганного человека, который с ужасом в глазах пытается убежать от ангела. Действительно, все кто стоит перед этим ангелом, просто парализованы страхом. Взгляните на человека, стоящего на коленях и закрывшего свою голову руками, словно говоря: «Неужели всё это правда? Как такое могло случиться?» Если мы посмотрим чуть правее, то увидим людей с искажёнными ужасом лицами: они понимают неизбежность своей участи в аду. Их ноги согнуты в коленях, они стоят, скорчившись и согнувшись, словно согбенные под бременем неизбежности ада. Эти фигуры необычайно выразительны. Они исполнены драматизма, но, пожалуй, по драматичности ничто не сравнится с выражением лица человека, чья голова оказалась к огромных когтях, скорее всего, одного из бесов, который утаскивает его в ад. Обратите внимание, насколько выразительно выполнены скульптором глаза и рты этих людей. В них словно застыл немой крик. Наши историки предложили объяснение надписи над входом, которая гласит: «Это сделал Гизельберт», что указывает на имя скульптора. Но это было бы в высшей степени необычно. В современную эпоху мы связываем произведения искусства с гением конкретного человека, а в Средневековье художниками были ремесленники, которые не воспринимались как гении. Поэтому их творения, собственно, и не подписывались. Но было бы так приятно осознавать, что мы знаем имя скульптора, создавшего это произведение. Ряд новых исследований позволяет предположить, что, возможно, мы ошибались, и что «Гизельберт» — это на самом деле не имя скульптора. В новейших исследованиях утверждается, что «Гизельберт» — это имя герцога, благодаря которому мощи святого Лазаря оказались в Отёне, что позволило этой церкви стать местом их хранения. Интересное предположение. Но даже если мы не знаем имени скульптора, мы признаём гениальность его произведения. В этом нет никакого сомнения.

Что посмотреть

Собор Петра и Павла прекрасен снаружи и внутри, его порталы сверкают белизной туфа, внутреннее убранство изобилует картинами, скульптурами и резьбой, а в окнах красуются витражи Жана де Моаля. Центральный алтарь середины 18 века выполнен из мрамора разных оттенков, в пределах расположены алтари поменьше — Иисуса, Девы Марии, святых Иосифа, Клера и Феликса. Их украшают лики святых и картины маститых художников, таких как Ванденберг.

Одно из основных сокровищ собора — гробница герцога Бретани Франциска II и Маргариты де Фуа, установленная в храме в 1817 г. Она вырезана из белого камня и богато украшена барельефами и скульптурами. Поверх надгробья, на резном постаменте, покоятся каменные изваяния супругов, их подушки ласково поддерживают ангелы, а лев и пес с гербами рода охраняют вечный сон.

Интересен также кенотаф (надгробье без останков) 19 века, окруженный символичной скульптурной композицией и посвященный генералу де Ламорисьеру, защитнику престола от гарибальдийских войск.

В центре собора размещен орган 17 века работы Жирардо, он также подвергался многочисленным реставрациям. Бронзовые люстры 19 века, некогда позолоченные, сейчас выглядят более сдержанно, но прекрасно вписываются в общий ансамбль. Самым древним обитателем собора остается колодец 15 века.

> Практическая информация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *