.

Музей Маяковского в Москве

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Как добраться до музея?

Музей Владимира Маяковского временно расположился по адресу: ул. Малая Дмитровка, д 29, стр. 4. в пешеходной досягаемости от станции метро «Маяковская» (выход к выставочному залу «Домик Чехова»).

Часы работы: с 11 до 19 часов, в четверг – с 13 до 21 часа, среда – выходной день.

«Я живу на Большой Пресне, 36, 24», – писал Владимир Владимирович Маяковский в 1915 г. в стихотворении «Я и Наполеон». Семья Маяковских проживала здесь с августа 1913 г. по май 1915 г. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые сменили Маяковские в Москве после переезда с Кавказа в 1906 г., пока им не удалось получить собственное жилье. Планировка осталась прежней: четыре комнаты, одну из которых (самую маленькую) занимал Владимир, следующая была комнатой матери, Александры Алексеевны, и служила столовой, далее – комната сестер Людмилы и Ольги, и еще одну комнату Маяковские сдавали, чтобы пополнить небольшой семейный бюджет. Их жильцами обычно становились небогатые студенты или знакомые, приехавшие с Кавказа.

Обстановка комнат, оклеенных светло-желтыми обоями, была достаточно простая. Маяковским нравились желтые тона, напоминавшие счастливые годы, проведенные в солнечной Грузии. На стенах висело много семейных фотографий. Особый колорит квартире придавали покрывала и подушки с грузинским орнаментом, а также салфетки, платки, расписанные в технике аэрографии Людмилой Маяковской, в то время заведующей аэрографической мастерской на фабрике «Трехгорная мануфактура». В квартире всегда стояли свежие цветы, их очень любила Ольга Маяковская. Александра Алексеевна вела домашнее хозяйство, шила и чинила одежду своим родным. Для дополнительного заработка она готовила обеды для постояльцев.

В маленькой комнате Владимира Маяковского умещалось только самое необходимое: тахта, письменный стол, этажерка с книгами (среди них томики Александра Пушкина, Генриха Гейне, Александра Блока), венские стулья, вешалка для одежды и художественные принадлежности (кисти, краски, бумага, карандаши).

В 1913 г. Владимиру Маяковскому 20 лет, он ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пишет и выставляет свои живописные работы. Это время – начало его творческой деятельности как художника и как поэта. Он принимает активное участие в художественной жизни Москвы, которая характеризовалась борьбой разных школ, группировок, творческих направлений. Подружившись с Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Велимиром Хлебниковым, Маяковский вошел в группу футуристов «Гилея». Он познакомил новых друзей со своими родными. Велимир Хлебников даже некоторое время жил у Маяковских. Людмила Маяковская вспоминала: «В эти годы мы ближе познакомились с Василием Васильевичем Каменским. Володя привел его к нам как-то вечером в праздничный день, когда мы все были дома. Каменский нам нравился… с тех пор Василий Васильевич заходил к нам часто и запросто». Василия Каменского «удивляло и то, что дома, при матери и сестрах, Володя становился совершенно другим: тихим, кротким, застенчивым, нежным, обаятельным сыном и братом. И было очевидно, что и дома Володю горячо любили и считали праздником каждый его приход».

В этот период Владимир Маяковский написал много известных стихотворений, напечатан его первый поэтический сборник «Я».

Именно из этой квартиры в декабре 1913 г. поэт уехал вместе с друзьями в турне по городам России. Они пропагандировали идеи футуризма и читали свои стихи. Владимир Маяковский выступал в знаменитой желтой кофте, сшитой его родными.

В 1915 г. Маяковские переехали на другую квартиру в этом же районе, а Владимир уехал в Петербург. С этого времени он жил отдельно от семьи.

В 1957 г. благодаря общественности на фасаде дома № 36 по улице Красная Пресня была установлена мемориальная доска.

С 1964 г. в квартире по инициативе Людмилы Маяковской на общественных началах была организована постоянно действующая выставка «Владимир Маяковский на Красной Пресне», а с 1967 г. на основе выставки начал работать клуб-музей.

В 1978 г. сотрудниками Государственного музея В.В. Маяковского была создана новая экспозиция, базирующаяся на документальных и фотоматериалах, посвященная жизни и творчеству поэта. В ней были широко представлены переписка поэта с родными, первые издания его книг, автографы, записки, полученные во время выступлений.

В 1982 г. квартира на Красной Пресне вошла в состав Государственного музея В.В. Маяковского. Здесь проводились тематические выставки: «Москва Маяковского» (1983), «Л.В. Маяковская» (1984), «Маяковский и Хлебников» (1986–1989).

Затем в квартире располагался библиотечный фонд Музея, а с 2013 г. началась работа по подготовке площадки к приему посетителей. Так как восстановить мемориальную обстановку не представлялось возможным (в связи с частыми переездами семьи Маяковских мебель была утрачена), было принято решение о проведении выставочного проекта, главным лейтмотивом которого тоже стала семейная тема, а именно – американская возлюбленная поэта Элли Джонс и их дочка Патриция Томпсон (Елена Владимировна Маяковская).

В 2017 г. квартира семьи Маяковских на Красной Пресне вновь открывает свои двери, представляя культурно-образовательный проект «Дочка».

Выставка «Дочка»
СМИ о выставке
Галерея
Режим работы и цены

История создания музея В.В. Маяковского сложная и интересная

Открытый для посетителей 15 октября 1938 года на Таганке, в переулке Маяковского (бывший Гендриков переулок) в доме № 15/13, в 1974 году музей был перемещен в проезд Серова (ныне Лубянский проезд). В 1987–1989 годах музей пережил большую перестройку и полное обновление экспозиции, но во все времена основанием для работы музея являлось понимание значения Маяковского как выдающегося поэта России и понимание необходимости сохранения всего многообразия его творческого наследия и мемориального фонда – для будущих поколений.

Маяковский впервые приехал в Москву в 1906 году с матерью Александрой Алексеевной и сестрой Ольгой – после трагической смерти отца Владимира Константиновича. К этому времени старшая сестра будущего поэта Людмила уже жила и училась в Москве в Строгановском училище. Семья жила в съемных квартирах, часто меняя их.

С 1912 года начинается поэтический путь Маяковского, а с 1914-го он много и активно ездит по городам России с поэтическими выступлениями, занимается своими издательскими и театральными проектами. Постоянной квартиры в это время у него не было ни в Москве, ни в Петрограде. Жил в гостиницах.

После революции советское правительство переехало из Петрограда в Москву. Маяковский, активно сотрудничавший с советскими учреждениями, в частности с Наркомпросом, вернулся в Москву и получил здесь комнату в густонаселенной коммунальной квартире № 12 в доме № 3 по Лубянскому проезду.

Это было в марте 1919 года, и это была его первая собственная жилплощадь. Здесь поэт прожил 11 лет (по 14 апреля 1930 года). В поэме «Хорошо!» в 1927 году он так писал о своем жилище:

Несется

жизнь,
овеевая,
проста,
суха.
Живу
в домах Стахеева я,
теперь
Веэсэнха.

В пальбу
присев
на корточки,
в покой
глазами к форточке,
чтоб было
видней,
я
в комнатенке-лодочке
проплыл
три тыщи дней.

В этих строках не только правда поэзии, но и точные историко-топографические сведения. Действительно, дом № 3 по Лубянскому проезду до революции был доходным и принадлежал купцу и золотопромышленнику Н.Д. Стахееву, а после октября 1917-го стал числиться по ведомству ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства – при Совете народных комиссаров). И это действительно была «комнатенка» – 11,1 кв. м. Комната в центре Москвы, с бытовыми удобствами, с телефоном – это было очень важно для такого деятельного и творческого человека, как Маяковский.

По своим делам во многие издательства и редакции он ходил отсюда пешком, а любимый Политехнический музей, где поэт нередко выступал, – оказался прямо по соседству.
Творческие встречи и разговоры зачастую продолжались у поэта и дома. В комнате Маяковского бывали видные деятели культуры и искусства: нарком просвещения А.В. Луначарский, поэт Н. Асеев, писатель В. Шкловский, режиссер В.Э. Мейерхольд, кинорежиссеры С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, художники Д. Моор, Н. Денисовский, М. Черемных, А. Лавинский, А. Родченко, актриса Нато Вачнадзе. Здесь Маяковский работал над окнами РОСТА, создавал многие свои поэтические вещи.

В середине 1920-х годов поэт задумывается о новом жилье. Комната в Лубянском проезде все-таки была слишком мала, а всего в квартире было 7 комнат и, кроме самого Маяковского, здесь жили еще 4 семьи. Вскоре мечта об отдельном жилище воплотилась в жизнь.

В 1925 году Маяковский подает заявление в президиум исполкома Моссовета с просьбой предоставить ему пустовавшую в то время квартиру в Гендриковом переулке в районе Таганки.

Это квартира № 5 на 2-м этаже дома 15/13. Дом деревянный, двухэтажный, в квартире необходимо было сделать капитальный ремонт, и Маяковский обещал полностью отремонтировать ее за свой счет. При заявлении была приложена смета на 3 тысячи рублей – значительная сумма в те годы. Поэт лично составил эскиз перепланировки квартиры с заменой русской печи на очаг и перестройкой кухни.

В этой квартире Маяковский поселился не один, а со своими всегдашними спутниками Осипом Максимовичем и Лилей Юрьевной Бриками.

В квартире было 4 комнаты: каждому по отдельной комнате и общая комната гостиная-столовая. При этом 3 комнаты были по метражу очень маленькие, а столовая чуть больше – около 15 кв. м.

23 апреля 1926 года исполком Моссовета специальным письмом закрепил за поэтом квартиру в Гендриковом переулке: «Принимая во внимание, что поэтом Маяковским в доме № 15 по Гендрикову переулку произведено переустройство квартиры и ремонт последней за его счет, управление делами президиума Московского Совета считает вполне справедливым оградить интересы посетителя от мероприятий, связанных с возможностью переселения или уплотнения поэта Маяковского».

Комната в Лубянском проезде оставалась за Маяковским и после получения квартиры в Гендриковом переулке. Она служила ему рабочим кабинетом.

Тесную квартирку в Гендриковом переулке, постоянно посещаемую друзьями и знакомыми Маяковского и Бриков – поэтами, художниками, артистами, работниками кино, – П.В. Незнамов (в то время редактор газеты «Кино») назвал «не квартира – порох».

Здесь «скрещивались шпаги ума и взрывались на воздух репутации. Кроме Маяковского со всем его блеском и импровизацией раздавались голоса Брика и Шкловского, частых противников»

Столовая, где собирались, именовалась «кают-компанией». Споры проходили обычно в кают-компании, часто перехлестывая (один оппонент оттеснял другого туда) либо в «каюту» Маяковского, либо в «каюту» Осипа Максимовича.

Утром 14 апреля 1930 года жизнь поэта Владимира Маяковского трагически оборвалась.

Это случилось в лубянской комнате поэта. Днем Маяковского перевезли на квартиру в Гендриковом переулке: здесь с ним прощались и его оплакивали родные и друзья, здесь были сняты посмертные маски, а в полночь по крутой лестнице гроб спускали, чтобы отвезти в Клуб Федерации писателей…

Уже летом 1930 года, в постановлении Совета народных комиссаров от 23 июля, был поднят вопрос о сохранении комнаты поэта в Лубянском проезде. Такое решение было принято, и Лиля Брик получила охранную грамоту на комнату. Лиля Юрьевна разбирала оставшиеся здесь бумаги и рукописи Маяковского. Затем архив и личные вещи поэта были ею вывезены, а мебель сохранялась в закрытой и опечатанной комнате.

Все попытки друзей поэта добиться организации мемориального музея на Таганке не увенчались успехом. Поэтому Брики, получив в середине 1930 года квартиру в доме № 3 по Спасопесковскому переулку в районе Арбата, перевезли в целях сохранения всю обстановку и все вещи из Гендрикова переулка.

Маяковский в Москве (адреса)

Маяковский в Москве

Арбат, 9. В кафе «Арбатский подвал» в 1920-х гг. собирались поэты, среди которых были В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Андрей Белый.

Воздвиженка, 16. Особняк Морозова. В 1918 г. Владимир Маяковский приходил в располагавшуюся здесь литературно-художественную и культурно-просветительскую организацию Пролеткульт.

Головин М., 12. Здесь в квартире Валентина Катаева провёл последний в жизни вечер В. В. Маяковский.

Кисловский Н., 10. Здание Моссельпрома. В 1920-е гг. на нём находилась реклама «Нигде кроме, как в Моссельпроме!», текст которой придумал Владимир Маяковский.

Красная Пресня, 36. Владимир Маяковский жил здесь в 1913-1915 гг.

Кривоколенный, 14 – адрес редакции журнала «Красная новь», в котором печатались произведения В. В. Маяковского.

Лубянка М., 16. Художественно-поэтическая мастерская Российского телеграфного агентства «Окна РОСТА». В 1919-1920 гг. Владимир Маяковский рисовал плакаты с короткими стихотворными подписями об актуальных событиях в жизни страны.

Лубянский, 3. С 1919 г. в маленькой комнате коммунальной квартиры четвёртого этажа был рабочий кабинет В. В. Маяковского. С 1974 г. здесь музей Маяковского. У входа со стороны Мясницкой улицы установлен памятник Маяковскому.

Лубянский, 4. В 1920-х гг. в Большой аудитории Политехнического музея Владимир Маяковский часто выступал на вечерах поэзии.

Маяковского пер., 15. Владимир Маяковский получил в этом доме квартиру в 1926 г. У него поселились Осип и Лиля Брики. До 1935 г. переулок назывался Гендриковым. С 1937 г. в доме библиотека Маяковского.

Милютинский, 11. В 1919-1920 гг. в квартире на пятом этаже была Художественно-поэтическая мастерская Российского телеграфного агентства «Окна РОСТА», где Маяковский рисовал плакаты со стихотворными подписями.

Мира проспект, 30. В квартиру Брюсова на «среды» приходили Анатолий Луначарский, Андрей Белый, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Борис Пастернак.

Мясницкая, 21. В 1911 г. В. В. Маяковский поступил в МУЖВЗ. В феврале 1914 г. его с Бурлюком исключили за публичные выступления.

Никитская Б., 19. Московский академический театр имени В. В. Маяковского. Переименован в 1954 г.

Новослободская, 45. Бутырская тюрьма. Владимир Маяковский провёл 11 месяцев в одиночной камере. Здесь он начал писать. Считал работы этого времени началом творчества.

Поварская, 3. В 1906-1908 гг. Владимир Маяковский учился в 5-й Московской гимназии. Дом не сохранился.

Поварская, 52 / Б. Никитская, 55. В 1920-х гг. во Дворце искусств на литературных вечерах выступали В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М. И. Цветаева.

Покровка, 3. В начале 1920-х гг. В. В. Маяковский заходил в общежитие литераторов, работавших в журнале «Молодая гвардия».

Сеченовский, 5. Во дворе в трёхэтажном доме в первые годы советской власти, после переезда из Петрограда, жили В. В. Маяковский и семья Бриков. Квартира эта описана в поэме «Хорошо!»: «Двенадцать квадратных аршин жилья. Четверо в помещении – Лиля, Ося, я и собака Щеник».

Спиридоньевский, 12. Здесь была первая московская квартира Владимира Маяковского, приехавшего в Москву в июле 1906 г.

Тверской бульвар, 9. Квартира 9. Владимир Маяковский часто бывал здесь зимой 1913-1914 гг. у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой-Мамоновой, с которой жили её четыре сестры. C Зинаидой он познакомился во время катания на лодках в Петровско-Разумовском парке и влюбился в неё. Но взаимности не добился. Тогда он переключился на младшую – Веру. И опять – неудача. Мария Синякова, хорошо знавшая поэта на протяжении всей его жизни, недоумевала: «И сколько я ни знаю женщин, никакой удачи у него не было… Маяковский ведь очень красивый был, мужественный, и в чём дело – непонятно».

Триумфальная площадь. В 1935-1991 гг. – площадь Маяковского. В центре площади в 1958 г. установлен памятник В. В. Маяковскому. Здесь же находится метро «Маяковская».

Цветной бульвар, 13. Московский цирк. Здесь в 1921 г. была поставлена пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-буфф».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *