.

Музей Бажова Екатеринбург

Павел Петрович Бажов

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года, недалеко от Екатеринбурга, в заводском поселке под названием Сысерть, в простой рабочей семье. До 10 лет учился в сысертской заводской школе, затем поступил в Екатеринбургское духовное училище, после – в Пермскую духовную семинарию. Закончив семинарию в 1899 году, 20-летний Бажов вернулся в Екатеринбург и работал учителем в Духовном училище и в Женском епархиальном училище до 1914 года. В это время он много путешествовал по Уралу, чаще всего пешком или на велосипеде, увлекался сбором, как он сам выражался, «узколокализованных присловий», то есть фольклора, характерного только для уральского региона.

В 1936 году его литературные поиски, увлечение фольклором и научно-исторические изыскания нашли счастливое сочетание в жанре сказа. Журнальные публикации, а затем и выход в 1939 году первого сборника уральских сказов под общим названием «Малахитовая шкатулка», сделали Павла Петровича Бажова настоящей звездой литературного небосклона.

Удивительная гармония и самобытность уральской речи, философская глубина народной фантастики, многослойный культурный подтекст – всё это сделало уральские сказы Бажова уникальным явлением не только русской, но и мировой литературы.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года, в возрасте 71 года. Умер в Москве, в Кремлевской больнице, от рака легких. 10 декабря его похоронили в Свердловске, на Ивановском кладбище. Гражданская панихида длилась двое суток, здание Свердловской филармонии не вмещало в себя всех желающих проститься, толпы горожан заполнили заснеженные улицы города: в последний путь любимого писателя провожали десятки тысяч людей. Такого признания не удостоился больше ни один уральский писатель за всё время существования города Екатеринбурга-Свердловска.

Дом-музей П.П. Бажова

Знакомство с экспозицией музея – это прежде всего возможность не столько понять, сколько почувствовать те силы, что питали многогранную энергичную натуру писателя. На первый взгляд, простота и безыскусность обстановки резко контрастируют с масштабом личности П.П. Бажова, с причудливой эстетикой его творческого наследия. Однако именно дом – наиболее точное отражение душевного устройства его хозяина. Внешняя скромность здесь сочетается с практичностью и является результатом удивительной гармонии самых прозаических подробностей быта и глубинных творческих изысканий.

Этот дом был свидетелем всего: мировой славы и откровенной нужды, счастливого детства и трагической смерти, творческих взлётов и месяцев мучительного страха – но и по сей день хранит стойкое ощущение уюта, человеческого тепла и любви. А в этом, вероятно, и есть «коренная тайность» жизни П.П. Бажова: подлинного вдохновения – не бывает без тяжелого труда; но нет и Мастера – без сердца; живинка – «она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет»… а в каждом уральском камне спрятан живой цветок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *