.

Музей Анны Ахматовой

Фонтанный дом, музей А. Ахматовой

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге на 30 лет стал приютом для Анны Ахматовой. Стены этого удивительного здания помнят и хорошие, и мрачные страницы биографии великой русской поэтессы. В 1989 г. в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт музей. Цель экспозиции – показать, как творческая личность пытается сохранить свой маленький личный мир в условиях тоталитаризма, царящего в стране.

Туристов заинтересуют экспозиции музея Ахматовой, а также история и архитектурные особенности Фонтанного дома, ставшего культурным символом Северной столицы.

Здание в стиле барокко было сооружено архитектором С. Чевакинским в 1750 г. на берегу реки Фонтанки (отсюда и название особняка). Заказчиком строительства стал граф П. Шереметев. Над главным входом размещен герб Шереметева и девиз «Бог сохраняет все». Именно эти слова стали эпиграфом ключевого произведения Анны Ахматовой – «Поэмы без героя».

В основной части особняка располагалось восемь больших комнат, все окна которых выходили в сад (это обстоятельство Анна Ахматова неоднократно отмечала в своих дневниках). К северной оконечности здания был пристроен флигель, в котором находился Танцевальный зал. Южный флигель был отдан под домовую церковь.

Чевакинский украсил фасад здания лепниной, барельефами военной тематики, ложными колоннами, статуями и цветочными вазонами. Особняк пережил не одну реконструкцию и переделку, но его фасад остался в неизменном виде.

Культовый статус Фонтанного дома начал формироваться еще во времена Шереметевых. Граф был большим любителем театра, им была сформирована труппа из крепостных, звездой которой стала актриса П. Ковалева-Жемчугова. Шереметев влюбился в приму своего театра и, вопреки всему, женился на ней.

В Фонтанном доме бывали А. Пушкин, О. Кипренский, Ф. Лист, М. Глинка, П. Виардо и другие.

Последним частным владельцем особняка стал граф С. Шереметев – один из основоположников русской исторической науки. В 1917 г. нарком просвещения РСФСР А. Луначарский издал распоряжение, в соответствии с которым Фонтанный дом переходил государству.

В разное время здесь располагались различные казенные учреждения, в том числе, Арктический институт. Большинство интерьеров особняка были уничтожены, в Танцевальном зале сотрудники Арктического института залили бассейн для испытания макетов первых советских ледоколов.

Подлинную славу Фонтанному дому принесла Анна Ахматова, сделавшая его частью своей литературной вселенной.

Квартира №44, в которой жила Ахматова, принадлежала ее третьему мужу, искусствоведу и сотруднику Русского музея Николаю Пунину. Поэтесса переступила порог Фонтанного дома в 1924 г., чтобы, с небольшими перерывами, прожить здесь вплоть до 1954 г.

В гости к Пунину и Ахматовой приходили многие знаменитости – К. Малевич, В. Маяковский, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пильняк.

Однако, жизнь Анны Андреевны в Фонтанном доме нельзя назвать счастливой. У нее даже не было собственной комнаты – поэтесса спала на диванчике в кабинете своего мужа. В квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, регулярно здесь останавливались его многочисленные родственники.

Отдушиной были встречи в столовой, где Анна Андреевна читала стихи, общалась с гостями, слушала музыку.

В 1938 г. супружеская пара распалась, и Анне Андреевне была выделена комната, ранее исполнявшая функции детской: квартира №44 стала коммунальной.

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской, на боковой стене — часы-ходики.

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Следующая «остановка» на пути туристов – кабинет супруга Анны Ахматовой Н. Н. Пунина. Это классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария. Много книг, рукописей, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, хорошее кресло. Стены украшены рисунками художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина.

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

В середине 20-х гг. Пунин понял, что он не может принять взгляды советской власти на будущее искусства. Николай Николаевич пишет статью «Революция без литературы», в которой критикует Троцкого – одного из главных гонителей Ахматовой. Материал не был опубликован, но власти взяли Путина «на карандаш».

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

«Левушкин кабинет»

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

Домочадцы называли угол Гумилева «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

На стене над диваном висит картина В. Гринберга «Воздух времени», которую Ахматова называла апокалиптической, как время, в котором ей довелось жить.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

«Белый зал»

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *