.

Метро в Будапеште

Содержание

Будапештский метрополитен

В Будапеште, как и в любом крупном европейском городе, конечно, есть метрополитен. Но лично я редко пользуюсь этим видом транспорта, ибо моё сердце безраздельно принадлежит трамваю (поистине самый удобный способ передвижения). Тем не менее, я готова рассказать вам кое-что о столичной венгерской подземке. Надеюсь, эти сведения будут полезны.

Метро в Будапеште состоит из четырех линий — жёлтой (М1), красной (М2), синей (М3) и зелёной (М4). Есть подземные и наземные станции. Совокупное количество станций — 52.

Надо сказать, что метро в Будапеште не пользуется бешеной популярностью у местных жителей и гостей столицы; даже в часы пик найдётся пара-тройка сидячих мест. Думаю, объясняется это тем, что столичный венгерский метрополитен не имеет достаточного количества станций, нет адекватного числа переходов с линии на линию , отсутствует кольцевая линия… И вообще, славу трамвая в Будапеште вряд ли что может затмить! 🙂

НО, знали ли вы, что Будапештский метрополитен является старейшим в континентальной Европе? Ага, вот так-то! И теперь, когда вы стали обладателем этого сакрального знания, вы не сможете отказаться от поездки в местном метро, даже если раньше вы и не планировали пользоваться подземкой.

Чуть-чуть истории

В конце XIX века Будапешт был одним из крупнейших городов Австро-Венгерской империи, да и в целом Европы. Поэтому не удивительно, что городские власти в 1870 году приняли решение о необходимости постройки подземной железной дороги. Правда, не понятно почему, но строительство метро началось только в 1894 году; видимо, 25 лет ушло на бюрократические проволочки…
Первая линия метро «Фёлдолотты» (Földalatti – венг. «подземка») была открыта в 1896 году, аккурат к тысячелетию «Обретения Родины», то есть прихода венгерского народа на берега Дуная.

Вторая линия (красная) начала функционировать в начале 70-х годов прошлого века. Вскоре, в 1976 году, была открыта линия М3, на схеме она отмечена синим цветом. Эти две линии были построены во времена, когда Венгрия тесно «общалась» с Советским Союзом. Художественное оформление станций не отличается изысканностью, скорее минималистичностью. Некоторые из них по внешнему виду до боли напоминают станции петербургского метрополитена. До недавних пор, на красной ветке курсировали составы выпуска Мытищинского вагоностроительного завода. Теперь же они заменены на французские. На синей ветке до сих пор можно увидеть старые советские поезда, а также их модифицированные версии российского производства.
Четвёртую линию — зелёную — запустили совсем недавно, в 2014 году. Открыли только первый участок, состоящий из 10 остановок. Планируется продление М4, а также строительство пятой линии.

Жёлтая линия М1

Длина жёлтой линии метрополитена — всего-навсего 4.4 километра. Она состоит из 11 станций; длина перегона между станциями составляет около 400 метров. Сделать пересадку на красную (М1) и синюю (М2) линии метро можно на станции Deák Ferenc tér. Перехода на зелёную ветку (М4) нет. БОльшая часть станций М1 (от остановки Bajcsy-Zsilinszky út до остановки Hősök tere) имеет выход на главную улицу Будапешта — проспект Андраши.

Жёлтая ветка будапештского метрополитена разительно отличается от остальных (М2, М3, М4). Как было упомянуто выше, она начала функционировать аж в 1896 году, и с этих пор практически не изменила свой облик. Станции М1 имеют небольшую глубину закладки. Очень необычно, например, для петербуржца (кем я и являюсь), преодолеть один лестничный пролёт вниз и сразу оказаться на платформе!

Все станции этой ветки выполнены в едином историческом стиле (плитка, кованые детали убранства). Здесь и подвижной состав разительно отличается от того, что мы привыкли видеть. Поезда скорее напоминают трамвайчики. Они выкрашены в жёлтый цвет, состоят из трёх вагонов. Из-за своей небольшой вместимости курсируют очень часто.

По-моему, линия М1 более популярна среди туристов, нежели среди коренных жителей столицы. Считаю, что прокатиться на жёлтой ветке метро — одно из «must do» в Будапеште.

Куда можно добраться на линии М1?

Можно сказать, что М1 проходит по центральной части Пешта. То есть, на какой станции вы бы ни вышли, обязательно в её окрестностях есть что-то интересное и историческое!

  • Vörösmarty tér — конечная станция М1 находится в паре сотне метров от набережной Дуная и пешеходной улицы Ваци.
  • Bajcsy-Zsilinszky út — ближайшая станция метро к знаменитому собору святого Иштвана.
  • От станции Opera рукой подать до Венгерского государственного оперного театра.
  • Oktogon — отсюда вы с легкостью доберётесь до академии Франца Листа, Будапештского театра оперетты, музея Эрнст (венг. Ernst Múzeum).
  • Выйдя на поверхность со станции Vörösmarty utca вы окажетесь в непосредственной близости от музея «Дом террора».
  • Hősök tere — здесь можно увидеть площадь Героев, посетить Музей изобразительных искусств, выставочный зал «Мючарнок» (венг. Műcsarnok).
  • Széchenyi fürdő — в двух шагах от станции находятся купальни Сеченьи, Будапештский зоопарк, парк Варошлигет, замок Вайдахуняд.

Красная линия М2

Длина линии составляет чуть больше 10 километров. Три станции красной линии находятся в Буде, восемь — в Пеште (совокупное число станций 11). Переход на М1 и М3 осуществляется на станции Deák Ferenc tér, на М4 — на станции Keleti pályaudvar.
Красная линия метрополитена является важной подземной магистралью столицы; она связывает воедино такие крупные транспортные узлы, как железнодорожный вокзал Дели (станция Déli pályaudvar), железнодорожный вокзал Келети (станция Keleti pályaudvar), городской автовокзал (станция Puskás Ferenc Stadion).

Куда можно добраться на линии М2?

  • Batthyány tér — станция расположена на набережной Дуная. Отсюда открывается потрясающий вид на Парламент. Неподалёку находятся церковь святой Анны, церковь святого Ференца. Со станции Batthyány tér можно пересесть на пригородную электричку северного направления (железнодорожная линия BHEV)
  • От станции Astoria можно дойти до Большой Синагоги.
  • На станции метро Puskás Ferenc Stadion, как можно понять из названия, находится мультиспортивный стадион.
  • Конечная станция — Örs vezér tere. Здесь можно пересесть на пригородную электричку северо-восточного направления (железнодорожная линия BHEV). А ещё в непосредственной близости от этой станции метрополитена расположен магазин «Икеа»!)

Синяя линия М3

Самая длинная линия в составе будапештского метро. Включает в себя 20 станций. Переход на М1 и М2 находится на станции Deák Ferenc tér; пересесть на М4 возможно на остановке Kálvin tér.

На синей ветке ходят поезда российского и советского производства. Так что, если вы хотите себя почувствовать «как дома» — прокатитесь на М3!

Куда можно добраться на линии М3?

  • Népliget — с этой станции метро удобно добраться до городского парка с одноименным названием, планетария, футбольного стадиона Groupama Aréna.
  • От остановки Nagyvárad tér и остановки Klinikák одинаково близко до парка Orczy-park и Национального музея естественной истории.
  • В ста метрах от станции Corvin-negyed расположен Музей прикладного искусства (потрясающе красивое здание в стиле сецессион).
  • Неподалёку от Kálvin tér находится Городская библиотека и Национальный музей Венгрии.
  • Nyugati pályaudvar — здесь расположен один из трёх железнодорожных вокзалов столицы Венгрии — Западный. Можно приехать сюда только ради того, чтобы полюбоваться уникальным зданием вокзала.

Стоимость проезда в метро Будапешта

  • Одноразовый билет на проезд в метро или на любом другом общественном транспорте стоит 1,05 EUR (350 HUF, венгерских форинтов). Данный билет действует в течение 80 минут в дневное или 120 минут в ночное время (после девяти часов вечера). Можно делать пересадки с линию на линию.
  • Одноразовый билет для проезда не более 3-х станций метро — 0,9 EUR (300 HUF). Действует в течение 30 минут. Пересадка с линию на линию допускается.
  • Блок из 10 одноразовых билетов стоит 9 EUR (3000 HUF). Выгода небольшая выгода, но всё же она есть.
  • 24-часовая проездная карточка на все виды транспорта, включая метро — 4,95 EUR или 1650 HUF.
  • Проездной на неделю — 7,35 EUR (2450 HUF). Также можно купить проездные на месяц, квартал, год. Обратите внимание на то, что проездной является именным, то есть передавать его с рук на руки строго запрещено.
  • Не платите за проезд с картой Budapest Card. Очень полезная вещь! Она даёт возможность бесплатно или со скидкой посещать музеи, галереи, купальни Будапешта и позволяет бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, в том числе и метро. Можно приобрести Budapest Card на 24 (цена около 15 EUR / 4900 HUF), 48 (24 EUR / 7900 HUF), 72 (30 EUR / 9900 HUF), 96, 120 часов. Цены на карты могут меняться. На мой взгляд, приобретение Budapest Card является оптимальным выбором для туриста.
  • Дети до семи лет ездят бесплатно. Есть скидки для пенсионеров и студентов (при наличии карты ISIC).

Правила посещения

При входе в метро установлены валидаторы. Если у вас на руках одноразовый билет, необходимо его проштамповать; тогда на корешке отобразится дата, время и место отправления. Одноразовый билет действует 80 минут в дневные часы и 120 в ночные. По истечении этого времени вы обязаны покинуть метрополитен. Если вы располагаете проездным, то прокомпостировать его нужно только в первую поездку.

Мы, русские, привыкли, что при входе в метро есть турникеты и смотрители; в Будапеште же путь на перрон совершенно ничем и никем не ограничен. Велик соблазн не покупать билет, а прокатиться зайцем. Может быть, вам повезёт, а может, и нет! Иногда контролёры проверяют наличие билета и штампа на нём прямо в вагоне поезда, либо на выходе со станции метро. За безбилетный проезд придётся заплатить кругленькую сумму — около 50 EUR (16000 HUF). Если честно, лично я ни разу не попадала под проверку билетов в метро. Хотя мои венгерские родственники утверждают, что служба контроля всегда на чеку и работает как часы!

Будапештский метрополитен

Budapesti metró

Описание

Тип

метрополитен

Страна

Венгрия Венгрия

Расположение

Будапешт

Дата открытия

3 мая 1896

Владелец

правительство города

Эксплуатант

Budapesti Közlekedési Zrt.

Дневной пассажиропоток

1 120 000

Маршрутная сеть

Число линий

Число станций

Длина сети

39,4

Подвижной состав

Число депо

Технические данные

Ширина колеи

1435 мм.

Электрификация

— 550 V =
(контактная сеть)
— 825 V =
(контактный рельс)

Максимальная скорость




Схема линий

Будапештский метрополитен на Викискладе

Будапе́штский метрополите́н (венг. Budapesti metró) — рельсовый подземный городской общественный транспорт Будапешта. Первый метрополитен в мире на электрической тяге. Транспортная система Будапештского метрополитена является одной из старейших подземных транспортных систем Европы. Открыт 3 мая 1896 года.

Состоит из четырёх линий общей протяжённостью 39,4 километра и 52-х станций. В будапештском метрополитене действует линейная система движения поездов с тремя пересадочными станциями. Метро в рабочий день перевозит в среднем более 1 200 000 человек.

История

Будапештская подземка или (венг. Földalatti), — первая на европейском континенте, старше неё лишь Лондонское метро, построенное в 1863 году и первая в мире с поездами на электрической тяге.

В конце XIX века Будапешт имел важное значение и являлся одним из крупнейших городов двуединой Австро-Венгерской империи, известный как столица Транслейтании. Растущее население города требовало как расширения существующих транспортных линий и пересадочных узлов, так и строительства новых. Ещё в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии приняла принципиальное решение о строительстве метрополитена в столице.

К торжествам по поводу тысячелетия обретения венграми Родины в 1896 году планировалось полностью завершить реконструкцию Проспекта Андраши по проекту Миклоша Ибля, а под проезжей частью открытым способом построить электрический столичный метрополитен. Проект предусматривал снос более двухсот домов и замену их новыми, выполненными в псевдоисторическом стиле, а реализация проекта заняла в среднем сорок лет. К 1885 году новый проспект в Пеште стал одной из самых помпезных улиц Европы.

Строительство подземной железной дороги начали в 1894 году две будапештские транспортные компании: «Budapesti Villamos Városi Vasút» (BVVV) и «Budapesti Közúti Vaspálya Társasággal» (BKVT) по проекту немецкой компании Siemens & Halske в центре города. Одновременно на строительстве подземки трудилось до 20 000 человек ежедневно.

Линия была торжественно открыта 3 мая 1896 года, как и планировалось, к торжествам по поводу 1000-летия обретения Родины. Открытие первого в мире подземного метрополитена на электрической тяге было столь значительным событием, что Император Франц Иосиф I посетил столицу Венгрии и принял участие в торжествах на Проспекте Андраши. А его визит в свою очередь был столь важным событием, что метро одно время называлось «Электрической подземной дорогой Франца Иосифа».

В межвоенный период, вплоть до начала Второй Мировой войны муниципалитет города и перевозчики постоянно модернизировали подвижной состав незначительно улучшая интерьер станций и инфраструктуру.

В 1923 году Будапештская подземная общественная транспортная компания (BSzKt), которая была основана в результате слияния конкурирующих предприятий, вступила во владение и приступила к реконструкции. Между 1924 и 1930 годами были заменены участки повреждённой рельсошпальной решётки. В результате реконструкции подстанции и замены электродвигателей с цепями управления метровагонов был осуществлён переход на рабочее напряжение 550 вольт постоянного тока (ранее подавалось напряжение 350 вольт), что позволило увеличить мощность и скорость вагонов.

После окончания войны остро встал вопрос о расширении метрополитена в Будапеште. В 1950 году началось строительство второй линии с участием специалистов из СССР и по советским образцам и стандартам. Из-за венгерского восстания 1956 года работы по строительству пришлось приостановить, линия была открыта лишь 4 апреля 1970 года.

В 1976 году была запушена в промышленную эксплуатацию третья линия. После распада социалистического лагеря и СЭВ метро в Будапеште практически перестало развиваться на протяжении нескольких десятилетий.

28 марта 2014 года был открыт первый участок четвёртой линии из 10 станций, включая две новые пересадочные станции. В отдалённых планах продление этой линии, а также строительство пятой.

В 2015 году подмосковное предприятие «Метровагонмаш», выиграв конкурс, приступило к модернизации и капитальному ремонту подвижного состава, обслуживающего линию М3 с продлением срока службы вагонов на 30 лет. Традиционно на этой линии работали метровагоны советского производства Ев и 81-717.2/714.2, что обусловило более выгодную цену сделки.

Контракт был подписан после того, как 8 июля 2015 года ОАО «Метровагонмаш» был объявлен победителем тендера. В конкурсе участвовали компании из Франции (Alstom Transport SA), Испании (Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles S.A. (CAF)), Чехии (Škoda Transportation a.s.), Эстонии (Skinest Rail a.s.), а также из Румынии и Венгрии.

Глубокая модернизация старых вагонов типа Ев3, 81-717.2/714.2 и 81-717.2М/714.2М в тип 81-717.2К/81-714.2К, основана на модификации 81-717.6/714.6 с применением более современного оборудования и материалов отделки пассажирского салона кузова. В ходе модернизации вагоны получают новую удлинённую лобовую часть, интерьер кабины и салонов, электрооборудование и современные системы управления и принудительную вентиляцию. По новым стандартам все вагоны для линии М3 окрашиваются в молочно-белый цвет с чёрной полосой на уровне окон. Общая стоимость контракта более € 220 млн..

  • Монтаж перекрытий проезжей части после укладки пути для метровагонов. Будапешт, 1896 г.

  • Мемориальная доска в музее Фёльдалатти на станции Deák Ferenc tér в Будапеште.

  • Сборка метропоезда Ganz-MAVAG для линии М1 в депо Mexikói út. 2009 г.

  • Вагоны метро типа ЕвА в Будапеште. 1973 г.

Линии метро

Будапештское метро традиционно делят на две большие зоны: это «Метрополитен тысячелетия» , открытый в 1896 году и линии более поздней постройки .
На линии M1 питание электродвигателей моторных вагонов осуществляется через контактные провода и верхний токоприёмник как у трамвая (контактная сеть), напряжением постоянного тока 550 вольт. На остальных трёх линиях напряжение подаётся к метросоставу через наземный контактный рельс постоянного тока, напряжением 825 вольт. Также эти лини отличаются глубиной заложения станций, общей архитектурной концепцией и инженерными решениями, материалами отделки, подвижным составом, системами оповещения и сигнализации.

Действующие

Транспортная система метро Будапешта состоит из четырёх линий общей протяженностью 39,4 км и 52 станций, три из которых находятся над землей. Метрополитен открыт для пассажиров с 04:30 до 23:45 по будням, а по выходным с 04:30 до 00:30.

Линия Маршрут Год открытия Длина Количество станций Среднее расстояние между станциями Время в пути (вся линия)
Vörösmarty tér ↔ Mexikói út 1896 4,4 км 11 400 м 11 мин
Budapest Déli pályaudvar ↔ Örs vezér tere 1970 10,3 км 11 936 м 18 мин
Újpest-Központ ↔ Kőbánya-Kispest 1976 17,3 км 20 865 м 32 мин
Kelenföld vasútállomás ↔ Keleti pályaudvar 2014 7,4 км 10 740 м 13 мин
39,4 км 52 ~ 758 м

Практически все станции глубокого заложения линий М2, М3 и М4 оснащены эскалаторами, лифты есть только на недавно отремонтированных терминалах.
Эскалаторы, как и в московском метро переключаются по мере необходимости на подъём или спуск, большинство из которых советского производства.

В последнее время выдвигалось несколько проектов модернизации и расширения существующей сети метро в городе. Организация «Varosi és Elővárosi Közlekedési Egyesület» (Ассоциация городского и пригородного общественного транспорта) представила программу объединения линии M2 с пригородной железной дорогой (HEV). Муниципалитет не утвердил план в его нынешнем виде, но возможно это предложение будет реализовано в 2020-х годах. Также предлагалось продлить линию M3 на север до пригорода Káposztásmegyer и на юг до международного аэропорта. Программа расширения М3 до аэропорта утратила свою актуальность, поскольку в планах реализация более масштабных самостоятельных проектов.

Подробнее см.: Линия M1, Линия M2, Линия M3, Линия M4

Перспективные

Впервые о необходимости создания линии метро, которая бы связала Юг и Север столицы заговорили ещё в начале 1970-х годов. Существует подробный утверждённый проект строительства линии , основной задачей которой является обслуживание северного и южного пассажиропотоков станций пригородных поездов столицы. Ожидается, что линия пройдет вдоль двух берегов реки Дунай и пересечёт её в центре, в районе острова Маргит (венг. Margit-sziget).

Согласно проекту М5 должна пересекать все другие линии метро и иметь станции пересадки: с линией М1 на площади Oktogon, с линией М2 на станции Astoria и линиями М3 и М4 на Kálvin tér. Правительство Венгрии планировало получить средства на строительство новой линии, в том числе за счёт программ финансирования инфраструктурных проектов ЕС. В 2005 году муниципалитет города выделил 100 000 000 форинтов на разработку проекта, однако точных дат начала строительства и сдачи линии в эксплуатацию не называлось.

См. также: Линия M5 (Будапештский метрополитен)

Метрополитен как часть общей транспортной системы Будапешта

Метрополитен Будапешта связан с другими видами транспорта и является неотъемлемой частью сложной пассажирской транспортной сети венгерской столицы. Три основных железнодорожных терминала города Keleti pályaudvar, Déli pályaudvar и Nyugati pályaudvar соединены между собой линиями метро, что позволяет добраться практически из любой части города до всех частей Венгрии и Европы по железной дороге.

Железнодорожные платформы в районах Újpest и Kőbánya-Kispest также связаны между собой линией метро. Метрополитен грамотно интегрирован с системой наземных поездов HÉV. Станции Örs vezér tere Batthyány tér и Kelenföld vasútállomás интегрированы с платформами, с которых пригородные поезда следуют в западном, восточном и северном напралениях. Многоразовые билеты и абонементы, приобретённые в метро можно использовать для поездок и на поездах HÉV.

Интеграция столичной подземки не ограничивается только лишь железнодорожным транспортом, большинство остановок автобусов, троллейбусов и трамваев в Будапеште расположены в шаговой доступности от выходов со станций метро График движения наземного общественного транспорта тесно увязан с графиками и интервалами метрополитена. Пассажирам предлагаются многочисленные скидки и дисконты, действующие на всех видах транспорта венгерской столицы при приобретении абонементов и «City card» на 24, 48, 72 часа и пр.

В историческом центре города расположен крупный пересадочный узел метро между линиями M1, M2 и M3, — станция Deák Ferenc tér. На линии M4, открытой в марте 2014 года, находятся ещё две станции где возможно пересесть на линии М2 и М3, это Keleti pályaudvar и Kálvin tér.

Транспортно-туристическая схема исторического центра Будапешта на основе линии (Vörösmarty tér — Mexikói út)
Время (минуты) ↓ Станция Время (минуты) Транспорт Достопримечательности
0 Vörösmarty tér 11 2
15, 115
City
Pesti Vigadó, Gerbeaud-ház, Váci utca, Pesti Színház (Пештский театр)
1 Deák Ferenc tér 10 47, 48, 49
9, 16, 100E1, 105
Fővárosi Önkormányzat (мэрия), Deák téri evangélikus templom, Anker-palota, Örkény István Színház (Иштван-театр) Földalatti Vasúti Múzeum
2 Bajcsy-Zsilinszky út 9 9, 105 St. Stephen’s Basilica
3 Opera 8 70, 78
105
Венгерский оперный театр, Divatcsarnok, Új Színház (Новый театр)
4 Oktogon 7 4, 6
105
Театр оперетты, Mikroszkóp, Miklós Radnóti
5 Vörösmarty utca 6 73, 76
105
Magyar Képzőművészeti Egyetem, Кукольный театр, Лист, Ференц (памятные места), Музыкальная академия Ференца Листа, Terror Háza Múzeum,
6 Kodály körönd 5 105 Kodály Zoltán Emlékmúzeum és Archívum
7 Bajza utca 4 105 Hopp Ferenc Ázsiai Művészeti Múzeum
8 Hősök tere 3 72, 75, 79
20E, 30, 30A, 105, 230
Szépművészeti Múzeum, Műcsarnok, Városligeti Műjégpálya, Ötvenhatosok tere
9 Széchenyi fürdő 2 72 Széchenyi gyógyfürdő, Fővárosi Állat- és Növénykert, Városliget, Зоопарк и ботанический сад
11 Mexikói út 0 1, 3, 69
74, 74A
25, 32, 225
Szőnyi úti Stadion

— автобус-экспресс в международный аэропорт им. Ференца Листа. — трамвай — автобус — троллейбус

Трансфер в аэропорт

При выходе со станции Deák Ferenc tér (линии М1, М2 и М3) можно пересесть на автобус-экспресс 100E , а при выходе с конечной станции линии М3 Kőbánya-Kispest на автобус-экспресс 200E , которые следуют до Международного аэропорта им. Ференца Листа.

Стоимость проезда на автобусах-экспрессах № 100Е в 2019 году составляет 900 форинтов, на автобусах № 200Е — 350 форинтов за одного взрослого пассажира на одну поездку. Если у вас есть действующий железнодорожный билет MÁV-START Zrt., то возможно приобрести билет на автобус 200E дешевле

Тарифы, оплата проезда и штрафы

В 2019 году пассажирам предлагается широкий диапазон тарифов, в том числе суточные, трехдневные или недельные абонементы, а также наборы билетов на выбор. Будапештский метрополитен «свободная система» без барьеров или подобных устройств на входе в метро, однако штрафы за безбилетный проезд в Венгрии довольно высоки и на платформах или при выходе со станций контролёры проверяют у большинства пассажиров проездные документы. Иногда проверки билетов проводятся в вагонах метропоездов. Обязательно сохраняйте проездные документы до полного выхода со станции.

Интерактивные автоматы по продаже проездных билетов и кассы расположены на всех станциях и приобрести билет русскоговорящему туристу не составит никакого труда, поскольку во всех «билетоматах» доступно «русское меню», а в кассах имеются рекламные буклеты и тарифные листки, в том числе на русском и английском языках. Минимальная стоимость полного регулярного билета в 2019 году составляет 350 форинтов, который действует после компостирования 80 минут днём и 120 минут ночью.

Билет возможно использовать для поездки в указанный на нём период времени на всех линиях метрополитена с пересадками, а также для одной непрерывной поездки (без пересадок) на поездах железнодорожной системы HÉV, линии: H5, H6, H7, H8, H9 или городских троллейбусах маршрутов: 1-99, 101—299, 900—999, но в пределах административных границ Будапешта.

Подвижной состав

Метровагоны линии М1

В 1896 году для запуска метрополитена в Будапеште (линия М1) было закуплено и введено в эксплуатацию 20 метровагонов, произведённых компанией «Siemens & Halske», 10 из которых были окрашены в коричневый цвет и эксплуатировались венгерским обществом BKVT. Остальные 10 поездов принадлежали компании BVVV.

Метровагоны несколько раз капитально ремонтировали и модернизировали в период с 1924 по 1938 годы. Были установлены более мощные электродвигатели (44,13 кВт), полностью заменены и модернизированы тележки, установлены раздвижные двери.

В начале 1970-х годов М1 подверглась глубокой реставрации, которая затронула не только станции и линию, но и подвижной состав. С 1971 года года на линию вышли поезда венгерского производства, произведённые на предприятии Ganz-MÁVAG. Они достигали максимальной скорости 60 километров в час. Это 3-х секционные сочленённые вагоны с четырёхосными тележками оригинальной конструкции. Вагон имеют длину 29,56 метра, ширину 2,35 метра и весит 36,96 тонны. Максимальная вместимость составляет 189 человек.

Первые два метровагона (21-22) были выпущены в 1971 году, а последние два (42-43) в 1987 году. Остальные вагоны (23-41) были построены в 1973 году. В 1995 году были заменены пассажирские сиденья (применены антивандальные и огнеупорные материалы), напольные покрытия, светильники и поручни. Была установлена сигнализация для связи между пассажирами и машинистом, чёрный ящик. Были заменены элементы рамы и тележки. Все поезда линии М1 окрашены в жёлтый цвет. Состав управляется одним машинистом, перейти из одного вагона в другой не возможно из-за особенностей низкопольной конструкции.

Изображение Марка Производство Эксплуатация
Действующие
Метросостав Ganz-MÁVAG 1971, 1973, 1987 с 1973 года по наст. время
Исторические
Метровагон «Siemens & Halske». 1969 год 1896 — 1960 1896 — 1973

Метровагоны линий М2, М3 и М4

В начале 1950-х годов было запланировано строительство новых линий метро, а для них нужен был новый подвижной состав. В 1951 году на заводе Ganz началось проектирование и создание нового подвижного состава на базе вагонов Мытищинского завода, для чего были приглашены специалисты из СССР. 25 июня 1953 года работы над опытным составом из вагонов типа Р1 и Р2 были закончены.

В 1954 году строительство Будапештского метро было приостановлено, после чего были прекращены и испытания поездов метро венгерского производства. Вагоны были отправлены в отстойник, где они простояли до 1970 года, после чего их разрезали. В 1963 году строительство Будапештского метро возобновилось, и на заводе Ganz в 80-е годы был спроектирован новый состав G2, который ходил на 3-й линии метро в 1990-е годы, но все остальные составы были закуплены в Советском Союзе, на Мытищинском вагоностроительном заводе, это вагоны метро типов Ев и 81-717/714.

Подвижной состав Будапештского метрополитена изначально состоял из вагонов типов Ев, Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М. На 2018 год используются поезда типов 81-717.2К/714.2К, Alstom Metropolis, а также вагоны уменьшенной ширины и высоты местного производства на 1-й линии. В 2006 году с французской компанией Alstom был заключён договор на поставку вагонов модели Metropolis для замены вагонов типа Ев на 2-й линии и обеспечения подвижным составом 4-й линии.

10 июля 2012 года первый такой состав вышел на 2-ю линию с пассажирами, а в июне 2013 года последний состав из вагонов типа Ев был выведен из эксплуатации на 2-й линии. В общей сложности поставлено 44 состава (22 для 2-й линии и 22 автоматических состава для 4-й линии). Вагоны Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М оставались в эксплуатации на 3-й линии до 2018 года. Также будет сохранен 1 состав Ев3 и 1 состав 81-717.2/714.2.

В 2015—2018 годах старые советские метровагоны, сконцентрированные на линии М3 прошли капитальный ремонт и модернизацию на российском ОАО «Метровагонмаш» в Мытищах. Всего было обновлено 222 вагона, из которых: 185 типа 81-717/714, 10 типа 81-717/714-2M и 27 типа Ev3. Все работы были выполнены в срок и на смену старым моделям пришли обновлённые современные вагоны серии 81-717.2К/714.2К.

Изображение Марка Количество Остаток Номера Поставка Эксплуатация Линии
Действующие
Alstom Metropolis 170 новые вагоны 410-579 2008-2012 (M2)
2012-2014 (M4)
2012 M2 и M4
81-717.2K и 81-714.2K 222 продукт модернизации
Ev3 и 81-717, 81-714 в мод.
600-673
6000-6147
2016-2018 2017 M3
Исторические
Eв и EвА 100 нет данных 100-199 1968-1972 1969-2013 M2
Еv3 95 27 модернизировано 200-294 1975-1979 1975-2018 M2, M3
81-717, 81-714 186 185 модернизировано
+ 1 в депо
300-362
3000-3122
1980-1991 1980-2018 M2, M3
Ganz Hunslet G2 6 нет данных 400-405 1983 1991-1995 M3
81-717.2M и 81-714.2M 10 10 модернизировано 363-366
3123-3128
1998 2000-2017 M2, M3

Метровагоны линии М3 российского производства

Метропоезда моделей 81.717.2К и 81-714.2К шестивагонной компоновки с возможностью кратковременного, длительностью до 40 минут, выхода из тоннелей на открытые участки линий, обслуживают — самую длинную линию Будапештского метро с осени 2016 года. Проект 81.717.2К и 81-714.2К для венгерской столицы это продукт глубокой модернизации и капитального ремонта старых советских метровагонов, работавших на 2-ой и 3-й линиях Будапештской подземки с начала 1980-х годов. По состоянию на конец марта 2019 года Budapesti Közlekedési Zrt. имеет 222 вагона российского производства которые базируются в депо Кёер.

Салон

Окна кузова выполнены из «травмобезопасных стекол». Работа дверей сопровождается звуковой и световой сигнализацией а движение состава возможно лишь при закрытом их положении. Двери также оборудованы оригинальной системой защиты от зажатия с возможностью многократного автоматического открывания. В салоне установлены современные «вандалостойкие диваны», расположенные вдоль стенок вагона. Имеются откидные сидения, что позволяет разместить коляски с маломобильными пассажирами. Освещение смонтировано из светоизлучающих диодных линий не требующих обслуживания.

Кабина машиниста

Лобовые стёкла кабины изготовлены из многослойного травмобезопасного стекла и оснащены обогревом. Для машиниста устанавливается кресло, оборудованное пневматической рессорой и одно откидное жёсткое дополнительное сиденье. Есть установка климатического контроля. Все ключевые элементы управления составом находятся на расстоянии вытянутой руки, — компоновка приборов по современному эргономична.

Особенности конструкции

Вагоны предназначены для эксплуатации на подземных линиях. Асинхронный тяговый привод, безреостатный пуск и наличие рекуперации делают эксплуатацию метровагонов более безопасной. Установить любую сертифицированную производителем систему автоведения поезда довольно просто, процесс установки должен занимать не более одного дня. Двойное подвешивание тележек обеспечивает плавный ход поезда, а мощные и малошумные двигатели Hitachi делают поездку для пассажира комфортнее и быстрее.

Краткие технические данные

Параметр 81-717.2 81-714.2К
Количество мест для сидения, шт. 40 42
Ширина дверного проема, мм 1208
Конструкционная скорость, км/ч 90
Мощность тяговых двигателей, кВт 4х120
Длина вагона по торцам головок автосцепок, мм. 19 512 19 210
Ширина вагона, мм. 2 670
Высота, мм. 3 650
Масса вагона (тара), т 34 33
Срок службы, лет 30
  • Кабина машиниста 81-714.2M

  • Новые сидения 81.717.2К

  • Промежуточный модернизированный вагон

  • В салоне метровагона 81-714.2M

Примечания

  1. В середине 1920-х годов система электроснабжения линии подверглась реконструкции. Было заменено тяговое электрооборудование вагонов, введена в строй новая электроподстанция. Изменилось рабочее напряжение с 350 до 550 вольт постоянного тока.
  2. Включая одноимённые железнодорожные станции и три старейших железнодорожных вокзала Будапешта
  3. По официальным данным на 2018-2019 годы.
  4. Штрафы за безбилетный проезд в Венгрии колеблются от 8 000 до 32 500 форинтов. Если Вы на момент проверки предъявляете контролёру билет без отметки валидатора о начале поездки (компостер), то это считается безбилетным проездом. Если вы ошиблись платформой направления но уже закомпостировали билет, то следует приобретать новый. Штраф возможно оплатить на месте, либо в 4-х специализированных сервисных центрах Будапешта. Чем позднее оплачиваете штраф, тем он дороже вам обойдётся.
  5. Для венгерского рынка
  1. Устав BKV Zrt. (венг.). Budapesti Közlekedési Zrt.. Проверено 16 марта 2019.
  2. Официальная статистика по итогам 2014 года (венг.). Budapesti Közlekedési Zrt.. Проверено 16 марта 2019.
  3. 1 2 Hinkel, 2004.
  4. 1 2 3 Merczi, 1996.
  5. Бобров, 2016, с. 29, 47-50.
  6. Сегеди, Араньоши, 2011, с. 84, 241.
  7. Кухаренко, 2015.
  8. Анатолий Болдырев. В будапеште на линии метро вышли вагоны, модернизированные на «Метровагонмаше». Официальный сайт. ИД «Гудок» (24 марта 2017). Проверено 19 марта 2019.
  9. На третьей линии метро Будапешта курсируют только модернизированные составы Трансмашхолдинга. Официальный сайт. ОАО «Метровагонмаш» (4 апреля 2018). Проверено 19 марта 2019.
  10. 1-й Мытищинский: Вагоны для Венгрии
  11. Метровагонмаш: Модернизация вагонов метро для метрополитена Будапешта
  12. Завод «Метровагонмаш» (проект 81-717/714.2К)
  13. Urfi Péter. Na végre: egy órával tovább jár hétvégén a metró (венг.). 444. Magyar Jeti Zrt (21 ноября 2017). Проверено 17 марта 2019.
  14. Anita Vorak. «Behozzuk a lemaradást vagy be kell csukni a boltot» — interjú Vitézy Dáviddal (венг.). Origo.hu. News group Origo (2011). Проверено 19 марта 2019.
  15. 5-ös metró, 98 új HÉV, vasúti alagút — mindent leokézott a kormány (венг.). hvg.hu (2018). Проверено 19 марта 2019.
  16. Гутников, 2016, с. 57—72.
  17. Közvetlen autóbuszjárat a repülőtérről a belvárosba (венг.). bkk.hu. BKK Budapesti Közlekedési Központ (2019). Проверено 17 марта 2019.
  18. Repülőtéri buszjegy (венг.). bkk.hu. BKK Budapesti Közlekedési Központ (2019). Проверено 17 марта 2019.
  19. Тарифы и порядок оплаты штрафов за безбилетный проезд в Будапештском метрополитене (рус.)
  20. Покупка билетов в автомате на транспорт в Будапеште на YouTube
  21. Vonaljegy (венг.). bkk.hu. BKK Budapesti Közlekedési Központ (2019). Проверено 17 марта 2019.
  22. Инструкция пользования автоматом для покупки билетов BKK (eng.) на YouTube
  23. Németh Zoltán Ádám, Marton Balázs. Ganz csuklós földalatti vasúti jármű (венг.). villamosok.hu. Проверено 17 марта 2019.
  24. Danka Miklós, Dr. Nagy Imre. Ganz csuklós járművek a Millenniumi Földalatti Vasút vonalán (венг.). metros.hu. Проверено 17 марта 2019.
  25. MillFAV (венг.). BKV Zrt.. Проверено 17 марта 2019.
  26. 1 2 3 4 5 Метровагонмаш: Вагоны метро 81-717.2К/714.2К
  27. 1 2 3 4 5 Трансмашхолдинг: Метровагонмаш успешно завершает поставку модернизированных вагонов метро по контракту с ЗАО «БКВ» для метрополитена Будапешта
  28. Thüringer Barbara. Már három felújított szerelvény közlekedik a 3-as metró vonalán (венг.). Index (3 апреля 2017). Проверено 22 марта 2019.

Стоимость проезда: покупаем билеты выгодно

Долго думать, где и как купить билет на метро, не придется. Автоматы расположены в аэропорту, на вокзалах, станциях метро, транспортных развязках. Есть и кассы с кассиром, но автоматов больше. Принимают к оплате карты и венгерские наличные.

В стареньких аппаратах по продаже билетов не всегда есть русскоязычный интерфейс, а вот в новых можно выбрать меню на русском языке. Автоматы продают любые билеты кроме именных проездных на длительный период, так как их заполняют в кассах по личному документу с фотографией.

Система проездных билетов позволяет сэкономить на поездках по городу – билеты одинаковые на любой транспорт. Цена одного – 350 форинтов (~80 руб.), если покупать его в автомате или кассе, и 450 форинтов (~100 руб.)– при покупке у водителя в автобусе, троллейбусе. Если ехать нужно только в аэропорт, то купите специальный билет с возможностью пересадки (Transfer Ticket) за 530 форинтов (~120 руб.).

Туристам выгодно приобрести:

  • 10 билетов одним блоком за 3 000 форинтов (~700 руб.);
  • Проездной на 1 день за 1 650 форинтов (~380 руб.). При покупке выбираете время начала действия и передвигаетесь на любом общественном транспорте без ограничений. Хорош билет еще тем, что в будни действует на речных трамвайчиках, курсирующих по Дунаю;
  • Отличный вариант для компании или большой семьи – групповой билет на 24 часа. Пять человек могут ездить сколько угодно раз в течение суток за 3 300 форинтов (~760 руб).

Стоимость других типов билетов (проездные на неделю, месяц и т.д.) можно посмотреть .

Как добраться на метро до главных туристических объектов

О том, как добраться из аэропорта Будапешта в центр города с помощью метро, есть отдельная подробная статья.

На метро Будапешта можно быстро доехать до вокзалов столицы: по красной линии – на Южный (Déli) и Восточный (Keleti), по желтой — на Западный.

Историческая линия М1 проложена под проспектом Андраши (Andrássy út). Ее протяженность менее 5 км, а станции расположены друг от друга на расстоянии 500 м. Прогуляться по проспекту до площади Героев лучше пешком, по пути много интересных магазинов. Потом можно расслабиться в купальнях Сечени или пойти в зоопарк – все эти объекты рядом со станцией Сечени Фурдо. Там же расположены парк Варошлигет и замок Вайдахуняд. После всей этой программы сил идти обратно по Андраши пешком уже не будет, удобно вернуться обратно на метро.

Чтобы попасть в городок Сентендре, по зеленой ветке нужно доехать до конечной – Batthyány tér на будайской стороне и пересесть на электричку HEV.

Если хотите поселиться вблизи основных достопримечательностей в самом центре, то ориентируйтесь на станцию Площадь Ференца Деака.

Несколько фактов о будапештском метро

  • Линия Földalatti 1896 года (теперь – М1) – одна из первых подземок в Европе, старше только метрополитен Лондона;
  • Протяженность всех 4 веток – 131 км, самая длинная – синяя, поезд идет по ней 31 минуту:
  • 5-я ветка планировалась в 2017 году, но пока не построена.

Потеряться в метро венгерской столицы сложно, но если уж такое случилось, то в вагоне или на станции вам всегда помогут. Молодые люди знают английский, а пожилые иногда вспоминают и русский язык.

Доступна обновленная версия страницы о метро Будапешта. Полностью обновленная информация: несколько, на выбор, карт метро Будапешта, видео-инструкция покупки билета, описание веток и станций метро Будапешта, полезные советы.


Метро в Будапеште (Budapesti metró) довольно маленькое, однако на нем можно добраться до всех ключевых частей города, так что если вы готовитесь к визиту в столицу Венгрии, вам наверняка стоит изучить карту метрополитена Будапешта, ведь вам предстоит им пользоваться. На этой странице вы можете не просто найти кару метро Будапешта, но и в хорошем качестве сохранить ее к себе на компьютер, а затем распечатать – это поможет вам хорошо ориентироваться в городе, и системе метрополитена Будапешта.

Метрополитен в Будапеште является одним из самых старейших в мире, и является первым метрополитеном, который появился в Европе, так что, опускаясь в подземку, особенно на центральных станциях, приготовьтесь окунуться в историю. Нет, внизу вас не ждет старая обстановка, или же разруха, все наоборот – метро Будапешта современно, но дух того времени, все еще витает где-то под потолком, это отмечают и туристы, и местные жители, так что будьте готовы посетить самое старое метро Европы!

Скачать карту метро Будапешта

Карту метро Будапешта, мы рекомендуем распечатывать и носить с собой всегда. Зачем, спросите вы, ведь на каждой станции метро есть схема, благодаря которой можно очень удобно ориентировать? Однако хорошая схема Будапешта, распечатанная и бережно положенная в карман, обязательно выручит вас тогда, когда вы будете искать ближайшую к вам станцию метро – ведь найти станцию метро, порой бывает тяжелее, чем пользоваться метрополитеном. Кроме того, на карте метро Будапешта можно найти и достопримечательности города, а это очень выгодно, если время вашего визита в Будапешт сильно ограничено, в этом случае на счету каждая минута, и можно выиграть по времени, если тратить на поиски станций метро не 10 минут, а две.

Полная инструкция по использованию метро в Будапеште

В Будапеште действуют 4 линии метро. Самая новая линия метро – M4 Зеленая – начала действовать весной 2014 года.

Система метро в Будапеште очень удобная для использования, и покрывает практически весь Будапешт.

Три основные линии метро: M1, M2 и M3, сходятся на центральной станции Deák Ferenc tér. На этой станции можно пересесть с одной ветки метро на другую, либо продолжить путь используя автобусы или трамваи. Пересадка с одной линии метро на другую требует использования нового билета (как сэкономить – читайте в следующем абзаце).

Станции метро Будапешта

Билет в метро

Билет в метро Будапешта стоит 350 форинтов (~78 рублей). Купить их можно в специальных терминалах оранжевого цвета, перед спуском в метро. Кроме того, есть специальный билет – Metro Transfer Ticket – он стоит 530 форинтов (~118 рублей) и с ним можно пересаживаться с одной ветки на другую без дополнительной оплаты.

То есть, для проезда по одной ветке метро, будет достаточно купить обычный билет за 350 форинтов. Если же вы, собираете проехать по одной линии (ветке) метро, высадиться на станции Deák Ferenc tér и пересесть на другую линию метро, то вам будет выгодней взять Metro Transfer Ticket за 530 форинтов и не переплачивать при пересадке.

Если же у вас есть специальная карта Budapest card (на 24 часа или на 7 суток) то можно смело передвигаться по всем веткам метро (и использовать другой общественный транспорт) без каких либо ограничений и сколько угодно раз.

Budapest Card – специальная туристическая карта для бесплатного проезда на общественном транспорте и получения скидок на посещение различных достопримечательностей Будапешта (музеев, купален и т.д.).

Есть также билет для коротких расстояний – максимум до 4 станций метро (3 остановки!) и стоит он 300 форинтов (~67 рублей).

Видео-инструкция по покупке билета в терминале:

После покупки билета, перед входом в метро вы увидите валидаторы — небольшие оранжевые коробки на металлических столбах, это аналоги компостеров, которые были в нашем детстве в троллейбусах. Необходимо будет пропустить билет через такой валидатор, а говоря простым языком, необходимо скормить свой билет данному аппарату, который напечатает на билете дату и время и отдаст его обратно вам (процедура занимает буквально пару секунд). Билет не выкидывайте, после того, как вы достигнете нужной станции и подниметесь на эскалаторе, вы увидите специальных инспекторов, которые проводят выборочные проверки пассажиров.

Вот как выглядит билетик в метро БудапештаСитикард на 3 дня и валидаторыТерминал для покупки билетов в метро

Линия метро М3 – голубая ветка

На данный момент на линии проводятся реконструкционные работы, поэтому некоторые станции могут быть закрыты.

Линия метро М3 проходит между станциями Újpest városközpont (северная часть города, район IV) и Kőbánya, Kispest (индустриальный район)

Для входа в метро ищите голубые знаки с надписью М3

Станции линии метро М3:

  • Újpest városközpont
  • Újpest várokapu
  • Gyöngyösi utca
  • Forgách utca
  • Árpád híd
  • Dózsa György út
  • Lehel tér
  • Nyugati pályaudvar
  • Arany János utca
  • Deák Ferenc tér – станция с которой можно пересесть на линии метро М1 (желтая ветка) и М2 (красная ветка)
  • Ferenciek tere
  • Kálvin tér
  • Corvin-negyed
  • Klinikák
  • Nagyvárad tér
  • Népliget
  • Ecseri út
  • Pöttyös utca
  • Határ út
  • Kőbánya-Kispest

Западный вокзал Будапешта находится на станции метро Nyugati pályaudvar на данной ветке.

Экономно добраться с аэропорта Будапешта до центра города можно используя следующий маршрут: С аэропорта садимся в автобус 200Е, который едет на станцию метро Kőbánya-Kispest, садимся на метро и едем до нужной станции или до пересадочной станции Deák Ferenc tér.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *