.

Медвежьегорск

Несколько фактов о Медвежьегорске

  • Медвежьегорск расположен на побережье Онежского озера в 152 км от столицы республики Петрозаводска. Когда-то давно местность, на которой расположен этот городок, была покрыта непроходимыми лесами, в которых обитали дикие звери.
  • Население Медвежьегорска примерно 14,3 тыс. человек.
  • Поселение существует с 1916 года, но статус города оно получило в 1938 году.
  • В 1931 году здесь стартовало строительство Беломоро-Балтийского канала. Администрация грандиозной стройки была расположена как раз в поселке Медвежья гора.
  • С 1941 по 1944 годы город был оккупирован финскими войсками.
  • В 1946 году в Медвежьегорске был создан инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР, подчинявшийся ГУЛАГу.
  • Культовая комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» снималась именно здесь, в Медвежьегорске. Дом, в котором жил Василий Кузякин со своей женой Надей и детьми Ленькой, Людкой и Олей располагался на улице Нижней, дом 12.
  • Города-побратимы Медвежьегорска — финский город Соткамо и российский Можайск.
  • В Медвежьегорске очень много скульптур медведя. Пожалуй, он находится на первом месте в России по числу изваяний этого дикого животного.

Беломоро-Балтийский канал

Шлюзы Беломорканала

Технически Беломорканал — это система сооружений, соединяющих Онежское озеро с Белым морем. Он позволил значительно сократить путь между Белым морем и Балтикой. Однако историко-культурное значение этой достопримечательности Медвежьегорска огромно, ведь это еще и памятник жертвам политических репрессий и место страшных мук сотен тысяч людей.

Беломоро-Балтийский канал имеет длину 227 км, из них прорыть надо было 37 километров, а также построить 19 шлюзов, 15 плотин и 51 дамбу. Канал был построен в рекордные сроки — меньше, чем за 2 года. В строительстве участвовали более 200 тысяч заключенных Белбалтлага, которые трудились в нечеловеческих условиях и выполнили весь гигантский объем работ без строительной техники. Это была первая советская стройка такого масштаба, где использовался труд заключенных, даже администрация и инженеры были заключенными.

Многие из них погибли от холода, истощения или были убиты — Беломорканал носит репутацию «стройки на костях» и является памятником советской эпохи. Точное количество умерших на Беломорканале не может сказать никто, историки называют примерные цифры 40-50 тыс. человек.

Сейчас канал используется в основном для туристических целей. Он слишком узок и мелок, чтобы использовать для грузовых перевозок. В летний период туристам доступны экскурсии по каналу. Можно осмотреть плотины, дамбы и населенные пункты вдоль него.

Медвежьегорский укрепрайон

Медвежьегорский укрепрайон или замок Кархумяки — это главный узел финской обороны, состоящий из огневых точек, дотов, противотанковых заграждений и прочих сооружений (наблюдательных, огневых и т.д.). Часть из них размещены в вырубленных в скалах пещерах, в которых устанавливалось самое современное на тот момент вооружение. Укрепрайон расположен у горы Лысуха.

Посещение этой достопримечательности Медвежьегорска будет особенно интересно мальчишкам-подросткам. Известно, что в годы ВОВ Медвежьегорск был оккупирован финскими войсками. За почти 3 года с начала оккупации финны возвели более 40 км оборонительных сооружений. Сам Маннергейм приезжал посмотреть на строительство Кархумяки в 1942 году.

В окрестностях Медвежьегорска сохранилось порядка таких 40 объектов, получивших название Медвежьегорский укрепрайон. Сегодня все они хорошо изучены военными историками, краеведами и простыми любителями необычных и загадочных мест.

В строительстве были задействованы военнопленные и заключенные финских концлагерей, а также финские инженерные войска.

Самым масштабным и таинственным сооружением Медвежьегорского укрепрайона, до сих пор обрастающим слухами и легендами, является так называемый «Финский клуб». Это щебеночный завод, уходивший глубоко под землю. Большая часть переходов и тоннелей завода была уничтожена финнами при отступлении. Но до сих пор ходят слухи, что в катакомбах «Финского клуба» годами скрываются беглые преступники. А некоторые из малоизученных ходов ведут к складам, на которых хранятся несметные сокровища.

Пока никто не подтвердил и не опроверг этих предположений, поэтому остается только поверить на слово местным жителям. Сегодня объекты Медвежьегорского укрепрайона заброшены и используются местной молодежью для посиделок.

Город Медвежьегорск

Медвежьего́рск (карельск. Karhumägi, финск. Karhumäki) — город (с 1938) в Республике Карелия, административный центр Медвежьегорского района. Расположен на берегу Онежского озера. Население 15,7 тыс. чел. До 1938 года назывался Медвежья Гора, а ж/д станция так называется до сих пор.

Раньше на месте города Медвежьегорска шумел густой лес, бродили медведи, были болота, одна из улиц так и называется — Болотная. В 1703 году Петр I заложил здесь Вичковский завод, действовавший во время Северной войны со шведами. Затем завод на короткое время был возрожден купцом Ольхиными при Екатерине 2 в 1766-1769 гг. сохранился жженый древесный уголь возле водопада на реке Вичке.

Второй толчок возникновению будущего города дало строительство Мурманской железной дороги в 1914-1916 гг. в период первой мировой войны. В строительстве дороге в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. В 1915 г. на берегу Онежского озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В 1916г. по проекту Р.М. Габе было построено деревянное здание вокзала станции Медвежья Гора, которое сохранилось до сих пор. Было построено несколько домов для рабочих и служащих железной дороги, а так же помещения для военных железнодорожных батальонов.

До сих пор неизвестно, почему станцию назвали Медвежьей Горой. По этому поводу существует несколько легенд. Рассказывают, будто однажды лесозаводчик Захарьев, рьяный охотник, неделями попадавший в лесу, принес домой медвежонка. Это произошло вскоре после того, как бездетные Захарьевы взяли приемного сына. Медвежонок стал любимцем жены Захарьева. Когда он вырос, для него построили во дворе клетку. Но случилась беда. Медведь сильно изуродовал руку приемному сыну. Настоящие родители мальчика подали в суд. Медведя пришлось пристрелить. Говорят, что хоронили его с почестями, каких рабочие не удостаивались. Медведя похоронили у подножья горы и в честь этого назвали гору Медвежьей. Сказывают также, что жена Захарьева уговорила своего поклонника, инженера, руководившего участком строительства железной дроги, назвать станцию Медвежьей Горой —в честь своего любимца.

С окончанием гражданской войны 1918-1920 гг. ставится задача более интенсивного использования богатств Карелии. С этой целью в 1923 г. создается транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской железной дороги. озникают целые поселки: поселок им. Дзержинского (теперь улица Карла Либнехта), поселок Арнольдова (теперь улица Октябрьская), затем возникают поселки Южный, школьный, Первомайский. В 1924-1925 учебном году открылась железнодорожная школа (тогда № 11, затем № 77, сейчас № 5).

В 1924 г. в Медгоре был построен лесозавод, имевший бочарный и токарный цехи и столярную мастерскую. В 1924-1925 гг. в красивом сосновом бору был построен санаторий. Сравнительно мягкий сухой микроклимат, чистый, богатый озоном воздух соснового леса создавали благоприятные условия для курортного лечения туберкулезно больных. В настоящее время здесь работает Республиканская туберкулезная больница. В 1927 г. поселок Медвежья Гора (т.е. объединение всех вышеназванных поселков) стал центром образованного Медвежьегорска. В1929 г. поселок Медвежья Гора был преобразован в рабочий поселок, а в 1933 г. — в поселок городского типа.

В становлении города Медвежьегорска свою роль сыграло и строительство Беломорско — Балтийского канала. Канал был построен в основном силами заключенных за год и 9 месяцев и официально открыт 2 августа 1933 г. Создается Беломорско — Балтийский комбинат. Силами Белбал-комбината был построен ряд каменных зданий: гостиница, ББК, школа № 2, здание железнодорожной бани, медицинский городок, в который вошли поликлиника и больница.

Большое место в культурной жизни города того времени играл Дом Обороны, который был построен в Парке железнодорожников. При нем работали различные кружки. Напротив Дома Обороны, на левом берегу Кумсы, была построена парашютная вышка. В городе работал филиал Петрозаводского аэроклуба, обучались летчики, планеристы, парашютисты, было выделено четыре самолета. База находилась на станции Вичка, там был аэродром, стоял приспособленный ангар, в конце 1931 г. в Медвежьегорске был построен театр. Здесь ставили балетные спектакли, оперы, драмы, оперетты. При театре действовали симфонический и духовой оркестры. Все артисты этого театра были заключенными. Театр в годы войны был разрушен.
В 1941-1944 гг. город подвергся оккупации со сторон финских войск. Медвежьегорск был освобожден 23 июня 1944 г. подразделениями 313-й стрелковой дивизии. Это были тяжелые бои, особенно на территории укреп района в районе Лысой горы, военного городка и санатория. Остатки укреп района противника сохранились до сих пор.
После войны началось восстановление города и Беломорско-Балтийского канала. Канал был восстановлен в 1914 г. Сегодняшний Медвежьегорск — это в большинстве своем каменные здания, железобетонные мосты, промышленные предприятия, школы, детские дошкольные учреждения, Дом детского творчества, детская художественная школа, библиотеки, банки, предприятия сферы торговли и обслуживания, медицинские учреждения.

Метки: Карелия, Медвежьегорск, Россия, Фото, Фотопоездки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *