.

Костел в Гомеле

История

До 1989 года в Гомельской области отсутствовали официальные институты Римско-католической церкви . Официальная деятельность была прекращена после разрушения советскими властями Костёла Успения Пресвятой Девы Марии в 1940 году. Однако, советские служащие отмечали, что католические общины Гомельщины действовали нелегально (т.н. «явочным порядком») и без официальной регистрации. По данным уполномоченного Совета по делам РПЦ и религиозных культов при СМ СССР по Гомельской области, таких общин насчитывалось четыре — одна в Хойниках, две в деревне Рудня Столбунская Ветковского района, одна в городском посёлке Паричи . Упомянутые группы действовали самостоятельно, практически без всякой опоры со стороны духовенства и состояли из небольшого количества верующих (20-40 человек), преимущественно из женщин пожилого возраста . Сохранились сведения о посещении ксендзом М. Малыничем Гомеля и Жлобина до 1967 г. . В 1958 г. Хойникская группа верующих прекратила свою деятельность, в отчёте уполномоченного Совета за 1967 г. указано, что «после прекращения разъездов в Гомельскую область кс. Малынича, распались и оставшиеся группы верующих». Как результат «собрания католиков как в Гомеле, так и в Жлобине не проводятся» .

В 1987 г. католики Гомеля предприняли попытку зарегистрировать религиозное общество, для чего в органы местной власти было направлено соответствующее заявление за подписью 30 человек, подкреплённое устными просьбами в беседах с представителями власти. В феврале 1987 г. заявление было отклонено, были предприняты попытки пресечения деятельности инициаторов написания заявления, усилена работа по выявлению фактов приезда священнослужителей в Гомель и совершения ими нелегальных религиозных обрядов . В марте 1989 года Гомельский облисполком в очередной раз отказал верующим в регистрации, но в июне 1989 года позиция местных властей изменилась, так как Совет по делам религии при СМ СССР обязал их не только «зарегистрировать религиозное общество Римско-католической церкви в г. Гомеле», но и «рассмотреть вопрос об обеспечении нового религиозного общества молитвенным помещением» .

В 1989 году в Гомель прибыл священник из Польши Славомир Ласковски, с деятельностью которого тесно связано дальнейшее развитие прихода. Так как возродить взорванный в 1940 костёл на прежнем месте не представлялось возможным, в соответствии с просьбами верующих, местные власти приняли решение передать верующим под религиозные нужды здание производственных мастерских комбината «Искусство» из Художественного фонда БССР. Переданное здание являлось частично разрушенной бывшей православной церковью Рождества Богородицы, построенной в 1886 году на Новиковском кладбище. По данным заведующего отделом Гомельского областного краеведческого музея В.А.Литвинова, в 1930-х гг. в этой церкви «проходили службы по римско-католическому обряду» . После передачи верующим этого помещения началась его реконструкция и перестройка.

В 1990 году здание получило статус часовни Рождества Пресвятой Девы Марии, сохранив таким образов название бывшей православной церкви . Но в 1994 году началась новая масштабная перестройка, в результате которой костёл, торжественно освящённый 9 декабря 2000 года кардиналом Казимиром Свёнтеком, приобрел свой современный внешний вид. Внутреннее убранство храма продолжало обновляться. В 2012 году итальянские художники Фабио и Исмаэль Нонес расписали алтарный иконостас и одну из внутренних стен главного зала фресками в византийском стиле, посвящёнными Рождеству Пресвятой Девы Марии и сценам Страшного Суда.

В мае 2016 года в костёле установлен электронный орган.

Архитектура

Храм Рождества Пресвятой Девы Марии представляет собой трёхнефное крестообразное здание с двумя четырёхгранными остроконечными башнями. Основная башня пристроена к центральной фасадной стене церкви, вторая — колокольня — находится у алтаря. Над парадным входом в нише установлена скульптура Девы Марии с надписью на латинском языке «AVE MARIA VITA NOVA», фронтон венчает крест. Стены украшают пилястры, имитирующие колонны и покрытые сверху карнизом.

Костёл состоит из двух этажей, построен в неоготическом стиле. Арочные и прямоугольные узкие окна костёла, декорированные витражами на религиозные темы, являются традиционными элементами этого архитектурного направления, так же, как и острая двускатная крыша. Своды отделаны деревом и соединены подстропильными балками. Внутреннее убранство скромное, строгость подчёркивают небольшие иконы со сценами Страстей Христовых на стенах храма. Основной акцент сделан на византийские фрески у алтаря, изображающие сцену Рождества Девы Марии и апостолов Андрея и Петра, и под хорами, со сценами Страшного Суда. Одно из небольших окон-розеток в верхней части одного из трансептов храма посвящено 2000 году — Великому Юбилейному Году Милосердия, объявленному Папой Иоанном Павлом II и являющимся годом освящения храма.

Современное состояние

В настоящее время Римско-католический приход Рождества Божьей Матери ведёт активную религиозную и общественную жизнь. Епископ Пинского диоцеза Антоний Демьянко неоднократно совершал визитации в приход, 19 декабря 2012 года служение в Гомеле начал епископ-ауксилиарий Пинского диоцеза Казимир Великоселец OP . 19 мая 2013 года и 03 сентября 2015 года приход посещал архиепископ Клаудио Гуджеротти (апостольский нунций в Беларуси с 2011 по 2015 годы). 1-2 апреля 2017 года приход посещал архиепископ митрополит Люблинский Станислав Будзик .

28 мая 2017 года приход покинул ксёндз Славомир Ласковски, который являлся настоятелем в течение 28 лет. С 9 сентября 2017 года настоятелем прихода является ксёндз Юрий Воронко.

С октября 2013 года в костёле регулярно проводят богослужения католики византийского обряда, 25 декабря 2014 года приход посетил архимандрит Ян Сергей Гаек — апостольский визитатор для грекокатоликов Беларуси.

В костёле регулярно проводятся богослужения на русском, белорусском и польском языках. Действуют общины Неокатехуменального пути, молитвенная группа «Живого Розария», активное участие в жизни прихода принимают католические скауты, существует группа министрантов и приходской хор. Также в костёле регулярно проводятся концерты классической музыки, при участии музыкальных коллективов города Гомеля.

Литература

  1. Ярмусик Э.С. Католический костёл в Беларуси в 1945-1990 гг.. — Гродно: ГрГУ, 2006. — С. 526. — 567 с.
  2. 1 2 Отчёты, информации, докладные записки и работы уполномоченного Совета по делам РПЦ и религиозных культов при СМ СССР по Гомельской области // Государственный архив общественных объединений Гомельской области (ГАООГО). — 1958. — № Ф.144. — С. л.116.
  3. 1 2 Отчёт о работе аппарата Уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Гомельской области // ГАООГО. — 1967. — № Ф.1354. — С. лист 33.
  4. 1 2 Дело на религиозное общество Римско-католической церкви в г. Гомеле. // Государственный архив Гомельской области (ГАГО). — 1987-1994. — № Ф.1354. — Оп. 5. — Д. 159. — С. листы 1-5.
  5. Документы о передаче здания Петропавловского собора в городе Гомеле. // ГАГО. — 1981-1991 гг.. — № Ф.1354 — Оп.5 — Д.200. — С. 5, 32.
  6. Васькоў У. Каталікі на абшарах Панізоўя і Севершчыны: Гісторыя Гомельскага дэканата.. — Мінск, 2011. — ISBN 978-985-6825-62-0.
  7. 15 лет назад в Гомеле открыли первый костел (рус.). Проверено 5 ноября 2018.
  8. Гомельский Костел Рождества Девы Марии (en-gb), localhost. Проверено 5 ноября 2018.
  9. У Гомеля появился свой католический епископ — Христианский сайт † katolik.life — Гомель, Пинск, Барановичи… (рус.). Проверено 5 ноября 2018.
  10. Посол Ватикана архиепископ Клаудио Гуджеротти отпразднует Пятидесятницу в Гомеле (рус.). Проверено 5 ноября 2018.
  11. Нунций Гуджеротти: Папа не встречается с президентами, срок полномочий которых подходит к концу. m.nn.by. Проверено 5 ноября 2018.
  12. К визиту в Гомель архиепископ Люблинский выучил Мессу на белорусском (рус.). Проверено 5 ноября 2018.
  13. Один из первых священников-поляков в Беларуси покинул страну после 28 лет служения (рус.), TUT.BY. Проверено 5 ноября 2018.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *