.

Костел Девы Марии Минск

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии в Минске

Кафедральный костёл пресвятой Девы Марии — исторически ценная и одна из красивейших достопримечательностей как Минска, так и всей Беларуси. Рядом с костелом находятся Собор святых апостолов Петра и Павла, Кафедральный собор Сошествия Святого Духа, Минская городская ратуша, Церковь Святого Духа, а также бывший монастырь бернардинцев.

Костел являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. 16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 г. сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 г. — каплица святого Фелициана фундации Завишей (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана). Тогда же в ней и был погребен один из основных жертвователей — минский воевода Кристоф Завиша (1666 — 1721), автор широко известных мемуаров. В 1732 г. завершается строительство двух башен, «…одна из которых колокольным звоном созывает народ, другая… будет показывать часы и дни, чтобы было известно всякое время». В 1751 г. костел был перекрыт новой голландской черепицей.

В планировочной структуре иезуитского ансамбля центральное место занимал костел, который представлял собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. Сам костел был отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним был образован небольшой курдонер (парадный двор). В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола, каждый из которых имел свое название — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб». «Якоб» был самым большим, он весил 350 пудов (5600 кг).

Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII — XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича. Поверхность сводов в конце XVIII в. была оформлена орнаментальной живописью, а тимпаны (внутренние поля фронтонов) сводов заполнены сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром (Антоном) Антошевским.

В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. После войны была проведена консервация памятника и объявлен конкурс на лучший проект реставрации башни-звоницы коллегиума. Здание костела в 1951 г. реконструируется под Дом физкультуры (архитектор Н. Дроздов, в нем находилось ДСО «Спартак»): меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала. Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом — сегодня это пл.Свободы, 11.

С 9 декабря 1993 года согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь здание Минской артикатедры было возвращено католиком. С этого дня и начался новый этап развития архикатедры в Минске.

Контактный телефон костёла:

  • +375 17 22 6 62 44
  • +375 17 203 654 1

Расписание богослужений в Минске

Будние дни 07.15, 08.00 (PL), 18.30
Воскресенье 08.15, 10.00, 11.30 (PL), 13.00, 18.30 (20.00 летом — до октября)
Праздничные дни 07.15, 8.00, 12.00 (PL), 18.30

>Немного истории

  • Дата постройки — 1700-1710 гг.
  • Архитектура — барокко
  • Адрес — площадь Свободы, 9

Интерьер костела

Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII — XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича. Поверхность сводов в конце XVIII в. была оформлена орнаментальной живописью, а тимпаны (внутренние поля фронтонов) сводов заполнены сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром (Антоном) Антошевским.

С 1820 г. это был Мариинский кафедральный собор.

В 50-е годы XIX века весь архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам, причем дом губернатора лишился декора XVIII в., а башня-звоница коллегиума была переделана под пожарную каланчу.

Здание костела в 1951 г. реконструируется под Дом физкультуры (архитектор Н. Дроздов, в нем находилось ДСО «Спартак»): меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала. Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (пл. Свободы, 11).

Только в последнее время храм был взят под охрану как памятник архитектуры и передан верующим. В настоящее время костел приобрел прежний вид.

Орган в Архикафедральном Костеле Пресвятой Девы Марии был освящен 10 декабря 2005 года во время торжества освящения главного алтаря храма и коронации иконы Матери Божьей. Инструмент, построенный фирмой “Pflueger” из города Фэльдкирх-Гизингэн провинции Форальбэрг в Австрии, является подарком Конференции католических епископов Австрии Его Высокопреосвященства ксендзу Казимиру Кардиналу Свентеку для нашего Архикафедрального костела. В декабре 2002 года директор фирмы Мартин Пфлюгер провел акустическое исследование храма, было определено место установки органов. Автор проекта конструкции органа – Владимир Невдах, специально разработал форму построения инструмента, с учетом экономии места на хорах для размещения хора и оркестра. Ксендз-профессор Иоганн Труммэр из австрийского города Грац руководил созданием диспозиции органа и организовал весь проект по финансированию и строительству инструмента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *