.

Кижи

Содержание

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами. Кижи — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, расположенный на острове Кижи Заонежского полуострова, является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера. Он стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, интересные природные объекты и памятники археологии.

Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые все вместе. составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Достопримечательности музея-заповедника Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. И в вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня.
Церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось, ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке! Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке. В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 – в праздничном, 29 – в деисусном, 28 – в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

Найти от 10 196

2 пересадки

Найти от 12 051

Церковь Покрова Богородицы

Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи, Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. Зубчатый резной фронтонный пояс — один из немногих декоративных элементов этого храма. И повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.

Шатровая колокольня

Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили в 1863 году на месте колокольни, разобранной в 1862 году. Губернская строительная комиссия в 1854 году по прошению Благочинного Священника Стефана Романовского рассмотрела проект и смету новой колокольни. И. И. Копошевым был представлен в 1872 году проект по перестройке колокольни. В 1874 году проводились работы по перестройке верхней части колокольни. В 1900 году во время ремонта разобрали декоративные фронтончики на скатах шатра и полицы, которые образовывали поясок на карнизе по периметру четверика на уровне второго перекрытия.

По плану четверик квадратной формы разделяют две продольные стены на три части: лестничную клеть, сени и чулан. Внутренний объём по высоте сруба колокольни перекрытия делят на три яруса. На звонницу ведут пять ступенек лестницы.
Композиция колокольни придумана по традиционной русской схеме «восьмерик на четверике», где высокий четверик составляет две трети высоты сруба. Звонница на девяти столбах находится над восьмериком, они поддерживают шатёр, над шатром лемеховая главка с крестом. Двери наружные филёнчатые. Сруб колокольни рублен «в лапу» под дощатую обшивку. Обшивка из бруса устроена по каркасу. Кровля перекрыта двухслойным тёсом. Концы тесин пикообразной формы. Бутовый фундамент построен на известковом растворе. Использованный материал: ель с сосной. Лемех из осины.

Ограда

До наших времён не дошла и воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений. Ограда была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Церковь Воскрешения Лазаря

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохра­нившийся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позво­ляя проследить путь становления мастер­ства зодчих, от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой компози­ции Кижского погоста. Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. По объемно-пространственной композиции она представляет собой постройку клетского типа, состоящую из трех различных по величине клетей, в плане близких к квад­рату. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном друг к другу. Центральная и алтарная клети рублены из тонких бревен, а притвор (сени) — каркас­ный, с заполнением из горизонтально уло­женного теса.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела — небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера.
Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры.
Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями, которые пристраивали ко всем религиозным сооружениям Русского Севера. Двухрядный иконостас восходит к XVIII веку. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

Уникальным считается иконостас часовни, поднимающийся наверх, замыкаясь с 12 потолочными изображениями святых и большим «небом» — потолочной иконой Христа. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Од­на из последних ветряных мельниц, сохра­нившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка».

Основание амбара мельницы — квад­ратный в плане, невысокий сруб-клетка, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю. Каркас­ный дощатый корпус-амбар мельницы возведен на бревенчатом поворотном кру­ге — «вертлюге», снабженном со стороны входа бревнами-рычагами («воротила­ми»). Жернова приводятся в действие при помощи деревянной шестерни с це­вочным зацеплением. Первый этаж снаб­жен ларем для муки и устройством, регу­лирующим помол зерна. Крыша мельницы двускатная, симметричная, гвоздевой конструкции.

Дом крестьянина Щепина

Дом крестьянина Щепина был переве­зен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в де­ревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Не отличаясь какими-либо значитель­ными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, постро­енного в начале XX века. Тип постройки — четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во вну­треннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чу­лана — кладовки, где хранятся ручные ка­менные жернова и ларь для муки. Избу от­личает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя — по центральному фасаду и одним — с се­верной стороны. Постройка была выполне­на в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобно­го типа. В нем не предусмотрена хозяйст­венная часть — двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традицион­ных воронцов и полиц.

В интерьере дома Щепина можно уви­деть предметы, связанные с бондарным ремеслом.

Дом крестьянина Елизарова

Дом был перевезен в музей в 1961 го­ду из деревни Потаневщина, находив­шейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елиза­рова расположены под общей асимметрич­ной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высо­кий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, рас­положенных напротив избы в сенях.

Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья кон­структивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фаса­де. За этим балконом нет жилого помеще­ния, а находится чердак. Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречаю­щихся в этом районе Карелии, налични­ков. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через кото­рое можно попасть в сени, а из них в избу.

В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напро­тив печи висит расписной настенный шкаф­чик, в котором хранили парадную чай­ную посуду, использовавшуюся только ког­да в доме бывали гости. Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре рекон­струирован традиционный интерьер.

На берегу озера около дома Елизарова находится баня из заонежской дерев­ни Усть-Яндома. Она была построена в на­чале XX века, в 1970 году перевезена в экс­позицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанни­ком. Сруб, рубленный «в обло», установ­лен на каменной забирке и покрыт дву­скатной безгвоздевой кровлей. В бане вос­становлен традиционный для подобных построек интерьер.

Часовни «Кижского ожерелья»

Так называют своеобразный ансамбль часовен, которые как драгоценное ожерелье обрамляют ансамбль Кижского погоста. Эти часовни XVIII–XIX веков обладают своим особенным очарованием, которое еще усиливает окружающая природа. Экскурсия по Кижскому ожерелью – это незабываемое путешествие на катере среди островов Кижского архипелага.

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. (XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек.

Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX — начале XX века, 500 икон XVI — XIX века, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево.

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).

В музее создана «ожившая экспозиция» — организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузиться в неповторимое соединение природы и народного мастерства.

Музей «Кижи» предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.

О Карелии читайте:

  • Онежские петроглифы
  • Валаам- уголок земного рая
  • Горный парк и мраморный каньон Рускеала
  • Гора Воттоваара
  • Заповедник и водопад Кивач

Кижи

Эту статью предлагается разделить на «Кижи», «Кижи (остров)», «Кижи (населённый пункт)». Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К разделению/9 апреля 2012.
Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается разнести его в «Кижи», «Кижи (остров)», «Кижи (населённый пункт)».
Обсуждение длится одну неделю или дольше, если оно идёт медленно.
Дата постановки — 9 апреля 2012. Не удаляйте шаблон до завершения обсуждения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кижи (значения).

Кижи
Координаты: Координаты: 62°04′00″ с. ш. 35°14′17″ в. д. / 62.066667° с. ш. 35.238056° в. д. (G) (O) (Я)62°04′00″ с. ш. 35°14′17″ в. д. / 62.066667° с. ш. 35.238056° в. д. (G) (O) (Я) (T)
Страна Россия
АЕ первого уровня Карелия
Кижи
Кижи
Кижи на Викискладе
Погост Кижи*
Kizhi Pogost**
Всемирное наследие ЮНЕСКО
Страна Россия
Тип Культурный
Критерии i, iv, v
Ссылка 544
Регион*** Северо-Западный Регион РФ
Координаты 62°04′01″ с. ш. 35°13′26″ в. д. / 62.066944° с. ш. 35.223889° в. д. (G) (O)
Включение 1990 (14 сессия)
* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Ки́жи (также распространён вариант Кижи́, некоторыми филологами называемый «общепринятым»; карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором (изначально без гвоздей), который потом мастер выбросил в озеро.

На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

География

Географическое положение

Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера в Кижских шхерах — системе островов, прилегающих к Заонежскому полуострову. Полуостров находится западнее острова Кижи, а юго-восточнее — остров Большой Клименецкий. Севернее острова — губа Великая.

Охранная зона

Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения.

Государственный природный заказник федерального подчинения «Кижский» включает в себя охранную зону музея-заповедника «Кижи». Режим охраны заказника сходен с режимом национального парка. На всей территории заказника запрещены охота, сбор пуха и яиц, посещение островов с гнездовьями до конца размножения птиц (1 августа), лесоосушительная мелиорация, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, геолого-изыскательские работы и разработка полезных ископаемых.

Движение яхт и другого транспорта ограничено дорогами и водными путями общего пользования. Выпас скота ограничивается землями совхоза «Прогресс». Свободное передвижение, сбор ягод, лов рыбы и др. разрешены только местным жителям и сотрудникам. Стоянки и ночёвки разрешены туристам лишь в специально отведённых местах.

Климат

Климат Кижи
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек.
Средний максимум, °C −7 −6 0 5 12 17 20 18 12 5 0 −3
Средний минимум, °C −13 −13 −8 −2 3 7 10 9 5 1 −3 −9
Норма осадков, мм 20 20 15 15 20 35 45 55 45 40 35 30
Источник: Туристический портал

История

Кижский погост

Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года. Мемориальная доска о захоронении
Т. Г. Рябинина

В XVII веке новгородский предприниматель Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он начал в 1669 году строить плавильный завод. Его начинание до конца довели иностранные капиталисты Марселис и Бутенант. В 1636 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах).

К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие невыгодности, их переводили на производство железа. Население с самого начала отнеслось к заводам враждебно, в виду захвата заводчиками земель, лесных угодий и богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Но этот вооружённый протест мало подействовал. Через 10 лет заводчики добились прикрепления к заводу Кижского погоста в количестве 1 197 дворов.

В XVII веке на Тихвинской ярмарке продавались ножи, именуемые «кижскими».

В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.

В 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин.

В начале XX века на Север ездили многие художники и архитекторы, которые стремились воочию увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

Достопримечательности

Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I, IV и V:

  • Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
  • Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом.
    Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновлённой теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke).
  • Критерий V: Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона.
    Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то что они учат нас былому образу жизни.

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: «»Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Покровская церковь

Церковь Покрова Богородицы

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.

Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.

Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.

Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.

Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.

Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филёнчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.

Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.

Деревянная ограда

До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту арх. А. В. Ополовникова.

Остатки старообрядческого кладбища в пределах ограды

Церковь Воскрешения Лазаря

Церковь Воскрешения Лазаря — древнейшее из сохранившихся деревянных сооружений в Карелии.

Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».

Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.

Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

С приходом Советской власти в 1919 году на месте Муромского Свято-Успенского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. После 1945 года там организовали дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Церковь Воскрешения Лазаря долгое время была заброшена. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где она была реставрирована в 1960 году.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.

Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тёс кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

  • Часовня Михаила Архангела.

  • Часовня осенью.

  • Вид со стороны входа.

  • Вид с озера.

Восьмикрылая ветряная мельница

Восьмикрылая мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс, на каменные жернова. Поворот мельницы осуществляется при помощи верёвочного каната и простого ворота, вкопанного наподалёку. В настоящее время мельница функционирует и используется по прямому назначению.

Часовни «Кижского ожерелья»

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулитты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (вторая половина XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

Россия (почтовый блок, 2008): Церковь Преображения Господня, Покровская церковь и Шатровая колокольня (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1244-1246)

Примечания

  1. Ф. Л. Агеенко, «Словарь собственных имён русского языка» ()
  2. З. Люстрова, В. Дерягин, Л. Скворцов, Как правильно: Ки́жи или Кижи́, Наука и жизнь, 1976, № 2, С. 139
  3. Кижский заказник
  4. Кижский заказник
  5. Большая советская энциклопедия, Том 31, 1937
  6. Из истории становления музея-заповедника «Кижи»
  7. Исторические деревни Кижской волости, Ямка
  8. Деревни острова Кижи, деревня Ямка
  9. Исторические деревни Кижской волости, Васильево
  10. Деревни острова Кижи, деревня Васильево
  11. Русское деревянное зодчество. Под ред. Румянцева В. Н. Остров Кижи. Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. 2002.
  12. Муромский Успенский монастырь
  13. Церковь Воскрешения Лазаря. Список реставрационных работ.
  14. {{cite web Реставрирована в 1976-м году. | url = http://kizhi.karelia.ru/architecture/catalog/russkie-zaonezhya/melnitsa-vetryanaya-iz-d-volkostrov | title = Мельница ветряная из д. Волкостров | accessdate = 2011-08-25 | lang = ru | description = Официальный сайт Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» | archiveurl = | archivedate = }}
  15. Михаил Филиппов Радиационное и геомагнитное поля о. Кижи. Институт геологии КарНЦ РАН (9 марта 2005). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 25 июля 2010.

> Литература

  • Ополовников А. В. Кижи. Изд. 2-е. (Изд. 1-е — 1970). — М., Стройиздат, 1976. 160 с. (Памятники зодчества).

> См. также

  • Основные типы деревянных храмов
  • Витославлицы
  • Малые Корелы
  • Покровская церковь (Невский лесопарк) — «Петербургские Кижи»

Ссылки

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 544
рус. • англ. • фр.

Кижи на Викискладе

  • Музей-заповедник «Кижи» (официальный сайт)
  • Остров Кижи — фото и статьи
  • Каталог памятников архитектуры музея-заповедника «Кижи»
  • Музейные коллекции Кижи
  • Иконостас Преображенской церкви
  • «На глазах у всего мира» реставрация памятников Кижского погоста
  • Кижи — бесплатная 3D модель
  • Фотоальбом «Кижи. Деревянное зодчество Руси.»
  • Реставрация церкви Преображения грозит ей гибелью. Статья в журнале «Русский репортёр»
  • Чертежи Кижского погоста
  • Остров Кижи на публичной кадастровой карте

Всемирное наследие ЮНЕСКО в России

У этого термина существуют и другие значения, см. Кижи (значения).

Кижский погост

Категория МСОП — Ia (Строгий природный резерват)

Расположение

62°04′03″ с. ш. 35°13′24″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Россия Россия

Субъект РФ

Республика Карелия

Ближайший город

Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск

Кижский погост

Кижский погост

Объект всемирного наследия

Kizhi Pogost
(Погост Кижи)

Ссылка

№ 544 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, iv, v

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Аудио, фото и видео на Викискладе

Объект культурного наследия, объект № 1010021057
объект № 1010021057

Церковь Преображения Господня Церковь Покрова Пресвятой БогородицыШатровая колокольня Кижского погоста Ограда Кижского погоста Кладбище Кижского погоста. Могила Трофима Рябинина

Ки́жский пого́ст, Ки́жи (также распространён вариант Кижи́, некоторыми филологами называемый «общепринятым»; карел. Kiži) — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников».

Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог.

Общие сведения

2 октября 1945 года Постановлением ЦИК Карело-Финской ССР территория Кижского погоста была объявлена государственным заповедником.

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

По одной из легенд, церковь Преображения Господня якобы была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. Плотник выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку.

В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», входят в состав Спасо-Кижского Патриаршего подворья.

Первыми письменными источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда» составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696 год записано:

» … Погост Спасский в Кижах на Онего озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, теплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николая Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господне и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 году сгорели от молнии…»

Главными храмами прихода являлись церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах, кроме этого к Кижскому приходу в XVI веке относились: церковь Святых апостолов Петра и Павла на озере Сандал, церковь Святого Ильи Пророка в Великой губе, церковь Троицы Живоначальной и Николы Чудотворца Клименецкого Свято-Троицкого монастыря.

К концу XVII века в Кижском погосте-округе были образованы ещё семь самостоятельных приходов с новыми главными храмами: церковь Николая Чудотворца в Чеболакше, церковь Успения Богородицы в Космозере, церковь Преображения Господня в Мелой Губе, церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах, церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, церковь Великомученицы Варвары в Яндомозере, церковь Николая Чудотворца в Лижме. Храмы на острове Кижи оставались главными храмами всего Кижского погоста-округа.

В XVII веке новгородский купец Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Обнаружив медную руду, он начал в 1669 году строить меде-плавильный завод в Кижском погосте-округе. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте-округе открылись ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Этот вооружённый протест был подавлен присланным отрядом стрельцов.

Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям.

После губернской реформы 1775 года погосты как административно-территориальные образования были упразднены. Границы Кижского прихода были значительно сокращены до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой области Новгородского наместничества. Количество прихожан в Кижском приходе, по данным на 1785 год, составляло 2358 человек.

До 1827 года Кижский приход находился в ведении Архангельской епархии, а с 1827 года в ведении вновь созданной Олонецкой епархии.

Из справки «Историческое сведение о приходе Кижском Петрозаводского уезда», составленной в 1850-х годах исправляющим должность благочинного священника прихода Стефаном Ржановским:

«Селений или деревень в сем приходе 41. Отдаленнейшие из них деревни: Когда в 29, Усть-куома, Сибова, Ваев-наволок, Лариков остров в 10 верстах и прочие все близ церкви. В тех деревнях душ мужеска пола 1072, женска 1250. Они всегда были государственными и ни к какому иному месту или лицу не принадлежали. В царствование блаженныя памяти императора Петра Великого определены под ведомство Олонецких заводов и с того времени сверх государственных податей и земских повинностей исправляют заводскую работу, которая от заводского начальства в каждый год возлагается на них именем уроков. Работа сия состоит или в рубке дров или перевозке угля из лесу в завод же…».

В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».

Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II.

В 1920 году, после Октябрьской революции, церкви Кижского погоста были поставлены на государственный учет как памятники архитектуры, но отправление религиозных обрядов продолжалось. Из Охранного свидетельства от 11 августа 1920 года № 1847 о постановке на государственную охрану Кижского погоста:

«Удостоверяется, что две церкви во имя Преображения Господня 1714 г., церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1754 г. и колокольня Кижского погоста, как выдающиеся архитектурные памятники находятся под охраной Правительства и никаким видоизменениям и реквизиции икон и церковного убранства не подлежат.»

В августе 1926 года комиссия, под руководством реставратора, профессора Игоря Грабаря провела обследование главных храмов погоста.

Осенью 1937 года службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы были полностью прекращены решением Комиссии по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР. Священник Алексей Степанович Петухов (1875—1937), назначенный в Кижский приход в 1933 году, был арестован 24 октября 1937 года сотрудниками Заонежского райотдела НКВД Карельской АССР, обвинён как участник «контрреволюционной повстанческой группы» и расстрелян в ноябре 1937 года.

В период оккупации Карело-Финской ССР во время Великой Отечественной войны часть икон из храмов погоста была вывезена в Финляндию. Впоследствии иконы были возвращены СССР.

В 1949—1966 годах проводились реставрационные работы храмов погоста. В январе 1966 года на базе главных храмов погоста был основан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник.

В 1993 году был вновь создан Кижский православный приход, 20 августа 1994 года в церкви Покрова Богородицы отслужил божественную литургию епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил.

Летом 2000 года остров Кижи и его храмы посетил Патриарх Московского и всея Руси Алексий II, летом 2010 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Достопримечательности Кижского погоста

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое известное сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: «Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия России (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Храм имеет простой крестовый план.

Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены «в обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела (перестроена в 1764 году). Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина. Реставрирована по проекту А. В. Ополовникова в 1949—1959 годах.

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Шатровая колокольня Кижского погоста

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.

В 1951—1954 годах были заменены кровли колокольни и несколько столбов звонницы. Значительная реставрация колокольни была осуществлена в 1991 году.

Ограда Кижского погоста

Ограда длиной около 300 м, представляет бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Главный вход на погост расположен возле церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в середине расположены двустворчатые ворота.

Воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту А. В. Ополовникова.

Кладбище Кижского погоста

В 1885 году на кладбище Кижского погоста был похоронен сказитель былин Трофим Рябинин.

См. также

  • Кижи (музей-заповедник)
  • Кижское восстание
  • Основные типы деревянных храмов
  • Витославлицы
  • Малые Корелы
  • Покровская церковь (Невский лесопарк) — «Петербургские Кижи»
  • Серафимовская церковь (Турнаево) — «Сибирские Кижи»
  • Список памятников культурного наследия острова Кижи в Викигиде
  • Успенская церковь (Кондопога)
  1. Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имён русского языка
  2. 1 2 Кижи / Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.
  3. 1 2 Кижи / География. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.
  4. 1 2 Власов В. Г. Кижи // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2009.
  5. 1 2 З. Люстрова, В. Дерягин, Л. Скворцов, ‘Как правильно: Ки́жи или Кижи́ // Наука и жизнь, 1976, № 2, С. 139.
  6. Календарь знаменательных дат
  7. Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694—1945 гг.). — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. 140 с.
  8. Кижское восстание 1769—1771 годов
  9. «Историческое сведение о приходе Кижском» — малоизвестный источник по истории православной культуры Кижского прихода конца первой половины XIX веков
  10. Из истории становления музея-заповедника «Кижи»
  11. Из книги: Э. Пийронена. В часовенной Карелии. — Пиексямяки, 1984. (стр. 115)
  12. Церковь Покрова Богородицы
  13. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 75 — 464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
  14. Ограда Кижского погоста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *