.

Каирский Египетский Музей

Каирский национальный музей, Египет — видео

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея, сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них — Мохаммед Али, правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой — француз Огюст Мариетт, который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.
Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей, которые Мариетт возглавил в 1858.
Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила, в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.


Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы — Каире. Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг — бюсты крупнейших египтологов мира, среди них — скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта — сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, — вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже — шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них — знаменитая статуя фараона Хафра, строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.

Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.
Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них — кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же — массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале — колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.
Несомненный шедевр коллекции — сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона — падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства — широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.
Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий — единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски — голова божественного сокола.

В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.
В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

История

Предпосылки

Главный зал Булакского музея в 1872 году.

В 1835 году Мухаммед Али-паша издал указ о создании департамента древностей. В 1848 году хедив Египта в каирском регионе Азбакиа устроил первое хранилище древнеегипетских ценностей, который, однако, не единожды разграблялся. В 1851 году в правление Аббаса I перевезли из Азбакии в Цитадель Салах ад-Дина артефакты, которые вскоре хедив отдал австрийскому принцу, выказавшему большой к ним интерес во время своего визита.

В 1859 году в правление хедива Саида дабы положить конец разграблениям в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки французский египтолог Огюст Мариет возглавил учреждённую «Службу древностей Египта». Вскоре коллекция шедевров древнеегипетского искусства отправилась в музей района Булак (вблизи современных телевизионного центра и министерства иностранных дел). В 1863 году открылся этот музей с видом на Нил. Тогда же хедив Исмаил одобрил идею строительства большого музея, что из-за финансовых трудностей пришлось отложить, поэтому Мариету разрешили увеличить площадь музея Булака для новых артефактов. После наводнения в 1878 году многие экспонаты были повреждены, часть их украдена, потеряны археологические записи, рисунки Мариета. Булакский музей закрыли для восстановительных работ до 1881 года. После смерти в том же году Мариета его пост и обязанности получил французский египтолог Гастон Масперо. В 1891 году по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе (современный зоопарк).

Открытие музея

Украшение портала музея

В 1894 году определились с местом строительства нового музея, и было объявлено о конкурсе на лучший архитектурный проект с призовым фондом в 1000 египетских фунтов. В конкурсе участвовали от 80 до 116 дизайнерских проектов, большинство из которых подражали древнеегипетской архитектуре храмов или пирамидам, но считались дорогостоящими. В 1895 году победу в конкурсе присудили французскому архитектору Марселю Дюрнону за его проект здания в стиле неоклассического боз-ара. Органичное и простое здание с фасада украшено двумя колоннами ионического ордера и двумя греческими скульптурами женщин, олицетворяющих Верхний и Нижний Египет. Портал парадного входа дополнен головой богини Хатхор.

Первый камень в фундамент будущего музея заложили 1 апреля 1897 года, и строительство началось в 1898 году под руководством итальянской компании Guiseppe Garozzo & Francesco Zaffrani. Близость к реке Нил связывала новый музей со своими предшественниками — музеями в Булаке и в Гизе, а также помогала транспортировать строительные материалы и новые артефакты. В 1900 году в европейском квартале Исмаилья (назван в честь хедива Исмаила, позже переименован в площадь Тахрир) в центре Каира завершён двухэтажный Египетский музей, куда переданы древности в 5000 ящиках.

15 ноября 1902 года состоялось официальное открытие музея в присутствии хедива Аббаса II, членов королевской семьи, египетских министров, генералов, иностранных дипломатов, предпринимателей, местной элиты и директора музея Гастона Масперо. До 1950 года у руководства музея стояли иностранные специалисты, пока Махмуд Хамза не стал первым египетским директором.

Период преобразований

К 1949 году британская военная база к юго-востоку от музея закрылась и освободила огромную территорию, где позже выросли музей, муниципальные здания, автобусная остановка, станция метро. В 1970-х годах с северной стороны от музея развились транспортные и туристические проекты, снесён собор Всем Святым для прокладки дороги к новым постройкам.

В 1967 году во время шестидневной войны с Израилем египетское правительство распорядилось перестроить крышу музея для защиты от возможных авиа-бомбардировок.

С 1983 года здание музея классифицировано как архитектурная ценность, находящаяся под защитой Министерства по делам древностей. Оно имеет право согласно закону № 117 при необходимости установить контроль над всеми зданиями вокруг музея в радиусе 500 м..

Хищения 2011 года

Военные силы возле музея на фоне горящей штаб-квартиры Национальной демократической партии 28 января 2011 года.

Во время народных демонстраций 28 января 2011 года мародёрами были разбиты несколько витрин и опустошена касса, после чего была создана «живая цепочка» вокруг музея из сознательных демонстрантов для защиты экспонатов. Затем музей был взят под защиту армейских подразделений. Как сообщил государственный министр по делам древностей Египта Захи Хавасс, после проведённой в музее инвентаризации в списке украденных музейных ценностей по меньшей мере 18 артефактов. Среди них две позолоченные деревянные статуи фараона Тутанхамона, статуя Нефертити, статуэтка писца, а также сердце скарабея.

Наши дни

Активное движение транспорта и буровые работы при прокладке метро привели к появлению трещин на здании музея и некоторых артефактов. В 2012 году при активной поддержке МИД Германии Министерство Древностей Египта разработало проект реконструкции музея и покраску фасада в первоначальные цвета, развитие прилегающих территорий, замену окон, установку ультрафиолетовой защиты. В 2016 году Министерство древностей провело дополнительное освещение, чтобы сделать возможным посещение музея ночью.

Скульптурная пара фараона Аменхотепа III и его жены Тии в главном зале музея

Отделы

Каменные саркофаги

Зал № 44 на первом этаже отведён под временные выставки. В музее несколько отделов:

1. Сокровища Тутанхамона, ювелирные украшения различных эпох и экспонаты из Таниса.

2. Додинастический период и Древнее царство содержат более 30 тысяч предметов на обоих этажах. Галереи на первом этаже № 31, 32 ,36, 37, 41, 42, 43, 46, 47, 48, 51; на втором этаже № 31 32, 36, 41, 42, 49, 53, 54, 55. Отдел подразделяется на:

  • Додинастический период (ок. 10 000- 3200 до н. э.)
  • Архаичная эпоха Египта, включая I и II династии (ок. 3200-2700 до н. э.)
  • Древнее царство от III до VI династии, так называемая «эпоха пирамид» (ок. 2700—2150 до н. э.)
  • Первый переходный период (ок. 2150—2130 до н. э.)

3. Среднее царство считается золотым веком древнеегипетской литературы и в музее охватывает XI—XII династии (ок. 2140—1785 до н. э.) и представлен на обоих этажах и атриуме.

4. Новое царство является золотым веком Египетской цивилизации и охватывает в музее XVIII—XX династии (ок. 1550—1070 до н. э.). В зале № 3 на первом этаже собраны предметы Амарнского периода. Период Рамессидов представлен в залах № 9, 10, 14, 15, 20. В зале № 29 собраны папирусы, многие из которых содеражат «Книгу мёртвых».

5. Поздний и Эллинистический периоды.

6. Папирусы и монеты разных эпох в двух залах № 2E и № 2W на первом этаже.

Не все папирусы выставлены на обозрение из-за хрупкости. Работой кураторов отдела является сохранение, консервация и восстановление коллекции. Письмо папирусов разнообразно: иероглифическое, иератическое, демотическое, греческое, арамейское, коптское, латинское и арабское. На греческом языке имеются два вида папирусов:

  • Литературные: некоторые стихотворения известных поэтов, таких как Аристофан, Эсхил и др.
  • Документальные: некоторые известные архивы Зенона, Исидора, Оксиринхские, Каирские, Масперо, Фаюмские и пр.

Папирусы преимущественно говорят о налоговых поступлениях, брачных контрактах, договорах и ​​других вопросах повседневной жизни.

Монеты из золота, серебра и бронзы относятся к греческому, римскому и исламским периодам. Жемчужиной коллекции считается монета Позднего периода с иероглифической надписью «Nub_Nefer», что значит «прекрасное / чистое золото».

7. Саркофаги XXI—XXII династий, скарабеи и прочие предметы.

8. Лаборатория мумификации и консервации.

Экспонаты

Логотип музея на билетеМаска Тутанхамона

На первом этаже выставлены тяжеловесные каменные саркофаги, статуи, стелы, фрагменты стен с рельефами; на втором — манускрипты, фигуры богов, мумии и их погребальные маски, предметы быта и ритуалов, античные статуи и вазы. Всего в музее более 150 тысяч экспонатов, в нём собрана величайшая коллекция египетских древностей в мире.

Примечательные экспонаты:

  • Статуи фараонов Хефрена, Аменемхета III, царевича Каапера
  • Украшения царицы Яххотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
  • Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
  • Мумии и саркофаги жрецов Амона
  • Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
  • Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
  • Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона, в частности Каирский складной алтарь
  • Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
  • Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
  • Загадочный «саккарский самолётик».

Примечания

  1. 1 2 3 Египетский музей // Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская Энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 59. — 628 000 экз.
  2. 1 2 3 Египетский музей Архивная копия от 26 апреля 2017 на Wayback Machine на сайте министерства по делам древностей Египта
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 REVIVAL OF THE EGYPTIAN MUSEUM (англ.) // Foreign Office of the Federal Republic of Germany. — 2012. — С. 10. Архивировано 29 марта 2017 года.
  4. Булакский музей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Мародеры уничтожили две мумии в Каирском музее, Lenta.ru (29 января 2011). Проверено 21 октября 2017.
  6. Мародёры повредили 2 мумии в Национальном музее Египта (рус.), euronews (30 января 2011). Проверено 21 октября 2017.
  7. Из музея в Каире украли статуи Тутанхамона и Нефертити. Вести. ВГТРК (13 февраля 2011). Проверено 21 октября 2017.
  8. Egyptian Museum Announces Plans to Launch Nighttime Visits to the Public. Cairo Scene (14/07/2016). Проверено 22 октября 2017.
  9. The Egyptian Museum, Cairo, Egypt — Sections of the Museum (англ.). www.touregypt.net. Проверено 22 октября 2017.
  10. Egyptian Museum Cairo (англ.) // The Global Egyptian Museum.
  11. 1 2 3 The Egyptian Museum (недоступная ссылка). Supreme Council of Antiquities — Museums. www.sca-egypt.org. Проверено 22 октября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  12. Владимиру Голенищеву установлен памятник в Каире
  13. Беляков В. В. В. С. Голенищев в Каире. Конец 1920-х гг. // Русский Египет. — М.: Вече, 2008. — 335 с. — ISBN 978-5-9533-3014-5.
  14. Dans la cour du musée du Caire, le monument de Mariette… et les bustes qui l’entourent

> Литература

  • Густерин П. Египетский музей. История создания // Мир музея. — 2011. — № 6.

> Ссылки

  • The Egyptian Museum (англ.)
  • Список украденных артефактов из музея (недоступная ссылка) в период волнений 2011 года

Национальный музей Каира

Дата публикации: 28.03.2019

Категория: Музеи

Страна: Египет

Дополнительная информация:Tahrir Square, Meret Basha, Qasr an Nile, Cairo Governorate 11516

Описание:

Национальный музей Каира

Каирский египетский музей – уникальное место и одна из главных достопримечательностей Страны фараонов. Он расположен прямо на центральной площади египетской столицы. Этот музейный комплекс основан ещё в 1885 году и на данный момент это место самой большой концентрации исторических экспонатов в мире.

В Каирском музее выставлено порядка 100 тысяч артефактов, рассказывающих о разных периодах истории Египта. Считается, что для того, чтобы осмотреть их все, не хватит и нескольких лет. А поскольку туристы приезжают в Египет на весьма короткое время, лучше всего остановиться на самых популярных и захватывающих дух экспонатах египетской истории.

Коллекция Каирского музея поистине уникальна. Каждый турист, проходя многочисленные залы, совершает увлекательное путешествие в загадочную древнеегипетскую цивилизацию, поражающую величием и великолепием своих творений. Все артефакты в музее расположены по хронологическому и тематическому принципу. Первый этаж занимают каменные скульптуры из известняка, базальта, гранита с древнейших времен и до периода завоевания Египта римлянами. Среди них – великолепная скульптурная композиция фараона Микерина, окруженного богинями.

Тех, на кого произвели неизгладимое впечатление пирамиды в Саккаре, Дашуре и Гизе, наверняка приведет в восторг оригинал статуи фараона Джосера. Здесь же хранится единственное сохранившееся изображение великого фараона Хеопса, создателя пирамиды в Гизе – статуэтка из слоновой кости. А статуя его сына Хефрена – это один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Также в музее выставлены несколько каменных фрагментов, найденных прямо над головой Великого Сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, которые некогда украшали статую Хефрена.

Нельзя обойти вниманием и зал, в котором хранятся изображения фараона-еретика Эхнатона и его супруги – царицы Нефертити, о красоте которой ходят легенды. Знаменитые фото её профиля красноречиво говорят о красоте и утончённости её черт. Также национальный Каирский музей известен множеством изображений фараона Рамзеса Великого, который, по преданию, преследовал Моисея в Синайской пустыне. Обязательно посмотрите на него в зале царских мумий – это зрелище никого не оставляет равнодушным.

Ну и конечно, кто не захочет посмотреть на сокровища гробницы Тутанхамона? Эти бесценные экспонаты занимают почти половину второго этажа здания музея – 1700 артефактов, находящихся более чем в 10 залах. Здесь можно найти величественную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры, трон из цельного дерева, украшенный золотом и драгоценными минералами, золотые амулеты, саркофаги.

Известно, что этот правитель умер очень молодым, в возрасте 18 лет, и смерть его была спровоцирована несчастным случаем. Он погиб от малярии, которая развилась после того, как он получил открытый перелом колена при падении с колесницы. В музее находятся маленькие шкатулки-саркофаги, в которые были помещены органы молодого царя. Ну и, конечно, самое знаменитое сокровище Тутанхамона – золотая маска, которая закрывала лицо найденной мумии. Это одна из самых ценных древностей, которые хранит в себе национальный египетский музей в Каире. Фото маски можно легко найти в сети Интернет – она настолько прекрасна и так хорошо сохранилась, что невозможно не испытывать восторг, глядя на нее.

Отдельный зал отведён под сокровища царицы Хетепхерес, матери Хеопса, создателя самой известной и большой пирамиды в Гизе. Это и большой трон, и ложе, и носилки, покрытые золотом, и шкатулки, украшенные драгоценностями, и браслеты. Здесь же огромные саркофаги разных эпох, выполненные из красного и черного гранита, гранитные сфинксы, ложки из ценнейших пород дерева.

Вся история древнего Египта собрана в стенах Каирского египетского музея. Только здесь можно в полной мере ощутить силу и мощь величайшей древней цивилизации, и этот феномен не смогло повторить ни одно другое государство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *