.

Главное Здание КФУ

История: три возраста университета

Императорский Казанский университет

5 ноября (17 ноября по новому стилю) 1804 года Александр I подписал Утвердительную грамоту об основании Казанского Императорского университета и его Устав. Эта дата стала днем рождения одного из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования и культуры.

В то время Университеты, создавая вокруг себя культурное поле, своей многогранной деятельностью способствовали формированию просвещенной, творческой личности, а также складыванию социальной структуры, которая отвечала потребностям развивающегося общества, задачам европеизации страны. Так случилось и с Казанью. Город, его облик стали меняться под деятельным воздействием университета.

Первоначально университет разместился в здании Казанской Императорской гимназии, построенном в 1796 году, позже для нужд заведения были приобретены три соседних дома, что позволило рассматривать этот квартал как территорию университетского городка. В 20-х годах XIX века архитектор Петр Гаврилович Пятницкий возвел главный корпус, классический фасад которого с тремя портиками сохранился до наших дней. В следующем десятилетии, когда ректором университета стал Николай Иванович Лобачевский, под руководством архитектора Михаила Петровича Коринфского был создан архитектурный ансамбль. Зодчий разместил строго по оси главного корпуса анатомический театр, сделав его южной доминантой всего ансамбля. Симметрично ей встали здания химической лаборатории и библиотеки, в этот же период построены астрономическая обсерватория и клиника.

Университетский городок превратился в своего рода витрину Казани: появились гостиницы, лавки, те же книжные магазины, аптеки – все то, что нужно было для обслуживания университетской публики. За два столетия этот городок, гармоничное ядро которого составлял прекрасный архитектурный ансамбль в стиле русского классицизма XIX века, обрел новые, выразительные черты, архитектурным памятником является и комплекс зданий загородной астрономической обсерватории.

Само расположение Казанского университета, его укорененность в городе, являющемся своеобразным «перекрестком» Запада и Востока, предопределило его главные культурные и социальные задачи. Изначально наш университет являлся научным, культурным и общественным центром, ориентированным, в первую очередь, на изучение и просвещение восточных регионов страны, включение их в культурное пространство всего российского общества.

Первыми студентами университета стали лучшие выпускники Казанской гимназии. Первоначально в его составе было четыре отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук.

Первым кризисным моментом в жизни университета стала ревизия Михаила Магницкого, который посчитал, что в Казани слишком сильно «вольнодумство и безбожие». Хотя ревизор и потребовал в докладе «публичного разрушения» университета, Александр Первый наложил на доклад резолюцию. Тогда Императорский Казанский университет вошел в эпоху, названной впоследствии «Эпоха Магницкого». В этот период времени были уволены многие профессора, для студентов установился жесткий казарменный режим.

Главный корпус, который является сегодня визитной карточкой Казанского университета, был построен в 1825 году, через пять лет завершилось строительство здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники.. В те годы ректором Императорского Казанского университета стал Николай Иванович Лобачевский.

В этот период в университете окончательно сформировался ряд научных направлений: математическое, химическое, медицинское, геологическое, геоботаническое.. В 1834 году в университете начали издавать Ученые записки Казанского университета, а в 1835 году учреждены философский, юридический и врачебный факультеты. Через тридцать лет подразделения переименовываются в историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты. К 1883 году в университете сформировалась Казанская лингвистическая школа.

Предмет особой гордости университета с момента подписания его Утвердительной грамоты и Устава вплоть до 1917 года – выдающиеся научные достижения: создание неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевский; открытие химического элемента рутения – названного так в честь России Карлом Карловичем Клаусом; получение анилина, заложившее основу анилино-красочной промышленности Николаем Николаевичем Зининым; создание Александром Михайловичем Бутлеровым теории химического строения органических веществ, сыгравшей в органической химии ту же роль, что периодическая система элементов в неорганической. Кроме того, в стенах Казанского университета Александр Филиппович Самойлов, основатель электрофизической школы, впервые в России записал электрокардиограмму. С университетом связаны имена двух ученых-химиков – отца и сына Арбузовых, создавших новое направление в науке – химию фосфорорганических соединений.

Бутлеров, будучи учеником Зинина, продолжил развивать химическую школу родного университета. Именно благодаря ему многие сегодня называют Казань колыбелью русской химии. Теория Бутлерова о химическом строении возникла в Казанском университете не случайно. Она появилась в условиях, отмеченных напряженными творческими поисками казанской химической школы, которая тогда была ведущей в России. В то же время Бутлеров стал выдающимся ученым не только по причине своей глубокой приверженности химии, но и благодаря той высокой интеллектуальной и духовной атмосфере, которая в целом царила в Казанском университете середины XIX века. Разные науки и формы творчества находились тогда в состоянии взаимовлияния и синтеза. Из этого рождалось новое.

Среди имен, прославивших университет, надо назвать астронома Ивана Михайловича Симонова, единственного ученого, участвовавшего в экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Исследования Симонова, проведенные в ходе экспедиции, положили начало научному изучению Антарктиды. А успехи лингвистической школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ вывели Казанский университет в ряд наиболее авторитетных центров филологической науки.

Казанский университет этого периода в разное время возглавляли И.О. Браун, Г.И. Солнцев, Г.Б. Никольский, К.Ф. Фукс, Н.И. Лобачевский, И.М. Симонов, О.М. Ковалевский, А.М. Бутлеров, Е.Г. Осокин, Н.А. Кремлев, Н.О. Ковалевский, Н.Н. Булич, К.В. Ворошилов, Д.И. Дубяго, Н.П. Загоскин, Г.Ф. Дормидонтов.

Взаимодействие разных наук – это отличительная черта Казанского университета как одного из ведущих классических университетов России. Геометр Лобачевский, химик Бутлеров, востоковед Френ, астроном Симонов, лингвист Бодуэн де Куртенэ и другие были представителями одной университетской науки этого периода.

Николай Иванович Лобачевский, возглавлявший Казанский университет с 1827 по 1846 год, сформулировал целую программу деятельности и развития университета как центра науки, педагогической мысли и культуры. Она содержится в его известной речи на торжественном акте 5 июля 1828 года. Ученый выдвинул новаторскую для России его времени идею развития личности в качестве решающего условия общественного процесса: только суверенная личность способна достичь «высшей степени образованности».

До 1878 года Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи: в его округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. С появлением в Сибири и на Дальнем Востоке своих вузов, просветительская миссия Казанского университета не была свернута. Его научные школы, получившие мировую известность, продолжали оказывать благотворное влияние на отечественную науку и образование. Сбылось предвидение известного литератора и социального мыслителя А.И.Герцена о том, что Казанский университет свяжет Запад и Восток, мировые культуры и языки.

В период ректорства Лобачевского сложился и прославленный Восточный разряд Казанского университета. Его основой стали кафедры: арабо-персидская и турецко-татарская, монгольская, китайско-маньчжурской словесности, санскрита и армянского языка. В своих продолжительных путешествиях Александр Касимович Казем-Бек, Осип Михайлович Ковалевский, Илья Николаевич Березин, Василий Павлович Васильев, Ибрагим Исхакович Хальфин и другие собрали значительный страноведческий материал, сформировали солидный фонд восточных рукописей. Ими же созданы многочисленные хрестоматии и словари, переводы восточных авторов. Велись также археологические, этнографические, культурологические работы.

Однако тогда, в середине XIX века, взлет казанской ориенталистики был прерван искусственным путем: в 1854 году Восточный разряд перевелся в Санкт-Петербургский университет вместе с коллекциями материальных памятников и более чем двумя тысячами восточных книг и рукописей, профессорами.

Наследие Лобачевского всерьез заложило основание тех традиций, которые неизменно развивались в Казанском университете и осознавались сменяющимися друг друга поколениями людей университета именно в качестве продолжения его дела.

Можно выделить несколько основных факторов, которые оказывали решающее воздействие на формирование облика и традиций университета в эпоху Российской империи: этика православия, актуализированная в виде идеи служения Отечеству и царю (последнее представление все более размывалось под воздействием процессов модернизации, утверждения новых, демократических ценностей); рационализм и позитивизм – идеи Нового времени, которые стимулировали поиск объективной истины, внедрение строгих эмпирических методов; формирование научных школ, понимаемых в качестве исторически сложившейся формы развития науки и реализации ее академической функции, связанной с воспитанием научной смены, поддержанием исследовательской традиции.

Вот как выглядит обобщенный статистический «портрет» университета. С 1805 по 1917 год его окончили более 13 тысяч человек. Здесь учились писатели Сергей Тимофеевич Аксаков, Лев Николаевич Толстой, поэт Велимир Хлебников, композитор Милий Алексеевич Балакирев, художник Валерий Иванович Якоби и другие. Среди студентов были известные государственные деятели – Владимир Ильич Ульянов-Ленин, Алексей Иванович Рыков, создатель первого в мире видеомагнитофона Александр Матвеевич Понятов.

Выпускники и профессора Казанского университета сыграли значительную роль в становлении новых университетов страны. Профессор-медик Василий Маркович Флоринский, назначенный в 1885 году попечителем Западно-Сибирского учебного округа, открыл в 1878 году Томский университет и руководил его первоначальной деятельностью. Профессор-медик Василий Иванович Разумовский был первым ректором Саратовского (1909 г.) и Тифлисского (1918 г.) университетов, в 1919 году участвовал в создании Бакинского университета. Профессор-медик Николай Дмитриевич Бушмакин принимал участие в организации Иркутского университета в 1919 году.

На разных этапах истории питомцы Казанского университета возглавляли старейшие российские учебные заведения: астроном и математик Дмитрий Матвеевич Перевощиков в 1848–1883 годах – Московский университет, выдающийся ученый-ботаник Андрей Николаевич Бекетов в 1876–1883 годах – Петербургский университет, филолог Карл Карлович Фойгт в 1852 году был назначен ректором Харьковского университета, а затем возглавлял Харьковский учебный округ, геолог Николай Алексеевич Головкинский руководил Новороссийским университетом с 1877 по 1881 год.

Императорский период Казанского университета был закончен февральской революцией и гражданской войной, которые нанесли серьезный урон его деятельности. С лета 1918 года Казань покинула большая часть жителей, в том числе студенты и преподаватели университета.

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

В 1918 году Императорский Казанский университет был преобразован в Казанский государственный университет, а после смерти Владимира Ильича Ленина, постановлением ЦИК СССР от 26 января 1924 года, наш вуз был назван в его честь — «КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина». Это название было официально утверждено Президиумом ВЦИК 29 июня 1925 года.

В жизни нашего университета были и другие названия. После награждения орденом Трудового Красного знамени, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина в 1955 году был переименован в «Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Через два десятилетия, в 1979 году, университет стал носить название «Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина». Но с 1990-х годов вузу вернули его прежнее послереволюционное название.

Изменения общественных условий в России после событий 1917 года, разумеется, в значительной степени сказались на всех сторонах деятельности университета, претерпела изменения университетская культура. Вместе с тем одна из главных традиций, связанная с фундаментальным образованием и наукой, продолжала развиваться.

Что же происходило в университет в послереволюционные дни? С осени 1918 года в университете были отменены ученые степени, а преподаватели – приват-доценты – переводились в профессорские звания, что позволило университету восстановить работу после потери многих ученых. С 1919 года в КГУ открыли рабочий факультет.

В советскую эпоху Казанский университет послужил базой, на которой в Казани были созданы крупные отраслевые вузы: медицинский, химико-технологический, авиационный, финансово-экономический, лесотехнический (впоследствии Марийский политехнический). В их структуре главным ядром явились соответствующие факультеты и отделения КГУ, отпочковавшиеся от него. Если брать весь поволжский регион в целом, то Казанский университет, его факультеты стали основой для открытия и становления более десяти вузов Поволжья.

Казанский университет этого периода в разное время возглавляли Д.А. Гольдгаммер, Е.А. Болотов, А.А. Овчинников, М.Н. Чебоксаров, В.В. Чирковский, А.И. Луньяк, П.Н. Галанза, М.А. Сегаль, Б.Г. Богаутдинов, Н.З. Векслин, Г.Х. Камай, К.П. Ситников, Д.Я. Мартынов, М.Т. Нужин, А.И. Коновалов, Ю.Г. Коноплев, М.Х. Салахов.

Талантливые ученые и блестящие организаторы науки возглавили самые авторитетные научные учреждения «большой» Академии нашей страны. Начинали свой путь в науке в Казанском университете академики Михаил Алексеевич Лаврентьев (математик), Милица Васильевна Нечкина (историк), Василий Васильевич Парин (физиолог-медик), Александр Александрович Баев (биолог, медик), Камиль Ахметович Валиев (физик) и другие.

Интересным фактом этого периода времени является то, что во время Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, в нашем университете размещались эвакуированные из Москвы и Ленинграда учреждения Академии Наук СССР. В главном корпусе действовали президиум Академии наук, а также несколько академических институтов: ФИАН, Институт физпроблем и Физтех.

Казанский государственный университет был не только один из лидеров образования в Поволжье и страны в целом, но и крупным научным центром, располагающим современной базой для проведения фундаментальных исследований, как в области естественных наук, так и наук гуманитарных. КГУ вошел в историю как университет выдающихся научных школ. Наиболее известными у нас в стране и за рубежом являлись школа химиков-органиков и фосфоро-органиков; школа по радиоспектроскопии; школа математиков и механиков; астрономическая школа; школа физиологов по водному обмену растений, филологическая школа, ряд других.

Университет периода с 1917 по 2010 гг. прославили имена Евгения Константиновича Завойского, открывшего электронный парамагнитный резонанс, Семена Александровича Альтшуллера, открывшего акустический парамагнитный резонанс.

В этот период в университете работали Нобелевские лауреаты Н. Семенов, П.Черенков, И. Франк, И.Тамм, Л.Ландау, П.Капица, В.Гинзбург, А.Абрикосов.

Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года Казанский университет был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Знаменательно, что масштабная модернизация университета в связи с его 200-летним юбилеем осуществлялась в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию тысячелетия основания города Казани, которое состоялось в августе 2005 года.

12 августа 2003 года Президент России Владимир Владимирович Путин издал распоряжение «О праздновании 200-летия основания Казанского государственного университета». Юбилейным торжествам придавалось общегосударственное значение. Во исполнение этого распоряжения было обнародовано соответствующее постановление Правительства России от 5 ноября 2003 года, в котором была утверждена программа подготовки и проведения юбилейных мероприятий, а также состав Оргкомитета. Его возглавил министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко.

Казанский университет отпраздновал свой 200-летний юбилей в ноябре 2004 года. Особое внимание было уделено модернизации материально-технической базы, поскольку вуз столкнулся в своем развитии с острым противоречием между растущим научным и образовательным потенциалом, с одной стороны, и явно недостаточным уровнем материальных, технических и технологических условий работы, – с другой.

В ходе обновления университетского городка особое внимание было уделено реконструкции восточного крыла главного корпуса.

Давайте посмотрим, как в целом менялся облик Казанского университета до 2010 года? В XX веке выход университетских построек за пределы первоначального исторического квартала стал неизбежен. В здании бывшей духовной семинарии – архитектурном памятнике XVIII века разместился геологический факультет, на другой стороне Астрономической улицы в 50-е годы выросло здание химического корпуса, а с конца 60-х годов, примерно за десять лет, были сооружены два высотных учебно-лабораторных корпуса – к северу и к западу от главного здания. В 1989 году вступил в строй культурно-спортивный комплекс «УНИКС», спортивные сооружения пополнил комплекс «Бустан», который в мае 2010 года был торжественно открыт при участии Премьер-министра России Владимира Путина. Возведение в 2003 году, в период подготовки к 200-летнему юбилею Казанского университета, восточного крыла главного здания придало ему завершённость в соответствии с проектом архитектора Мюфке, относящегося к началу ХХ века.

Казанский федеральный университет

Во исполнении Указа Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 21 октября 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года создано федеральное государственное автономное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» путём изменения типа существующего государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».

Неделю спустя, 9 апреля 2010 года, распоряжением Правительства Российской Федерации профессор, доктор экономических наук Ильшат Рафкатович Гафуров, практическим воплощение диссертации которого стала успешная Особая экономическая зона промышленного типа «Алабуга», был назначен ректором Казанского федерального университета сроком на 5 лет.

2 февраля 2011 года подписан приказ Минобрнауки РФ о присоединении к КФУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Елабужского государственного педагогического университета. Увеличилось и количество филиалов КФУ. К образованным при КГУ Зеленодольскому и Набережночелнинскому филиалам добавился Елабужский.

В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.

Сегодня Казанский университет входит в список лучших университетов мира по версии Times Higher Education 600 Best World Universities. Он имеет около ста университетов партнеров из более 30 стран, участвует в различных международных программах, является членом Международной ассоциации университетов, Евразийской ассоциации университетов, Союза университетов за демократию. В фонде университетской Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского – одном из богатейших хранилищ страны — почти 6 миллионов книг. Библиотека располагает бесценными рукописями, древними манускриптами, старопечатными книгами и другими раритетами.

Сама история университета едина, она предстает как смена поколений преподавателей и студентов.

В качестве приоритетных в вузе определены следующие междисциплинарные научные направления развития: биомедицина и фармацевтика; перспективные материалы; нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия; инфокоммуникационные и космические технологии.

Сегодня в КФУ функционируют 29 образовательно-научных подразделений, включая филиалы. На 300 кафедрах читают студентам лекции и ведут с ними семинарские занятия 409 докторов и 1471 кандидат наук. В их числе немало авторитетных в России и Европе ученых. Доля ППС КФУ моложе 35 лет составляет свыше 27 процентов. В настоящее время наш университет входит в рейтинг QS (позиция 601-650), Webometrics (1888), QS BRICS (79) и в число одиннадцати ведущих университетов России. Среди них КФУ занимает лидирующие позиции в педагогике, истории, философии, а также входит в пятерку российских университетов в следующих дисциплинах: химия, экономика, биология и медицина, английский язык и литература, массовые коммуникации и журналистика. Казанский федеральный университет постоянно привлекает лекторов из ведущих мировых университетов – Страсбурга, Сорбонны, Гиссена, Стамбула, Токио…

В 2013 году количество публикаций сотрудников КФУ в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями (в частности, в базе Scopus), составило 550 статей. В последние годы ведущие российские и иностранные ученые осуществляют научную и преподавательскую деятельность по приоритетным направлениям развития нашего вуза. В их числе профессора А.А.Варнек (Франция), С.П.Веревкин (Германия), Поллак Джеральд (США), Л.Ю.Бугров (Пермь), Элизабетта Сильвестри (Италия), Э.П.Гаврилов (Москва).

Принцип, реализованный КФУ в процессе строительства федерального университета, предполагает создание образовательной системы, которая сопровождает специалиста на всех этапах его профессиональной деятельности. Этому способствуют созданные в университете Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Корпоративный университет Сбербанка, Высшая школа государственного и муниципального управления и проект «Малая академия государственного управления в Республике Татарстан». Сегодня студенты и аспиранты КФУ могут посещать публичные лекции профессоров ведущих вузов России и мира. А еще – учиться очно, заочно, по вечерам, дистанционно – через Интернет, словом, кому как удобно.

22 научные школы нашего университета широко известны в мире благодаря именам гениальных ученых и их открытиям.

Сегодня КФУ работает над созданием мощной приборно-лабораторной базы. За последние три года по приоритетным направлениям научных исследований созданы 273 лаборатории (103 научных и 170 учебных), закуплено оборудование на сумму 2,8 млрд. руб. Значительная его часть уникальна и не имеет аналогов, что создает большой потенциал для развития фундаментальной науки и инновационных разработок.

Институт фундаментальной медицины и биологии получил аналитический комплекс для протеомных исследований, позволяющий решать широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных задач. Кроме того, институт успешно осуществляет исследования и разработки в области инжиниринговых медицинских технологий – самостоятельно и в творческом партнерстве — показывает верность выбранной вузом стратегии развития. Одним из доказательств тому является созданный в рамках проекта Центра медицинской науки (инжиниринговый центр медицинских симуляторов) компании «Эйдос» (симуляционный центр Института фундаментальной медицины и биологии).

В КФУ создана система стимулов для поддержки инновационной деятельности. Она включает в себя зарубежные стажировки для преподавателей, сотрудников и руководителей действующих малых инновационных предприятий (МИП); открытие новых МИП и закупку оборудования для их проектов и многое другое.

Казанский федеральный университет имеет программы сотрудничества по существу со всеми крупными предприятиями Татарстана, а также с производственными и инжиниринговыми компаниями ряда стран Европы и Азии. Программа сотрудничества включают в себя создание системы подготовки специалистов для предприятий, проведение НИОКР по их заданиям, другие позиции.

В настоящее время КФУ – это 614 объектов, разместившихся на 364 гектарах в Татарстане и других регионах, имущественный комплекс, позволяющий на высшем уровне вести преподавательскую и научно-исследовательскую работу и предоставляющий студентам университета комфортные условия быта и все возможности для творческого развития.

В Казанском федеральном университете функционирует 29 международных центров, в том числе Информационный центр Европейского Союза в Казани, Немецкий и Испанский центры образования и культуры, лекторат DAAD, кафедра ЮНЕСКО по евразийским исследованиям, Институт Конфуция, Центр корееведения, Центр иранистики, Информационные центры HP, Microsoft, Cisco, официальные центры языкового тестирования DELE (испанский язык), TOEFL iBT и Cambridge ESOL (английский язык), TestDaf (немецкий язык) и TORFL (русский как иностранный).

Ежегодно аспиранты, научные сотрудники и преподаватели выигрывают 60-70 индивидуальных грантов от авторитетных организаций и фондов: DAAD, DFG, Volkswagen, Erasmus Mundus, IREX, CRDF, Форда,

Карнеги, гранты национальных программ развития сотрудничества и научных обществ Бельгии, Франции, Швеции, Японии, Китая и других стран.

Жилой микрорайон Деревня Универсиады построен в Казани в связи с проведением XXVII Всемирной Летней Универсиады 2013 года для проживания спортсменов и других участников делегаций. Деревня и после Универсиады остается студенческим кампусом Казанского (Приволжского) федерального университета, рассчитаным на проживание около 12 тысяч человек. Он самый крупный в России и не имеет аналогов. С момента его открытия там состоялось около 400 спортивных и культурных мероприятий. В кампусе созданы все условия для комфортного проживания: имеется здравпункт, аптека, салон проката спортивного инвентаря, копи-центр, прачечная, салон красоты, столовая.

Безусловно, важнейшим событием в жизни Казанского университета в его новом этапе является празднование 210-летия со дня основания. Наш вуз планирует широко отмечать эту дату как символ исторической преемственности в своей деятельности. В современных условиях особое значение для университета имеет обретение им статуса вуза федерального уровня и реализация утвержденной 13 сентября 2010 года Правительством РФ Программы развития КФУ на 2010-2019 годы. Это позволило нашему университета в 2013 году войти в число 15 ведущих вузов России – участников программы «5:100», призванной претворить в жизнь поставленную в Указе Владимира Путина от 7 мая 2012 года задачу обеспечения вхождения к 2020 году не мене пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых вузов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *