.

Герб Города Курска

Архивный номер № 42 (836) от 19 октября 2010 — Планета загадок

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».

Поделиться:

В серебряном поле синяя полоса и на ней три летящие куропатки…

За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?

Три куропатки на синем фоне

Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».

У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.

Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.

Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.

Куряне – предки русского народа?

По верованиям наших предков, Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается как помощник курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего, общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.

Согласно языческой мифологии, у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.

Известно, что у Даждьбога (называемого курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!). Вот как! Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это вполне объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье.

Уже в 883–885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Вероятно, летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.

Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна». Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?

Но чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980 году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянской еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?

Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы, похоже, просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над верованиями славян. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога – и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (ремесло), Огонь и Гром, получается сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое и было прославлено в Шестибожии. Ни варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог не имели такой власти и популярности среди славян, как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.

Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке союз жителей Роси с Полянским Киевом и Северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».

Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» – «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля – территории южнее реки Сейм. Поэтому «поляне» из окрестностей Киева, проживающие в лесостепной и лесной зонах, являются потомками переселенцев из курского края.

Поделиться ссылкой:

Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram.

Юрий БИРЮКОВ, Фатежский район

Вверх ▲ — Отзывы читателей (8) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати

Гость 21 декабря 2010, 14:22:51

История росов.
«О названии реки Рось и аварах» — статья на http://rivne-surenzh.com.ua/ru/research/historical
Древнее славянство на картах — http://rivne-surenzh.com.ua/ru/additional/maps
Русколань Волынская — http://rivne-surenzh.com.ua/ru/our_articles/114

Роман 31 декабря 2011, 18:40:33
e-mail: mario_84@pop3.ru, город: Железногорск

Да, соловьи там должны быть, а не куропатки!!!

Ася 1 февраля 2013, 21:00:37
город: Курск

Спасибо вам за информацию, некогда про это даже не думала. Наша учительница задала написать текст про историю появления и про сам герб Курска… информацию найти никак не могла. Спасибо вам большое

Лизонь 20 февраля 2013, 20:43:26
город: ярик

спасибо огромное….я многое узнала

макс 31 января 2015, 10:47:47
e-mail: mrnano@mail.ru, город: Курск

??? там курапатки не должны быть! должны быть соловьи!!!!

Игорь крюков 25 ноября 2015, 00:52:34
город: Курск

Не важно кто куропатки или соловьи ! Суть в птицах тобиж должны быть три божьи птицы бога Сварога !!!!

Алексей 1 января 2016, 22:32:22
город: Курск

Интересная статья. Поддержал ли кто эту идею?

Дмитрий 18 сентября 2016, 16:52:04
e-mail: Start4611@yandex.ru, город: Курск

Гербы русских городов имеют характерную стилистику. Традиционно герб Курска относят к «природной» стилистике, когда на гербе изображают, например, животных, характерных для данной местности.
Но Герб Курска содержит ряд неразрешенных вопросы к историкам:
Почему не соловьи?
Почему птиц три, а не одна крупно, в центре, с правильной детализацией?
Что за «дорога» по которой «птицы» летят?
Какие есть другие объяснения герба (версии)?
Есть такая — это не три куропатки, а «три печати Рюриковичей на Курский тракт». Скорее всего, данное выражение, характеризует некое древнее право Рюриковичей, которое они оспаривали. Петр Алексеевич (Первый и Великий) убрал предмет спора, сделав печати куропатками.

История герба

Впервые герб Курска с изображением трёх куропаток приводится в Знаменном гербовнике 1730 года.

Герб города Курска был утверждён как официальный 8 (19) января 1780 года.:

В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки.

Герб Курска одновременно являлся гербом Курского наместничества, а затем и Курской губернии (до 1878 года), и был помещён в верхнюю часть остальных утверждённых гербов Курского наместничества.

В 1859 году разработан проект нового герба Курска, который так и не был официально утверждён:

В серебряном щите лазурная перевязь влево, обремененная 3 серебряными же летящими куропатками. В вольной части герб Курской губернии; щит увенчан золотой стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровскою лентою.

В советские годы куропатки на гербе Курска сохранились, но к ним на щит были добавлены половина шестерни, подшипник, бобина ниток.

Решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов № 48 27 февраля 1992 года восстановлен исторический герб города: в серебряном щите лазуревая перевязь — лента, на которой изображены три летящие куропатки.

Иногда на неофициальных мероприятиях используется ещё одна версия нового Курского герба, которая является неутверждённым проектом, где официальный герб обрамлен дубовым венком, перевязанным лентой расцветки российского триколора, а над щитом — синяя ленточка с белыми буквами КУРСК.

С 2014 года неутвержденный герб (с щитом, обрамленным золотыми дубовыми листьями, перевитыми лентой-триколором) изображается на аверсе золотых и серебряных медалей города Курска «За отличную учёбу».

Флаг Курской области

Флаг Курской области

Курская область

Россия

Утверждён

17 декабря 1996

Пропорция

Автор флага

А. В. Руцкой

Флаг Ку́рской области — официальный символ Курской области Российской Федерации.

Флаг утверждён 17 декабря 1996 года законом Курской области № 19−ЗКО «О гербе и флаге Курской области».

«Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, чёрного и красного цвета. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и чёрного цвета равновелики между собой. Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или чёрного цвета — два к одному. В центре флага расположен герб Курской области. Отношение ширины флага к его длине — 2:3».

Одновременно существует другое описание флага:

…Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или чёрного цвета — один к двум….

В приложении к закону дано изображение флага с использованием вместо белого цвета — серебряного (вопреки правилам вексиллологии). Герб располагается не в центре флага, а на серебряной и золотой полосах.

Флаг был разработан под руководством А. В. Руцкого, губернатора Курской области в 1996—2000 годах. В основу флага положены цвета гербового флага Российской империи 1858—1883 годов, использовавшегося, в первую очередь, императорской фамилией и правительственными учреждениями. Широко присутствует также красное поле.

  • Флаг Курской области (вариант)

  • Приложение к Закону о флаге Курской области

Флаги муниципальных образований

На 1 января 2018 года в Курской области насчитывалось 355 муниципальных образований — 5 городских округов, 28 муниципальных районов, 27 городских и 295 сельских поселений.

Флаги городских округов

Флаг Наименование Дата утверждения Номер
в ГГР
Флаг городского округа
«Город Курск»
25 мая 2000
Флаг муниципального образования
«город Железногорск»
5 октября 2017
Флаг муниципального образования
«Город Курчатов»
29 мая 2013
Флаг Наименование Дата утверждения Номер
в ГГР
нет данных Флаг муниципального образования
«Город Льгов»
нет данных Флаг муниципального образования
«Город Щигры»

Флаги муниципальных районов

Флаг Наименование Дата утверждения Номер
в ГГР
Флаг муниципального района
«Беловский район»
6 ноября 2009 5554
Флаг муниципального района
«Конышёвский район»
10 сентября 2018
Флаг Наименование Дата утверждения Номер
в ГГР
Флаг муниципального района
«Мантуровский район»
28 апреля 2009

Флаги городских поселений

Флаг Наименование Дата утверждения Номер
в ГГР
Флаг муниципального образования
«город Рыльск»
Рыльского района
26 июля 2006
Флаг муниципального образования
«город Суджа»
Суджанского района

Упразднённые флаги

Флаг Наименование Дата утверждения Дата упразднения
Флаг муниципального образования
«город Железногорск»
14 февраля 2017 5 октября 2017
  1. Закон Курской области от 17.12.1996 № 19−ЗКО «О гербе и флаге Курской области» (с дополнениями внесенными Законом Курской области «О внесении дополнения в статью 3 Закона Курской области „О гербе и флаге Курской области“» от 30 июля 2003 г. № 44-ЗКО)
  2. Флаг Курской области
  3. Официальный сайт администрации Курской области/Флаг Курской области
  4. Решение городского Собрания Курска от 25.05.2000 № 56−2−РС «Положение о флаге города Курска»
  5. 1 2 Решение Железногорской городской Думы от 05.10.2017 № 4−6−РД «О внесении изменений в решение Железногорской городской Думы „О Флаге города Железногорска Курской области“»
  6. Решение Курчатовской городской Думы от 29.05.2013 № 39 «О флаге города Курчатова»
  7. Решение Представительного Собрания Беловского района от 06.11.2009 № 2/2
  8. Решение Представительного Собрания Конышёвского района от 10.09.2018 № 268 «Об утверждении Положения о Флаге муниципального района „Конышевский район“ Курской области»
  9. Решение Представительного Собрания Мантуровского района от 28.04.2009 № 327 «О флаге муниципального района „Мантуровский район“ Курской области»
  10. Решение Рыльской городской Думы от 26.07.2006 № 40/6 «О флаге и гербе муниципального образования „город Рыльск“ Рыльского района Курской области»
  11. Решение Железногорской городской Думы от 14.02.2017 № 490−5−РД «О Флаге города Железногорска Курской области»

К истории символа

Первыми этот геральдический знак увидели владельцы Знаменного гербовника, который вышел в свет в 1730 году. На нем были изображены уже известные пернатые, самые популярные птицы того времени в этом регионе. Именно так объяснялся выбор авторов в пользу куропаток.

Правда, официальное утверждение рисунка, как символа города, произошло только через 50 лет, в январе 1780 года. Он выполнял при этом две миссии, одновременно являясь и гербом города, и гербом Курского наместничества, позднее, официальным геральдическим символом Курской губернии.

В 1859 году появился новый проект герба Курска, но официального утверждения городские жители не дождались. Этот символ был более сложным, кроме птиц, располагавшихся на лазоревой полосе, на нем изображался герб губернии. Сверху венчала композицию драгоценная корона, обрамляли щит золотые колосья, перевязанные Андреевской лентой.

Советская власть внесла свои коррективы в герб Курска. К нейтральному изображению куропаток, которое никак не ассоциировалось с Российской Империей, добавились символы нового времени – бобина с нитками, подшипник и шестеренки, что соотносилось с развивающейся промышленностью, позиционированием города как крупного индустриального центра.

Описание герба и флага Курска

Как же выглядит курский герб? Это французский прямоугольный щит с острым основанием. Основное поле серого (серебристого) цвета наискосок пересекает голубая полоса, на которой изображены три летящих куропатки белого цвета. Птицы попали на государственный символ города не случайно. Когда-то в Курской области действительно водилось множество куропаток. По мнению некоторых историков, большая популяция этих птиц дала городу название, однако данная теория не подтверждена.

С точки зрения геральдики большое значение для любого знака имеет выбранная цветовая гамма. Серебристый цвет в курском гербе обозначает доброту и чистоту помыслов горожан. Голубой цвет символизирует мягкость, величие и истину. В своем полном варианте символ Курска обрамляется золотыми листьями дуба, обвитыми голубой лентой. Сверху щит венчает корона, соединяющаяся с дубовыми гирляндами красными лентами. Похожим образом оформляются и многие другие гербы городов России.

Курск гордится собственным флагом. Это прямоугольное, горизонтально расположенное полотнище с соотношением сторон 2:3. В верхней и нижней части флага располагаются равновеликие красные полосы. В центральной части — три более узкие полосы серебристого, желтого и черного цветов. Красные полосы символизируют преемственность времен. Серебристая говорит о духовности населения, желтая – о развитом сельском хозяйстве, а черная – о плодородии местных земель. В центральной части флага мы видим герб города, обрамленный дубовыми листьями и увенчанный короной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *