.

Фонтаны в Петергофе Фото

10 красивейших фонтанов Петергофа

20 августа 1721 года впервые были пущены фонтаны дворцово-паркового ансамбля Петергоф, который к настоящему времени стал одной из главных достопримечательностей всей России. В честь этой даты расскажем о самых красивых фонтанах комплекса.

Фонтан «Дубовый»

Скромная красота этого фонтана, который беглый и невнимательный взгляд может даже счесть неприметным, только подчёркивается огромным бассейном, будто оттеняющим как скульптурную композицию, так и струи воды. Шутка в том, что именно с «Дубового» началась история Петергофа, как ансамбля поражающих взор фонтанов. Вот только историческое название может неслабо удивить посетителей – никакого дуба они здесь не увидят. Дело в том, что скульптура амура, надевающего маску, появилась в первом фонтане верхнего сада значительно позже – исторический облик подразумевал огромный свинцовый дуб, возвышающийся над водной гладью бассейна.

Фонтан «Нептун»

Центр парковой композиции верхнего сада, являющийся по совместительству одним из самых узнаваемых фонтанов Петергофа. Скульптура древнеримского бога водной стихии не могла обойти стороной ансамбль, базирующийся на струящихся потоках H2O, распространившись репликами по всей территории парка.

Фонтан «Межеумный»

Заумное название «Межеумного», встречающего гостей Петергофа у главного входа в верхний сад, полностью отражает процесс постоянных замен его скульптурных композиций – так сказать, никто не может угадать, как этот фонтан будет выглядеть завтра. Но это всё в прошлом – дракон и окружающие его дельфины прочно установились в качестве властителей «Межеумного».

Фонтан «Самсон»

Ещё один символ Петергофа, облагораживающий своим изысканным обликом наборы открыток с видами этого прекрасного дворцово-паркового комплекса. Фонтан-монумент, на месте которого должен был по первоначальной задумке красоваться Геракл, побеждающий Лернейскую гидру, серьёзно пострадал в годы блокады Ленинграда – сегодняшняя композиция фактически была восстановлена с нуля.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Мужское и женское начало воплотились в фонтанах «Адам» и «Ева», идентичных по своему художественному и инженерному исполнению, но отличающихся половыми признаками установленных в их центре скульптур. Находящиеся по разные стороны главной аллеи парка, они являются единственными в Петергофе, которые за три столетия совершенно не изменились, полностью сохранив свой аутентичный облик.

Каскад «Шахматная гора»

Эклектичный и немного мрачноватый каскад, сооружённый из нескольких плато в чёрно-белую клетку. Вода на него извергается из пастей красочных скульптур драконов, скатываясь к расположенному у основания каменному гроту. «Шахматная гора» вполне могла бы послужить яркой иллюстрацией к «Алисе в Стране чудес».

Каскад «Золотая гора»

Расположенный у стен дворца Марли, этот каскад прославился не просто своими золочёными скульптурами, извергающими струи воды на платформы. Если расположиться у основания и направить свой взор вверх, то уникальные дизайнерские решения фонтана произведут впечатление, будто скульптуры изливают жидкое золото.

Фонтан «Китовый»

Сказочная Рыба-кит, которая возглавляла композицию этого фонтана до 1800 года, извергая из своей спины струю воды характерной формы, была выполнена из дерева, поэтому и вскоре исчезла из Петергофа. А вот поток воды, фонтанирующий из аккуратного искусственного водоема как из спины кита, остался на своём месте.

Римские фонтаны

Реплики знаменитых фонтанов, расположившихся на площади перед собором Святого Петра в «Вечном городе», вовсе не выглядят гнусной подделкой. Скорее наоборот, являясь данью знаменитому комплексу фонтанов, они изящно вписываются в окружающее пространство, радуя взор своим искусным исполнением.

Фонтан «Пирамидный»

Фонтан-одиночка, который придется ещё поискать на территории нижнего парка, выбивается из числа остальных водяных шедевров Петергофа не столько своим обликом, сколько тем фактом, что расположен он в отдалении от главных ансамблей комплекса. Тем самым «Пирамидный» образует удивительно тихое, красивое и романтичное местечко.

Контекстная реклама

Петергоф. Петродворец. Фонтаны.

Петергоф — одна из самых главных Российских достопримечательностей. Основанный Петром Первым, как летняя резиденция императора, сейчас парк принимает туристов со всего света.

Широкая известность и красота парка и фонтанов приводят к огромному наплыву народа в погожие летние дни. Поэтому лучше для посещения Петергоф выбирать не выходные дни и приезжать пораньше. Фонтаны работают с 10 до 17 часов (в выходные с 10 до 18), а через час после выключения фонтанов парк начинает закрываться.

Добираться до Петергофа удобнее всего от Дворцовой набережной на быстроходном кораблике-«Метеоре», либо автобусом от станции метро Автово, либо электричкой от Балтийского вокзала до остановки Новый Петергоф (от электрички ещё надо проехать немного на автобусе или пройти пешком). Летом в выходные дни выбрав автобус вы можете попасть в пробку, так что на мой взгляд удобнее плыть на «Метеоре», но этот вариант в несколько раз дороже.

Я поехал в Петергоф на автобусе. Поехал в праздничный день, когда прогноз погоды обещал солнечную погоду. В результате попал в полуторачасовую пробку. А сколько посетителей было в парке — можно представить по первой фотографиии, сделанной от входа в Верхний парк.

Позволю себе свести количество комментариев к минимуму и продемонстрировать побольше фото. Они расскажут о Петергофе лучше слов.

Вдоль центральной аллеи парка высажены декоративные деревца. Каждому из них работники парка постарались придать правильную геометрическую форму.

Чуть в стороне от центральной аллеи установлен зелёный тоннель-корридор, обсаженный деревьями. Подобную зелёную дорожку можно встретить в подмосковном Архангельском.

Центральной фигурой в Верхнем парке является фонтан Нептун.

Владыка морей сурово смотрит со своего постамента на окружающие его просторы. Возможно, он бы увидел и Финский залив, но деревья в парке и сам дворец мешают ему это сделать.

Совсем близко к фонтанам в Петергофе туристов не подпускают. Берегут газоны и памятники. Зато можно сдалать такие фотографии, благодаря которым удаётся ощутить просторы парка и не обратить внимания на окружающих посетителей.

В бассейне фонтана Посейдон установлены рыбки, плюющиеся водой. Подобные рыбы встречаются и на многих других фонтанах Петергофа.

Пройдя весь Верхний парк — до дворца сворачиваем и мимо церкви проходим к кассам в Нижний парк, в котором сосредоточены основные красоты Петергофа.

Стоя в очереди в кассу рассматриваем внешнее убранство церкви.

И вот, наконец, купив билеты (в 2008 году стоимость билетов в парк составляет 150 руб, студентам и школьникам — скидки), проходим в парк.

Ещё несколько шагов — и вот уже открывается вид на Большой каскад с фигурой Самсона, раздирающего пасть льву в центре композиции.

В фонтане Золотое яблоко яблоко куда-то пропало. Но на фотографии 2006 года — можно его увидеть.

В левой части парка (если стоять лицом к заливу), находится местечко называемое Марли. Небольшой уютный домик у широкого пруда и насыпь, прикрывающая это место от ветров Финского залива создают необыконовенное впечатление от места.

В один из прудиков около Марли запущена рыба. В нём организована рыбалка и каждый, заплатив определённую сумму может попытать счастья и вытащить осетра. А потом — заплатить ещё — и приготовить его в местном ресторане.

На центральной аллее, пересекающей весь парк стоят — Адам и Ева.

Ева держит в руке яблоко из-за которогои начались все проблемы.

Адам судя по всему разговаривает с создателем — перед изгнанием из рая.

Адама и Еву разделяет канал, протекающий от большого каскада в Финский залив.

Если идти вдоль канала — можно выйти к причалу и очень важному хотя и не историческому зданию — туалету.

Ещё одно довольно занятное место в Петергофе называется Монплезир.

Летом в вольер парка выпускают попугаев, а на прудик около вольера — лебедей и декоративных уток.

В глубине парка находится фонтан Пирамида. Десятки тоненьких струй которого поднимаются на разную высоту, образуя водяную пирамидку.

С правой стороны парка наибольшее внимание привлекают Римские фонтаны

Конечно без воды фонтаны перестают быть фонтанами и выглядят не так интересно.

Поэтому раз уж воду перекрыли — остаётся рассматривать в основном парковое искусство…

Да скульптуры, расставленные в парке.

С вылючением фонтанов аллеи парка стремительно пустеют

Закрываются кафе

И только чайки продолжают летать над Финским заливом.

Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения).

Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф


Вид на дворцово-парковый ансамбль с высоты

59°53′08″ с. ш. 29°54′14″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Петергоф, Санкт-Петербург

Архитектурный стиль

Барокко, Классицизм, Неоготика, Необарокко

Архитектор

Жан-Батист Леблон

Основатель

Пётр I

Дата основания

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620667440006 (ЕГРОКН). Объект № 7810406000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Peterhof, including the Palace and Park
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр города Петергоф, включая дворец и парк)

Ссылка

№ 540-017a в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Сайт

Петергоф на Викискладе

Петерго́ф (нидерл. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).

История

И. К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних.

Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи (1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж.

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад, Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф».

Композиция паркового ансамбля

Большой каскад и Большой дворец

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

Верхний сад

Фонтан «Нептун»

Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

  • «Дубовый» (1734 год)

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».

  • «Нептун» (1736 год)

Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году

  • Фонтаны Квадратных прудов

Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.

  • «Межеумный» (1738 год)

Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью Верхний парк восстановлен в 1968 году

Нижний парк

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

Ансамбль центральной части

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Морской канал и аллея фонтанов

Большой дворец и Морской канал Морской канал

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Ансамбль западной части

Дворец Марли

Дворец Марли на осеннем закате

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.

Ансамбль восточной части

Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)

Каскад «Шахматная гора»

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Дворец Монплезир Центральный зал Монплезира на картине Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год

Дворец Монплезир

В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Фонтан «Сноп» Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики». Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.

Фонтан-шутиха «Ёлочки». Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.

Фонтаны Нижнего парка

Фонтан «Пирамида» Фонтан «Самсон» Фонтан «Сноп» Римские фонтаны Фонтан «Ева»
  • Почтовые открытки 1907 года
  • Вид парка со стороны дворца

  • Фонтан «Монплезир»

  • Фонтан «Пирамида»

  • Фонтан «Адам»

Петергофский фонтанный водовод

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков.

Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, — нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля. История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Пётр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Пётр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.

Пока шло строительство верхнесадских прудов, Пётр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Пётр сразу же оценил все преимущества, которые даёт естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотёком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек.

Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее — канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.

Фонтанное строительство в 1730—1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755—1769 годах заменили чугунными.

Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825—1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочерёдно, отдельными участками.

Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *