.

Флорищева Пустынь в Нижегородской Области

История монастыря Флорищева Пустынь

Среди леса в тихом месте возле маленькой речки Лух на северо-западе Новгородской области уютно разместилась Свято-Успенская Флорищева пустынь. История ее начинается в далеком 17 веке, когда святой старец схимонах Мефодий с несколькими отшельниками поселились здесь, на Флорищенской горе. Многие жители того времени свидетельствовали, что слышали неоднократно колокольный звон с горы, будто Бог обозначил место будущей пустыни.

Многих боголюбивых монахов и мирян радушно встречала пустынь среди густых Гороховецких лесов. Славна она духовными подвигами и своих основателей — святого старца схимонаха Мефодия и двух монахов, поселившихся с ним — и первого настоятеля монастыря строителя Иллариона. О нем подробно упоминается святитель Игнатий в своих трудах как о божьем человеке, молитва которого вдохновляла всех своей искренностью, силой, смиренностью. Именно Илларион стал крайним митрополитом, который достиг своего высокого сана исключительно за свои духовные дела и подвиги. У него было несколько даров от Бога — прозорливость, силой в борьбе с бесами, молитвой с искренней слезой, законодательным талантом. Последний отразился в написании строгого иноческого устава для монастыря. Его постулаты были основаны на христианских законах жизни еще 14 века. В будущем этот устав привлек внимание саровских старцев, который они положили в основу своих монашеских принципов жизни в Саровском монастыре. Поистине слава и заслуги митрополита Иллариона были заслужены и признаны.

Простые миряне и даже царские особы почитали Флорищенский монастырь не только вниманием, но и разными дарами.

Царствовавший в то время Федор Алексеевич Романов особенно любил принимать у себя и беседовать с настоятелем Илларионом. Взамен он пожаловал для монастыря земельные угодья, мельницы, рыбные ловли. Это были дары достойные царя. Благодаря этому дела пустыни наладились и братия никогда не ощущала нужды в пище, да и паломников монастырь всегда с радостью мог накормить.

Царь Федор Алексеевич неоднократно лично посещал пустынь и настоятеля Иллариона, любил он проводить время в беседах с ним на духовные темы. В то время кельи и церкви пустыни были деревянные. Поэтому царь, чтобы исправить это, постановил начать тут каменное строительство, которое достаточно живо продвигалось. За год были возведены каменные двухэтажные кельи и главный пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы. Когда устанавливали крест на него, то многие могли шапки обронить, чтобы увидеть это. Что неудивительно, поскольку высота колокольни составила 49 метров и была четвертой по высоте в России. Росписью главного собора было поручено заниматься знаменитому царскому изографу Семену Ушакову.

В 1681 году в конце сентябре царь участвовал в торжественном освящении построенного собора во Флорищенской пустыни.

Благие дела царя по примеру поддержали и его подданные. Один из бояр пожаловал новопостроенному собору список иконы Успения Пресвятой Богородицы. За ней в будущем были отмечены многие чудесные деяния, за что икона пользовалась особенным вниманием и любовью братии и прихожан.

Другой боярин Борис Алексеевич Голицын, служивший верно Петру I, отдал в дар собору много уникальных книг, икон, церковные одежд. Также переспросил строительство корпуса из камня во Флорищенском монастыре. Этот корпус стал называться Голицинским. В старости Борис Голицын принял тут постриг под именем Боголеп, где и впоследствии оставил мир.

Настоятель Илларион по настоятельной просьбе царя принял сан митрополита. А строительство монастыря продолжалось. В 1684-1692 гг были завершены теплая и надвратные церкви, последняя получила название в честь апостолов Петра и Павла.

Так пустынь превращалась в добротный каменный монастырь со своим удивительным убранством, иконами, монахами. И жизнь текла тихо свои чередом. В монастыре каждый день служили по две литургии, а в праздники — по три.

Восстановление монастыря

С 2005 года во Флорищенском монастыре начаты реставрационные работы.

Летом 2008 года было проведено укрепление фундамента Успенского собора, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.

В настоящее время продолжается восстановление монастырских построек, роспись храмов и другие реставрационные работы.

Храмы и часовни и остальные постройки Флорищева монастыря:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Троицы Живоначальной
  • Церковь апп. Петра и Павла и Ефрема Сирина (надвратная)
  • Церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (фундамент XVIIIв.)
  • Колокольня монастыря
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Монастырские погреба
  • Казначейский корпус
  • Голицынский корпус
  • Просфорная келья
  • Кузница
  • Хозяйственный (скотный и конный) двор(XVIIIв.)
  • Жилой дом для трудников (XIX в.)
  • Хозяйственный корпус (XVIIIв.)
  • Больничный корпус (начало XVIII в.)
  • Рухлядный корпус
  • Келейный корпус
  • Бывшее братское кладбище
  • Сторожевая башня
  • Восстанавливаемые стены и башни ограды
  • Южный въезд

Как доехать до монастыря?

От Нижнего Новгорода до Фролищ примерно 100 километров.

Въезд во Фролищи

На автомобиле

Из Нижнего Новгорода выехать по трассе М7 в сторону Москвы и примерно спустя 70 километров повернуть направо, на Фролищи. Далее около 25 километров сильно разбитой асфальтовой дороги до Фролищ.

На общественном транспорте

  1. На прямом поезде Нижний Новгород — Фролищи
  2. На электричке до ст. Ильино, а далее на местном автобусе Ильино — Фролищи

Сайт монастыря: fp14.ru

LiveInternetLiveInternet

Свято-Успенская Флорищева пустынь, смиренно укрывшаяся среди обширных лесов, расположена на берегу тихой речки Лух, на северо-западе Нижегородской области в Володарском районе. Основание этой древней обители относится к началу 17 столетия, когда на Флорищевой горе поселились первые отшельники под руководством святого старца схимонаха Мефодия. Флорищева гора была необычным местом. Многие из бывших здесь людей нередко слышали дивный звон, исходящий как бы из самой горы, так Сам Господь указывал это место для жизни пустынников.


Известность монастырь приобрел благодаря духовным подвигам первых пустынников, нашедших спасение от мирских соблазнов здесь, в дремучих Гороховецких лесах. Как нельзя скрыть горящую во тьме свечу, так нельзя скрыть горящего любовью к Богу, плачущего о грехах своих подвижника. Такими были основатели пустыни — схимонах Мефодий, монахи Варлаам и Макарий. Таким был первый настоятель обители — строитель Илларион. Его можно рассматривать как знаковую фигуру того времени. Он был последним митрополитом из «простецов», достигших своего высокого положения исключительно своими духовными подвигами. Святитель Игнатий Брянчанинов упоминает митрополита Илариона как великого молитвенника. Имел он редкий дар благодатной слезной молитвы, приводящей в умиление богомольцев, имел власть над нечистыми духами, стяжал дар прозорливости и духовного рассуждения. Святой подвижник ввел во Флорищевой пустыни строгий иноческий устав, восходящий к духовным традициям русского монашества конца 14 столетия. Именно устав Флорищевой пустыни позже был воспринят саровскими старцами и лег в основу устава Саровского монастыря. Истовое уставное богослужение и подвижническая жизнь иноков привлекла в обитель людей разных возрастов и званий.


Фролищи,восстановление Свято-Успенского монастыряСлава о святых подвижниках достигла и царских палат. Боголюбивый царь Федор Алексеевич Романов (годы царствования 1676 — 1681 гг.) пригласил настоятеля обители преподобного Илариона во дворец, где он был с честью принят и затем всегда был дорогим гостем, чьи духовные беседы много способствовали духовному росту царя и его близких. Вскоре и сам Федор Алексеевич посетил скромную, но благодатную Флорищеву пустынь. Милости, оказанные им монастырю, были воистину царскими. Федор Алексеевич пожаловал пустыни мельницы, лесные и земельные угодья, покосы, рыбные ловли и многое другое, в чем нуждался монастырь. Самое же главное — по указу царя вместо деревянных церквей и келий были построены каменные, да таких размеров, что даже у столичных жителей спадали с голов шапки, когда они задирали головы, чтобы рассмотреть кресты на храмах. К примеру, колокольня достигла в высоту 23 сажень (49 метров) и была 4-й по высоте в России. Каменное строительство велось очень быстро. Огромный пятиглавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольня были возведены всего за один год и освящены в присутствии самого царя 30 сентября 1681 года. Иконы для Флорищевой пустыни писал знаменитый царский изограф 17 века Симон Ушаков с учениками.

С того времени, как обитель стал опекать царь, заботы о хлебе насущном более не обременяли братию и не отвлекали от главного монастырского делания — молитвы. Умное же и рачительное ведение монастырского хозяйства позволяло и братию довольствовать всем необходимым и многочисленных паломников кормить.


По примеру царя все его приближенные делали в новопостроенную обитель дорогие вклады. Так, боярин Богдан Хитрово передал Флорищевой пустыни копию с иконы Успение Пресвятой Богородицы из Киево-Печерской Лавры. Эта икона прославилась затем многими чудесами и очень почиталась братией и богомольцами. Князь Борис Алексеевич Голицын, сподвижник Петра 1 и казанский воевода, принял здесь иноческий постриг с именем Боголеп и также передал в дар обители многие церковные ценности: иконы, книги, утварь, облачения. На свои средства князь выстроил в монастыре двухэтажный корпус, впоследствии именовавшийся «Голицинским». Здесь инок Боголеп скончался и был погребен у алтаря Успенского собора.


Вскоре преподобный Иларион по желанию царя был возведен в сан митрополита, и ему была доверена в управление древняя Суздальская епархия. А монастырь продолжал строиться.


Фролищи,восстановление Свято-Успенского монастыряВ 1684 году была возведена теплая церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1692 году — надвратная церковь во имя святого Ефрема Сирина (позже она была переименована в честь первоверховных апостолов Петра и Павла). Последняя, четвертая монастырская церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, была освящена в 1703 году. По примеру монастыря строились двухэтажные кельи, возводились хозяйственные постройки. С построением в 1714 году Голицынского корпуса окончательно сформировался архитектурный облик обители. Тот, который мы можем видеть и сегодня.


На рубеже 19-20 вв. монастырь являлся одним из самых крупных в России, в его стенах подвизалось до 60 насельников. Иноческая библиотека насчитывала более полтора тысяч книг, из них 144 являлись рукописными творениями. Редкие рукописи и книги, хранившиеся в библиотеке, привлекали внимание известных в то время ученых-филологов и историков. Среди них — М.Веневитинов, Ю.Филимонов, В.Гациский, Ф.Буслаев, П.Строев и другие. Среди святынь монастыря наиболее почитались чудотворные иконы Успения Пресвятой Богородицы и Божией Матери «Владимирская». В 1772 году Матерь Божия через эти святые иконы избавила жителей Гороховецкого уезда от морового поветрия. В память об этом чудесном событии каждый год чудотворные иконы Флорищевой пустыни обносили по окрестным городам и селам.


В разное время во Фролищи приезжало помолиться много знатных людей. Несколько раз здесь бывал архиепископ Владимирский и Суздальский Феофан (Говоров), известный в будущем как святитель Феофан Затворник.
Шли годы, столетия. Одно поколение братии сменялось другим, но по-прежнему каждый день в обители совершались по две, а по праздникам по три Божественные литургии, по-прежнему перед святым Христовым Крестом и Евангелием приносились спасительные слова покаяния.

Революция 1917 года прервала мирное течение жизни. Богоборческая власть не могла терпеть существование Церкви Христовой. Как и многие другие, монастырь был закрыт. Это произошло 1 апреля 1923 года.

Братия была разогнана. Церковное имущество, которое имело материальную ценность — оклады с икон, украшения, утварь из драгоценных металлов — или реквизировали органы государственной власти, или разворовали, или передали в музеи. Постепенно обитель стала приходить в запустение. В монастырских зданиях разместилась воинская часть.

В 1992 году группа православных христиан затеплила лампаду церковной жизни в основательно разрушенной к тому времени обители. Через два года в надвратной церкви во имя апостолов Петра и Павла была совершена первая Божественная литургия, стали проводиться работы по благоустройству монастырских зданий и территории.

В 2005 году решением Святейшего Синода приход храма первоверховных апостолов Петра и Павла был преобразован в монастырь с прежним названием Свято-Успенская Флорищева пустынь. Наместником обители по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и постановлением Священного Синода назначен иеромонах Варнава (Баранов). Чтобы возродить былую духовную славу обители, новой братии возрожденного монастыря во главе с наместником предстоят многие труды, духовные и телесные.

<script>
  (function(i,s,o,g,r,a,m){i[‘GoogleAnalyticsObject’]=r;i[r]=i[r]||function(){
  (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o),
  m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m)
  })(window,document,’script’,’https://www.google-analytics.com/analytics.js’,’ga’);

  ga(‘create’, ‘UA-78075051-1’, ‘auto’);
  ga(‘send’, ‘pageview’);

</script>

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.

Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Федора Алексеевича Романова (1661-1682).

В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. Результатом богомолья стал царский указ дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Фёдор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского. Приход советской власти нанес монастырю новый сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 90-х годов XX века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава (ныне епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начали возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *