.

Флаг и Герб Литвы

Исторический герб Великого Княжества Литовского

В червленом поле серебряный всадник в латах над головой держит поднятый серебряный меч с золотой рукоятью. У левого плеча всадника лазоревый щит с двойным золотым крестом. Сбруя коня, кожаные ремни, седло и короткая попона лазоревые, металлические части (украшения) золотые.

В отличии от большинства европейских государственных гербов, литовский всадник (Погоня, Витис) происходит не от династического герба, а от портретных печатей. Так что автор хроники Быховца тридцатых годов XVI века, писавший, что герб Литвы символизирует зрелого государя, способного мечом защитить Родину, в общем был прав.

В качестве хронологически самого раннего появления Погони иногда цитируют «Кройнику литовскую и жмойтскую» о легендарном великом князе литовском Наримунте: «Той Наримунт мЂл герб, або клейнот, рицерства своего таковый, и тым печатовался, Великому князству Литовскому зоставил его, a то такий: в гербЂ муж збройный, на коню бЂлом, в полю червоном, мечъ голый, яко бы кого гонячи держал над головою, и есть оттоля названый «погоня».»
Увы, как видно даже из текста, «Кройника литовская и жмойтская» является не хроникой исторических событий, а поздним изложением легендарной традиции ВКЛ, написанной в XVII веке (на основе работ Мацея Стрыйковского и хроники Быховца). Так что отражает она не историю появления герба, а идеологический заказ, литовский шляхетский фольклор и состояние тогдашней историографии.
Юрий Васильевич Арсеньев в 1908 году упоминает, что в Ипатьевской хронике создание Погони приписывается великому князю литовскому Витянису (Витеню): «Нача княжити над Литвою (1278), измысли себе герб и всему князству литовскому печать: рыцарь збройный на коне, с мечем, еже ныне наричут погоня».
Увы, подобного текста в известных автору списках Ипатьевской хроники нет. Текст анахроничен, и в протографе хроники его быть не могло (хотя подобная вставка в какой-нибудь список XVII века вполне вероятна). На какой источник опирался уважаемый геральдист, не известно.

Самое раннее известное изображение всадника на печатях Гедиминовичей принадлежит Наримантасу (Наримунту, но не легендарному, а историческому сыну Гедиминаса, в крещении Глебу), князю полоцкому. Сохранилась его печать на документе 1338 года (возможна погрешность до 1341 года). Однако неясно, кто изображен на печати — сам князь по западноевропейской традиции, или его покровитель святой Глеб по русской традиции.

Несомненно портретным изображением князя была печать великого князя Альгирдаса (Ольгерда) на литовско-польском договоре 1366 года. На данный момент печать не сохранилась, но ее засвидетельствовал Тадеуш Чацкий — педантично честный и очень профессиональный польский историк XIX века. Так что именно ее считают первым известным изображением Погони.

Известны печати с всадником многих Ольгердовичей: Ленгвяниса (Лунгвения), Йогайлы (Ягайлы), Скиргайлы, Карибутаса (Корибута), Александра Вигунда, Швитригайлы (Свидригайлы). Кажется очевидным, что этот символ они унаследовали от отца. Все фигуры несколько различаются между собой: направлением, оружием (меч или копье, присутствие щита у всадника), фигурой на щите всадника, позами самих коня и всадника.
Предполагается, что всадник символизировал князя вильнюсского (т.е. великого князя литовского) и его семью (вторая в феодальной иерархии ВКЛ семья князя тракайского использовала пешего рыцаря, дальние ветви династии — менее престижные символы).

Характерны в этом смысле печати великого князя литовского Йогайлы и его брата князя полоцкого Скиргайлы на литовско-тевтонском договоре 1382 года.
Печать Йогайлы на красном воске (символ сюзерена) изображает обращенного всадника с мечом, без щита, т.е. символ в чистом виде.

Печать Скиргайлы на зеленом воске (символ вельможи, вассала высшей категории) изображает всадника с копьем и щитом с изображением свирепствующего льва, т.е. фигура семейного герба дополнена личным гербом. Для сравнения, печать Скиргайлы 1394 года, когда он был наместником великого князя, изображает на красном воске всадника с копьем и щитом с двойным крестом, т.е. гербом Йогайлы, от имени которого осуществлялась власть.

Предполагается, что, захватив в 1381 году престол великого князя литовского, Кястутис (Кейстут) изготовил себе печать с всадником. В любом случае, после убиения Кястутиса его сын Витаутас (Витовт) вместо использованой ранее печати с пешим рыцарем изготовил себе печать с всадником (известна с 1384 года), так напрямую заявив о своих претензиях на престол.

С крещением Йогайлы в 1386 году, у его всадника появился щит с двойным крестом, скорее всего символизирующим крещение. Этот герб стал династическим гербом его потомков — дома Ягеллонов. Также он воспринимался поляками как герб ВКЛ — попал во второе поле четверочастного королевского герба Йогайлы (в первом изображен орел Польши).

Польские изображение всадника в первые годы царствования Владислава II (т.е. Йогайлы) менялось — сначала с копьем, потом с мечом. Некоторое время под ногами коня изображался дракон.

В 1388 году известна первая в ВКЛ гербовая печать князя кернавского Александра Вигунда (брата Йогайлы).
Основные цвета герба — в червленом поле серебряный всадник — известны примерно с рубежа XIV и XV веков. Известно (история пересказана хронистом, не являвшимся современником событий, и может быть легендой), что в 1403 году Йогайла устроил нагоняй герольдам Польши, попытавшимся в объединенном гербе (первом прообразе будущего герба Речи Посполитой) изобразить в серебряном поле червленого всадника.
Примечание: реакция короля вполне понятна — это было бы символическое принижение статуса ВКЛ от суверенного государства до удельного княжества, тем самым принижая и статус Йогайлы от суверена до консорта.

В 1397 году великий князь литовский Витаутас стал пользоваться печатью с всадником, на щите которого был изображен его личный герб — Столбы Гедиминовичей (принадлежность их еще Кястутису остается гипотезой). Окончательно статус всадника как государственного герба ВКЛ был утвержден в майестатной печати Витаутаса от 1407 года — в ней Витаутас держит герб со всадником в позиции державы.


В червленом поле серебряный всадник с мечом и червленым щитом, на котором изображены золотые Столбы Гедиминовичей, зафиксирован как герб Литвы и в западноевропейских гербовниках начала XV века. Щит украшен шлемом с золотой короной, красными перьями, красной мантией и золотыми Столбами. Таким герб оставался весь период правления Кейстутовичей.
В то же время Ягеллоны, сохранившие за собой титул верховного князя литовского (Supremus Dux Lituaniae), продолжали использовать всадника с лазурным щитом и золотым двойным крестом. Лазурными были и кожаные части сбруи и попона.


С возвращением Ягеллонов (Казимира) на престол Литвы в 1440 году, соответственно изменился и государственный герб (примечание: Ягеллоны продолжили использование и Столбов в качестве малого династического герба Гедиминовичей).

Ни Ягеллонский крест, ни Столбы сами по себе не стали гербом ВКЛ по нескольким причинам. В условиях расцвета развитой, нарядной, эмоционально воспринимаемой европейской геральдики требовался соответствующий выразительный символ, а линейные гербы для этого плохо подходили.
К тому же, Литва уже более столетия вела отчаянную, воистину тотальную войну с лучшей военной организацией Европы — Тевтонским орденом.
Образ воина был понятен и близок каждому литовцу, ибо поголовно каждый литовец и сам был воином.
Также, народ мог усмотреть образ бога Перкунаса (примечание: тем более, что главные литовские боги имели ипостаси человека, птицы и лошади) — Девурикиса («короля богов»), проводника душ в потусторонний мир, хозяина поднебесья (места посмертного пира храбрых воинов). Это значение ничуть не противоречило изначальной символике великого князя, благодаря характерному для балтской культуры слиянию духовной и военной сфер. Хотя фольклорные данные вроде бы говорят в пользу этой теории, но уверенно утверждать нельзя, так как на литовский фольклор влияли и все последующие века, прожитые с Погоней.
Возможно, для русских земель ВКЛ имела значение и определенная схожесть образа со святым Георгием. Примечание: сохранились исторические факты, свидетельствующие, что и Йогайла, и Витаутас понимали значение пропаганды и общественного мнения, и умели этим пользоваться.

В течении XV века сформировалась традиция изображения большого герба ВКЛ: щитодержатели — два ангела (символика — хранители), над щитом справа герб высшего титула отца великого князя, т.е. орел короля Польши, над щитом слева родовой герб матери великого князя, справа от щита ангел Киева, слева — крест Волыни, под щитом — медведь Смоленска или Жямайтии.
Также щитодержателями были люди разных сословий.

В конце XV века в польских гербах стало модно изображать латы литовского всадника золотыми (примеры: триптик Богородицы в соборе краковского замка Вавель, созданный в 1484 году, майестат короля Яна Олбрахта 1506 года). На само ВКЛ эта мода, насколько известно, не распространилась.

В ВКЛ в то же время пришла мода в гербах и майестатах изображать Столбы Гедиминовичей, которая закончилась лишь со смертью последнего Ягеллона, короля Сигизмунда Августа.

В начале XVI века в качестве щитодержателя появляется белый (серебряный) единорог.

Вопреки традициям польской геральдики, герб ВКЛ долгое время не имел имени. Еще Ян Длугош не мог его наименовать и просто описал. Первым гербу имя Погоня дал польский хронист Мартин Бельский в 1551 году.
Следует отметить, что хронист неправильно понял герб, усмотрев в нем скачущего вслед за врагом преследователя. Во всех изображениях XV-XVI веков (как и в большинстве более поздних) всадник и конь находятся в положении защиты — встречного контрудара, соответственно держится и меч. Это полностью соответствует идее защитника, выраженой в легендах и хрониках ВКЛ.
Однако, имя герба быстро приобрело популярность и закрепилось, т.е. Бельский видимо опирался на уже существовавшее объяснение символики герба.

В середине XVI века среди множества изображений герба создано несколько, ключевых для его истории.

В 1555 году довольно качественно (как и весь гербовник) нарисованный в окружении вильнюсского эпископата герб показывает полностью сохраненные цвета и позу герба, хотя и украшен вариантом княжеской короны, нетипичным для геральдики и изобразительного искусства ВКЛ. Этот гербовник попал в Западную Европу и долгое время служил основным источником сведений о геральдике ВКЛ.

В 1571 году в объединенном гербе короля Сигизмунда Августа ради лучшей композиции Погоня изображена в лазурном поле. Впоследствии эта мода развилась до альтернативного цветового варианта Погони.

В 1572 году создана прекрасная малая печать ВКЛ, ставшая настоящим эталоном государственного герба. Именно с этой печати скопирована Погоня на печатях воеводств и уездов, ей следовали новые семьи вельмож, «находя» корни Гедиминовичей у своего рода и добавляя Погоню в свой герб. С другой стороны, от этого изображения началась мода изображать длинную хвостатую попону и перья на шлеме всадника, позволившая не одному маляру от геральдики завуалировать ошибки в композиции рисунка.

В 1575 году издан гербовник Эрасмуса Камына, в нем впервые тиражирован в печати и герб ВКЛ.

После Люблинской унии 1569 года цвета герба ВКЛ постепенно изменились, видимо, под влиянием цветов герба Польши: попону стали изображать пурпурной или червленой, кожаные ремни — желтыми (золотыми).

В большой печати ВКЛ 1590 года щитодержателями по прежнему служат ангелы, щит увенчан большой княжеской короной (с двумя дугами). Над княжеской короной — герб Польши (символ унии), увенчаный королевской короной. Справа герб правящей династии Ваза, слева — Погоня, герб матери короля Екатерины Ягеллоновны, под ним Столбы Гедиминовичей, символизирующие преемственность династии, хотя и по женской линии. Также изображены гербы земель ВКЛ: крест — Волынь, пеший рыцарь — Тракай, флаг — Смоленск (новый герб), олень — мнения различаются (Люблин, Гродно, Полоцк), медведь — мнения различаются (Жямайтия, старый герб Смоленска), мужчина с женщиной — мнения различаются (Северский Новгород, Подласье), архангел Михаил — Киев, голова Христа — мнения различаются (Подолье, Витебск).

В начале XVII века в качестве щитодержателя появляется грифон.

При ремонте Острой Брамы (одни из важнейших ворот Вильнюса, единственные сохранившиеся до наших дней) после пожара 1610 года, на ней создано еще одно ключевое изображение Погони.

Чуть позже появляются новые щитодержатели — аллегорические фигуры Войны с мечом и Мира с пальмовой веткой.

В тридцатых годах XVII века большую и малую княжеские короны в гербах и печатях сменяет княжеская шапка (видимо, под влиянием немецкой геральдики).

В большой печати ВКЛ 1635 года сохранена структура прежней, но в оконечности щита изображено войско, щит увенчан княжеской шапкой, династические гербы перемещены в руки ангелов-щитодержателей, а освободившееся место занял герб трех корон, символизирующий претензии дома Ваза на престол Швеции (потерянный в 1599 году). Медведь — скорее всего старый герб Смоленска.

В 1642 году в «Словаре трёх языков» Константинас Сирвидас слово «погоня» на литовский язык перевел двумя словами: waykitoias (лицо, в современной орфографии vaikytojas) и waykimas (действие, в современной орфографии vaikymas). Из них в литовскоязычной литературе XVIII-XIX веков в качестве названия герба утвердилось последнее.

В большой печати ВКЛ 1669 года в оконечности щита изображены вильнюсский верхний замок и войско. У обоих ангелов-щитодержателей в руках гербы Корибут — родовой герб правящего короля Михаила Корибута Вишневецкого. Справа от орла Польши — Погоня, слева — Столбы Гедиминовичей, вместе они символизируют, что Вишневецкие — литовские князья, ветвь Гедиминовичей. Земельные гербы практически те же, но изображены оба медведя — и Смоленск, и Жямайтия.

При короле Иоанне Собеском (1674-1696) щитодержатели сменяются на воинов в латах. Это соответствовало как характеру сего великого полководца, так и положению Литвы (и всей Речи Посполитой) — череде труднейших воин.

В большой печати ВКЛ 1734 года у правого щитодержателя герб со скрещенными мечами, у левого — герб династии Веттин, вместе они составляют герб правящей саксонской династии. Сопровождающие гербы остались прежними, хотя многие из них давно не соответствовали ни геральдике земель, ни даже их государственной принадлежности. Вероятно, значение многих гербов было уже забыто, но их копировали по традиции.

При короле Станиславе Августе щитодержателями стали античные аллегорические фигуры.

С упразднением ВКЛ в 1795 году, Погоня потеряла официальный статус. Тем не менее, она не пропала из общественного оборота.
В 1812 году литовские полки Наполеона использовали кокарду с Погоней.

Гербом восстания 1830-1831 года был рассеченный щит с польским орлом и Погоней.

В 1845 году измененная галопирующая Погоня с православным крестом стала гербом Виленской губернии.

К началу восстания 1863 года, в Европе возобладала идея национального государства, объединяемого языком. Она изменила и видение Речи Посполитой — вместо прежних двух политических народов присутствовали три этнические. Это было отражено в гербе восстания — щит разделен на три поля вогнутым нитевым стропилом, в переднем червленом поле серебряный орел, в заднем лазурном поле серебряная Погоня, в серебряной оконечности черный архангел Михаил. Это, видимо, последнее использование Погони в лазурном поле. Архангел Михаил для Беларуси был выбран, вероятно, «скрестив» (перепутав) киевского и новогрудского архангелов.

В 1878 году утвержден новый эталон герба Виленской губернии. Благодаря Бернгарду Кёне, в эталоне возвращена позиция защиты. К сожалению, не прошло другое предложение Кёне — вернуть Ягеллонский крест.

1-3. Archiwum Głowne Akt Dawnych w Warszawie, perg. 815, 4440, 4446
4. Biblioteka Jagiellonska w Krakowie, rkps 9986 IV, k. 9
5. Biblioteka klasztoru Paulinow na Jasnej Gorze, C. M. C589
6. Bibliothèque de l`Arsenal, Paris, ms. 1114, c. 2
7. Juozas Galkus. Lietuvos Vytis. – Vilnius: Vilniaus dailės akademijos leidykla, 2009. ISBN 978-9955-854-44-9
8-9. Geheimes Staatsarchiv preussischer Kulturbesitz, Schiebl. 52, Numm. 3, 5
10. Latvijas Valsts vēstures arhīvs, f. 8, ap. 3c, nr. 2
11. Lietuvos metraštis: Bychovco kronika, p. 65. – Vilnius: Vaga, 1971.
12-13. Lietuvos Mokslų Akademijos biblioteka, f. 6-85; f. 43-17283
14-15. Lietuvos valstybės istorijos archyvas, f. 787, ap. 1, b. 53, l. 1; f. 1177, ap. 1, b. 4740, l. 75v
16. Orzeł Biały – 700 lat herbu panstwa polskiego, s. 116. – Warszawa: Zamek Krolewski w Warszawie, 1995.
17. Riksarkivet, Bergshammars vapenbok, vol. 2, l. 53
18. Edmundas Rimša. Heraldika. Iš praeities į dabartį. – Vilnius: Versus aureus, 2004. ISBN 9955-601-07-8
19. Edmundas Rimša. Lietuvos heraldika. – Vilnius: Baltos lankos, 2008. ISBN 978-9955-23-202-5
20. Zakład Nauk Pomocniczych Historii i Archiwistyki Uniwersytetu Jagiellonskiego, D 213, D 442
21. Юрий Арсеньев. Геральдика, стр. 343. Москва: Терра – Книжный клуб, 2001. ISBN 5-275-00257-2
22. Библиотека Российской Академии Наук, № 4.6.44
23. Валентин Лаврентьевич Янин, Петр Григорьевич Гайдуков. Актовые печати древней Руси X-XV вв., т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг., стр. 408. – Москва: Интрада, 1998.
24. Ипатьевская летопись http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat.htm
25. Кройника литовская и жмойтская http://izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov02.htm
26.Львівська національна наукова бібліотека України ім. В. Стефаника
27.Музей истории города Обеляй, Рокишкский район

Источники: Виргиниюс Мисюнас

Литва является небольшим балтийским государством на северо-востоке Европы, которое на протяжении своей истории переживало различные события, не всегда являвшиеся благоприятными для страны и её населения.

История Литвы

Больше всего интересна неоднородность населения Литвы в историческом разрезе. С одной стороны, литовцы имели своё государство в виде Великого княжества Литовского (ВКЛ), в названии которого уже указывается национальная принадлежность.

Воин Великого княжества Литовского, XIV век. Реконструкция В. Ляхора

Сейчас известно, что этническую основу этого государственного образования составляли балтийские народы, а также беларусы и украинцы. И если территории современных Латвии, Молдовы, Польши, России, Украины, Эстонии и даже самой Литвы (!) ВКЛ занимал не полностью, то территория современной Беларуси была очевидным географическим центром и демографической основой государства. Основу политической и государственной силы составляли предки литовцев, позже, вероятно, поляков. Хотя, например, насчёт официального языка и языка, используемого населением, до сих пор ведутся споры.

Литовские лучники атакуют тевтонского рыцаря

С другой стороны, государство пережило кровавый этап войн, в которых территория была просто напросто оккупирована различными силами. И говорить о проявлении государственности в таких условиях не приходится. Основные европейские политические силы после распада Речи Посполитой сформировались таким образом, что территории современных Балтийских стран, Беларуси и Украины оказались на границе столкновения интересов (или цивилизаций, если хотите). Присоединение к Российской империи подавило независимость страны в угоду создания более глобального государства. Такие события вряд ли вызывают положительные эмоции у самих литовцев. В этом плане современные литовские настроения направлены на осуждение, как действий СССР, так и действий нацистской Германии.

По этой теме очень любопытно выглядит ситуация с Википедией, а именно с названиями статей о разделе стран Балтии между СССР и нацистской Германией (как это отметил мой коллега в своём недавнем материале). Так, одна и та же статья в Википедии использует разные названия в зависимости от выбранного языка. На русском языке используется «присоединение», на официальном беларуском используется «присоединение или оккупация», на беларуской тарашкевице используется просто «оккупация», также как и на латышском, польском и украинском языках. На эстонском языке отдельно существует статья про «оккупацию Эстонии», а на литовском слова про оккупацию Литвы перенаправляют нас на «историю Литвы».

Влияние политики на интернет-энциклопедию, претендующую на объективность

Так, хотя Россия и осуждает договоры СССР с нацистской Германией, но то ли из-за большого количества коммунистов в стране, то ли из-за обиды за потерянный и «неблагодарный» регион, в любом случае что-то не позволяет чётко заявлять об оккупации и осуждении преступных действий в советском государстве. Ведь известно, что в прошлом на территории всех современных стран совершалось огромное количество преступлений, и признать их — значит более адекватно взглянуть на прошлое. Но это уже отдельная тема.

Так или иначе, вопрос государственных символов Литвы не мог развиваться должным образом, как при Российской империи, так и при СССР до обретения независимости в конце прошлого века.

Символы Литвы

Для начала стоит обратиться к основным символам Литвы. Их всего два — «Колюмны» и «Апостольский крест». Оба символа достаточно древние. Отдельно стоит упомянуть герб «Погоня», неоднократно использованный на различных гербах и печатях, и отметить, что современный герб Литвы называется «Витис» («всадник, преследующий»), который происходит именно от «Погони».

Символы Литвы

Колюмны также называют «Гедыминовыми столпами» или «столпами Гедиминаса», так как этот символ часто рассматривается как герб Гедыминовичей — правителей ВКЛ. По легендам этот герб имеет ещё итальянские корни, однако также этот символ использовал Витовт и некоторые шляхтичи.

Алтарь, надгробие и современный памятник

Частое использование исторического символа в Литве только радует. Найти множество объектов, использующих этот символ, не составит большого труда.

Крест же можно увидеть в двух вариациях, он также имеет сходство с лотарингским и венгерским геральдическими крестами. Существуют различные предположения по поводу толкования символики этого креста.

Флаг Литвы

Первым государственным символом Литвы можно считать флаг Великого княжества Литовского.

Реконструированное изображение наиболее раннего рисунка знамени ВКЛ

Знамя ВКЛ в Каменецкой башне, Беларусь

После объединения ВКЛ и Королевства Польского в результате Люблинской унии образовалась Речь Посполитая, которая просуществовала чуть больше двухсот лет.

Флаг Речи Посполитой

После окончательно раздела Речи Посполитой и упразднения государства в результате войн, территория Литвы отошла в состав Российской империи. Польско-литовское дворянство, пытаясь восстановить государственность, несколько раз поднимало восстания. Следующим флагом, имеющим отношение к Литве, является значок литовских улан в наполеоновской армии, к которой примкнули несогласные в 1812 году.

Значок литовских улан в армии Наполеона

Различные версии и проекты нового флага Литвы создавались с начала девятнадцатого века и до начала двадцатого.

Варианты флага Литвы

«Погоня» и флажки-биколоры использовались на Вильнюсской конференции 1917 года.

Вильнюсская конференция, прошедшая с 18 по 22 сентября 1917 года

Современная версия флага сформировалась только к 1917–1918 годам. Новый флаг создавали с учётом культуры и национальных цветов тканей литовцев. Для этого приобщили ряд художников и выдающихся деятелей Литвы. 19 апреля 1918 года флаг был принят как временный.

Флаг Литвы с 1918 по 1940

Флаг, использующий современные цвета флага Литвы, символ «Колюмны», герб «Погоня» и флаг Малой Литвы изображены на Тильзитском акте об объединении Малой Литвы и Большой Литвы в единое Литовское государство 30 ноября 1918 года:

Тильзитский акт

Также различные проекты предлагались в 1936 году, хотя флаги с верхнего ряда сильно напоминают флаг современной Южной Осетии.

Проекты флага Литвы 1936 года

Следующим флагом Литвы можно назвать флаг существовавшего марионеточного советского государства — Литовской советской республики, просуществовавшей всего около трёх месяцев. Флагом этой «страны» было просто красное полотно без всяких добавлений. Красный, судя по всему, символизировал советскую власть, помимо которой, видимо, больше ничего и не нужно.

Флаг Литовской советской республики

Следующий флаг ещё занимательнее предыдущего. Хотя, нет — это просто его копия. Государственное образование «ЛитБел» или «Литовско-Белорусская советская социалистическая республика», которую мы уже упоминали, получила точно такой же «потрясающий» в своём исполнении флаг. Государство же просуществовало ещё пару месяцев.

Флаг ЛитБел

Стоит также упомянуть ещё одно марионеточное государство, на сей раз польское — Срединную Литву, просуществовавшую два года (1920–1922) и потом вошедшую в состав Польши.

Флаг Срединной Литвы

С 1918 по 1940 Литва возвратила себе принятый флаг и существовала как относительно независимое государство. По территории, однако, Литва того периода была меньше современной.

С приходом советской власти в 1940 году была создана Литовская Советская Социалистическая Республика или ЛитССР (ЛССР). Государственная символика республики СССР сначала изменилась не сильно — была добавлена надпись: «Литовская ССР» на литовском.

Флаг Литовской ССР с 1940 года

Но такой флаг просуществовал относительно недолго, и был упразднён в 1953 году. После чего на флаг добавили зелёную и белую разделяющую полосы, убрали надпись и добавили звезду, популярный у коммунистов символ.

Флаг Литовской ССР с 15 июля 1953 года (лицевая и обратная стороны)

Интересным фактом является уголовное преследование публичной демонстрации флага Литовской ССР на территории современной Литвы. Справедливости ради стоит отметить, что также уголовно преследуется публичная демонстрация флагов нацистской Германии и СССР. А сама свастика в отрыве от событий Второй мировой войны признана историческим наследием балтов Литовским судом. Так или иначе свастика более древний символ, чем символика Третьего рейха, поэтому действия властей Литвы в этом плане не должны вызывать удивления или возмущения. А запрет символики, как СССР, так и нацистской Германии, можно списать на историческую боль и нежелание находится в составе воинствующих сверхдержав.

Если же предположить, что литовцы признали бы власть советов или нацистов, то интересно будет взглянуть на проекты флага Литвы в составе, как СССР, так и в составе нацистской Германии, но с учётом исторических символов Литвы.

Проекты флага Литвы в составе СССР и нацистской Германии

Также в истории флага Литвы иногда возникало предложение использовать крыж в виде герба «Погоня», непосредственно связанного с символикой ВКЛ, многих городов Беларуси и древних печатей.

Флаг Литвы с крыжом «Погоней» с «Колюмнами»

Нынешний флаг Литвы немного отличается от флага 1918–1940 годов соотношением сторон.

Современный флаг Литвы

Немногие знают, что и сейчас в Литве два официальных флага.

Исторический флаг Литвы

Исторический герб «Погоня» был реконструирован несколько раз в ходе времени, но современная версия «Погони» в виде флага может также использоваться, представляя Литву.

Официальные флаги Литвы. Обратите внимание на наконечник флага в виде «Колюмн»

Рассмотрим также ряд новых проектов флага Литвы, и заодно предлагавшийся проект скандинавского креста в 2001 году:

Новые проекты флага Литвы

Как это зачастую бывает, существует несколько вариантов толкования символизма цветов. Один из вариантов таков:

Солнце (и свет), природа и кровь, пролитая за Литву. Надписи на литовском

Литва и Беларусь

Глядя на историю Литвы можно предположить о самых непосредственных связях с Беларусью. Беларусь и Литва были просто напросто одной страной на протяжении сотен лет. Теперь же власти Литвы заявляют о постройке модернизированной границы с Беларусью к 2020 году. Не хотелось никого обвинять в данном решении и, уподобляясь коммунистам заявлять: «Какую страну потеряли!», да и понятно, что людям наверняка жилось гораздо тяжелее в 14–15 веках касательно физического труда и возможностей, прав человека и индивидуального богатства, чем в современной Беларуси и Литве. Конечно, об этом не будут столько говорить, как о стене, которую собирается воздвигнуть Трамп, но с исторической точки зрения эта «стена» имеет куда большее влияние и смысл.

Тем не менее, это по-философски иронично. Когда-то являя собой отдельную политическую силу, бывшую одним из самых больших государственных образований в Европе, со своими интересами в регионе, теперь же оно разорвано на куски не то что не имеющие между собой ничего общего, а даже разделённые границей новых политических интересов и новых союзов.

Общее историческое наследие сейчас слабо освещено. Атмосфера такова, что Беларусь ориентируется на восток, а Литва на запад. Беларусь последнюю сотню лет всё больше интегрировалась с Россией, отойдя от польско-литовских связей как можно дальше. Литва же, обретя независимость, сделала свой выбор в сторону европейских ценностей и культуры.

Руины башни замка Белый Ковель (Смоляны, Беларусь) и Башня Гедымина на Замковой горе (Вильнюс, Литва)

Удивительно, как быстро всё меняется в мире вообще, не говоря уже о современности. Наверное, мы, люди современности, не обязаны отвечать за то, что делали наши предки сотни лет назад, но современная ситуация в Восточной Европе выглядит очень странно по отношению к истории. Возможно, сейчас границы Балтийских стран и Восточной Европы больше соответствуют нациям их населяющим. Но соответствуют ли они духу времени, желанию людей и истории? Едва ли.

Главный религиозный символ Литвы

Страницы: 1

Никто сейчас точно уже не знает откуда она появилась и почему возникла… много раз ее пытались разрушить, но народ всякий раз возрождал её снова и снова……..Сегодня Гора Крестов одна из самых главных христианских святыней Литвы.

Гора Крестов находится в 12 километрах от четвертого по величине города Литвы — Шауляя, на трассе Калининград — Рига. Это обязательное место посещения всех туристических групп, путешествующих по Литве, некоторые заезжают сюда, минуя даже сам Шауляй. Купить в сувенирной лавке и оставить на горе крест считается хорошим знаком.

У Горы Крестов, Литва // mikeseryakov.livejournal.com

Почти на каждом кресте есть таблички с надписями, обычно они на литовском, но свободное место тоже присутствует и каждый может дописать что-то своё. Надпись на моем кресте: «Dieve globok mus ir duok sveikatos» — что примерно означает «Боже Дай мне здоровья».

// mikeseryakov.livejournal.com

От парковки машины до самого холма Юргайчай ведёт «туристическая тропа», место «облагородили», потому как каждый день здесь великое множество туристов.

// mikeseryakov.livejournal.com

Одна из версий появления этой горы такова, говорят что первые кресты на этом холме стали ставить родственники погибших во время польско-литовского восстания в 1830 году, не имея возможности почтить память погибших на месте их гибели. Потом эта традиция продолжилась во время следующего восстания поляков в 1863 году.

// mikeseryakov.livejournal.com

В средневековье на этом холме располагался замок Куле, который был потом в 14 веке был разрушен рыцарями Ливонского ордена. После этого холм, который называли замковым, молельным, городищем Доманту, холмом Юргачай стоял пустым и лишь в 19 веке здесь появились первые кресты. Люди считали это место святым и ставили здесь кресты, моля Бога о благословлении и здоровье. Это ещё одна версия возникновения холма, но на 100% точную причину его возникновения не знает никто.

Кресты на горе самые разные, от маленьких и скромных сантиметровых размеров до монументальных обелисков.

// mikeseryakov.livejournal.com

Перед входом на сам холм стоит главный крест с распятием. Поляк в красной футболке вроде сначала спокойно шёл по дорожке, потом вдруг резко бросился к кресту, начал пробивать головой землю, рыдать и что-то громко просить.

// mikeseryakov.livejournal.com
// mikeseryakov.livejournal.com

Крестовая гора своего расцвета достигла после первого обретения Литвой независимости в 1918 году, люди приходили сюда чтобы молиться, здесь проходили Святые мессы. Чтобы подняться на гору, посреди крестов по центру проходит деревянная лестница.

// mikeseryakov.livejournal.com

Сюда приезжают паломники и туристы со всех концов мира, вот например шарфик с символикой южно-африканского флага.

// mikeseryakov.livejournal.com

В советские годы история тоже не обошла гору крестов. В период с 41 по 52 годы двадцатого века многие жители близлежащих городов и деревень были сосланы в Сибирь, в 56 году люди начали возвращаться из лагерей и ссылок и возводили кресты в память о тех, кто вернуться не смог. Надписи на крестах очень часто шли вразрез с «главной линией» партии.

// mikeseryakov.livejournal.com

Еврейская символика на горе тоже присутствует.

// mikeseryakov.livejournal.com

Помимо основной центральной тропы на горе есть ещё несколько узких проходов и тропинок, иначе некоторые места было бы совсем невозможно достичь.

// mikeseryakov.livejournal.com

В 1961 году Никита Сергеевич Хрущев решил окончательно покончить с «антисоветской пропагандой» и начал уничтожение горы крестов. Деревянные кресты сжигали на месте, металлические вывозили на металлолом, а каменные и бетонные использовали для строительства дорог или же попросту зарывали в землю. Но люди все равно продолжали возводить кресты на этой горе. Всего с 1961 по 1984 год СССР предпринял 4 попытки полного уничтожения горы, но она каждый раз возрождалась на прежнем месте.

Рядом с этим крестом я оставил свой крест и написал свои пожелания, может быть, если судьба снова занесет меня в город Шауляй, я смогу найти этот крест. Символично что я был здесь 22 августа 2013 года, а ровно 14 лет назад, в 1999 году я попал в серьезнейшую автомобильную аварию и лишь чудом остался жив.

// mikeseryakov.livejournal.com

Некоторые люди оставляют здесь не только кресты, а например статуэтки ангелочков или просто бросают монетки.

// mikeseryakov.livejournal.com
// mikeseryakov.livejournal.com

Судя по флагу, здесь были гости из Грузии.

// mikeseryakov.livejournal.com

Кресты есть и с иероглифами.

// mikeseryakov.livejournal.com

Крест с надписями на немецком языке.

// mikeseryakov.livejournal.com

А вот «молодые бизнесмены» из России оставили свое пожелания на горе крестов.

// mikeseryakov.livejournal.com

После выхода из состава СССР и вновь обретения Литвой независимости гора крестов начала возрождаться и постепенно пришла к тому виду, который сейчас может лицезреть каждый турист. В Прибалтику, да и как и впрочем в Шауляй, я ездил по работе и нас сопровождал наш хороший друг — литовец Бронис, который говорил нам, что значат надписи на крестах.

Большая часть надписей — личная благодарность. Люди просят о счастье, здоровье, семейном благополучии, спокойной жизни и так далее. Некоторые кресты с надписями «пропагандического» значения — связанные с литовской независимостью и государственностью. Часть крестов установлена от государственных учреждений и общественных организаций. Есть также и кресты в память о погибших литовских партизанах.

Есть на горе и совсем узкие тропинки.

// mikeseryakov.livejournal.com

Все кресты на этой горе вотивные то есть приносимые в дар Богам ради исцеления или исполнения какого — либо желания.

// mikeseryakov.livejournal.com

Крестов здесь великое множество от самых маленьких до огромных.

// mikeseryakov.livejournal.com

Точное количество крестов подсчитать здесь не представляется возможным, да и их количество ежедневно увеличивается на несколько десятков или даже сотен. В Википедии написано, что на горе около 50 000 крестов, а местные продавцы сувениров уверяют, что крестов тут как минимум в два раза больше.

7 сентября 1993 года гора крестов получила всемирную известность, её посетил папа Римский Иоанн Павел 2.

// mikeseryakov.livejournal.com
// mikeseryakov.livejournal.com

На самой горе уже очень высокая «плотность крестов» и некоторые предпочитают ставить кресты чуть поодаль от холма, тут места побольше и меньше шансов, что твой крест «затеряется в общей массе».

Эти кресты стоят прямо рядом с огибающей холм речкой Кульпе.

// mikeseryakov.livejournal.com

«Тыльная сторона» горы со стороны речки.

// mikeseryakov.livejournal.com

Холм вокруг огибает небольшая дорожка, но кресты уже стоят как с одной так и с другой стороны, вот на следующей фотографии то что справа, это внутри холма, а слева уже «захолмье».))

// mikeseryakov.livejournal.com
// mikeseryakov.livejournal.com

Эту часовню напротив горы крестов поставили как раз в 1993 году, к приезду Иоанна Павла 2, именно отсюда он и проводил Святую мессу для стотысячной толпы паломников.

// mikeseryakov.livejournal.com

Помимо основной лестницы на гору крестов можно подняться и сбоку, оказалось, что эта лестница ведет прямо к кресту, который поставил я.)

// mikeseryakov.livejournal.com
// mikeseryakov.livejournal.com

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Гора Крестов — это самое посещаемое паломниками и туристами место в Литве. Достопримечательность включена во все туристические маршруты как для европейцев, так и для туристов из России.

// mikeseryakov.livejournal.com

Гора — символ национальной веры литовцев, несмотря на многочисленные попытки ее уничтожить и стереть с лица земли, она до сих пор продолжает стоять как напоминание о стойкости национальных традиций.

// mikeseryakov.livejournal.com

Ну и напоследок, по старой доброй традиции, решил «запротоколировать» себя на фоне крестов, интересно потом будет посмотреть как я выглядел во время, когда в Москве у меня было огромнейшее количество проблем.

// mikeseryakov.livejournal.com

Уже покидая гору крестов, мне встретилась одна очень интересная пара, черный мужчина и белая девушка с ребенком, самое интересное, что говорили они по-литовски…а ребенок все-таки больше белый, чем черный, хотя я всегда считал, что черный цвет кожи является доминантным.

Герб «Погоня»

Отцы-основатели Белорусской Народной Республики опирались на историческую традицию ВКЛ, поэтому логично, что государственным гербом — без сомнений и колебаний — была признана «Погоня».

Слева — герб ВКЛ, справа — герб БНР. Фото: be.wikipedia.org

Государственным гербом Великого княжества Литовского она стала во второй половине 14 века, хотя ее первое изображение известно с более ранних времен. На договоре 1330 года между Полоцком и Ригой стояла печать полоцкого князя Наримонта-Глеба, на которой изображен всадник, повернутый в левую сторону, с мечом.

Всадник с мечом на фоне геральдического щита был на печатях Ягайлы и Витовта. Именно с тех пор «Погоня» начала считаться официальным символом Великого княжества.

Однако в белорусской традиции «Погоня» имела и более глубокое культурное значение. Само слово «погоня» в числе прочего означало болотистую низину, а «паганіцыя» — рассвет, утренний свет, звезду. Если искать в гербе мифологические значения, то найти в нем можно следующее: красный всадник олицетворял славянского бога Ярилу или Перуна, который разбрасывает молнии и гром, а белый фон символизировал воду.

В продолжение традиции ВКЛ в 1918 году государственным гербом БНР была признана «Погоня» — красный фон, белый конь, всадник, шестиконечный крест. Причем хвост у лошади поднят вверх — после эту деталь себе позаимствовала Литва. А Республика Беларусь в 1991—1995 годах была вынуждена опустить хвост вниз.

Флаг — бело-красно-белый

Возраст бело-красно-белого флага относительно небольшой, свидетельствуют исторические документы. Существуют версии, что его история насчитывает чуть ли не шесть столетий, но документально подтвердить это невозможно.

Фото: be.wikipedia.org

По одной из версий, братья Луцкевичи хранили в своей библиотеке Аль-Китаб, грамматику арабского языка, в которой нашли информацию, что татарские хоругви, приведенные на Грюнвальдское поле князем Витовтом, выступали под бело-красно-белым знаменем. Согласно этой версии, сегодня бело-красно-белому флагу не менее 608 лет. Однако упомянутый Аль-Китаб, который якобы видели еще в 1930-х годах, исчез. Есть вероятность, что это всего лишь историческая легенда, составленная братьями Луцкевичами, чтобы популяризировать бело-красно-белый флаг благодаря фигуре великого князя Витовта. А может, и нет.

Вторая версия рассказывает о битве князя, который снял белую повязку, пропитанную кровью, и после под этим импровизированным флагом повел свое войско к победе. Однако многие исследователи утверждают: такой легенды в белорусском фольклоре даже не существует.

Третья версия отсылает в совсем недалекое прошлое — к концу 19 века. Ленточку бело-красно-белого цветов якобы носили члены Белорусского студенческого кружка Петербургского университета. Но многие исследователи считают это маловероятным.

Создателем современного бело-красно-белого флага считается архитектор Клавдий Дуж-Душевский. Во время Февральской революции 1917 года к нему обратились белорусские организации Петрограда с просьбой создать флаг белорусского национального движения. Он предложил несколько вариантов, но предпочтение отдали бчб-флагу. Когда точно был сделан эскиз, неизвестно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Первый публичный «выход» бчб-флага состоялся весной 1917 года над зданием Белорусского общества помощи пострадавшим от войны в Петербурге (Дуж-Душевский работал в этом обществе).

В Минск «бчб-стужкі» пришли 12 марта, на праздник Белорусского значка. Бело-красно-белые «стужкі» носили и военные на фронтах Первой мировой, чтобы узнавать своих, белорусов.

Висел бчб-флаг с девизом «За родной край, за свободную Беларусь» и на Первом Всебелорусском съезде. Дорота Михалюк со ссылкой на «Белорусскую Раду» пишет: «…бальшавіцкі камісар з Латвіі Л. Рэзаўскі вусна зняважыў беларускі штандар, назваўшы яго «трохколернай анучай», і дамагаўся таго, каб яго прыбралі. Рэакцыя прысутных сведчыла пра іх моцную эмацыйную сувязь з бел-чырвона-белымі колерамі, а таксама пра прызнанне іх нацыянальнымі сімваламі. Удзельнікі з’езда супакоіліся толькі дзякуючы паводзінам дэлегата беларускіх вайскоўцаў генерала К. Алекееўскага, які выйшаў перад дэлегатамі разам з мараком і жаўнерам, а потым пацалаваў штандар. Плішэвіч, селянін з Менскай губерні, апрануты ў сялянскую сярмягу, заклікаў сабраных: «Трэба абараняць сцяг і шанаваць яго!»

Открытка времен БНР. Фото: be.wikipedia.org

Официально одним из государственных символов бело-красно-белый флаг стал 5 августа 1918 года. Через несколько дней в газете «Вольная Беларусь» Вацлав Ластовский опубликовал статью, напоминающую формат пояснительных карточек. Сначала он задавал вопросы, касающиеся национального самоопределения, и понятно отвечал на них. Например, на вопрос о национальном цвете Беларуси он отвечал так: «Нацыянальны беларускі колер — бела-чырвоны. З гэтых колераў уложан і беларускі флаг, які складаецца з трох удоўжкі палос — белай, чырвонай, белай».

Такая колористика основывается не только на истории (о Витовте и князьях), но и на народной культуре, для которой сочетание красного и белого — почти генетический код. Белый и красный присутствовал в быту, в одежде. Красными нитками ткали узоры на рушниках, красным поясом подпоясывали белую рубашку. Связь с этими цветами была неразрывной и в определенном смысле неизбежной.

Гимн «Ваяцкі марш» — песня Слуцкого восстания

Позже всего был принят гимн БНР — в 1920 году, когда де-факто Белорусская Народная Республика прекратила существование, а ее руководство оказалось в изгнании. Им стал «Ваяцкі марш», который пели солдаты первой Слуцкой бригады стрелков БНР во время Слуцкого восстания — в борьбе с большевиками осенью 1920 года.

Фото: nn.by

Потенциальных «претендентов» на место одного из государственных символов было три, причем «Ваяцкага марша» среди них не было. На открытии Первого Всебелорусского съезда в декабре 1917 года, на котором обсуждалась возможность создания независимого белорусского государства, хор под управлением Владимира Теравского исполнил три песни, похожие на гимн: белорусскую Марсельезу «Ад веку мы спалі», «А хто там ідзе» и «Кроў нашу льюць даўно ўжо каты». Однако ни одна из них государственным гимном БНР не стала.

«Ваяцкі марш» был написан в 1919 году. 30 октября его опубликовали в газете «Вольная Беларусь». Автором слов стал 28-летний Макар Кравцов — выпускник Свислочской учительской семинарии. К началу Первой мировой он преподавал на Гродненщине, а после воевал на Северо-Западном фронте и в качестве военного стал делегатом Первого Всебелорусского съезда.

Макар Кравцов (слева) и Владимир Теравский (справа). Фото: be.wikipedia.org

Музыку к гимну написал Владимир Теравский — композитор, дирижер, фольклорист. Окончил духовную семинарию в Слуцке, потом пошел в армию. Служил на Урале, где руководил любительскими хорами. Вернувшись в Беларусь, основал белорусский хор.

Оба автора — слов и музыки — позднее попали в руки НКВД. Судьба Макара Кравцова после этого осталась неизвестной (по некоторым свидетельствам, его замучили во время допросов в тюрьме), Владимира Теравского расстреляли.

«Унія» — Ваяцкі марш (1998)

Відэа: secondbelarus

Тэкст гімну «Ваяцкі марш»

Мы выйдзем шчыльнымі радамі
На вольны родны свой прастор.
Хай воля вечна будзе з намі,
А гвалту мы дамо адпор!

Няхай жыве магутны, смелы
Наш беларускі вольны дух.
Штандар наш бел-чырвона-белы,
Пакрый сабой народны рух!

На бой! За шчасьце і за волю
Народу слаўнага свайго!
Браты, цярпелі мы даволі,
На бой — усе да аднаго!

Імя і сілу беларуса
Няхай пачуе й убачыць той,
Хто смее нам нясці прымусы
І першы выкліча на бой.

Браты, да шчасця мы падходзім:
Хай гром грыміць яшчэ мацней!
У крывавых муках мы народзім
Жыццё Рэспублікі сваёй!

Герб Литвы

Герб Литвы — официальный государственный символ Литовской Республики; установлен 15-й статьёй Конституции Литовской Республики, принятой референдумом 1992, и описан в Законе о государственном гербе. Восходит к гербу Великого княжества Литовского (Погоня, лит. Vytis, белор. Пагоня, польск. Pogon).
На красном фоне геральдического щита изображён серебряный всадник в латах на белом коне, с поднятый правой руке над головой серебряным мечом. На левом плече всадника синий щит с двойным золотым крестом. Седло и узда у коня синего цвета, рукоятка меча, стремена, соединения упряжи и другие детали — золотого цвета.
Изображение атакующего рыцаря на коне Погоня (белор. Пагоня, польск. Pogon, лит. Vytis) использовалось как эмблема правителя ВКЛ по меньшей мере со времён князя Ольгерда: к 1366 относится документ с печатью, изображающий Погоню (Витиса). С конца XIV века всадник с мечом изображался на фоне геральдического щита — на печатях Ягайло (1386, 1387) и Витовта (1401). С начала XV века геральдический рыцарь (Погоня) стал гербом Великого княжества Литовского. С середины XV века установились направление атаки всадника и цвета герба.
Позднее герб Великого княжества Литовского стал частью герба Речи Посполитой. После третьего раздела Речи Посполитой с включением территорий Великого княжества Литовского в состав Российской Империи (1795) герб был включён в герб России — в одном из шести геральдических щитов, окружающих главный щит с двуглавым орлом, в составе соединённых гербов княжеств и областей белорусских и литовских, помещён герб Великого княжества Литовского с изображением серебряного всадника в вооружении с поднятым мечом и щитом с восьмиконечным крестом, на серебряном коне, покрытом трёхконечным червлёным ковром с золотой каймой. На том же щите один из элементов белостокского герба представляет собой аналогичного вооружённого всадника с поднятым мечом и серебряным щитом, на котором червлёный восьмиконечный крест; конь чёрный, покрытый трёхконечным червлёным ковром с золотой каймой. Сходный серебряный всадник с поднятым мечом, но круглым щитом, фигурирует на гербе витебском в этом щите соединённых княжеств и областей.
Погоня использовалась также в гербах Вильны (утверждён в 1845 году) и Виленской губернии (утверждён в 1878 году)..
В 1920—1922 годах Погоня была элементом герба Срединной Литвы, воспроизводившего герб Речи Посполитой — Белый Орёл на правой половине и Погоня на левой половине геральдического щита. Одновременно Погоня стала гербом независимой Литовской Республики (1918—1940). С 1988 года широко использовался как национальный символ. Законом, принятым Верховным Советом Литовской ССР (впоследствии названный Восстановительным Сеймом) 11 марта 1990 года «О названии государства и гербе» восстановлен довоенный герб. Первоначальные эталонные цвета и формы, утверждённые 17 мая 1990 года, были уточнены постановлением Восстановительного Сейма 4 сентября 1991 года.
Погоня являлась гербом Белоруссии в 1918 и 1991—1995 годах (вариант, отличный от варианта герба Литвы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *