.

Дворец в Боголюбове

Боголюбский замок

Основная статья: Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Икона «Явление Богоматери св. Андрею Боголюбскому», XIX век. На заднем плане — панорама Боголюбского монастыряХрам Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)Сергей Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует Сергей Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин в 1954 году не обнаружил лестничную башню и переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы. В XVIII веке над лестничной башней была надстроена шатровая колокольня. Белокаменный храм Рождества Богородицы рухнул в 1722 году, но в 1751–1758 годах был построен вновь.

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Николай Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855—1866 годах в «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, Константинf Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Афанасий (Сахаров).

3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Список настоятелей и настоятельниц

Этот список взят из летописи игумена Аристарха, составленной в 1767 году. Все имена игуменов до XVI века известны только по этому сочинению и историческими документами не подтверждаются.

  1. Сергий — первый игумен монастыря, поставленный, возможно, ещё самим благоверным князем Андреем Боголюбским.
  2. Никон
  3. Симеон
  4. Алексий
  5. Онисим
  6. Макарий
  7. Иоанн
  8. Захарий
  9. Макарий
  10. Матфей
  11. Дорофей
  12. Иоанн
  13. Герман
  14. Игнатий
  15. Марк
  16. Иосиф
  17. Симон
  18. Прохор
  19. Феодосии
  20. Калистрат
  21. Пафнутий
  22. Симеон
  23. Евфимий, произведён архимандритом.
  24. Киприан
  25. Каллистрат
  26. Иов, произведён архимандритом.
  27. Кассиан, произведён архимандритом.
  28. Никифор
  29. Мартирий, произведён архимандритом.
  30. Антоний
  31. Герасим
  32. Максим, произведён архимандритом.
  33. Даниил
  34. Иосиф
  35. Глеб
  36. Мисаил
  37. Роман
  38. Вассиан
  39. Мартирий
  40. Феодосий (ум. 1506)
  41. Иосиф (1506 — ум. 1515)
  42. Варлаам (1515 — ум. 1530)
  43. Симеон (1530 — ум. 1538 в сентябре)
  44. Геласий (1538 — ум. 1548)
  45. Гурий (1548—1550) (посвящён в архимандрита и переведён в другой монастырь)
  46. Феодосий (1550 — ум. 1554)
  47. Александр (1554 — ум. 1566)
  48. Максим (1566 — ум. 1578)
  49. Тихон (1578 — ум. 1585)
  50. Мисаил (1585 — ум. 1591) (или Михаил)
  51. Трифон (1591 — ум. 1594)
  52. Прохор (1594 — ум. 1598)
  53. Нифонт (1598 — ум. 1599)
  54. Иов (Кайсаров) (1599 — ум. 1605)
  55. Савватий (1605 — ум. 1615)
  56. Евфимий (1615 — ум. 1622)
  57. Пафнутий (1622 — ум. 1631)
  58. Иосиф (1631 — ум. 1631)
  59. Елисей (1631 — ум. 1635)
  60. Савватий (1635 — ум. 1638)
  61. Евфимий (1638 — ум. 1644)
  62. Кирилл (1644 — ум. 1648)
  63. Филарет (1648 — ум. 1654)
  64. Левкий (1654 — ум. 1660)
  65. Петр (1660 — ум. 1665)
  66. Нектарий (1665 — ум. 1667)
  67. Филарет (1667 — ум. 1673)
  68. Никон (1673—1678)
  69. Игнатий (1678 — ум. 1684)
  70. Ипполит (1684 — ум. 1695) (по другим источникам — ум. 1692)
  71. Дионисий (1695 — ум. 1696)
  72. Иоасаф (Картычевский) (1696—1697)
  73. Иоасаф (1697—1699)
  74. Гедеон (1699—1702)
  75. Иосиф (1703 — ум. 1704)
  76. Иоаким (Печерский) (1705 — ум. 1711)
  77. Сергий (1711 — ум. 1712)
  78. Арсений (1712 — ум. 1717)
  79. Аверкий (1717—1720) (был взят в Тайную канцелярию)
  80. Иоанникий (1720—1725) (Войков) (также взят в Тайную канцелярию)
  81. Авраамий (1725—1728) (Любецкий игумен; возвращён в свой Любецкий монастырь)
  82. Аверкий (1728 — ум. 1739) (освобожден из заточения)
  83. Михаил (1740—1749) (посвящён в 1740 году во игумена, из Флорищевой пустыни)
  84. Иннокентий (1749—1749) (тайно уехал в Киев)
  85. Матфей (1749—1750) (из Волосова монастыря)
  86. Иннокентий (1750 −1753) (вновь возвращён, но в 1753 году выслан из монастыря в Синодальную контору)
  87. Варлаам (1753—1753) (в том же году снят и переведён во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание»)
  88. Симон (1754—1754) (иеромонах, снят с должности)
  89. Симеон (1754—1758) (назначен из иеромонахов Архиерейского дома; по прошению уволен в Киев, так как родом был из Малороссии)
  90. Михаил (1758—1762) (по прошению уволен в Грузию, так как родом был грузин)
  91. Аристарх (1762−1767) (составитель монастырской летописи)
  92. Мефодий (14—18.02.1767) (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен)
  93. Исаакий (18—26.02.1767 (уволен)
  94. Иринарх (1767 — ум. 1773)
  95. Киприан (1773 — ум. 1775)
  96. Феофилакт (1775 — ум. 1776)
  97. Парфений (1777 — ум. 1786)
  98. Аристарх (1780)
  99. Евгений (1786—1789)
  100. Митрофан (1789—1793)
  101. Иосиф (Чапужников) (1793—1795)
  102. Филарет (1795—1802)
  103. Вениамин (1802—1803)
  104. Анатолий (1804 — ум. 1809)
  105. Августин (1809—1818)
  106. Аркадий (Фёдоров) (1818—1823)
  107. Иероним (1823—1824)
  108. Никодим (1825—1827)
  109. Феоктист (Орловский) (1827 — ум. 1829)
  110. Агапит (1829—1834)
  111. Феофил (1835 — ум. 1856)
  112. Иероним (1857 — ум. 1865)
  113. Даниил (1866 — ум. 1882) С 1882 года монастырь поступил в ведение викарных архиереев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 года, на месте им управляли сами епископы. С 1892 года назначаемы были вновь архимандриты в управление монастырем, которые именовались наместниками (так как настоятелем назначался викарный епископ).
  114. Варлаам (18.03.1892 — 06.09.1905 (на покое)
  115. Паисий (1905—1912)
  116. Вениамин (18.05.1912 — 1916)
  117. Александр (28.05.1916 — июль 1920)
  118. Афанасий (Сахаров) (июнь 1921—1923)
  119. Иероним (Деркач) (1991—1997)
  120. Петр (Кучер) (1997—2010)

Игуменьи

Фото Имя Годы Примечание
Иулиания (Подолянко) 1997—1998 игуменья
Антония (Шаховцева) игуменья

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила: центральное весом около 2 т и девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Отреставрированы росписи, в 2002 году изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII века, в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Приют для несовершеннолетних

В сентябре 2009 года СМИ сообщали о побеге в августе двух девочек-воспитанниц монастырского приюта для несовершеннолетних: сбежавшая из приюта 16-летняя воспитанница Валентина Перова направила обличительные письма Генеральному прокурору России, патриарху Кириллу и Президенту России.

1 октября 2009 года сообщалось, что специальная комиссия, назначенная патриархом Кириллом, занимается ситуацией, сложившейся вокруг приюта при женском монастыре. Некоторыми обозревателями скандал в связи с побегом расценивался как провокация против ультраконсервативно настроенного архимандрита Петра (Кучера). 18 ноября председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, содержащихся в монастырских приютах, — что явилось результатом проверки, проведённой в связи с обращением Перовой о незаконном лишении свободы её и другой воспитанницы. В работе приюта был выявлен ряд нарушений законодательства; настоятельница была лишена права опекунства, однако проверка не подтвердила факты жестокого обращения монахинь с обитателями приюта, которые были изложены в письме Перовой президенту и патриарху.

В начале октября 2010 года из монастырского приюта сбежали и обратились в милицию две 17-летние девушки, а через несколько дней в газету «Известия» пришёл вместе с тремя бывшими воспитанниками приюта отец Виталий Рысев, директор суздальской епархиальной школы-пансиона, куда прошлой зимой перевели часть детей из Боголюбского монастыря. В статье в «Известиях» приводились слова матери одной из бывших послушниц: «Очень часто из комнаты воспитателя доносился плач детей, их били ремнём, у многих были отпечатки ремня на ногах и руках». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов и российская Генпрокуратура обещали расследовать сообщения об избиениях и издевательствах над детьми, ранее проживавшими в приюте монастыря. Как сообщила одна из сбежавших воспитанниц боголюбовского приюта, в нём детям внушали, будто в России будет восстановлена монархия, и кто-нибудь из воспитанников мужского пола станет новым «царём Всея Руси».

21 октября 2010 года распоряжением архиепископа Владимирского Евлогия (Смирнова) в монастыре прекращено всякое пребывание несовершеннолетних детей — даже с родителями.

Примечания

  1. ПСРЛ. — Т. 6. — Вып. 1. — Стб. 231.
  2. Заграевский, С. В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции. / Мат-лы XVII межрегион. краевед. конф. (20 апреля 2012 г.). — Т. 1. — Владимир, 2013. — С. 296—312.
  3. 1 2 Заграевский С. В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х —начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции.
  4. 1 2 Православная энциклопедия, 2002.
  5. М. И. Бълхова. Монастыри на Руси XI — середины XIV века // Монашество и монастыри в России. XI—XX века: исторические очерки. — М.: Наука, 2002. — С. 25—56.
  6. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Православная энциклопедия не указан текст
  7. Описание построек обители. Свято-Боголюбский женский монастырь
  8. Побег из обители Архивная копия от 3 августа 2011 на Wayback Machine // Новая газета. — № 105. — 23.9.2009.
  9. Церковная проверка инцидента в приюте монастыря во Владимирской области выявила факты, вызывающие озабоченность. NEWSru, 1.10.2009.
  10. Добычин А. Зачистка. Подлинный сценарий и истинный режиссёр информационного спектакля вокруг Свято-Боголюбского монастыря. portal-credo.ru, 28.9.2009.
  11. Глава СКП ставит вопрос о законодательных гарантиях прав несовершеннолетних, которые содержатся в монастырях. Интерфакс-Религия, 18.11.2009.
  12. Настоятельницу Боголюбовского монастыря лишили опекунских прав в отношении содержащихся в приюте. Интерфакс-Религия, 4.12.2009.
  13. Монастырь под Владимиром проверяют следователи и чиновники. Би-би-си, 25.10.2010.
  14. Кучер хлыстом воспитывал будущего царя?
  15. Владимирский архиепископ приостановил работу детского приюта Боголюбского монастыря. NEWSru, 21.10.2010.

Ссылки

  • Официальный сайт (Проверено 28 марта 2019)
  • Монастырь на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Проверено 28 марта 2019)

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Фото и описание

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.

Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.

По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки

В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.

Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.

При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.

В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.

В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.

В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.

С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.

Предполагают, что с северной стороны Рождественского храма под белокаменной лестницей располагалась комната, где и был убит Андрей Боголюбский. У южных и северных стен собора с конца 17 века располагались каменные паперти, которые были перестроены в начале 19 века. Первоначально точно такая же паперть располагалась и с запада, но в 1809 году вместо нее устроили придел в честь князя Андрея Боголюбского, алтарь этого придела находился под аркой перехода. В 17 веке над лестничной башней возвели шатровую колокольню.

История

Первый деревянный храм был построен архитектором Николаем Васильевичем Никитиным в 1874 для нужд состоятельных жителей Лесного городка — дачного поселка рядом с Московско-Ярославской железной дорогой. Практически одновременно, в 1875 году, по проекту того же Никитина рядом был построен небольшой теплый (зимний) храм во имя Сошествия Святого Духа. Владельцы 60 дач обосновали необходимость в новом храме тем, что ближайший Никольский храм села Пушкино летом в праздничные дни переполнен крестьянами из окрестных деревень.

Каменный храм после постройки

Каменный храм Сошествия Святого Духа был построен в 1906—1912 году на средства промышленника М. С. Шарикова по проекту К. К. Гиппиуса рядом с предназначенным к слому деревянным теплым храмом, чтобы стать его заменой. Причиной послужила теснота тёплого храма в зимнее время. Расширение деревянного храма оказалось невозможным: деревянное здание оказалось бы тогда слишком близко к другим строениям. При строительстве использовался новый материал, железобетон. Церковь была освящена лишь 13 июля 1914 года.

После революции в храме Боголюбской иконы Божией Матери неоднократно совершал богослужения Святейший Патриарх Тихон. В клиросе Боголюбского храма пел Шаляпин.

В 1922 году деревянный теплый храм перевезли в Новую деревню и переосвятили в честь Сретения Господня (сейчас Церковь Сретения Господня в Новой Деревне).

В 1936 году каменный храм закрыли, служившего в нём протоиерея Николая Дегтярева отправили в ссылку. Здание храма использовали под клуб, затем под военкомат, а с 1942 года — под хлебозавод. По свидетельствам работников, власти более 30 лет постоянно пытались закрасить икону Боголюбской Божией Матери, написанную на внутреннем своде храма, но каждый раз она вновь проступала из-под слоя краски. В итоге в 1977 году икону удалили вместе со штукатуркой. Деревянная Боголюбская церковь была перестроена в общежитие, и в итоге снесена в 1984 году.

С 1990 года начался процесс передачи погоста верующим. По этому случаю 27 февраля 1990 года на заднем дворе церкви состоялся первый молебен. 15 февраля 1993 года было выпущено Постановление Главы администрации Московской области «О передаче здания памятника архитектуры церкви Боголюбской иконы Божией Матери в г. Пушкино». После выхода постановления, с 17 апреля 1993 года на территории погоста стали проводить регулярные богослужения, тогда как в основном здании храма ещё некоторое время продолжал действовать хлебозавод. После того помещения были освобождены от прежних хозяев начался процесс восстановления здания, установка купола и креста на церкви состоялась 17 октября 1995 года. С Пасхи 1997 года богослужения совершаются в восстановленном храме.

Весной 1999 года началось строительство колокольни. 2 августа 1999 года на праздник пророка Ильи заложили первый камень. А 30 ноября 2004 года на колокольне были установлены купола и кресты.

В апреле 2007 года получено благословение на строительство Никольского храма на территории Боголюбской церкви.

Современное состояние

  1. Сингаевский В. Московская область. Путеводитель. — Litres, 2017-09-05. — 245 с. — ISBN 9785457440753.
  2. Т.К.Лаврентьева и А.А. Громинова. «Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги». Документальная история. МособлВОПИиК. pushkino.tv (2017). Проверено 7 июня 2018.
  3. Журнал «Московский архитектурный мир», выпуск 5, 1915.
  4. Т.К.Лаврентьева. Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги. Очерк 2. Пушкинское отделение МособлВООПИиКа. pushkino.tv (2017). Проверено 7 июня 2018.
  5. 1 2 Андрей ДУДАРЕВ. Недокументальная история в лицах. Часть VI, заключительная. pushkino.tv. Проверено 7 июня 2018.
  6. Охранная доска на фасаде храма.
  7. Белоусова О. В. Храм Боголюбской иконы Божией Матери (г. Пушкино) // Великие чудодейственные места России. — М.: Эксмо, 2014. — С. 114−117.
  8. Монаршек И., Чебурахин А. В. Монастыри и храмы Московской епархии. — Church buildings, 1999. — С. 336. — 466 с.
  9. Монаршек И. Пушкинский церковный округ (рус.) // Московские епархиальные ведомости. — 2003. — № 4—5.
  10. церковь Боголюбской иконы Божией Матери, Пушкино — Пушкинское благочиние (27 января 2010). Проверено 20 августа 2018.
  • Боголюбский Храм
  • Храм Боголюбской иконы Божией Матери — История Пушкино
  • «Церковь во имя Боголюбской Божией Матери при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги». Документальная история
  • Церковь Иконы Божией Матери Боголюбская в Пушкино (новая) на сайте «Храмы России».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *