.

Дом Капустина на Фонтанке

«Жемчужина» северного модерна

Итак, дом, известный теперь как «из «Питер ФМ» — настоящая «жемчужина» северного модерна. Многочисленные башенки, эркеры, балконы, как и весь силуэт строения, несомненно выделяют его на фоне окружающей архитектуры. До того, как он появился в 1912 г., здесь был другой Дом Капустина. Но поскольку его владелец годом-двумя перед этим обзавёлся дипломом Института гражданских инженеров и, следовательно, имел собственные представления о том, как надлежит распорядиться свалившимся наследством, то неудивительно, что уже в 1910 г. закипела работа. Правда, проектировать и строить самостоятельно новоиспечённый инженер не решился, а ограничился ролью заказчика и подрядчика. Поручив конструкторскую и организационную работу своему более талантливому в этом отношении однокурснику, уже успевшему завоевать уважение опытных коллег и специалистов. Речь об Алексее Бубыре, авторе множества архитектурных проектов, обогативших Санкт-Петербург и другие города страны.

Проектируя своё программное строение, молодой зодчий фактически предлагал дом-монумент, соединяющий собою разновысотные и непрезентабельные постройки. И при этом видел его настоящим кровом, в равной степени защищающим как от непогоды, так и жизненных неприятностей. Дом Капустина фактически лишён мелких деталей, в нём всё крупно и зримо, если не считать едва заметного рельефа, расположенного на щипцах.

Южная сторона строения, та, что выходит на Фонтанку — это огромная супрематическая композиция. Для невнимательного человека окна негармонично режут фасад, окрашенный в два цвета. Но если приглядеться, начинаешь понимать замысел архитектора и взаимосвязь всех осей симметрии. К примеру, ось входа, переходя в эркер, далее продолжается в узком окне щипца. Каждая вертикаль фасада отштукатурена в более светлый колер.

Карнизная горизонталь, вопреки теории, обрезается завышенной кровлей по углам дома. Отдельные фрагменты — удачный перепев кеменноостровских архитектурных решений Мельцера, в щипцах определённо чувствуются прибалтийские мотивы, однако это всё очень органично вписывается в замысел и его осуществление.

К.И. Капустин увлекался автомобильным спортом, стоял у истоков Автомобиль-Клуба в городе на Неве, организовывал автогонки, в том числе и на кубок Капустина, ставил скоростные рекорды. И какой же дом Капустина без гаража на Фонтанке, 159? Архитектор Бубsрь учёл и это в своём проекте!

Заказчик в собственном доме занимал одну квартиру, под номером 9, все остальные сдавались внаём. Жилым дом Капустина остаётся и по сей день.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Поделиться в социальных сетях

Биография

Константин Иванович Капустин родился в 1879 году пятым сыном в семье Ивана Ивановича и Пелагеи Сергеевны Капустиных, переехавших в Санкт-Петербург из деревни Золотова Чухломского уезда Костромской губернии.В этой же деревне 4 сентября 1910г. родился Капустин Александр Иванович, отец Капустин Иван Иванович и мать Капустина Анастасия Ивановна. В 1930г. переехал в Ленинград, служил в армии — подпоковник, умер в 1969г. Его сын Капустин Александр Александрович (род. в 1944г.) известный конструктор гоночных автомобилей, докт.техн.наук, профессор. Жаль, что при жизни автоспортсмены не встретились!

После окончания первого реального училища Константин поступил в Институт гражданских инженеров, после окончания которого в 1908 году ему было присвоено звание «строительного техника министерства внутренних дел». Капустин А.А. тоже закончил Институт гражданских инженеров, который назывался Ленинградский инженерно-строительный институт (1966г.)

Константин Иванович унаследовал от отца звание почётного гражданина, но в купечестве не состоял. Свою трудовую деятельность он начал на подрядных работах совместно с известным архитектором А. Ф. Бубырем, с которым учился вместе в Институте гражданских инженеров. Получив в наследство дома № 157, 159 на Фонтанке, в 1911—1912 годах он начал перестройку дома № 159/9 по проекту А. Ф. Бубыря в стиле «северного модерна». Дом № 159 расположен рядом с Египетским мостом и отличается множеством башенок, эркеров, балконов, выделяется на фоне имеющейся застройки своим силуэтом.

Одновременно со строительными делами Константин Иванович увлекался автомобилизмом. Он участник одной из первых автогонок Луга — Санкт-Петербург в июле 1901 года. Учредитель (1902) и казначей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК). Для участников автогонок 17 июня 1905 года учредил кубок своего имени. Много путешествовал на автомобиле по России и Западной Европе. В верстовых гонках 7 августа 1905 года на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом на автомобиле «Ришар-Бразье» 12 л. с. установил новый российский рекорд — 57,7 км/ч при старте с хода. В 1908 году вместе с Е. М. Кузьминым на «Рено» проехал от Санкт-Петербурга через Киев в Крым, посетив Ялту и Севастополь.

В 1908 годку Константин Иванович жениться на Екатерине Евграфовне Капустиной, дочери купца 1 гильдии потомственного гражданина Евграфа Ивановича Капустина.

Посередине за Египетским мостом виден дом К. И. Капустина

В начале Первой мировой войны он увлекается политической деятельностью. В 1916 году его единогласно выбирают в Петербургскую городскую думу. С 1914 по 1918 год он работает техником-строителем на Охтинском пороховом заводе, а с 1918 по 1921 год работает на третьем Государственном автозаводе («Русский Рено») в городе Рыбинске зав. отделом по строительству. С 1921 по 1926 год он строительный техник в Управлении Государственных Академических театров в Ленинграде. А с 1926 по 1941 годы работает техником строителем в системе Ленэнерго. В 1941 году эвакуирован в город Молотов, где работал в Управлении военного строительства № 34 до 1944 года. После возвращения в Ленинград стал работать в ЦКБ Ленэнерго «Электропроект».

Скончался Константин Иванович Капустин 14 июня 1948 года, похоронен на Большеохтинском кладбище.

На 13 августа 1912 года по адресу Санкт-Петербург, Васильевский остров, 3 линия, дом 24 под № 997 был зарегистрирован его автомобиль «Рено» (дубль-фаэтон, 12 л. с.); а на 1 июля 1913 года этот «Рено» имел № 195 по адресу Санкт-Петербург, Фонтанка, 159/9, где находился его вновь построенный собственный доходный дом (арх. А. Ф. Бубырь), в квартире 9 которого жил сам Константин Иванович, а во дворе можно до сих пор увидеть специально предусмотренный для автомобиля гараж.

> Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *