.

Дмитровский Собор Владимир

Фото и описание

Знаменитый Дмитриевский собор находится в городе Владимир и представляет собой большой придворный храм, который был выстроен князем Всеволодом Большое Гнездо на территории княжеского двора. Было принято решение освятить храм во имя великомученика Солунского Дмитрия.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора до сих пор неизвестна, но многие исследователи указывают на период между 1194 и 1197 годами. Процессом стройки занимались русские мастера, хотя первоначально планировалось пригласить немецких.

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Поврежденный и разграбленный татарами, храм впоследствии еще не раз горел и подвергался разграблениям.

В период между 1837 и 1839 годами, согласно распоряжению императора Николая I, в соборе были проведены ремонтно-восстановительные работы для цели придания собору первоначального вида. По итогам работ оказалось, что храм был невероятно изуродован и совершенно не был похож на первоначальный вариант. По прошествии некоторого промежутка времени собор стал быстро разрушаться. Снова было отдано распоряжение о его восстановлении, но на этот раз облик храма был почти полностью восстановлен. Церковь строилась в качестве дворцового храма князя Всеволода Большое Гнездо и занимала первое место среди всех построек его двора.

Стоит отметить, что Дмитриевский собор является искусным шедевром. Ему присущи почти идеальные формы и благородные пропорции, что делает собор уникальным. Внешний вид собора поражает в первого взгляда, ведь дух торжественности окутывает храм до самых неприметных деталей. Символ православного вероисповедания вобрал в себя все самое лучшее от русской гравировки и деревянной резьбы, что нашло свое место не только в декоративных, но и изобразительных мотивах. Собор богат на белокаменную резьбу, которая почти полностью обволакивает храмовые стены – не зря собор носит второе название – «драгоценный ларец» или «каменная поэма».

Насыщенность внутреннего убранства приводит в восторг, хотя в некоторых местах можно заметить, что ее даже чрезмерно много, но видно владимирские зодчие не смогли остановиться на том великолепии, которое создавалось их руками – именно поэтому несколько присутствует чувство дисбаланса.

Как упоминалось, авторами каменной резьбы являлись владимирские зодчие, которые работали в сотрудничестве с болгарами, сербами и далматинцами – приезжими с Балканского полуострова. Данное обстоятельство объясняет наличие мотивов, столь распространенных в Византии и на Балканах.

Фасадная часть Дмитриевского собора подразделяется на три яруса, причем нижний лишен убранства, поэтому на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс, оснащенный белокаменными фигурами и роскошным орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчание храма осуществлено при помощи золоченого пологого купола, по форме напоминающего богатырский шлем. На куполе установлен широкий крест из золоченой меди.

Южный фасад Дмитриевского собора выделяется из-за наличия масштабной композиции под названием «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции несколько не традиционен для православного храма, но в те времена был приемлем и популярен. На руках у Александра Македонского изображены маленькие львята, которые так манят грифонов – ужасных чудовищ.

Ключевой фигурой в соборном убранстве является статуя царя Давида, которая занимает центральное место на каждом фасаде. На сегодняшний день сохранился небольшой фрагмент картины «Страшный суд». Считается, что в создании фрески принимали участие два талантливых мастера. На картине отчетливо заметен византийский мотив живописи, но данная композиция настолько реалистично выполнена, что буквально сделало переворот во всем облике Дмитриевского собора, добавив элементов византийского искусства 12 столетия.

Внутреннее убранство собора кажется совсем небольшим, но ведь он строился исключительно для семьи князя и не рассчитывался на большое скопление людей. Но несмотря на это, Дмитриевский собор является уникальным памятником архитектуры своего времени.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Дмитриевский собор (Владимир)

Собор
Димитрия Солунского


Дмитриевский собор. Вид с юго-востока

Страна

Россия

Город

Владимир, Владимирская область

Адрес

Большая Московская улица, 60

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Владимирская

Благочиние

Кафедральное

Тип помещения

крестово-купольный храм

Престольный праздник

26 октября (8 ноября) — великомученика Димитрия Солунского

Основатель

князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Первое упоминание

Строитель

князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Строительство

1194—1197 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура и русская архитектура

Состояние

отличное, недействующий храм, музейная экспозиция

Статус

памятник архитектуры (федеральный)
Объект культурного наследия народов РФ. Объект № 3310023000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of St. Demetrius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор)

Ссылка

№ 633-005 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1992 (16-я сессия)

Дмитриевский собор на Викискладе

Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Краткая история

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел

Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.

В так называемой Радзивилловской летописи об этом рассказывается так::

Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своём и украсил её дивно иконами и письмом… И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили

В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика:

И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.

В результате «реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.

В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

Ныне собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме долгое время не проводили, но в 2011 году там прошла литургия, и собор стал действующим, хотя не был передан Русской православной церкви и остаётся частью музея-заповедника.

Архитектурные особенности

План Дмитриевского собора

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы

Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п..

Мотивы рельефов:

  • улыбающиеся львы;
  • святой Никита избивает беса;
  • царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
  • грифон, терзающий зайца;
  • охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
  • скачущий всадник;
  • птица Сирин борется с барсом;
  • великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие другие.

В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».

  • Улыбающиеся львы

  • Фигуры святых

  • Аркатурный пояс

  • Входной портал

Внутреннее убранство

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году репликой, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

  • Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

  • Подкупольное пространство и своды собора

  • Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком

  • Фреска из Дмитриевского собора во Владимире (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома.

  1. С. Голицын считает, что Всеволод Юрьевич держит на руках своего сына Святослава, а подбегают к нему Константин, Юрий, Ярослав и Владимир. — См.: Голицын С. Сказания о белых камнях. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987. — 222 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *