.

Детская Железная Дорога Ростов

Ростовская детская железная дорога

Тепловоз ТУ2-173 с пассажирским поездом на Ростовской ДЖД

Росто́вская де́тская желе́зная доро́га (до 2013 года — Ма́лая Се́веро-Кавка́зская желе́зная доро́га и́мени Ю́рия Алексе́евича Гага́рина) — детская железная дорога в городе Ростов-на-Дону. Располагается в парке имени Николая Островского, практически опоясывая его по периметру. Длина ДЖД 3,97 км.

Идея создания детской железной дороги в Ростове-на-Дону принадлежит комсомольцам города. В мае 1936 года группа ростовских школьников принимает участие в слете юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова.

Инициатива ростовчан получила поддержку Совета и в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. 4 августа 1940 года на торжественном митинге в честь Дня железнодорожника было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД.

Путь детской железной дороги, длина которой составила 3,6 км, был проложен кольцом вокруг Балабановской рощи.

К моменту открытия детской железной дороги было отстроено паровозное депо и две станции: имени Л. М. Кагановича и Деповская.

Дорога была хорошо оснащена: в депо были размещены мастерские с токарным, токарно-винторезным, фрезерным, строгальным и сверлильным станками; оба перегона располагали электрожезловой системой, телефонной и телеграфной связью.

В распоряжении ДЖД был состав «Малыш» из пяти мягких двухосных вагонов по 12 мест в каждом, которые были построены по проекту Днепропетровской ДЖД и паровоз.

Торжественное открытие детской железной дороги, получившей название Малой Ворошиловской, состоялось 9 ноября 1940 года.

В годы войны дорога бездействовала.

В 1945 году было принято решение о восстановлении детской железной дороги, которая к тому времени была уже переименована в Малую Северо-Кавказскую. Несмотря на серьёзные разрушения (практически все рельсы во время войны были разобраны для строительства оборонительных сооружений, шпалы и даже часть балласта растащены местными жителями, станционные постройки и депо требовали основательного ремонта) в июле 1946 года была завершена реконструкция первой очереди. Это был километровый участок пути от станции Деповская до бывшей станции им. Кагановича, переименованной в Победу. Руководил работами начальник ДЖД Ваган Акопович.

Движение по малому кольцу открылось. Длина ДЖД тогда составляла около двух километров.

1 августа 1948 года, в «Сталинский День железнодорожника», было открыто движение по большому кольцу, протяжённостью 3,15 км.

В ноябре 1949 года, к 32-й годовщине Октябрьской Революции, детская железная дорога была полностью восстановлена.

К тому времени дорога имела уже три станции: Победа, Оборонная (бывшая станция Деповская, имени Вити Черевичкина) и Солнечная.

В мае 1961 года детской железной дороге была переименована и ей было присвоено имя Юрия Гагарина.

В 1982 году вдоль путей Ростовской ДЖД, к установленным ранее металлическим фигурам крокодила Гены, Чебурашки, Оловянного солдатика и Гулливера, добавились новые электромеханические композиции: жирафы, Айболит, бегемот и другие.

Ростовская детская железная дорога располагает двумя именными составами: «Атаман Платов» и «Тихий Дон». (Эти названия были позаимствованы у фирменных поездов Северо-Кавказской железной дороги.) По воскресеньям курсируют оба состава одновременно: один с тепловозом, второй с паровозом. По остальным дням ходит лишь один, ведомый тепловозом.

К 2006 году дорога вновь была реконструирована. Произведена частичная были замена рельсов и стрелок возле депо. Все стрелочные переводы теперь оснащены электроприводами с включением в схему электрической централизации. Дорога оснащена новейшими микропроцессорными системами СЦБ, которые разработаны московской фирмой «Поливид». Их наличие позволяет диспетчеру контролировать положение всех единиц подвижного состава по всему маршруту. На дороге установлено девять светофоров, на четырёх переездах установлена световая и звуковая сигнализация. Также проведен ремонт вокзала на платформе имени Вити Черевичкина.

Подвижной состав

На данный момент

1 паровоз, 4 тепловоза, 9 вагонов.

  • Тепловоз ТУ2-152 (~1960) (не работает)
  • Тепловоз ТУ7А-3353 (с 2008)
  • Тепловоз ТУ10-019 (26.07.2013 прибыл на ДЖД. Эксплуатация начата 4.05.2014)
  • Тепловоз ТУ10-026 (31.07.2014 прибыл на ДЖД. Эксплуатация начата 19.07.2015)
  • Паровоз Гр-185 (1948 года выпуска, в Ростове с 1981 года) В 1996 году паровоз потребовал серьёзного ремонта, и был отправлен в Тихорецк. Было принято решение списать его, но благодаря усилиям ветеранов локомотивной службы, было решено отремонтировать Гр-185, на это ушло около 4-х лет. И только летом 2000 года паровоз вернулся на детскую дорогу. В 2003 году Гр-185 отправлен в Златоуст на ремонт и освидетельствование котла. Во время ремонта устранили опасное повреждение котла (вырезали повреждённую часть котла и вварили заплату). Паровоз вернулся на ДЖД в августе 2004 года. В декабре 2010 года, паровоз был отправлен в Тихорецк на очередной ремонт. В ходе ремонта было выявлено, что колёсные пары и котёл (которым уже было по 64 года!), уже окончательно непригодны для эксплуатации, и их необходимо заменить. В 2014 году были изготовлены колёсные пары и котёл. 19.02.2015 паровоз полностью восстановлен. 14.04.2015 в 16:09 вернулся на ДЖД. Эксплуатация начата 1 мая 2015 года. Паровоз работает по воскресеньям и по праздникам.
  • 9 вагонов ВП750 Камбарского машиностроительного завода (поступили в 2008, 29.12.2013 и 22.07.2014)

Ранее были

  • мотовоз Муг/2 (1940—1953)
  • Паровоз ЮП-305 (собственный индекс, означающий «Юный Пионер» — Паровоз серии 159) (1940-~1960)
  • Паровоз Кч4-101 (1949—1982) (в настоящее время находится на привокзальной площади города в качестве памятника).
  • 5 самодельных 12-местных двухосных вагонов (1940-~1960)
  • 5 24-местных четырёхосных вагонов, построенных ростовским вагонным депо (1950-199х)
  • 4 или 5 вагонов Pafawag (~1960-199x)
  • 4 вагона ПВ40 (с 1983 по 2014) (в 2014 году 2 вагона были порезаны на металлолом, оставшиеся 2 вагона 14.04.2015 отправлены в музей Ж/Д техники на станцию Гниловская).
  • Тепловоз ТУ2-173 (~1960-2013) (Из-за неисправностей было решено распилить ТУ2-173 на металлолом, но чтобы этого не произошло 14.04.2015 тепловоз был отправлен в Ростовский музей железнодорожной техники).
  • 4 вагона ПВ40 — списаны. Решением генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Белозерова подарены музею Тёсовской УЖД. Переданы в Тёсово 17 мая 2018 г.

Интересные факты

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (10 ноября 2018)
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 ноября 2018 года.

На Ростовской ДЖД всегда числились действующие паровозы (иногда были перерывы в работе: 1996—2000, 2003—2004, 2010—2015). Таким образом, на Малой Северо-Кавказской дольше чем на других детских железных дорогах применялась паровая тяга (64 года).

На деповских путях есть рельс 1906 года.

Ранее станция «Победа» была двухпутевой, что позволяло иногда, принимать сразу 2 состава (с паровозом и тепловозом). Вторая платформа, впрочем, была низкая и использовалась в таком качестве крайне редко.

В 2012 году, перед началом эксплуатационного сезона, было демонтировано глухое пересечение с ширококолейным подъездным путём к депо. Теперь, чтобы перегрузить локомотивы или вагоны для ДЖД, необходимо переставить рельсы с узкой колеи на широкую.

В районе парка, где находится Ростовская ДЖД, сходятся рельсовые пути сразу трёх видов колеи: трамвай (1435 мм), железнодорожная линия на Москву (1520 мм) и сама ДЖД (750 мм).

История

Создание такой дороги в Ростове началось в советское время, инициаторами ее появления были комсомольцы города. Дорога была построена к ноябрю 1940 года, ее длина составляла примерно 3,5 км. В ее состав входило 2 станции и паровозное депо, в котором были расположены мастерские, оснащенные станками. На станциях работала телеграфная и телефонная связь. Для эксплуатации были предоставлены паровоз, 5 вагонов и мотовоз. Однако дорога проработала совсем немного — с началом Великой Отечественной войны ее закрыли, а станки и транспортные средства перевезли в Тбилиси. За время военных действий большая часть рельсов была разобрана для строительства защитных сооружений, здания на территории тоже сильно пострадали.

После окончания войны было решено восстановить работу учреждения. Из Тбилиси вернулся подвижной состав, началось постепенное возрождение дороги. В ноябре 1949 году удалось закончить все работы, теперь в своем распоряжении дорога имела уже 3 станции — Победа, Оборонная (сейчас называется станция имени Вити Черевичкина), Солнечная. Обновился и подвижной состав — в пользование поступило 5 жестких вагонов, которые позднее переоборудовали в мягкие. Для хранения транспортных средств в зимний период стали прокладывать временный путь в отапливаемом депо. Благодаря этому срок службы подвижного состава существенно увеличивался.

Постепенно проводилась техническая модернизация самой дороги. К началу 1960-х гг. подвижной состав пополнился тепловозами, которые пришли на смену списанному паровозу. В честь достижений в космической отрасли железной дороге присвоили имя Гагарина, который, кстати, получил из рук начальника учреждения удостоверение почетного юного железнодорожника.

Для прохождения практики учащимися железнодорожных школ на базе учреждения с конца 1970-х годов был устроен летний спортивно-трудовой лагерь. В начале 1980-х годов удалось возродить паровозную тягу, ростовской детской железной дороге был передан в эксплуатацию паровоз. Старый же модели Кч4-101 списали, сейчас он размещен на постаменте на Привокзальной площади города.

В 1986 году на станции Солнечная открыли учебный корпус.

1990-е годы стали трудным периодом в истории учреждения. Из-за нехватки средств пришлось передать управлению культуры вокзал, находящийся на станции Победа, сейчас дорога арендует здесь только несколько комнат. Кроме того, пришлось сдать в аренду львиную долю помещений учебного корпуса, однако в наши дни почти все из них получилось вернуть.

В 2000-е годы дорогу реконструировали и обновили подвижной состав.

Каждый год в учреждении проводится выставка железнодорожных моделей, в ней участвуют как юные железнодорожники, так и опытные представители этой и других профессий. В Ростов-на-Дону съезжаются участники из различных городов России. Модели можно посмотреть в зале ожидания станции Солнечная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *