.

Буркина Фасо

Население.

Население Буркина-Фасо, известное под названием буркинабе (буркина бе), делится на две основные этнические группы, вольтийскую и манде. К вольтийской группе относятся народы моси, лоби, бобо и груси. В отличие от большинства стран Африки, в Буркина-Фасо преобладает один народ – моси, составляющий почти половину всего населения.

Моси живут в центральных районах страны и заняты главным образом в сельском хозяйстве. В прошлом они создали государства Ятенга, Уагадугу, Тенкодого и Фадан-Гурма. Самым значительным из них было Уагадугу во главе с моро-наба (верховным правителем). Власть каждого правителя распространялась на множество более мелких вождей, которые управляли тесно связанными между собой районами и деревнями. Деревенский жрец контролировал религиозную жизнь сельчан, в основе которой было поклонение культу предков, и вместе с местным вождем правил населением. Правители занимали верхнюю ступень религиозной иерархии и были как бы посредниками между своими подданными и сверхъестественными силами, к которым они обращались с просьбой о ниспослании благоденствия.

Земледельцы и охотники лоби живут на юго-западе Буркина-Фасо. Они недолюбливают пришельцев и обитают в небольших укрепленных поселениях. В восточной и центральной частях страны в больших деревнях живут бобо, занимающиеся преимущественно земледелием, ремесленничеством и обработкой металла. Земледелием и ремесленничеством занимаются и груси, живущие в центре и на юге Буркина-Фасо. По сравнению с другими народами вольтийской группы традиционное общество груси отличается меньшей дифференциацией. Груси в значительной степени приобщены к христианской религии.

Народы манде делятся на четыре основные группы: само, марка, диола и бусансе. Они смешались с народами вольтийской группы, сохранив при этом свои культурные традиции. Манде занимаются земледелием, торговлей и ткачеством.

Кроме того, на территории Буркина-Фасо живут хауса, играющие заметную роль в местной торговле, полукочевники фульбе, кочевники берберского происхождения туареги (на севере страны) и сенуфо (на крайнем западе). В стране насчитывается несколько тысяч европейцев, преимущественно французов.

Свыше 20% населения – христиане, главным образом католики. Более 60% – мусульмане, остальные – приверженцы местных традиционных верований.

В стране распространен целый ряд племенных языков суданской языковой семьи, но ни один из них не используется для общения разных народов. В Буркина-Фасо такую функцию выполняет французский язык, который признан государственным.

Государственный строй.

Конституция, получившая поддержку на состоявшемся в мае 1991 референдуме, официально принята 11 июня 1991; последние изменения внесены в январе 2002. Предусматривает создание трех ветвей власти: исполнительной (президент и правительство), законодательной (Ассамблея народных депутатов, с 1997 – Народное собрание) и независимой судебной.

Президент и депутаты Народного собрания избираются в ходе всеобщих выборов на многопартийной основе прямым голосованием совершеннолетних граждан. Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок (имеет право на второй срок); премьер-министр назначается президентом с согласия законодательной власти.

Депутаты Народного собрания избираются на пятилетний срок.

Территория страны разделена на 45 провинций, которыми управляют назначаемые губернаторы. Руководящие органы 33 муниципалитетов страны избираются прямым голосованием.

Блез Компаоре. На протяжении первых 25 лет после завоевания независимости Буркина-Фасо пережила много военных переворотов и недолговечных правительств. В результате последнего переворота, состоявшегося в 1987, власть в стране перешла к Блезу Компаоре, который стал во главе нового военного руководства. Сумев удержаться у власти в 1990-е годы, он пошел на некоторую демократизацию политической системы страны. Сам он одерживал победы на президентских выборах 1991 и на всех последующих. Последние президентские выборы состоялись 21 ноября 2010. Блэз Компаоре вновь был переизбран на пост президента; за него проголосовали 80,2% избирателей. И лишь 31 октября 2014 после 27 лет правления Компаоре объявил о своей отставке после многочисленных митингов и демонстраций в Уагадугу, вызванных его намерением изменить конституцию страны, чтобы баллотироваться еще и на следующий срок.

Его партия Организация за народную демократию – Движение труда победила на парламентских выборах 1992 и 1997. В 1996 партия Б.Компаоре подверглась очередному реформированию и после поглощения нескольких оппозиционных политических организаций получила название Конгресс за демократию и прогресс (КДП). На парламентских выборах 1997, в которых приняли участие 44% избирателей, правящая партия одержала внушительную победу, получив 101 из 111 депутатских мандатов. КДП оказалась единственной партией, выставившей кандидатов во всех 45 избирательных округах. Кандидаты ее главного соперника, Партии за демократию и прогресс (ПДП), баллотировались в 35 округах и завоевали 6 мест в парламенте. Представительство в Народном собрании получили и другие оппозиционные партии – Альянс за демократию и федерацию и Африканское демократическое объединение.

В 2001 была разработана система голосования, 90 депутатов избираются по региональным спискам, 21 – по национальным. Эта система позволила оппозиционным партиям расширить свое представительство в парламенте. В результате, на выборах в высший законодательный орган в 2002 КДП завоевала 57 депутатских мандатов, остальные 54 места были отданы семи оппозиционным партиям.

В 1994 вооруженные силы Буркина-Фасо насчитывали 5,6 тыс. человек, еще 4,5 тыс. человек проходили службу в полувоенизированных полицейских частях. Численность народной милиции составила 45 тыс. человек.

В 2010 3 млн. 736 тыс. мужчин в возрасте от 16 до 49 лет подлежало призыву в армию в случае военной угрозы. На содержание свох вооруженных сил правительство израсходовало в 2006 1,2% ВВП.

В области внешней политики Буркина-Фасо ориентируется на позицию Франции, ЕС и различных организаций франкоязычных государств Африки, включая Совет согласия. Страна принимает участие в деятельности Экономического сообщества западно-африканских стран (ЭКОВАС) и Африканского финансового сообщества зоны франка (КФА). Буркина-Фасо – член ООН и Организации африканского единства.

Экономика.

Буркина-Фасо – одна из наименее экономически развитых стран мира, что обусловлено рядом факторов, в том числе удаленностью от моря (железнодорожная линия к берегу океана имеет протяженность 1144 км), малоплодородной почвой и недостатком влаги. Экономика страны весьма примитивна и основана на малопродуктивном сельском хозяйстве (товарные культуры выращиваются в небольших объемах, продукция животноводства идет в основном на удовлетворение внутренних потребностей) и на экспорте рабочей силы в Кот-д’Ивуар и Гану для работы на плантациях кофе и какао, а также в качестве неквалифицированных рабочих в городах этих стран.

В сельском хозяйстве занято более 80% трудоспособного населения, а доля этой отрасли в национальном производстве составляет 34%. Домашний скот – одно из богатств страны. Мясо, молоко и шкуры поступают на внутренний рынок, а живой скот идет на экспорт в соседние страны. В 1994 Буркина-Фасо располагала примерно 4,2 млн. голов крупного рогатого скота и 13 млн. овец и коз. Размеры поголовья скота ограничены из-за нехватки воды, что определяет площадь и качество пастбищ. Мясомолочная специализация характерна для животноводства восточных районов Буркина-Фасо, находящихся за пределами ареала мухи це-це. Предпринимаются усилия по развитию животноводства в западных районах.

В конце 1990-х годов ежегодно ок. 450 тыс. крестьян мигрировали в Кот-д’Ивуар или Гану в качестве сезонных рабочих. Поскольку площадь обрабатываемых земель ограничена, а зимой бывает сильная засуха, невозможно предсказать, какой будет урожай и будет ли он вообще. Основные продовольственные культуры – сорго и различные сорта проса. Кроме того, возделываются кукуруза, рис, ямс, маниок, батат и таро. Важными товарными культурами являются хлопчатник, сахарный тростник, арахис, кунжут и бутироспермум. Масло, изготовляемое из семян бутироспермума, используется в Западной Африке для производства свечей, мыла и технических смазочных материалов. В середине 1970-х годов на обводненных землях юго-западных областей начали выращивать сахарный тростник. Неблагоприятные погодные условия и сокращение денежных поступлений от рабочих-мигрантов в 1985–1993 пагубно сказались на темпах экономического роста Буркина-Фасо. Правда, богатый урожай хлопчатника в 1997 несколько улучшил экономическое положение страны.

С 1985 происходило падение уровня промышленного производства, однако с середины 1990-х годов начался рост. И хотя в середине 1990-х годов в промышленности, включая горнодобывающую отрасль и строительство, было занято менее 2% населения, на ее долю приходилось более 25% общего объема производства страны.

В Буркина-Фасо развиты ремесленное и кустарное производства, которые в известной степени позволяют удовлетворять потребности населения в готовых изделиях, художественная вышивка, изделия из бронзы и кожи. В стране действуют ок. 100 промышленных предприятий, которые специализируются на производстве жиров, мыла, технических масел, хлопчатобумажных тканей, пива, прохладительных напитков, сигарет, очистке хлопка и риса, переработке сахарного тростника, обработке кожсырья. Для внутреннего рынка налажен также выпуск мотоциклов и велосипедов.

Горнодобывающая промышленность сконцентрирована на разработке крупных месторождений золота (ежегодно добывается ок. 3 т). В небольших количествах ведется добыча сурьмы и мрамора. На крайнем северо-востоке страны, вблизи границы с Мали и Нигером, обнаружены залежи марганцевой руды (ок. 14 млн. т), разработка которых тормозится плохо развитой транспортной инфраструктурой в районе месторождения. Страна располагает запасами цинка, свинца, никеля, серебра, известняка и фосфоритов.

Буркина-Фасо вместе с 15 другими государствами Западной Африки имеют общий Центральный банк и денежную единицу франк КФА, полностью конвертируемый по отношению к французскому франку. В январе 1994 франк КФА был девальвирован на 50%. Действуя совместно с Национальным банковским комитетом, Центральный банк регулирует кредитную политику Буркина-Фасо.

Ежегодные государственные доходы весьма ограничены, и бюджет страны, как правило, сводится с дефицитом. Бóльшая часть государственных инвестиций производится частично за счет финансовой помощи со стороны Франции и Фонда развития ЕС. Вместе с тем, встав на путь либерализации экономики в конце 1980-х годов, Буркина-Фасо стала активно участвовать в программе структурной перестройки, проводимой МВФ и Всемирным банком.

Главная статья экспорта Буркина-Фасо – очищенный хлопок, который в 1990-х годах обеспечивал более двух третей экспортных поступлений. Кроме того, страна вывозит живой скот и мясо, золото, кожсырье, овощи и семена бутироспермума (масляного дерева). Важнейшие статьи импорта – промышленные товары, машины и транспортное оборудование, продовольствие, химические товары, нефть, цемент. Основные торговые партнеры по импорту – Франция и Кот-д’Ивуар. Основной поток экспорта идет в Швейцарию, Францию и Кот-д’Ивуар. Поскольку по стоимости импорт в четыре раза превышает экспорт, страна зависит от иностранной помощи. Немалым финансовым подспорьем являются денежные переводы граждан Буркина-Фасо, работающих за рубежом.

Золото-валютные резервы страны в 2011 составили 957 млн. долл. Внешниий долг в 2011 исчислялся 2 млрд. 336 млн. долл.

На фоне общего состояния национальной экономики Буркина-Фасо располагает неплохим транспортом. Функционирует железная дорога, соединяющая Уагадугу и Абиджан (Кот-д’Ивуар). Общая протяженность автомобильных дорог – 92 695 км. с твердым покрытием 3857 тыс. км. Международные аэропорты находятся в Уагадугу и Бобо-Диуласо. Имеются также 49 небольших местных аэродромов.

Начиная с 1998 в Буркина-Фасона началась постепенная приватизация государственных предприятий, а в 2004 была пересмотрена инвестиционная политика для привлечения иностранного капитала. В результате этого и новых законов в пользу горнодобывающей промышленности, в стране начался подъем в золотодобывающей отрасли. К 2010 золото было основным источником экспортных доходов. Добыча золота выросла вдвое в 2009 и 2010.

В 1994 ВВП Буркина-Фасо составил 2980 млн. долл., или 301 долл. в расчете на душу населения. Однако, принимая во внимание низкий уровень цен на внутреннем рынке, по реальной покупательной способности этот показатель приближался к 700 долл. на душу населения.

В 2011 ВВП составил 22,1 млрд. долл. ВВП в 2011 на душу населения – 1300 долл. США.

Правительство предприняло усилия, чтобы разрядить некоторые экономические причины общественного недовольства, в том числе, снизив налог на прибыль, введя различные компенсации и субсидии на основные продукты питания и удобрения. Миссия МВФ в Буркина-Фасо в октябре 2011 в целом выразила удовлетворение принятыми мерами.

История.

В 11 в. конные отряды пришельцев смешанного происхождения из Гамбаги (на территории современной Ганы), вторглись на равнины Верхней Вольты. Постепенно они покорили не имевшие крепкой политической организации земледельческие племена центральных и восточных равнин, но проживавшие в западных районах предки нынешних бобо, лоби и груси сумели оказать отпор захватчикам. Со временем пришельцы породнились с местным населением и приняли его языки и религию. Впоследствии потомки завоевателей составили правящую элиту государств моси Ятенга, Уагадугу, Тенкодого и Фадан-Гурма.

Жизнеспособность этих государств, особенно Уагадугу, сохранившихся до 20 в., можно объяснить рядом взаимосвязанных причин. Для сплочения завоеванных народов таким образом, чтобы они сами стали причислять себя к моси, правящий класс использовал религиозный культ предков, выставляя себя божественными потомками основателей государств. Для поддержания дружественных отношений с потенциальными соперниками на юге они привлекали вольтийские предания о якобы общих предках моси, дагомба и мапруси. Кроме того, верхушка моси сумела создать такую административную систему, которая, несмотря на слабость экономической базы, поддерживала хрупкое равновесие между центральной властью и местной автономией. Так, в управляемом моро-наба государстве Уагадугу пять губернаторов постоянно пребывавших при его дворе, осуществляли контроль приблизительно над 300 местными вождями. В случае необходимости моро-наба мог призвать под свои знамена почти десятитысячное войско, куда входили всадники из знатных семей и пехота из крестьян, руководимая аристократической военной кастой.

В 14–16 вв. армия государства Ятенга завоевала часть территории держав Мали и Сонгай. В 16 в. моси отбили нападения сонгайцев, стремившихся покорить их и насильственно обратить в ислам. В начале 19 в. мусульмане фульбе, проживавшие на территории от Масины на западе до Гванду на востоке, во время своих джихадов (священных войн) обходили стороной земли государств моси. Хотя правители моси не приняли ислам, они сумели добиться лояльности со стороны торговцев и скотоводов мусульман, проживавших в пределах их владений. Они не только выступали в роли покровителей мусульман, но и приглашали к своему двору мусульманских ученых. Сопротивление моси обращению их в ислам замедлило процесс распространения этой религии к югу и востоку.

Когда в конце 19 в. европейские колониальные державы, закрепившись на побережье, пытались установить контроль над прилегавшими к их владениям внутренними районами, в сфере их внимания оказалась и территория Верхней Вольты. В 1886 в стране моси побывал немецкий путешественник Готлиб Адам Краузе. Два года спустя французский офицер Луи Бенже добился аудиенции у моро-набо, но не сумел его убедить в преимуществах протектората Франции. Однако после установления в 1895 контроля над государством Ятенга французские войска разбили армию моро-наба и оккупировали его владения. В 1897 на протекторат Франции согласился правитель королевства Фада-Гурма. В то же время французы захватили земли народов груси, бобо и лоби. Тем не менее вплоть до 1903 лоби оказывали упорное сопротивление европейским колонизаторам. В 1908 по англо-французскому соглашению была зафиксирована пограничная линия между районами Верхней Вольты и принадлежавшей Великобритании северной частью Золотого Берега.

В 1904–1919 Верхняя Вольта входила в состав французской колонии Верхний Сенегал – Нигер, но в 1919 была выделена в отдельную колонию. В 1932, пытаясь урезать расходы на управление колониями в обстановке мирового экономического кризиса, Франция разделила территорию Верхней Вольты между своими соседними колониальными владениями. В 1934 железнодорожная линия связала Бобо-Диуласо с Абиджаном, расположенным на территории Кот-д’Ивуара, и не менее 100 тыс. моси стали ежегодно выезжать для работы на плантациях Кот-д’Ивуара и Золотого Берега.

В 1947, чтобы удовлетворить желание моси жить в обособленном регионе и уменьшить влияние радикальной по тем временам межтерриториальной партии Африканское демократическое объединение (АДО), действовавшей не только в Западной, но и в Экваториальной Африке, французское правительство приняло решение восстановить Верхнюю Вольту в качестве отдельной колонии. АДО не сумело заручиться поддержкой моси, но добилось успехов среди небольших этнических групп – бобо, груси, лоби и фульбе, опасавшихся гегемонии моси. В 1948, когда французские колониальные власти запретили деятельность АДО, сразу же возникло несколько региональных политических организаций. К середине 1950-х годов эти партии сконцентрировали внимание на общенациональных проблемах, и главной политической силой в стране стала местная секция АДО – Вольтийский демократический союз (ВДС), во главе которого вначале стоял У.Кулибали, а затем М.Ямеого. Благодаря французскому капиталу в 1954 железнодорожная линия от Бобо-Диуласо была продлена до Уагадугу, что позволило увеличить экспорт хлопка, арахиса и скота.

С 1947 по 1958 Верхняя Вольта имела статус «заморской территории» в составе Французского Союза и могла избирать своих представителей в Территориальную ассамблею и французский парламент. Избранные депутаты оказывали решительное сопротивление претензиям моро-наба на главную политическую роль в стране. Однако вплоть до предоставления в 1956 Верхней Вольте внутренней автономии депутаты не обладали почти никакой реальной властью. В самоуправляемой колонии был создан исполнительный орган, состоявший почти целиком из африканцев и ведавший почти всеми внутренними вопросами. В 1958, после одобрения новой французской конституции на референдуме, Верхняя Вольта стала членом Французского Сообщества с широкими правами самоуправления. 5 августа 1960 была провозглашена независимость страны, а ее президентом стал М.Ямеого.

В 1966, во время всеобщей забастовки трудящихся в результате военного переворота, Ямеого был смещен со своего поста. Новое военное руководство страны во главе с подполковником С.Ламизаной приобрело расположение Франции, введя в стране программу строгой экономии, которую не смог осуществить прежний режим. В 1970 была принята новая конституция, предусматривавшая частичное возвращение к гражданскому правлению. Начавшийся в конце 1973 конфликт между гражданским премьер-министром и Национальным собранием практически завел страну в тупик. В 1974 президент Ламизана узурпировал власть и назначил самого себя премьер-министром. Пограничный конфликт с Мали в конце того же года привел к вооруженным столкновениям, но в 1975 обе стороны пришли к мирному соглашению. В 1977 под давлением профсоюзов правительство согласилось восстановить гражданское правление. В 1978 вступила в действие новая конституция, и тогда же Ламизана был переизбран президентом на очередной срок. Назначенный им кабинет министров состоял преимущественно из гражданских лиц. После волны антиправительственных выступлений 1979–1980, в ноябре 1980 полковник Сайе Зербо отстранил от власти Ламизану и в качестве главы Военного совета принял на себя всю полноту государственной власти. В 1982 Зербо был смещен в результате государственного переворота, и был организован Совет народного спасения во главе с майором Ж.-Б.Уэдраого.

В 1983 из состава правительства был выведен премьер-министр Томас Санкара, политический деятель левых взглядов и поклонник Ливии. Вскоре Санкара осуществил государственный переворот и сместил Ж.-Б.Уэдраого. По инициативе Санкары в 1984 было изменено название страны, и она стала называться Буркина-Фасо («Страна неподкупных людей»). Изменение названия должно была символизировать некоторые особенности процесса деколонизации, вытекающего из «революционной» программы нового руководства страны. Возглавляемый Санкарой Национальный революционный совет (НРС) незамедлительно приступил к реорганизации правительства и проведению обширных экономических реформ. Активность руководства Буркина-Фасо в политической и экономической сферах сопровождалась арестами видных гражданских политических деятелей и оппозиционно настроенных военнослужащих.

В декабре 1986 старый пограничный спор с Мали о праве на богатую минеральными ресурсами «полосу Агашер» привел к шестидневному вооруженному конфликту. Конфликт был разрешен при содействии региональных миротворческих сил и Международного суда ООН, по решению которого спорная территория была поровну разделена между обоими государствами.

Буркина-Фасо в конце 20 в. — начале 21 века.

Премьер-министр правительства Блез Компаоре считался одним из ближайших советников Санкары, но, когда в 1987 в правительстве возникли разногласия по поводу целесообразности проведения репрессивной политики в отношении профсоюзов, он отошел от президента и стал на путь укрепления собственных позиций в НРС. 15 октября 1987 Санкара был смещен и убит во время переворота, который возглавил Компаоре, который стал новым президентом Буркина-Фасо.

Придя к власти, Компаоре создал новую политическую организацию Народный фронт (НФ), заменивший НРС в качестве правящей политической партии. Президент и НФ осуществляли контроль над разработкой проекта новой конституции, которая получила поддержку в ходе демократического референдума и 11 июня 1991 вступила в силу в качестве основного закона Буркина-Фасо. Конституция отвергала законность любого режима, который пришел к власти в стране в результате государственного переворота, и предусматривала введение многопартийной политической системы и всеобщего избирательного права.

В 1990-х годах процесс демократизации общества был еще далек от провозглашенных идеалов. Результаты первых президентских выборов 1991 были признаны подтасованными, а на парламентских выборах 1992 и 1997 убедительную победу одержала правящая партия Организация за народную демократию – Движение труда. По указанию Б.Компаоре, в 1997 в конституцию были внесены поправки, отменяющие ограничения на переизбрание президента на новый срок, что позволяет Компаоре удерживать власть уже два десятилетия.

На президентских выборах 1998 Компаоре вновь стал президентом на семилетний срок. В 1999 он назначил 16 членов Совета старейшин, которые должны содействовать национальному примирению. Конституционная поправка 2000 ограничила срок президентского правления 5 годами. Однако когда Компаоре объявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру на выборах 2005, Конституционный совет постановил, что эта поправка, поскольку она принята после 1998, не может послужить для него препятствием. На выборах в ноябре 2005 он набрал более 80% голосов и вновь стал президентом страны.

На президентских выборах, прошедших 21 ноября 2010 Компаоре вновь набрал свыше 80% голосов избирателей. В апреле 2011 в столице произошли волнения военных президентского полка, требующих выплаты причитающихся им денег. Волнения удалось подавить, но это послужило поводом для отставки правительство и ряда высокопоставленных военных. 22 апреля 2011 Компаоре назначил себя министром обороны страны.

Компаоре был вынужден уйти со своего поста 31 октября 2014 в результате народных волнений, вызванных его намерениями внести поправки в конституцию, которые позволили бы Компаоре быть избранным на новый срок на предстоящих выборах. После ухода Капаоре страну фактически возглавил подполковник армии Исаак Зида.

23 ноября 2014 было объявлено о формировании правительства переходного периода. Ключевые посты премьера и министра обороны занял подполковник Исаак Зида. После переговоров между военными и представителями гражданских партий и движений были достигнуты договоренности, в соответствии с которыми военные передали пост временного президента экс-главе МИД Мишелю Кафандо. Выборы нового главы государства назначены на ноябрь 2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *