.

Бухара

История

Этимология

В письменных источниках слово «Бухоро» впервые отмечено китайским учёным и переводчиком Сюаньцзанем (602—664). Это же название, но в согдийской передачи — «pwx’r» зафиксировано на подражаниях драхмам сасанида Бахрама V (421—439), чеканившихся в Бухарском владении со второй половины V века. Существуют различные версии происхождения названия города: по мнению ряда учёных, опирающихся на сведения Джувейни, это название восходит к санскритскому vihara — «буддийский монастырь». Это слово очень близко к слову на языке уйгурских и китайских идолопоклонников, называвших места своих богослужений так же. Более правдоподобны другие предположения, по которым топоним «Buhara» отражает согдийское слово buharak — «счастливое место» и по которому слово «бухар» на языке персидских жрецов-магов означает «сосредоточие учёности» или «обитель знания».

Другое название — Нуми, Науми, Нумиджкат — зафиксированное в китайских и арабских письменных источниках, восходит, по мнению В. А. Лившица, к согдийскому слову Namich — «знаменитый», «славный».

Древняя Бухара

Древняя крепость Бухары

Город возник в середине 1-го тысячелетия до н. э.; название города на согдийском языке — Нумижкат. Впервые упоминается в китайских летописях V века.

Возраст Бухары превышает 2500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд, переданных историком Наршахи, рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.

Культурный слой на территории города составляет более 20 м: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются V веком до н. э. В отличие от Самарканда, близкие к поверхности грунтовые воды не позволили археологам дойти до самого нижнего слоя. Поэтому истинный возраст Бухары требует дальнейшего изучения.

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура.

В VI веке до н. э. только отстроенный город был захвачен персидской династией Ахеменидов, в 329 году до н. э. — Александром Македонским.

В V веке Бухара вошла в состав государства эфталитов. Между 563—567 годами близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками Истеми-ябгу-кагана. В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.

В 585—586 годах в Бухаре произошло восстание Абруя, которое было подавлено тюркским принцем Иль Арсланом (Шери Кишвар по-персидски).

В 603—658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западно-тюркскому каганату. Перед арабским нашествием Бухарой управляла династия бухархудатов. В согдийские времена город был один из главным городом Согдианы.

Китайским историкам Бухара была известна под названием Ань (安國) и по традиции считалась остатком Парфянского государства (Аньси). Правитель происходил из рода Чжаоу (昭武, род юэчжийского происхождения; возможно, искажённое ябгу) — того же, что правил в Кангюе. Имя правителя — Шэли (или Шэлидин). Его жена — дочь правителя Кангюя. В городе было пять рядов стен и канал с водой; у дворца была плоская крыша. Трон князя изображал золотого верблюда и в высоту был 7-8 чи (2,5-3 м). Княгиня участвовала в официальных приёмах и сидела напротив мужа лицом к нему. Делами ведали 3 чиновника. Обычаи были похожи на кангюйские, но также были и близкородственные браки (вероятно, влияние Зороастризма). При Суй Ян-ди в Ань прибыл посол Ду Синмань (杜行滿), который привёз оттуда пятицветную соль. У Ань было вассальное государство Би (畢), где проживало всего 1000 семейств.

Центром Бухары была крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

В 40 км к западу от города располагалось поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов, где находилась резиденция бухархудатов, правивших в Бухаре до арабского завоевания.

Правители

Пайкендский удел Тюркского каганата

  • Ша-Алания (Алинга/Holing-kia, вторая половина VII в.), 22-е поколение «бухархудатов» из рода чжаову;
  • Абруй (?—580);
  • Эль Арслан (Шири-Кишвар) (ок. 580—600 гг.);
  • Нили тегин (600—603 гг.);
  • Басы тегин (ок. 603—604 гг.).

Основная статья: Бухархудат

  • Бухар-Худат-Бидун (?—673);
  • Кабач-хатун, жена Бидуна (Хутак Хатун, 673—692);
  • Тугшада I, сын Бидуна и Кабач-хатун (692—724);
  • Вардан-худат, узурпатор (Барданхудат, правитель Варданы, 706—709);
  • Тугшада II, сын Тугшады I (Тахшада, 724—738);
  • Кутейба, брат Тугшады II (738—753);
  • Тугшада III, имя условно (753—768);
  • Сукан, сын Тугшады III (768—775);
  • Буният, брат Сукана (775—782), факт. 739 арабское завоевание;
  • Халид;
  • Ибрагим;
  • Абу-Исхак, сын Ибрагима, внук Халида, правнук Бутата, последний бухархудат (ум. в 913 или в 914 г.).

Эпоха Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов

Мавзолей Саманидов Мечеть Магоки Аттари эпохи Караханидов в Бухаре Минарет Калян, построен на средства Караханида Арслан-хана

С приходом арабов в VIII веке в Бухаре распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы.

В 709 году Бухара была захвачена арабами под предводительством полководца Кутейбы ибн Муслима.

Расцвет города начался, когда Бухара была избрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907), мавзолей которого до сих пор украшает город. По словам Ас-Саалиби, Бухара при Саманидов была «обителью славы, Каабой владычества, местом собирания выдающихся людей эпохи».

В X веке Бухара стала средоточием высокой культуры. Здесь работали многие учёные, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик, математик и энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др.

В эпоху Караханидов при правлении Арслан-хана (1102—1130) был построен один из шедевров бухарского зодчества — минарет Калян. В караханидское время в Бухаре, по приглашению караханида, Шамс аль мулька (1068—1080) некоторое время работал выдающийся поэт и учёный Омар Хайям.

В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани.

В начале XIII века Бухара вошла в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Ала ад-дин Мухаммеда (1200—1220).

Монгольское нашествие

В феврале 1220 года Бухара была захвачена войсками Чингисхана, который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был ограблен, а жители уведены в плен для помощи монголам при штурме Самарканда.

В 1238 году в Бухаре произошло антимонгольское восстание во главе с ремесленником Махмудом Тараби, которое было жестоко подавлено монголами.

В 1273 году город был беспощадно ограблен и сожжён ордами чингизида Абака-хана.

Во второй половине XIII — первой половине XIV века монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф ад-дин Бохарзи.

В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сербедаров.

В XIII веке в Бухаре и прилегающей к ней области бурно развивается суфийское учение. Суфий Сайф ад-Дин Бохарзи был послан своим наставником хорезмийцем Наджм ад-Дином Кубра в Бухару, где шейх прожил около 40 лет. В Бухаре шейх занимал видное положение, пользовался популярностью среди населения и большим влиянием у монгольских правителей, был мударрисом и мутаввали (распорядителем вакуфных средств) одной из крупных духовных школ — мадрасе Ханийе, разрушенного монголами в 1273—1276 гг. Следующим известным представителем суфийского учения был Бахауддин Накшбанд.

Столица ханства в XVI — начале XX веков

Мавзолей Чашма Аюб, 1380 год, построена хорезмийскими мастерами в Бухаре

В период правления Тимура (1370—1405) столицей империи был Самарканд. Тем не менее, в эти годы в Бухаре были построены мечеть Калян и мавзолей Чашмаи Аюб.

При Улугбеке Бухара обогатилась зданием нового медресе (1417). Здесь всё характерно для архитектуры того времени: ясность общего замысла, отличные пропорции, сдержанность декора. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей.

С воцарением шейбанида Убайдулла-хана (1487—1540), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов.

медресе Мир Араб, Бухара, 1530-е годы

По приказу бухарского Убайдуллахана, в дар великому шейху Абдулле Яманий в 1530—1536 годах было построено медресе Мири Араб в Бухаре. Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, большое внимание уделялось развитию науки и культуры. С 1512 г. при дворе Убайдуллы в Бухаре жил известный учёный Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, который в 1514 г. написал для Убайдуллы книгу «Сулук ал-мулук» («Правила поведения государей»); автограф этого произведения хранится в Рукописном отделе СПбФ ИВ РАН. Ибн Рузбихан утверждает, что Убайдулла с упорством занимался изучением «разного рода наук и знаний, соблюдая религиозные обязанности.

Бухара при правлении узбекского хана Абдулла-хан II

Вечерняя Бухара

Город достиг своего расцвета при правлении шейбанида Абдулла-хан II (1557—1598). Абдулла-хан также был покровителем просвещения и меценатом, окружил себя учёными, писателями и летописцами. Придворные поэты и историки восхваляли его. Среди поэтов первое место принадлежало Мушфики — автору хвалебных од, лирических стихотворений и эпиграмм, который также был способным дипломатом. По поручению Абдулла-хана, Мушфики составлял высокопарные надписи для сооружений. Придворный историк Хафиз Таныш составил богатую фактами хронику «Абдулла-наме». Литература продолжала развиваться на персидском, среднеазиатском тюркском и частью на арабском языках. По наблюдению академика В. В. Бартольда, «историческая литература при узбеках по качеству и количеству стояла даже выше, чем в прежние века».

Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммед Яр ибн Араб Катаган, написавший произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении рассказывается история Шейбанидов включая эпоху Абдулла-хана.

Город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.

Большое строительство в городе проводили узбекские сановники — в частности, визирь Имамкули-хана Надир диванбеги, который на свои средства построил медресе и ханаку.

Бухара при правлении Аштарханидов

Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян XII века, медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков, Ляби-Хауз XVI—XVII веков, мавзолей Исмаила Самани (IX—X веков)). В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.

Бухара считается одним из священных городов суфизма. В городе пребывали многие великие суфийские святые; один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд, мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.

Имамкули-хан (1611—1642) был учеником-мюридом джуйбарского ходжи Таджиддина. Ходжа Таджиддин был женат на младшей сестре Имамкули-хана. На площади Регистон Бухары ходжа Таджиддином было построено медресе Дор-уш-Шифо. Это медресе имело медицинскую специализацию, имело аптеку и лечебное учреждение. В библиотеке этого медресе хранилось десять тысяч редкостных книг. Ежегодно здесь готовилось 800 больших стеклянных сосудов розовой воды и других лекарств, предназначенных для различных заболеваний.

В 1619—1620 гг. на средства дяди Имамкули-хана Надира диванбеги была построена ханака в Бухаре. Она образовала кош с расположенным напротив медресе Нодир-Диван-Беги. Входит в ансамбль Ляби-хауз. В 1622—1623 годах Надиром диван-беги было построено монументальное здание в Бухаре в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе и известно позже как Медресе Нодир-Диван-Беги.

Портал медресе Надира диванбеги в Бухаре, Узбекистан

При правлении Абдулазиз-хана были построены медресе его имени, Медресе Валидаи Абдуллазиз-хана в Бухаре. Он собрал библиотеку из красивых рукописей.

Аштарханид Субханкули-хан был автором нескольких произведений по медицине и астрологии. Его произведение по медицине было написано на среднеазиатском тюркском языке. Один из списков рукописи хранится в библиотеке в Будапеште. Субханкули-хан увлекался поэзией и писал стихи под псевдонимом Нишони.

Аштарханид Убайдулла-хан II в 1709 году заложил большой сад (Чарбаг) подле г. Бухары (к западу от него), возле ворот Талипач, среди которого построил дворец; сад был наполнен разными фруктовыми и декоративными деревьями и цветниками и обнесен высокой стеной. Он получил название Xанабад («построенный ханом»); в нём Убайдулла больше всего любил проводить время.

В период правления Убайдуллы-хана II известными историками были: Абдуррахман-и Тали и Мир Мухаммед Амин-и Бухари.

В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, оказалась в состоянии экономического кризиса.

В 1740 году город оказался во власти иранского шаха Надир-шаха.

Бухара при правлении узбекской династии Мангытов

Медресе Чор Минор, построенное в 1807 году Тронный зал разрушенного большевиками эмирского дворца Шербудун в окрестностях Бухары

С 1753 года Бухарское ханство называлось Бухарским эмиратом. Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахим-хана (1756—1758) и Шахмурада (1785—1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город восстановил свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира.

В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для строительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи, но было разрушено большевиками в 1950-х годах.

В середине XIX века в Бухаре впервые в истории города были установлены городские часы на стене Арка. В годы советской власти они пострадали от штурма 1920 года, а позже были утеряны.

В 1868 году Бухарский эмират попал в вассальную зависимость к Российской империи и получил статус её протектората.

Бухарский эмир Абдул-Ахад Бахадур-хан увлекался поэзией. Эмир являлся не только почитателем изящной словесности, но и составил «Диван» (сборник стихов). Свои поэтические творения эмир писал под псевдонимом Оджиз — «слабый, беспомощный». В эпоху эмира Абдулахада наиболее известными бухарскими историками были: Абдалазим Сами, Ахмад Дониш, Насир ад-дин ибн амир Музаффар.

По некоторым оценкам, в 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечетей, 2 синагоги, более 50 базаров.

Советский период

См. также: Революция в Бухаре Бухара в осаде красноармейцев и сжигание, 1 сентября 1920 года

2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате трёхдневного штурма захватила Бухару. При штурме города были задействованы десять самолётов-бомбардировщиков. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алим-хан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил своё существование.

14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет во главе с Абдукадыром Мухитдиновым и Совет народных назиров (комиссаров) во главе с Файзуллой Ходжаевым. 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.

С 15 января 1938 года является центром Бухарской области Узбекистана.

Население

Численность населения по состоянию на 1 января 2014 года составляет 272,5 тыс. жителей.

  • 1841 — 60—70 тыс.;
  • 1917 — больше 100 тысяч;
  • 1939 — 59 тыс.;
  • 1959 — 69 тыс.;
  • 1970—112 тыс.;
  • 1985—200 тыс.;
  • 2014—272,5 тыс.

Узбекистан, Бухара, Фестиваль специй и шелка

Согласно официальным данным, население главным образом составляют узбеки — 82 %; также в городе проживают: 6 % — русские, 4 % — таджики, 3 % — татары, 1 % — корейцы, 1 % — туркмены, 1 % — украинцы и другие — 2 %.

Большинство населения исповедует ислам, также в Бухаре проживают православные, иудеи и др.

История населения

Население Бухары на протяжении более двух тысячелетий развивалось непрерывно, видоизменяясь и смешиваясь со всеми пришлыми группами.

Самыми древними жителями города были согдийцы, чей язык считается вымершим и относившимся к почти исчезнувшей северо-восточной подгруппе иранских языков (непонятный носителям других групп).

После революции, в ходе национального размежевания в Средней Азии, усилилось самоопределение бухарцев как узбеков. Первая перепись по национальному признаку в городе Бухаре была проведена в 1926 г. Из 41 823 переписанных жителей, 27 823 человека определили себя как узбеки, 8 646 — таджики, 5 354 человека отнесли себя к другим народам. В результате перемещения сельских жителей в город, численность его населения резко возросла, узбеко-таджикский билингвизм начал сокращаться. В период советской власти, почти всё население города начало относить себя к узбекам не только в гражданском смысле, но и в этническом.

Интересные результаты были получены в результате серии экспедиций 1940—1950-х годов под руководством О. А. Сухаревой, занимавшихся в том числе изучением этнического и языкового состава Бухары:

  • внутри оседлого населения, бухарцы, как и другие городские группы населения Средней Азии, использовали название местожительства (бухарцы, самаркандцы, ташкентцы и пр.), отдельные группы населения состоявшие в родстве со знаменитыми родами, использовали во внутриэтнической самоидентификации названия родов (часто бывших узбекских племен); многие жители соседних деревень, независимо от языка общения относили себя к узбекским племенам (бахрин, сараи и пр);
  • из-за отсутствия у населения понятия этнической нации, самоопределение строилось на отношении конкретного человека к государству, в связи с чем, население Бухары могло быть таджикоязычным и относить себя к узбекам, узбекоязычным и относить себя к таджикам; среди населения преобладал узбеко-таджикский билингвизм с большим количеством переходных форм (большое количество персидских слов в бухарском диалекте узбекского, а также большое количество узбекских слов в бухарском диалекте таджикского), который ещё больше затруднял самоидентификацию населения и приводил к расхождению в самоопределении даже внутри отдельных семей.

Примечания

  1. 1 2 Статистический буклет «О населении языком цифр» Архивная копия от 14 октября 2014 на Wayback Machine
  2. Новые автомобильные номера Узбекистана. Справочник Узбекистана — Золотые Страницы. Архивировано 25 ноября 2012 года.
  3. Frye Richard N. Bukhara in pre-islamic Times//Encyclopedia Iranika. V. Fas. 5. London and New York, 1989. P. 511-513.
  4. Ричард Фрай. Бухара в Средние века. На стыке персидских традиций и исламской культуры. 2017
  5. Малявкин А. Г. «Танские Хроники…», 1989. стр 198.
  6. Бэй Ши. Цзюань 97
  7. А.М.Атаходжаев. Тюрко-согдийские отношения в политических, социально-экономических и этнокультурных процессах в раннем среддневековье.
  8. 1 2 3 4 Мухаммад Наршахи. История Бухары.
  9. 1 2 Г. Гоибов. К хронологии бухарских правителей арабского завоевания (VII—VIII вв.) // Ответственные редакторы: Б. И. Искандаров, В. М. Массон, Н. Н. Негматов. Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана (Тезисы Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте Таджикской ССР, 26—31 августа 1977 г.). — Душанбе: Издательство «Дониш», 1977. — С. 177—178.
  10. 1 2 3 Гумилев Л. Н. древние тюрки. М., 1967
  11. Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
  12. Бартольд В. В. Сочинения. Т.I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — М.: Наука, 1963. — С. 54.
  13. Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть.М., 2006
  14. История народов Узбекистана. т.2. Т.,1993,с.21
  15. Бухарский квартал Петербурга
  16. Азиатский вестник, издаваемый Г.Спасским. Январь, Спб., 1825, с.11
  17. Мир Мухаммед Амин-и Бухари, Убайдулла-наме, пер. А. А. Семенова, АН УзССР, 1957, стр. 248—258
  18. Средняя Азия. Ежемесячное литературно-историческое издание. Ред. А. Киснер. — Ташкент, 1910. — С. 146.
  19. Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. — СПб., 1843.
  20. Viloyat haqida — Shahar va tumanlar. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  21. 1 2 3 О. А. Сухарева «Бухара XIX — начала XX в.» (позднефеодальный город и его население). М.: Наука, 1966
  22. Справочник компаний Бухары (Yellow Pages Uzbekistan). Проверено 9 февраля 2018.
  23. İzmir’in kardeş kentleri. Архивировано 4 августа 2012 года.
  24. http://www.mezon.uz/news-in-uzbekistan/social/10765-bonn-i-bukhara-goroda-pobratimy (недоступная ссылка)

Литература

Бухара в Викисловаре

Бухара на Викискладе

Бухара в Викигиде

  • Сухарева О. А. Бухара XIX — начало XX в. — М.: Наука, 1966.
  • Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М.,1976.
  • Массон В. М. Бухара в истории Узбекистана. — Бухара, 1995 — 52 с. — Рус., узб. — (Б-ка из сер. «Бухара и мировая культура»)
  • Старая Бухара: гравюры, фотографии, открытки конца XIX — начала XX века. — Ташкент: Саньят, 2008.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 12010026b · GND: 4008584-3 · LCCN: n82115501 · VIAF: 127866795 · WorldCat Identities (via VIAF): 127866795

  • Ичан-Кала
  • Исторический центр Бухары
  • Исторический центр Шахрисабза
  • Самарканд — перекрёсток культур
  • Западный Тянь-Шань

Укрепления

Ансамбли и комплексы

Мавзолеи

Медресе

  • медресе Абдуллазиз-хана
  • медресе Валидаи Абдуллазиз-хана
  • медресе Гозиен
  • медресе Кукельдаш
  • медресе Мулло Турсунжон
  • медресе Улугбека
  • медресе Нодир-Диван-Беги
  • Кош-медресе
    • медресе Модари-хана, медресе Абдалла-хана
  • медресе Джуиборий Калон
  • Чор-Минор

Мечети

Другие достопримечательности

Бекства

Самарканд | Каттакурган | Ургут | Шахрисабз | Карши | Пенджикент | Фараб | Магиан | Фальгар | Матча | Бальджуан | Гиссар | Куляб | Каратегин | Дарваз | Рушан | Шугнан | Ура-Тюбе

Вассалы

Город Бухара — история и современность

Сегодня Бухара это крупный областной центр республики Узбекистан, привлекающий множество туристов и паломников со всех уголков земного шара. История этого древнего, загадочного, величественного города, расположенного близ реки Заравшан, насчитывает не одно тысячелетие. Он был свидетелем разорительных войн, зарождения и гибели правящих династий. Много раз, разрушенный до основания, город вновь возрождался, становясь ещё прекраснее. В ранний период эта местность имела множество названий Бихара, Бухар, Пу Хо, Ну Ми. По одной из версий, нынешнее название может происходить от слова «вихара», которое на санскрите означает «монастырь».

История возникновения города окружена легендами и преданиями. По одной из них поселение возникло на месте крепости Арк, построенной персидским принцем Сиявушем. Когда юноша приехал свататься к дочери царя Афрасиаба, отец поставил условие. Если сможет претендент построить укрепление на шкуре одного быка, свадьба состоится. Изобретательный молодой человек нашел способ возвести укрепление, не нарушая условий. Он разрезал шкуру на тонкие ленты, связал их между собой, обозначив площадь под строительство цитадели. Крепость Арк, вокруг которой возник впоследствии город Бухара, сохранилась до сегодняшнего дня, хотя множество раз перестраивалась на протяжении веков.

Античность и Средневековье

Возраст современной Бухары 2500 лет, но первое историческое упоминание о ней встречается в записях китайских путешественников, датированных II веком до нашей эры. На тот момент территория входила в состав Кангюя, государства Средней Азии, расположенного близ реки Сырдарьи. Так продолжалось вплоть до прихода армии Александра Македонского. Великий полководец захватил крепость Арк, через которую проходили торговые пути из Индии, Китая, Ирана и других стран Востока. Уже тогда это был развитой культурный и ремесленный центр, который активно строился и развивался.

В течение веков Бухара переходила от одного завоевателя к другому. Но наиболее значимый след в истории города оставил его захват арабами, пришедшийся на начало VII века. Убайдуллах ибн Зияд был первым, кто принес жителям Средней Азии новую религию Ислам. Поначалу это встретило яростное сопротивление, но вспыхнувшее восстание «людей в белом» было жестоко подавлено. После установления власти Арабского халифата в Бухаре началось строительство культовых сооружений (мечетей, минаретов, ханак). Со временем мусульманство закрепилось как главенствующая религия, а город стали именовать «куполом Ислама на Востоке»

Эпоха расцвета Бухары

Вплоть до конца Х века Бухарой правила династия Саманидов, распространявшая своё влияние на Иран и Среднюю Азию. Во времена их правления Бухара переживала период подъема экономики, культуры и науки. Будучи столицей государства Саманидов, город быстро строился и расширялся. В то время здесь жили и работали многие видные деятели просвещения. Их имена не забыты потомками и по сей день. Это известный философ и врач Ибн Сина, известный нам под именем Авиценна, поэты Рудаки и Фирдоуси, великий математик, поэт и философ Омар Хайам. Именно правление династии Саманидов дало толчок развитию ремесел. Быстрыми темпами расширялось и совершенствовалось производство керамики, бронзовое литье, роспись.

В годы правления династии Симанидов огромное внимание уделялось развитию земледелия, строительству систем орошения. В это же время совершенствовалось налогообложение, рос внешний товарооборот, что благоприятно сказалось на развитии Бухары, как крупного торгового центра. За два века город увеличился в размерах, возникли новые ремесленные кварталы, новые гостиницы, была заново отстроена крепостная стена. Появился в Бухаре и первый медресе Фарджек. Просвещенные правители собрали в своем дворце огромную рукописную библиотеку, которая, к сожалению, была позднее утрачена.

Дорогами истории — от Чингиз хана до наших дней

Особенно трудными для Бухары стали периоды с XI по XIII века. Сначала городом правила тюрская династия караханидов, которую сменили каракитаи. Захватнические войска Чингиз — хана окончательно разорили поселение, большинство жителей были угнаны в рабство. Но экономика Бухары восстановилась достаточно быстро, ведь город оставался одним из важнейших пунктов Великого шелкового пути. Известный итальянский путешественник и купец Марко Поло, который посещал город по торговым делам, восторженно отзывался о его величественной архитектуре.

В годы правления династии Тамерлана, будучи частью Империи Тимуридов, со столицей в Самарканде, Бухара стала крупным региональным и культурным центром. Уже в 1506 году при правлении Шейбанидов, сменивших династию Тамерлана, город вновь стал столицей. Впоследствии на территории современного Таджикистана, Узбекистана и части Туркмении возникло Бухарское ханство. Государство просуществовало вплоть до 1920 года, хотя и утратило независимость, перейдя в 1868 году под протекторат Российской Империи. Окончательно Бухарский эмират был уничтожен в результате революции. Столица и окружающая её территория были переименованы в Бухарскую народную республику, которая затем была включена в состав УССР.

Достопримечательности Бухары и её окрестностей

Первое, что стоит посетить туристу, приехавшему в Бухару, это район Старого города. Еще в 1993 году эта историческая часть была внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь расположен один из древнейших минаретов Калон, выстроенный ханом Арсланом в начале ХII века. Как гласит легенда, правитель возвел башню на могиле убитого им священнослужителя.

В центре Старого города расположен величественный и весьма необычный ансамбль, возведенный визирем Нодиром Диван — беги. Он включает медресе, ханаку и разделяющий их рукотворный водоем квадратной формы (хаус). Близ этих сооружений располагается прекрасно сохранившийся древний восточный базар Токи — Заргарон.

Сохранилась в Бухаре и крепость Арк, которая находится на площади Регистан. Укрепленная цитадель, на территории которой располагалось множество строений, обеспечивающих нормальное функционирование даже в условиях вражеской осады, долгое время служила надежным убежищем правителям Бухарского эмиратства. Сегодня там открыт музей, посетители которого могут ознакомиться со всеми тонкостями средневекового быта мусульман.

Туристам стоит посетить и величественный мавзолей Чашма — Айюб, в котором сегодня расположен «Музей воды». Сооружение, возведенное во времена правления Тамерлана, на протяжении веков неоднократно перестраивалось. Согласно легенде, мавзолей был возведен рядом со священным источником, дарованным местному населению пророком Иовом. Согласно мусульманским традициям, строение образуют четыре помещения, ориентируемых по оси Восток — Запад. Первой была отстроена погребальная башня, остальной ансамбль был возведен позднее.

В четырех километрах от Бухары располагается величественный дворец «Мохи — Хоса», название которого в переводе означает «подобный звездам и луне». Бывшую летнюю резиденцию эмиров отличает изысканная архитектура и роскошное внутреннее убранство. Экскурсия позволит окунуться в атмосферу настоящей восточной сказки, с павлинами и прекрасными девами. Помимо эстетического наслаждения, посещение дворца позволит расширить кругозор, ведь на его территории располагается экспозиция музея декоративно — прикладного искусства.

В двенадцати километрах к Востоку от города расположена одна из важнейших исламских святынь — мавзолей Накшбанда. У верующих это место считается «малым хаджем» для тех, у кого нет возможности посетить Мекку. Здесь всегда много паломников, но обычному туристу мавзолей тоже будет интересен своей историей и архитектурой.

Всего в Бухаре насчитывается около 140 памятников древней культуры, среди которых особенно примечательны: мечети Магоки — Аттори, Ходжа — Калян и Джами; медресе Ходжа — Гаукушон, Абдулла — Хан, Улугбека, Абдулазиз — Хана; мавзолей Буян — Кули — Хана; ансамбль из медресе и мечети Ходжа — Гаукушан. Город интересен своей историей, архитектурой и неповторимым восточным колоритом.

Координаты: 39°46’29» с.ш. 64°25’43″в.д.

Площадь: 40,32 кв.км

Население: 300 тыс. чел. (2012)

Часовой пояс: UTC+5

Телефонный код: 8 365

Автомобильный код: 80-84

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *