.

Аэропорт в Адлере

Сочи (аэропорт)

У этого термина существуют и другие значения, см. Сочи (значения).

Международный аэропорт Сочи
ИАТА: AER – ИКАО: URSS– Внутр. код: АДЛ
Информация
Тип совместного базирования
Страна Россия
Расположение Адлер, Сочи, Краснодарский край
Дата открытия 1945
Эксплуатант Базэл Аэро
Хаб для Победа
Высота НУМ 27 м
Часовой пояс UTC+3
Время работы круглосуточно
Сайт http://aer.aero/
Карта
AER Расположение аэропорта на карте России
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
06/24 2890×45 цементобетон
02/20 2500×49 цементобетон
Статистика (2018)
Годовой пассажиропоток ▲ 6 335 184

Международный аэропорт Со́чи (IATA: AER, ICAO: URSS) — международный аэропорт города Сочи, Краснодарский край. Крупнейший узел местных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России.

Обслуживает крупнейший российский курорт, его агломерацию (включая Туапсе), прочие тяготеющие территории и Абхазию с общим постоянным населением около 900 тыс. жителей. Имеет статус аэропорта федерального значения.

Аэропорт занимает в стране 5-е место по пассажирообороту (5,692 млн пассажиров) после московских Шереметьево, Домодедово, Внуково и петербургского Пулково. Расстояние от аэропорта до Москвы — около 1360 км, время в полёте 2 часа.

Эксплуатантом аэропорта является АО «Междунаро́дный аэропо́рт Со́чи». Входит в аэропортовый холдинг Базэл Аэро.

История

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Старое здание аэропорта Сочи

Аэродром в Адлерском районе был построен для защиты Черноморского побережья во время Великой Отечественной войны. Строительство аэродрома началось 9 июля 1941 года на территории семеноводческого совхоза «Черноморец». Лётное поле с одной грунтовой взлётно-посадочной полосой, одноэтажное здание штаба площадью 20 м² и оборудованные стоянки для самолётов были построены в рекордно короткий срок (50 дней) силами жителей города Сочи под руководством инженера Ивана Гавриловича Шевкуненко. 1 сентября 1941 года аэродром принял первый боевой самолет. С 1942 года на аэродроме базировались полки 5-й воздушной армии под командованием генерала-лейтенанта авиации Сергея Кондратьевича Горюнова и ряд других частей ВВС Закавказского фронта.

Аэропорт Адлер официально образован приказом Главного управления гражданского воздушного флота от 23 ноября 1945 года № 236 для полетов и обслуживания скоростных самолётов Ли-2, Ил-12. Аэропорт в долине реки Сочи, который с 1929 года обслуживал самолёты гражданской авиации, был закрыт, его территория передана городу под строительство жилых кварталов, а вся техника перенесена в аэропорт Адлер.

В 1956 году были построены здание аэровокзала (ныне старое здание) и взлётно-посадочная полоса ВПП-1. За 1957 аэропортом было отправлено около 35 тысяч пассажиров и 1 тысяча тонн грузов. С 1960 по 1965 построены пассажирский и багажный павильоны, гостиница на 200 мест, радионавигационные и посадочные системы. Постоянно рос пассажиропоток через аэропорт. В 1965 было отправлено свыше 902 тысяч пассажиров, в 1990 — 2 миллиона 300 тысяч.

Главный вход в аэропорт

В августе 1966 аэропорт за высокие показатели в работе был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1967 году аэропорт Адлер был переименован в аэропорт Сочи Северо-Кавказского управления гражданской авиации.

В 1981 начались регулярные рейсы за рубеж: из Сочи в Братиславу, Будапешт, Прагу. Позднее открылось множество рейсов на Ближний Восток и в Западную Европу.

В 2009 году введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала в стиле хай-тек. Всего за весь период работы аэропортом отправлено свыше 60 миллионов пассажиров. В международном секторе аэропорта находится магазин duty-free.

Характеристики

Вид на аэропорт в 2006 году Внутренний итальянский дворик нового терминала

Аэродром Сочи первого класса, имеет две искусственные взлётно-посадочные полосы, сеть рулёжных дорожек общей протяжённостью 4310 м при ширине 40,5 м, перрон и места стоянок общей площадью 219 тыс. кв. м. Особенностью аэродрома является то, что из-за наличия естественных препятствий (гор) к северу и северо-востоку от аэродрома, посадка производится только с одной стороны — со стороны моря. По этой же причине взлёт производится в строго обратном направлении.

Аэропорт Сочи сертифицирован Авиационным регистром МАК на пригодность к международным полётам. С 2007 годен к эксплуатации всех типов воздушных судов, в том числе: А-330 и его модификации, Боинг-747, Боинг-777 (-200, -300, -200LR, -300ER).

Новое здание аэровокзала построено в 1989—2007 годах, площадью 65 000 м² и является одним из крупнейших в России. В конце 2013 года завершены строительство новой посадочной галереи и 10 телетрапов . Существует возможность парковки более 1000 автомобилей. Пропускная способность аэровокзального комплекса — 2 500 пасс./час. В декабре 2013 года в эксплуатацию был введён новый VIP-терминал. Площадь терминала 4 тысячи квадратных метров. Он построен рядом с основным аэропортовым комплексом. В терминале — пять помещений для деловых мероприятий и встреч.

Во время зимней Олимпиады-2014 пропускная способность аэропорта достигала 3800 пассажиров в час, что полностью соответствует требованиям Международного олимпийского комитета. В пиковые дни аэропорт смог обеспечить 575 взлётно-посадочных операций в сутки, что сопоставимо с интенсивностью воздушного движения в крупнейших аэропортах мира.

С 19 октября 2014 года в аэропорту действует режим «открытого неба», позволивший открыть множество новых международных направлений.

В 2015 году Международным советом аэропортов аэропорт Сочи наряду с Шереметьево и Пулково признаны лучшими в Европе по уровню обслуживания.

Транспортное сообщение

Железнодорожный терминал платформы Аэропорт Сочи

С 20 апреля 2013 года терминал Международного аэропорта Сочи начал приём городских автобусов. Для максимального удобства предусмотрен заезд общественного транспорта по пандусу, расположенному на уровне второго этажа аэровокзального комплекса, для высадки пассажиров: с пандуса они могут непосредственно попадать в зал ожидания и зоны регистрации аэропорта, минуя лестницы, лифты и эскалаторы. Действуют три транзитных маршрута № 105 (Автовокзал Сочи — ГЛК «Роза-хутор» с 5.20 до 23.15 часов, и его ускоренный вариант 105-с, без заезда в Хосту и Кудепсту, с 6 до 23.35 часов, оба варианта дают интервал движения от 13 до 25 минут), 131 (5 раз в день) и 135 (Адлер (Стадион «Труд») — ГЛК «Роза-хутор», с 7 до 23.35 часов, интервал — 30 минут).

Посадка пассажиров и других посетителей аэропорта будет производиться у подъезда терминала, расположенного на первом этаже аэровокзала. Остановки общественного транспорта расположены в непосредственной близости к залам прилётов и выдачи багажа.

Строительство платформы Аэропорт Сочи и эстакады были начаты в 2009, а 15 февраля 2012 года на этой линии от Аэропорта через Адлер, Хосту и Мацесту до Сочи курсируют электропоезда «аэроэкспресс» (с 1 мая 2013 — электропоезда «Ласточка») 4 раза в сутки (в обратном направлении, к аэропорту − 5 раз) с интервалами от 3 до 6 часов. Время в пути около 45 минут, максимальная скорость — 160 км/ч, стоимость проезда от 200 до 350 рублей.

С 20 декабря 2014 года по 30 июня 2015 года движение пригородных электропоездов от станции «Аэропорт Сочи» было приостановлено по решению ОАО «Российские железные дороги».

С 30 июня 2015 года движение пригородных электропоездов от станции «Аэропорт Сочи» возобновлено. Цена проезда составляет 17 рублей за пригородную зону. Таким образом, проезд до Аэропорта от станции Сочи обходится в 51 рубль.

Аварии и происшествия

  • В субботу 28 июля 1962 года неподалёку от села Орехово (Арасаху) в Гагрском районе (Абхазская АССР, Грузинская ССР) потерпел катастрофу Ан-10А компании Аэрофлот. Самолёт выполнял рейс 415 (Львов—Симферополь—Сочи), когда при заходе на посадку в сочинский аэропорт Адлер в двух десятках километров от него врезался в гору. Погибли все находящиеся на борту 81 человек.

Основная статья: Катастрофа Ан-10 под Гаграми

  • 1 октября 1972 в 19:40 самолёт Ил-18, следовавший рейсом Сочи — Москва, потерпел крушение с 109 пассажирами на борту (выживших нет): самолёт разбился о воду на скорости около 300 км/ч и затонул на глубине 600 метров в расщелине, в устье реки Мзымты (расстояние от места крушения до береговой линии около 2 км). Вероятные причины катастрофы: выход из строя топливной системы, двигателей или сердечный приступ у пилота.

Основная статья: Катастрофа Ил-18 под Адлером

  • В ноябре 1990 самолёт Ту-154, следоваший рейсом Ереван — Сочи — Рига, осуществил посадку без левой стойки шасси.
  • 3 мая 2006 Airbus A320 авиакомпании Армавиа, направлявшийся в Сочи из Еревана, выполняя заход на посадку, разбился в нескольких километрах от берега. Все 113 человек, находившиеся на борту, погибли.

Основная статья: Катастрофа A320 под Сочи

  • 25 июня 2015 во время масштабного наводнения в Адлерском и Хостинском районах Сочи на первый этаж аэровокзального комплекса аэропорта проникла вода.
  • 25 декабря 2016 Ту-154 Минобороны России упал в Чёрное море спустя несколько минут после вылета. На борту находилось 92 человека.Основная статья: Катастрофа Ту-154 под Сочи
  • 1 сентября 2018 cледовавший из Москвы пассажирский самолетBoeing 737-800 авиакомпании Utair загорелся после посадки в аэропорту города Сочи. В результате инцидента пострадали 18 человек. Воздушное судно выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулось с ограждением. Никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. Умер сотрудник, помогавший с эвакуацией, сердечный приступ.

Права собственности и акционерный капитал

Указом Президента РФ от 3 мая 2006 г N456 аэропорт Сочи исключён из перечня стратегических предприятий, ранее утверждённого указом от 4 августа 2004 г. N1009.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России на заседании 29 августа 2006 г зарегистрировала выпуск и отчет об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций АО «Международный аэропорт Сочи» на общую сумму 1 млрд 142 млн 035 тыс. 400 руб. Размещение проходило путём приобретения акций акционерного общества Российской Федерацией при преобразовании в ОАО государственного предприятия в процессе приватизации.

Количество ценных бумаг выпуска — 11 млн 420 тыс. 354 шт, номинальная стоимость каждой акции — 100 руб. Выпуску присвоен государственный регистрационный номер 1-01-55219-E.

Взлетно-посадочная полоса не является имуществом, подлежащим приватизации, и находится в аренде у аэропорта.

Правительство РФ распоряжением от 16 сентября N1301-р включило 100% акций АО «Международный аэропорт Сочи» в программу приватизации федерального имущества на 2006 г. Российский фонд федерального имущества 20 ноября 2006 г. провел аукцион по продаже 100% акций OAO «Международный аэропорт Сочи». Победителем аукциона стало ООО «Стратегия-Юг» — структура, аффилированная с БазЭл («Базовый Элемент», до 2001 года — группа «Сибирский алюминий»), заплатившая 5 миллиардов 503 миллиона 665 тысяч рублей. Аэропорт в Сочи стал четвёртым на юге России для Русско-Азиатской инвестиционной компании (РАИнКО, реальный владелец — Олег Дерипаска). К этому времени компания уже управляла через холдинг «Аэропорты Юга» тремя аэропортами — в городах Краснодаре (аэропорт Пашковский), Анапе и строившимся ещё в то время в Геленджике. В июле 2007 «Базэл» за $10 млн приобрел ЗАО «Сочи-авиа-инвест» — владельца 65% топливо-заправочного комплекса аэропорта Сочи.

Примечания

  1. Аэропорты «Базэл Аэро» обслужили более 10,8 млн пассажиров в 2017 году (недоступная ссылка). Проверено 18 января 2018. Архивировано 18 января 2018 года.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
  3. Скоморохов, Н. М. «Адлер» — это значит «орел»! // Боем живёт истребитель. — М.: Воениздат, 1975.
  4. Об утверждении стратегии инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Сочи до 2020 года // Постановление адм. г. Сочи, п. 2.1.4.
  5. Круг второй // Российская газета
  6. До конца лета в аэропорту Сочи будут работать все 10 телетрапов // ТК Россия
  7. В аэропорту Сочи открыт VIP-терминал // Вести.ru
  8. Аэропорт Сочи за время Олимпиады обслужил около 353 тыс. пассажиров
  9. Аэропорт Сочи признан одним из лучших в Европе. Аргументы и факты — Юг
  10. Артюхов С.А. Очерки по истории Сочи. 1918-1990 гг.- Сочи, 2006.- С.86
  11. Технические характеристики Международного аэропорта Сочи Архивировано 24 августа 2013 года.
  12. Международный аэропорт Сочи впервые в своей истории обслужил пятимиллионного пассажира с начала года / АвиаПорт.Дайджест
  13. Аэропорты «Базэл Аэро» обслужили в 2013 году более 6,2 млн пассажиров
  14. Олимпиада увеличила пассажиропоток Сочи в 2014 году на 28%
  15. Аэропорты «Базэл Аэро» обслужили в 2015 году более 8,6 млн человек (недоступная ссылка). Проверено 21 января 2016. Архивировано 26 января 2016 года.
  16. Аэропорт Сочи в 2016 году установил рекорд, приняв более 5,2 млн пассажиров. ТАСС
  17. Аэропорты «Базэл Аэро» обслужили более 10,8 млн пассажиров в 2017 году (недоступная ссылка). Базэл Аэро. Проверено 18 января 2018. Архивировано 18 января 2018 года.
  18. 1 2 На Черноморском побережье вводятся дополнительные рейсы пригородных электропоездов «Ласточка».
  19. Аэроэкспресс в Домодедово, Шереметьево, Внуково — Тарифы (недоступная ссылка). Проверено 27 июня 2013. Архивировано 29 июля 2013 года.
  20. Какой транспорт ходит до аэропорта Сочи? Смотреть маршрут на карте и расписание
  21. «Межгосударственный авиационный комитет», «Отчет о расследовании авиапроисшествия с самолетом Airbus A320 EK-32009 авиакомпании Армавиа, 03.05.2006» Архивировано 27 июня 2011 года.
  22. В Сочи Boeing 737-800 авиакомпании ЮТэйр выкатился за пределы ВПП и загорелся
  23. Авария Boeing 737 в Сочи
  24. ОАО «Международный аэропорт Сочи», Новости
  25. «РИА Новости», «Аэропорт Сочи продан с аукциона», 20 ноября 2006
  26. «РИА Новости», «Аэропорт Сочи станет четвертым на юге РФ для инвесткомпании Дерипаски», 20 ноября 2006 (недоступная ссылка)
  27. «КоммерсантЪ», «Аэропорт Сочи вернул себе топливо-заправочный комплекс», 5 июля 2007
  28. Новая Зеландия выпускает Сочинскую Олимпийскую монету. Голос России
  29. ТАСС: Экономика и бизнес — Аэропорт Сочи установил рекорд по ежесуточному приему пассажиров

Ссылки

Аэропорты

Международный аэропорт «Сочи» • Старый сочинский аэродром (закрыт) • Лазаревское (закрыт)

Вертодромы

Сочи • Красная Поляна • Аибга • Макопсе

Авиакомпании, базировавшиеся в Сочи

Авиаприма (исчезла) • Черномор Авиа (исчезла)

Аэропорты Краснодарского края

Международные

Анапа • Краснодар • Сочи

Другие

Более 10 млн
  • Шереметьево (Москва) 45,83
  • Домодедово (Москва) 29,40
  • Внуково (Москва) 21,48
  • Пулково (Санкт-Петербург) 18,12
От 3 до 10 млн
  • Сочи 6,34
  • Кольцово (Екатеринбург) 6,13
  • Толмачёво (Новосибирск) 5,91
  • Симферополь 5,15
  • Пашковский (Краснодар) 4,17
  • Уфа 3,24
  • Платов (Ростов-на-Дону) 3,24
  • Казань 3,14
  • Курумоч (Самара) 3,09
От 1 до 3 млн
  • Кневичи (Владивосток) 2,63
  • Емельяново (Красноярск) 2,59
  • Минеральные Воды 2,41
  • Иркутск 2,21
  • Храброво (Калининград) 2,15
  • Новый (Хабаровск) 2,14
  • Рощино (Тюмень) 1,99
  • Сургут 1,76
  • Баландино (Челябинск) 1,66
  • Большое Савино (Пермь) 1,52
  • Витязево (Анапа) 1,50
  • Уйташ (Махачкала) 1,29
  • Жуковский (Москва) 1,16
  • Гумрак (Волгоград) 1,14
  • Стригино (Нижний Новгород) 1,14
  • Центральный (Омск) 1,11
  • Хомутово (Южно-Сахалинск) 1,07
От 500 тыс.
до 1 млн
  • Новый Уренгой 0,97
  • Талаги (Архангельск) 0,94
  • Мурманск 0,94
  • Якутск 0,91
  • Бегишево (Нижнекамск) 0,78
  • Чертовицкое (Воронеж) 0,77
  • Оренбург 0,75
  • Елизово (Петропавловск-Камчатский) 0,70
  • Нижневартовск 0,65
  • Богашёво (Томск) 0,63
  • Астрахань 0,60
  • Сыктывкар 0,56
  • Михайловка (Барнаул) 0,51
  1. На территории Крыма, присоединение которого к России не получило международного признания.
  2. данные за 2017 год

Схема аэропорта Сочи (Адлер) скачать бесплатно. Город Сочи всегда был одним из популярных курортов России, а после Олимпиады 2014 года он стал самым популярным направлением для отдыха российских туристов. Более половины россиян, планирующих отдых в г. Сочи предпочитают добираться на курорт на воздушном транспорте. В связи с этим, международный аэропорт г. Сочи, который находится совсем недалеко от Адлера, очень популярен и востребован.

В настоящее время аэропорт Сочи входит в десятку лучших аэропортов России. Основная заслуга в столь высоком уровне аэропорта принадлежит Зимней Олимпиаде, которая с большим фурором прошла в г.Сочи в 2014 году. К Олимпиаде в аэропорту Сочи (Адлер) было сделано много улучшений, которые привели к повышению популярности данного аэропорта. Особенно востребован аэропорт, конечно, в летнее время, когда в Сочи едет отдыхать огромный поток туристов. Летом аэропорт в течение часа обслуживает более 3 тыс прибывающих на отдых.

В аэропорт Сочи-Адлер летают самолеты более, чем из 50 городов России, стран дальнего зарубежья и СНГ. В аэропорту 2 терминала. В 2010 году был запущен в эксплуатацию современный аэровокзальный комплекс, который поделен на 2 части: для международных рейсов и для внутренних. Первый этаж аэровокзала обслуживает прилетающих пассажиров, а второй этаж предназначен для вылетающих.

Аэропорт Сочи (Адлер) был создан в 1945 году, и был обновлен с помощью инновационных технологий к Зимней Олимпиаде 2014 года согласно требований международных стандартов. Аэропорт Адлера полностью удовлетворяет требованиям Международного Олимпийского Комитета. Аэропорт принимает рейсы более 40 авиакомпаний, в том числе и лидера авиаперевозок в этом регионе «Базэл Аэро».

Регистрация пассажиров в аэропорту Сочи проходит, как на стойках с обслуживающим персоналом, так и в терминалах самообслуживания (киоски саморегистрации).

Аэропорт оборудован всем необходимым для приема людей с ограниченными возможностями. В аэропорту есть удобные лифты и эскалаторы с автоматическим оповещением и с описанием с использованием символом Брайля.

Особенностью аэропорта г. Сочи (Адлер) является применение энергосберегающих технологий, то есть использование солнечных батарей. Аэропорт снабжен 2 взлетно-посадочными полосами. В 2015 году аэропорту было присуждено 5 звезд.

Как и на чем можно добраться до аэропорта г.Сочи:

С железнодорожного вокзала в г. Сочи и Адлера в аэропорт можно добраться на скоростном электропоезде за 45 минут. Если вы планируете ехать от автовокзала г. Сочи, то вам нужно сесть на автобус № 105. Из Адлера в направлении аэропорта едет автобус №135.

А если у вас есть время перед полетом, рекомендуем прогуляться по улицам Адлера, хотя бы даже виртуально:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *